Екатеринбург |
|
11 марта 2015 г. |
Дело N А71-7105/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 марта 2015 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 марта 2015 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Анненковой Г.В.,
судей Черкезова Е.О., Токмаковой А.Н.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике (ИНН 1831038485, ОГРН 1031800554610; далее - управление, антимонопольный орган) на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 24.09.2014 по делу N А71-7105/2014 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.12.2014 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, уведомлены о времени и месте судебного разбирательства посредством почтовых отправлений, а также размещения информации на официальном сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель открытого акционерного общества "Воткинский завод" (ИНН 1828020110, ОГРН 1101828001000; далее - общество "Воткинский завод", заявитель) - Астафьева О.Б. (доверенность от 31.12.2014 N 117/15-120Д).
Общество "Воткинский завод" обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с требованием о признании незаконными п. 2 решения антимонопольного органа от 23.05.2014 по делу N ТГ08-02/2014-74Ж (далее - решение антимонопольного органа) по результатам рассмотрения жалобы и предписания от 23.05.2014 по делу N ТГ08-02/2014-74Ж по результатам рассмотрения жалобы.
Решением суда от 24.09.2014 (судья Калинин Е.В.) заявленные требования удовлетворены, признан незаконным, не соответствующим Федеральному закону от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видам юридических лиц" и Федеральному закону от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" п. 2 решения антимонопольного органа, признано незаконным, не соответствующим Федеральному закону от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видам юридических лиц" и Федеральному закону от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" предписание антимонопольного органа. Управление обязано устранить нарушения прав и законных интересов заявителя.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.12.2014 (судьи Щеклеина Л.Ю., Варакса Н.В., Грибиниченко О.Г.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе антимонопольный орган просит обжалуемые судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт, оставить в силе решение и предписание антимонопольного органа. ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
По мнению заявителя жалобы, вывод судов первой и апелляционной инстанций об отсутствии в действиях общества "Воткинский завод" нарушения ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видам юридических лиц" (далее - Закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ) является ошибочным. Отсутствие регламентированных Положением о закупочной деятельности общества "Воткинский завод" сроков размещения извещений о закупках не свидетельствует об информационной открытости закупок, приводит к произвольному установлению данным обществом сроков и может привести к нарушению прав участников закупок.
Заявитель жалобы указывает, что управление обоснованно пришло к выводу о нарушении обществом "Воткинский завод" ч. 2 ст. 2 Закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ, решение и предписание соответствуют ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ), устанавливают факт нарушения порядка организации и проведения закупок названного общества, способствуют совершению действий, направленных на соблюдение норм и требований действующего законодательства, регулирующих порядок организации и проведения торгов, и предупреждению в будущем установленных комиссией управления нарушений действующего законодательства при организации и проведении закупок.
В отзыве на кассационную жалобу общество "Воткинский завод" просит оставить жалобу без удовлетворения, судебные акты - без изменения, ссылаясь на отсутствие оснований для их отмены.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 05.05.2014 общество "Воткинский завод" на официальном сайте в сети "Интернет" - www.zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении открытого запроса предложений на поставку импортных подшипников в количестве 292 шт., изготовленных предприятиями, входящими в состав компании SchafflerTehnologies AG & Co. KG, в номенклатуре согласно закупочной документации (N извещения 31401129223). Начальная (максимальная) цена договора составляет 6 067 678 руб.
Согласно протоколу N 1 вскрытия конвертов с заявками на участие в указанном запросе предложений поступило 7 заявок от участников, в том числе от общества с ограниченной ответственностью "Импортсервис" (далее - общество "Импортсервис").
14.05.2014 в антимонопольный орган поступила жалоба общества "Импортсервис" на действия общества "Воткинский завод" при проведении открытого запроса предложений на поставку импортных подшипников в количестве 292 шт., изготовленных предприятиями, входящими в состав компании Schaffler Tehnologies AG & Co. KG, в номенклатуре согласно закупочной документации (N извещения 31401129223), в которой общество "Импортсервис" ссылалось на то, что указание в качестве предмета закупки товара определенного бренда является нарушением действующего законодательства. Кроме того, на территории Удмуртской Республики существует единственная организация, официально реализующая подшипники компании Schaffler Tehnologies AG & Co. KG.
В связи с получением уведомления о поступлении жалобы общества "Импортсервис" заказчиком запрос предложений приостановлен.
По результатам рассмотрения жалобы общества "Импортсервис" на действия общества "Воткинский завод" при проведении открытого запроса предложений комиссия управления 23.05.2014 вынесла решение по делу N ТГ08-02/2014-74Ж по результатам рассмотрения жалобы, согласно которому жалоба общества "Импортсервис" признана необоснованной (п. 1 резолютивной части решения), при этом общество "Воткинский завод" признано нарушившим ч. 2 ст. 2 Закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ, что выразилось в отсутствии в Положении о закупочной деятельности общества "Воткинский завод" сроков размещения на официальном сайте в сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru извещения о проведении закупочных процедур, отличных от конкурса или аукциона, до дня окончания подачи заявок (п. 2 решения управления).
На основании п. 3 решения обществу "Воткинский завод" выдано предписание об устранении нарушений порядка организации, проведения торгов, указанных в п. 2 решения.
Не согласившись с п. 2 решения и предписанием антимонопольного органа, общество "Воткинский завод" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований исходя из отсутствия у антимонопольного органа правовых оснований для принятия и рассмотрения жалобы общества "Импортсервис".
Суд апелляционной инстанции признал данный вывод суда первой инстанции ошибочным, оставил без изменения решение суда первой инстанции, указав, что оспариваемый п. 2 решения и предписание антимонопольного органа не соответствуют установленным требованиям законодательства в сфере закупки товаров, работ и услуг отдельными видами юридических лиц и, соответственно, нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, в связи с чем являются недействительными.
Выводы суда апелляционной инстанции являются правильными, соответствуют требованиям закона, основаны на материалах дела.
В силу ч. 2 ст. 2 Закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе, порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Согласно ч. 2 ст. 3 Закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ извещение о проведении конкурса или аукциона размещается в соответствии с ч. 5 ст. 4 данного Закона не менее чем за двадцать дней до дня окончания подачи заявок на участие в конкурсе или аукционе.
В положении о закупке могут быть предусмотрены иные (помимо конкурса или аукциона) способы закупки. При этом заказчик обязан установить в положении о закупке порядок закупки указанными способами (ч. 3 ст. 3 Закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ).
Проанализировав указанные положения Закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ, апелляционный суд обоснованно счел, что законодатель, императивно регламентировав в ч. 2 ст. 3 Закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ требование к сроку размещения извещения о проведении конкурса или аукциона не менее чем за двадцать дней до дня окончания подачи заявок на участие в конкурсе или аукционе, предусмотрев также в ч. 3 ст. 3 данного Закона возможность существования иных (помимо конкурса или аукциона) способов закупки, конкретизация которых отнесена исключительно на усмотрение заказчика, без прямого указания на возможность установления иного срока размещения извещения о проведении закупочных процедур, отличных от конкурса и аукциона, установил аналогичные требования к сроку размещения извещения и в отношении иных (помимо конкурса или аукциона) способов закупки.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что закупочная деятельность заявителя регламентируется Положением о закупочной деятельности общества "Воткинский завод", утвержденным в новой редакции решением Совета директоров общества "Воткинский завод" (протокол от 27.12.2013 N 11/13). Обществом "Воткинский завод" проведен открытый запрос предложений на поставку импортных подшипников.
Учитывая, что требования к сроку размещения извещения о проведении закупочных процедур, которыми помимо конкурса или аукциона могут быть иные способы закупки, урегулированы изложенными положениями Закона, их установление в Положении о закупочной деятельности общества "Воткинский завод" не признано судом обязательным. Из положений Закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ обратного не следует.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции не усмотрел несоответствие Положения о закупках общества "Воткинский завод" требованиям Закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ.
Вопрос о соблюдении заказчиком требований об извещении о проведении закупочной процедуры непосредственно при проведении закупки антимонопольный орган не рассматривал.
Оснований для переоценки выводов судов, установленных по делу обстоятельств у суда кассационной инстанции в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Доводы заявителя жалобы судом апелляционной инстанции рассмотрены и отклонены, как не соответствующие материалам дела.
Нормы материального права применены судом правильно, выводы судов соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене обжалуемых судебных актов, не выявлено.
С учетом изложенного и исходя из конкретных фактических обстоятельств дела, установленных судом, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 24.09.2014 по делу N А71-7105/2014 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.12.2014 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Г.В. Анненкова |
Судьи |
Е.О. Черкезов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.