Екатеринбург |
|
25 февраля 2015 г. |
Дело N А71-4092/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 февраля 2015 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 февраля 2015 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Гайдука А.А.,
судей Лимонова И.В., Черкасской Г.Н.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу муниципального образования "Город Ижевск" в лице Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации г. Ижевска (далее - Управление ЖКХ Администрации г. Ижевска, заявитель) на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 31.07.2014 по делу N А71-4092/2014 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.11.2014 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
Управления ЖКХ Администрации г. Ижевска - Шуклина О.Л. (доверенность от 12.01.2015 N 4/Д); Зыкина Э.Г. (доверенность от 12.01.2015 N 5/Д);
муниципального автономного учреждения "Городское жилищное управление - Управляющая компания в жилищно-коммунальном хозяйстве г. Ижевска" (далее - учреждение "ГЖУ - УК в ЖКХ г. Ижевска) - Мухаметдинов И.Г. (доверенность от 12.02.2015 N 14-Д);
общества с ограниченной ответственностью "Удмуртские коммунальные системы" (далее - общество "УКС") - Арефьева Е.В. (доверенность от 28.04.2014 N 06-12/43).
Общество "УКС" обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с исковым заявлением о взыскании с муниципального образования "город Ижевск" в лице Управления ЖКХ Администрации г. Ижевска и в лице Управления имущественных отношений Администрации г. Ижевска за счет казны данного муниципального образования в порядке субсидиарной ответственности задолженности учреждения "ГЖУ - УК в ЖКХ г. Ижевска", взысканной в рамках дел N А71-9553/2011, N А71-5017/2011, N А71-3700/2012, N А71-7873/2012, N А71-12267/2012, N А71-13441/2012, N А71-11862/2012 и N А71-7649/2013, в размере 375 496 529 руб. 04 коп. (с учетом уточнения исковых требований, принятого судом на основании норм ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и удовлетворенного в соответствии со ст. 47 данного Кодекса ходатайства истца о замене ответчика).
На основании норм ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены учреждение "ГЖУ - УК в ЖКХ г. Ижевска".
Решением суда от 31.07.2014 (судья Ветошкина М.А.) производство по делу в части требований общества "УКС" о взыскании с муниципального образования "город Ижевск" в лице Управления ЖКХ Администрации г. Ижевска за счет казны данного муниципального образования задолженности в размере 4 746 569 руб. 09 коп. прекращено.
Исковые требования общества "УКС" о взыскании долга в размере 370 749 959 руб. 95 коп. удовлетворены: с муниципального образования "Город Ижевск" в лице Управления ЖКХ Администрации г. Ижевска за счет казны муниципального образования в пользу общества "УКС" взыскан задолженность в указанном размере, а также денежные средства в возмещение судебных расходов по уплате государственной пошлины в размере 200 000 руб.
В удовлетворении исковых требований общества "УКС", предъявленных к муниципальному образованию "город Ижевск" в лице Управления имущественных отношений Администрации г. Ижевска, отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.11.2014 (судьи Масальская Н.Г., Гладких Д.Ю, Крымджанова Д.И.) решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Управление ЖКХ Администрации г. Ижевска обратилось с кассационной жалобой, в которой просит названные решение и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований, заявленных обществом "УКС".
По мнению заявителя кассационной жалобы, при рассмотрении данного дела имели место нарушения процессуальных норм, которые привели к принятию неправильного решения по существу спора.
В обоснование названного утверждения Управление ЖКХ Администрации г. Ижевска отмечает, что общество "УКС" заявляя рассматриваемые исковые требования к нескольким ответчикам, в нарушение норм ст. 125 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не конкретизировал указанные требования в отношении каждого из соответчиков со ссылками на нормы права.
Заявитель также полагает, что суд первой инстанции после удовлетворения в соответствии со ст. 47 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ходатайства истца о замене ответчика, не возвращаясь в стадию предварительного слушания дела, как того требуют нормы указанной статьи, объявил перерыв и после возобновления судебного разбирательства принял решение.
Кроме того, Управление ЖКХ Администрации г. Ижевска полагает, что необоснованно привлечено к участию в деле в качестве ответчика по требованиям общества "УКС" о взыскании с него в порядке субсидиарной ответственности долга учреждения "ГЖУ - УК в ЖКХ г. Ижевска" на основании п. 6 ст. 63 Гражданского кодекса Российской Федерации. Заявитель ссылается на то, что не является собственником имущества указанного учреждения.
Заявитель кассационной жалобы также считает, что разъяснения, изложенные в п. 7 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 21 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением ст. 120 Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - постановление Пленума ВАС РФ N 21) при рассмотрении настоящего дела не подлежат применению, поскольку исковые требования основаны истцом не на нормах ст. 120 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Помимо изложенного Управление ЖКХ Администрации г. Ижевска отмечает, что при установлении у него статуса главного распорядителя бюджетных средств учреждения "ГЖУ - УК в ЖКХ г. Ижевска" суды нарушили нормы Бюджетного кодекса Российской Федерации и не приняли во внимание тот факт, что основной должник является автономным, а не казенным учреждением.
По мнению заявителя, вывод судебных инстанций о правомерности исковых требований общества "УКС", основанных на нормах п. 6 ст. 63 Гражданского кодекса Российской Федерации, не соответствует представленным в материалы дела доказательствам, которые, как считает ответчик, не подтверждают недостаточность денежных средств у учреждения "ГЖУ - УК в ЖКХ г. Ижевска".
Управление ЖКХ Администрации г. Ижевска полагает, что требования о взыскании долга названного учреждения как основного должника в порядке субсидиарной ответственности, заявлены обществом "УКС" преждевременно.
Общество "УКС" представило письменный мотивированный отзыв на кассационную жалобу Управления ЖКХ Администрации г. Ижевска, в котором просит оставить данную жалобу без удовлетворения, ссылаясь на необоснованность изложенных в ней доводов заявителя.
От Управления имущественных отношений Администрации г. Ижевска также поступил письменный отзыв, в котором оно просит отменить обжалуемые судебные акты как противоречащие, по его мнению, нормам действующего законодательства.
Проверив законность обжалуемых решения и постановления в порядке, предусмотренном нормами ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции установил, что оснований для их отмены не имеется.
Как следует из материалов дела и установлено судами, вступившими в законную силу судебными актами по делам N А71-9553/2011, N А71-5017/2011, N А71-3700/2012, N А71-7873/2012, N А71- 12267/2012, N А71-13441/2012, N А71-11862/2012, N А71-7649/2013 с учреждения "ГЖУ - УК в ЖКХ г. Ижевска"" в пользу общества "УКС" взыскана задолженность в общей сумме 412 463 214 руб. 55 коп.
На основании судебных актов по указанным делам обществу "УКС" выданы исполнительные листы, на основании которых возбуждены соответствующие исполнительные производства.
Постановлением Администрации г. Ижевска от 10.08.2012 N 834 "О ликвидации учреждения "ГЖУ - УК в ЖКХ г. Ижевска" утверждена ликвидационная комиссия.
Письмом от 02.11.2012 N 05-10/1295 общество "УКС" обратилось в ликвидационную комиссию названного должника с заявлением о включении требований в размере 707 096 946 руб. 20 коп., в том числе, задолженности, взысканной в рамках вышеуказанных арбитражных дел, в реестр требований кредиторов.
Согласно ответа от 18.10.2013 N 57434/13/17118, полученного на письменный запрос истца от Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Удмуртской Республики, следует, что в отношении учреждения "ГЖУ - УК в ЖКХ г. Ижевска" на исполнении находятся 139 исполнительных документа на взыскание денежных средств в общем размере 440 859 574 руб. 08 коп.
Также в названном письме указано, что в рамках сводного исполнительного производства N 9826/13/17/18 направлены запросы в регистрирующие органы и в кредитные организации, а также направлены постановления о розыске счетов и наложении арестов на денежные средства должника. В ходе исполнительного производства установлено, что имущество за должником не зарегистрировано.
На основании информации, полученной от кредитных организаций, в которых у должника имелись открытые счета, судебными приставами-исполнителями Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Удмуртской Республики вынесены постановления об обращении взыскания на денежные средства должника и направлены в соответствующие банки.
Ввиду недостаточности денежных средств у учреждения "ГЖУ - УК в ЖКХ г. Ижевска" для погашения задолженности в размере 375 496 529 руб. 04 коп., общество "УКС" обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Суд первой инстанции, оценив представленные в материалы дела документы, установил, что Управление ЖКХ Администрации г. Ижевска является главным распорядителем средств бюджета муниципального образования "город Ижевск" по вопросам жилищно-коммунального хозяйства, в том числе, по компенсации расходов учреждения "ГЖУ - УК в ЖКХ г. Ижевска".
В связи с данным обстоятельством, принимая во внимание то, что истец воспользовался своим правом и заявил о включении своих требований до завершения процедуры ликвидации указанного учреждения, суд пришел к выводу о наличии предусмотренных п. 6 ст. 63 Гражданского кодекса Российской Федерации оснований для возложения субсидиарной ответственности на муниципальное образование в лице Управления ЖКХ Администрации г. Ижевска.
При этом суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования, предъявленные к названному ответчику, в размере 370 749 959 руб. 95 коп., учел, что судебными актами по делам N А71-12267/2012 и N А71-11862/2012 субсидиарная ответственность на муниципальное образование "город Ижевск" в лице Управления ЖКХ Администрации г. Ижевска уже возложена, в связи с чем производство по делу в части взыскания 4 746 569 руб. 09 коп. прекратил на основании подп. 2 п. 2 ст. 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Отказывая в удовлетворении требования общества "УКС" к муниципальному образованию "город Ижевск" в лице Управления имущественных отношений Администрации г. Ижевска суд исходил из того, что Управление имущественных отношений Администрации г. Ижевска не является ни собственником имущества учреждения "ГЖУ - УК в ЖКХ г. Ижевска", ни распорядителем средств местного бюджета муниципального образования "город Ижевск" по вопросам жилищно-коммунального хозяйства.
Суд апелляционной инстанции с выводами, изложенными в решении, согласился, признал их законными и обоснованными. Арбитражный апелляционный суд отклонил довод ответчика о преждевременности предъявления исковых требований о привлечении к субсидиарной ответственности муниципального образования "город Ижевск" со ссылкой на то, что недостаточность средств у должника может быть установлена только после удовлетворения требований кредиторов соответствующей очереди, как основанный на неверном толковании норм ст. 63 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и действующему законодательству.
В пункте 1 ст. 399 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрена возможность предъявления кредитором требований не только к должнику, допустившему нарушение обязательства, но и к другому лицу, не являющемуся стороной по этому обязательству (субсидиарная ответственность).
Согласно п. 6 ст. 63 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на дату обращения общества "УКС" с иском) при недостаточности у ликвидируемого казенного предприятия имущества, а у ликвидируемого учреждения - денежных средств для удовлетворения требований кредиторов последние вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении оставшейся части требований за счет собственника имущества этого предприятия или учреждения.
Исходя из п. 10 постановления Пленума ВАС РФ N 21 при рассмотрении требований о привлечении собственника имущества учреждения к субсидиарной ответственности по обязательствам ликвидируемого учреждения судам необходимо учитывать следующее.
Пунктами 1, 2, 6 ст. 63 и п. 5 ст. 64 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что правом на привлечение к субсидиарной ответственности собственника имущества ликвидируемого учреждения обладают кредиторы, заявившие ликвидационной комиссии требования до завершения ликвидации учреждения. Поэтому требования кредиторов, заявленные после завершения ликвидации учреждения, не могут быть удовлетворены за счет собственника имущества учреждения.
В соответствии с п. 7 постановления Пленума от 22.06.2006 N 21 при определении надлежащего ответчика, несущего субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения, судам следует исходить из того, что такую ответственность несет собственник имущества учреждения, то есть Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование соответственно.
Суды с учетом п. 1.4 Устава учреждения "ГЖУ - УК в ЖКХ г. Ижевска", утвержденного постановлением Администрации г. Ижевска от 19.09.2011 N 936, и п. 1.1 решения Городской Думы г. Ижевска "Об учреждении отраслевого органа - структурного подразделения Администрации г. Ижевска - Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации г. Ижевска" установили, что Управление ЖКХ Администрации г. Ижевска является главным распорядителем средств бюджета указанного муниципального образования по вопросам жилищно-коммунального хозяйства.
Исследовав и оценив по правилам ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, суды также признали доказанным факт отсутствия у учреждения "ГЖУ - УК в ЖКХ г. Ижевска" денежных средств для погашения задолженности перед обществом "УКС", наличие которой подтверждено вступившими в законную силу судебными актами.
В связи с вышеизложенным, поскольку истец воспользовался своим правом и заявил о включении соответствующих требований до завершения процедуры ликвидации названного учреждения, суды пришли к верному выводу о наличии оснований для применения норм п. 6 ст. 63 Гражданского кодекса Российской Федерации о субсидиарной ответственности собственника имущества этого учреждения и правомерно удовлетворили требования истца о взыскании долга в размере 370 749 959 руб. 95 коп. с муниципального образования "город Ижевск" в лице Управления ЖКХ Администрации г. Ижевска.
Вопреки утверждению заявителя кассационной жалобы, ответчик по исковым требованиям общества "УКС" определен судом правильно - муниципальное образование "город Ижевск" как собственник имущества ликвидируемого автономного учреждения, взыскание спорных денежных средств производится за счет казны данного муниципального образования.
Таким образом, подлежат отклонению и доводы Управления ЖКХ Администрации г. Ижевска о нарушении истцом норм ст. 125 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и о несоблюдении норм ст. 47 данного Кодекса судом первой инстанции.
Данные утверждения не могут рассматриваться в качестве оснований для отмены обжалуемых судебных актов, поскольку не свидетельствуют о наличии процессуальных нарушений, которые установлены в п. 3 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Замена, произведенная судом по результатам удовлетворения ходатайства истца, заявленного в судебной заседании, состоявшемся 25.07.2014, по сути произведена в целях определения конкретного органа, уполномоченного представлять муниципальное образование "город Ижевск" в данном деле (п. 2 ст. 125 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Указание на то, что муниципальное образование выступает в лице соответствующего финансового либо иного уполномоченного органа, не касается материально-правовой стороны спора, а определяет лишь процессуальные особенности рассмотрения дел с участием публично-правовых образований.
Кроме того, исходя из содержания обжалуемого решения суда первой инстанции суд после удовлетворения названного ходатайства общества "УКС" рассмотрел заявленные исковые требования и возражения участвующих в деле лиц относительно данных требований с самого начала (стр. 3).
Ссылка заявителя кассационной жалобы на то, что истец не представил надлежащих доказательств, подтверждающих недостаточность денежных средств у учреждения "ГЖУ - УК в ЖКХ г. Ижевска", отклоняется судом кассационной инстанции, поскольку опровергается имеющимися в материалах дела документами, исследованными судами первой и апелляционной инстанций в соответствии с требованиями норм действующего процессуального законодательства. Каких-либо опровергающих документов, свидетельствующих о наличии у учреждения "ГЖУ - УК в ЖКХ г. Ижевска" денежных средств в размере, достаточном для погашения задолженности перед истцом, не представлено (ст. 9, 65, 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В связи с изложенным нарушений норм ст. 63 Гражданского кодекса Российской Федерации судами не допущено. Утверждение Управления ЖКХ Администрации г. Ижевска об обратном, в том числе, с указанием на то, что требования общества "УКС" являются преждевременными, не соответствует толкованию норм названной статьи.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы исследованы судами при рассмотрении дела. Все возражения относительно исковых требований общества "УКС" получили надлежащую правовую оценку и обоснованно отклонены судами с приведением подробных мотивов в тексте обжалуемых решения и постановления.
В соответствии с нормами ст. 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в полномочия суда кассационной инстанции не входят установление обстоятельств, которые не были установлены в решении или постановлении либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, а также переоценка доказательств, которым уже была дана оценка судами нижестоящих инстанций (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.03.2013 N 13031/12).
Нарушение норм материального права, как и процессуальных нарушений, в том числе являющихся безусловными основаниями для отмены судебных актов (ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые решение и постановление подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба муниципального образования "город Ижевск" в лице Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ижевска - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 31.07.2014 по делу N А71-4092/2014 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.11.2014 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу муниципального образования "город Ижевск" в лице Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ижевска - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.А. Гайдук |
Судьи |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.