23 сентября 2011 г. |
N Ф09-5676/11 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 сентября 2011 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 сентября 2011 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Черкезова Е.О.,
судей Василенко С.Н., Сухановой Н.Н.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Оренбургской таможни (далее - таможня, таможенный орган, заявитель) на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 15.02.2011 по делу N А47-4004/2010 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.05.2011 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
таможни - Медянцева И.И. (доверенность от 12.01.2011 N 007), Соболева Е.Н. (доверенность от 20.01.2011 N 046);
открытого акционерного общества "Орскнефтеоргсинтез" (далее - общество) - Бейлисон Р.Е. (доверенность от 01.01.2011 N 007).
Общество обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к таможне о взыскании излишне уплаченных таможенных платежей в сумме 438 010 руб. 45 коп.
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 15.02.2011 (судья Хижняя Е.Ю.) заявленные требования удовлетворены. Суд обязал таможню произвести возврат обществу сумму излишне уплаченных таможенных платежей в размере 438 010 руб. 45 коп.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.05.2011 (судьи Тимохин О.Б., Арямов А.А., Костин В.Ю.) решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе таможенный орган просит названные судебные акты отменить, принять новый судебный акт. При этом заявитель ссылается на то, что решение о корректировке таможенной стоимости (далее - КТС) товара может быть принято таможенным органом только после проведения проверки правильности определения таможенной стоимости. Проверку, в силу п. 2 ст. 361 Таможенного кодекса российской Федерации (далее - Кодекс), возможно проводить в течении одного года со дня утраты товарами статуса находящегося под таможенным контролем, названный годичный срок является пресекательным. На основании указанного, заявитель полагает, что срок для проверки достоверности сведений, заявленных обществом в грузовых таможенных декларациях (далее - ГТД) истек 23.05.2009. Таким образом, как указывает таможенный орган, на момент обращения обществом (04.06.2009) в таможню с заявлением о проведении КТС, отведенный законодательством срок истек, и таможенный орган не имел права проводить какие - либо проверочные мероприятия, следовательно, факт излишне уплаченных таможенных платежей по представленным обществом ГТД, таможней установлен не был.
Как следует из материалов дела, 07.12.2007 между обществом и ЮОП Лимитед (Великобритания) заключен контракт на поставку катализаторов б/н общей стоимостью 4 316 302, 50 долларов США, во исполнение которого общество приобрело у поставщика катализатор марки R-98 и ввез его на территорию Российской Федерации, задекларировав по ГТД N 10409100/150508/0003090 и N 10409100/230508/0003309.
В соответствии с изначально задекларированной стоимостью контакта общество уплатило таможенные платежи в сумме 25 700 000 руб. по платежному поручению от 08.04.2008 N 1336. В дальнейшем, как следует из дополнения N 4 к контракту на поставку катализатора от 07.12.2007, стоимость указанного контракта уменьшена сторонами на 77 307, 03 долларов США. На основании изменения цены контракта, обществом вносились изменения в паспорт сделки от 12.12.2007, который переоформлен 01.06.2009.
Сумма уменьшения цены контракта перечислена на счет общества, что подтверждено ведомостью банковского контроля от 28.12.2010.
В связи с изменением стоимости сделки по контракту от 07.12.2007 общество обратилось в таможню с письменными просьбами о КТС товара по ГТД N 10409100/150508/0003090 и N 10409100/230508/0003309, что оформлено письмами от 04.06.2009 N 619-Н и от 16.11.2009 N 1346-Н.
Таможенный орган письмом от 20.11.2009 N 22-13/21617 со ссылкой на п. 2 ст. 361 Кодекса отказал обществу в проведении КТС, поскольку товар, ввезенный по спорным ГТД, утратил статус находящегося под таможенным контролем более года на момент обращения.
Общество 12.03.2010 повторно направило в таможню заявление о возврате (зачете) денежных средств в порядке статей 330, 335 Кодекса, на которое таможенный орган ответило письмом от 24.03.2010 N 2-38/4683, отказав в возврате денежных средств в связи с истечением годичного срока для проверки правильности представленной корректировки, предусмотренного ст. 361 Кодекса, указав, что факт излишне уплаченных таможенных пошлин и налогов по названным ГТД таможенным органом не установлен.
Полагая, что данный отказ таможни не соответствует закону и нарушает его права в сфере экономической деятельности, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из того, что оспариваемый отказ таможни не соответствует действующему законодательству и нарушает права и интересы общества.
Выводы судов являются правильными, соответствуют действующему законодательству.
В силу п. 1 ст. 355 Кодекса, излишне уплаченной или излишне взысканной суммой таможенных пошлин, налогов является сумма фактически уплаченных или взысканных в качестве таможенных пошлин, налогов денежных средств, размер которых превышает сумму, подлежащую уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации и Таможенным кодексом Российской Федерации.
Излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника). Указанное заявление и прилагаемые к нему документы подаются в таможенный орган, который осуществляет администрирование данных денежных средств либо которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания. К указанному заявлению должны прилагаться документы, подтверждающие факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин, налогов (п. 2 ст. 355 Кодекса).
Согласно п. 4 ст. 355 Кодекса, возврат излишне уплаченных таможенных пошлин, налогов производится по решению таможенного органа, на счет которого поступили суммы таможенных платежей. Общий срок рассмотрения заявления о возврате, принятия решения о возврате и возврат сумм излишне уплаченных таможенных пошлин, налогов не может превышать один месяц со дня подачи заявления о возврате и представления всех необходимых документов. При нарушении указанного срока на сумму излишне уплаченных таможенных пошлин, налогов, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации, действовавшей в период нарушения срока возврата.
При этом п. 2 ст. 361 Кодекса установлено, что проверка достоверности сведений после выпуска товаров может осуществляться таможенными органами в течение одного года со дня утраты товарами статуса находящихся под таможенным контролем.
Пунктом 1 ст. 323 Кодекса предусмотрено, что таможенная стоимость товаров определяется декларантом согласно методам определения таможенной стоимости, установленным законодательством Российской Федерации, и заявляется в таможенный орган при декларировании товаров.
Заявляемая декларантом таможенная стоимость товаров и представляемые им сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной и документально подтвержденной информации (п. 2 ст. 323 Кодекса).
Основным методом определения таможенной стоимости товаров является метод по стоимости сделки с ввозимыми товарами, порядок и условия применения которого содержатся в ст. 19 Закона Российской Федерации от 21.05.1993 N 5003-1 "О таможенном тарифе" (далее - Закон N 5003-1).
В соответствии с п. 1 ст. 19 Закона N 5003-1 таможенной стоимостью товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, является стоимость сделки, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за товары при их продаже на экспорт в Российскую Федерацию.
Судами установлено и материалами дела подтверждено, что между обществом и ЮОП Лимитед (Великобритания) заключен контракт на поставку катализаторов б/н общей стоимостью 4 316 302, 50 долларов США, в последующем стороны пришли к соглашению о фактической покупной цене товара, которая составила в итоге 4 092 557, 47 долларов США.
Оценив по правилам ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства в их взаимосвязи и совокупности, а именно контракт от 07.12.2007, дополнения к нему от 30.12.2008 N 3, от 15.05.2009 N 4, инвойс от 17.12.2007 N 01141085, паспорт сделки от 12.12.2007, переоформленный паспорт сделки от 01.06.2009, суды пришли к обоснованному выводу о том, что действия таможни по отказу в возврате заявленной обществом суммы излишне уплаченных таможенных платежей являлись необоснованными, а сам отказ нарушал права общества и противоречил Кодексу, Закону N 5300-1.
Довод заявителя кассационной жалобы об истечении срока проведения проверки достоверности заявленных в ГТД сведений на момент обращения общества с заявлением о возврате излишне уплаченных пошлин детально исследован судами. Как верно указали суды, годичный срок, предусмотренный ст. 361 Кодекса, является сроком, в течение которого таможенный орган вправе осуществлять таможенный контроль. Указанная норма права не содержит запрета на осуществление проверки документов, представленных плательщиком таможенных платежей в порядке ст. 355 Кодекса с целью возврата излишне уплаченных денежных средств.
Исчерпывающий перечень обстоятельств, при которых возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин не производится, содержит п. 9 ст. 355 Кодекса. В отсутствие доказательств, свидетельствующих о наличии таких обстоятельств, применительно к рассматриваемому спору, суды правомерно признали незаконным оспариваемое бездействие таможни, обязав ее устранить допущенное нарушение прав и законных интересов общества.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учётом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 15.02.2011 по делу N А47-4004/2010 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.05.2011 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Оренбургской таможни - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.О. Черкезов |
Судьи |
С.Н. Василенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Довод заявителя кассационной жалобы об истечении срока проведения проверки достоверности заявленных в ГТД сведений на момент обращения общества с заявлением о возврате излишне уплаченных пошлин детально исследован судами. Как верно указали суды, годичный срок, предусмотренный ст. 361 Кодекса, является сроком, в течение которого таможенный орган вправе осуществлять таможенный контроль. Указанная норма права не содержит запрета на осуществление проверки документов, представленных плательщиком таможенных платежей в порядке ст. 355 Кодекса с целью возврата излишне уплаченных денежных средств.
Исчерпывающий перечень обстоятельств, при которых возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин не производится, содержит п. 9 ст. 355 Кодекса. В отсутствие доказательств, свидетельствующих о наличии таких обстоятельств, применительно к рассматриваемому спору, суды правомерно признали незаконным оспариваемое бездействие таможни, обязав ее устранить допущенное нарушение прав и законных интересов общества.
...
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 15.02.2011 по делу N А47-4004/2010 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.05.2011 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Оренбургской таможни - без удовлетворения."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 23 сентября 2011 г. N Ф09-5676/11 по делу N А47-4004/2010
Хронология рассмотрения дела:
23.09.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-5676/11
23.09.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-5676/11
19.09.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-5676/2011
19.09.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-5676/2011
25.05.2011 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-4109/11