Екатеринбург |
|
12 марта 2015 г. |
Дело N А60-24361/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 марта 2015 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 марта 2015 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Семеновой З.Г.,
судей Сулейменовой Т.В., Столярова А.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Уктусское тароремонтное предприятие" (далее - общество "Уктусское тароремонтное предприятие") на решение Арбитражного суда Свердловской области от 08.09.2014 по делу N А60-24361/2014 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.12.2014 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель общества "Уктусское тароремонтное предприятие" - Толстопят А.В. (доверенность от 17.10.2014).
Общество "Уктусское тароремонтное предприятие" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным бездействия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области (далее - Управление Росреестра) и Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Свердловской области (далее - Кадастровая палата), выразившегося в несовершении действий по исключению сведений из государственного кадастра недвижимости - записи об обременении "Аренда земли" в отношении земельного участка с кадастровым N 66:41:0505009:26, находящегося по адресу: г. Екатеринбург, ул. Самолетная, д.57; об обязании Управления Росреестра и Кадастровой палаты исключить из сведений государственного кадастра недвижимости запись об обременении "Аренда земли" в отношении указанного земельного участка (с учетом уточнения исковых требований, принятых арбитражным судом в порядке, предусмотренном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением суда от 08.09.2014 (судья Горбашова И.В.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.12.2014 (судьи Панькова Г.Л., Виноградова Л.Ф., Макаров Т.В.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество "Уктусское тароремонтное предприятие" просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на применение не подлежащих применению ст. 24, ч. 2 ст. 25 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о государственной регистрации прав), неприменение, подлежащей применению ч. 1 ст. 17 Закона о государственной регистрации прав. Заявитель считает, что признание договора аренды спорного земельного участка незаключенным (дело N А60-12428/2010 Арбитражного суда Свердловской области по иску администрации к обществу "Уктусское тароремонтное предприятие" о взыскании задолженности по арендной плате), является основанием для внесения изменений в государственный кадастр недвижимости в виде исключения записи из него о наличии обременения. При этом, как полагает заявитель, отсутствие в судебных актах по указанному делу вывода о возложении на орган кадастрового учета обязанности по исключению записи об обременении земельного участка не может служить основанием для отказа в удовлетворении заявления. Кроме того, согласно доводам заявителя, суд первой инстанции необоснованно указал на непредставление им доказательств того, что спорный земельный участок является преобразуемым и в связи с чем подлежит снятию с кадастрового учета. Как указывает общество "Уктусское тароремонтное предприятие", оно не заявляло о преобразовании земельного участка и не основывало свои требования на необходимости снятия участка с кадастрового учета. Заявитель также ссылается на отсутствие в материалах дела первичных документов, подтверждающих основание для внесения записи об имеющемся обременении земельного участка.
При рассмотрении спора судами установлено и материалами дела подтверждено, что согласно кадастровому паспорту земельного участка от 06.12.2013 с кадастровым номером 66:41:0505009:26 общей площадью 19 121 +/- 52 кв. м, расположенного по адресу: г. Екатеринбург, ул. Самолетная, д. 57, в графе "Сведения о частях земельного участка и обременения" в качестве обременения указана аренда земли на весь участок в отношении общества "Уктусское тароремонтное предприятие". Дата внесения записи в государственный кадастр недвижимости 13.11.1996.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 17.06.2010 по делу N А60-12428/2010 по иску администрации к обществу "Уктусское тароремонтное предприятие" о взыскании задолженности по договору аренды земельного участка от 13.11.1996 N 394-н в удовлетворении исковых требований администрации отказано. Суд пришел к выводу о незаключенности договора аренды.
Общество "Уктусское тароремонтное предприятие", ссылаясь на установленный указанным решением суда факт признания договора аренды незаключенным, обратилось 11.11.2013 и 15.11.2013 в Управление Росреестра и Кадастровую палату с заявлениями N 38, 39 о снятии обременения с земельного участка с кадастровым номером 66:41:0505009:26.
Управление Росреестра письмом от 13.12.2013 N 9-11/3030/29508 разъяснило, что по вопросу снятия обременения заявителю необходимо обратиться в Кадастровую палату.
Общество "Уктусское тароремонтное предприятие" 18.03.2013 обратилось в Кадастровую палату с письмом N 5 о снятии обременения с указанного земельного участка.
Ответом от 17.04.2014 N 20-06/4702 Кадастровая палата сообщила, что сведения о спорном земельном участке являются ранее учтенными, внесены на основании инвентаризационной описи, в которой содержались сведения об арендаторе - обществе "Уктусское тароремонтное предприятие"; документы, свидетельствующие о расторжении договора аренды, в орган кадастрового учета не поступали; в резолютивной части решения по делу N А60-12428/2010 отсутствует указание на то, что решение является основанием для внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о прекращении договора аренды.
Общество "Уктусское тароремонтное предприятие", полагая, что заинтересованными лицами допущено незаконное бездействие в виде несовершения действий по исключению из сведений государственного кадастра недвижимости записи об обременении в отношении спорного земельного участка, обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требований общества "Уктусское тароремонтное предприятие" к Управлению Росрееста, исходил из того, что Управление Росреестра не является лицом, в полномочия которого входят функции по исключению сведений об аренде спорного земельного участка из государственного кадастра недвижимости, так как отсутствует запись о государственной регистрации права аренды в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП). В отношении Кадастровой палаты суд также не установил незаконное бездействие, указав на отсутствие оснований для снятия обременения в отношении земельного участка. При этом судом отклонена ссылка заявителя на решение суда по делу N А60-12428/2010 Арбитражного суда Свердловской области, поскольку данным решением на орган кадастрового учета не возложена обязанность по исключению из государственного кадастра недвижимости сведений об аренде земельного участка.
Суд апелляционной инстанции поддержал выводы суда первой инстанции.
Суд кассационной инстанции, проверив законность обжалуемых судебных актов в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе (ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не находит оснований для их отмены.
В соответствии с ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200, ч. 2, 3 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемых решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Обязанность доказать соответствие обжалуемых ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) закону лежит на принявшем их государственном органе, органе местного самоуправления, ином органе, должностном лице.
Согласно п. 1, 3 ст. 70 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент внесения в Земельный кадастр недвижимости сведений о земельном участке по результатам инвентаризации ранее учтенных земельных участков), государственный земельный кадастр представляет собой систематизированный свод документированных сведений об объектах государственного кадастрового учета, о правовом режиме земель в Российской Федерации, о кадастровой стоимости, местоположении, размерах земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимого имущества. В государственный земельный кадастр включается информация о субъектах прав на земельные участки. Порядок ведения государственного земельного кадастра устанавливается федеральным законом о государственном земельном кадастре.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" (далее - Закон о государственном земельном кадастре (действовавшего на момент внесения оспариваемых сведений о земельном участке), государственный земельный кадастр - систематизированный свод документированных сведений, получаемых в результате проведения государственного кадастрового учета земельных участков, о местоположении, целевом назначении и правовом положении земель Российской Федерации и сведений о территориальных зонах и наличии расположенных на земельных участках и прочно связанных с этими земельными участками объектов (далее - сведения государственного земельного кадастра).
Государственный кадастровый учет земельных участков - описание и индивидуализация в Едином государственном реестре земель земельных участков, в результате чего каждый земельный участок получает такие характеристики, которые позволяют однозначно выделить его из других земельных участков и осуществить его качественную и экономическую оценки. Государственный кадастровый учет земельных участков сопровождается присвоением каждому земельному участку кадастрового номера.
В пункте 2 ст. 14 Закона о государственном земельном кадастре установлено, что в Едином государственном реестре земель содержатся основные сведения о земельных участках, в том числе зарегистрированные в установленном порядке вещные права и ограничения (обременения).
В силу п. 2 ст. 17 Закона о государственном земельном кадастре (действовавшего на момент внесения оспариваемых сведений о земельном участке), сведения о состоянии и об использовании земельных участков, их площадях, местоположении, экономических и качественных характеристиках вносятся в документы государственного земельного кадастра на основании данных о межевании земельных участков, сведений, представленных правообладателями земельных участков, результатов проведения топографо-геодезических, картографических, мониторинговых, землеустроительных, почвенных, геолого-геоморфологических и иных обследований и изысканий.
В отношении каждой категории земель применяется определенный перечень сведений о земельных участках.
Сведения о правах на земельные участки и об ограничениях (обременениях) этих прав вносятся в Единый государственный реестр земель на основании сведений Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также на основании иных документов о правах на земельные участки, являющихся юридически действительными на момент внесения указанных сведений в государственный земельный кадастр (п. 3 названной статьи).
Проведение государственного кадастрового учета земельных участков включает в себя проверку представленных заявителями документов, составление описаний земельных участков в Едином государственном реестре земель, присвоение кадастровых номеров земельным участкам, изготовление кадастровых карт (планов) земельных участков и формирование кадастровых дел (п. 6 ст. 19 Закона о государственном земельном кадастре).
В случае если в представленных в органы, осуществляющие деятельность по ведению государственного земельного кадастра, документах отсутствуют сведения, необходимые для проведения государственного кадастрового учета земельных участков, или если такие сведения противоречивы, проведение государственного кадастрового учета земельных участков приостанавливается и заявители немедленно в письменной форме извещаются о приостановлении проведения такого учета с обоснованием данных решений (п. 1 ст. 20 Закона о государственном земельном кадастре).
Судами установлено, что земельный участок с кадастровым номером 66:41:0505009:26 является ранее учтенным земельным участком, который прошел государственный кадастровый учет в Комитете по земельным ресурсам и землеустройству по Свердловской области 13.11.1996. Основанием для внесения в государственный земельный кадастр сведений в отношении данного земельного участка явилась инвентаризационная опись по ранее учтенным земельным участкам N 41-04/02-351 в границах кадастрового квартала 66:41:0505009, утвержденная начальником территориального отдела N 15 Управления Роснедвижимости по Свердловской области 22.03.2005.
В инвентаризационной описи ранее учтенных земельных участков содержались сведения, в том числе об арендаторе земельного участка с кадастровым номером 66:41:0505009:26 - обществе "Уктусское тароремонтное предприятие", обременение - аренда, дата и номер регистрации права - 13.11.1996 N 394-н.
Следовательно, в силу указанных норм права данные сведения были обоснованно внесены в государственный земельный кадастр.
Согласно ч. 1 ст. 45 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о государственном кадастре недвижимости) государственный кадастровый учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе технический учет, осуществленные в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу данного Федерального закона или в переходный период его применения с учетом определенных ст. 43 названного Федерального закона особенностей, признается юридически действительным, и такие объекты считаются объектами недвижимости, учтенными в соответствии с названным Федеральным законом (далее - ранее учтенные объекты недвижимости). При этом объекты недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный учет, в том числе технический учет, которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы и не прекращены и которым присвоены органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, условные номера в порядке, установленном в соответствии с Законом о государственной регистрации прав, также считаются ранее учтенными объектами недвижимости.
В силу ч. 5 ст. 4 Закона о государственном кадастре недвижимости сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
В государственный кадастр недвижимости вносятся также дополнительные сведения об объекте недвижимости, в частности сведения об ограничениях (обременениях) вещных прав на объект недвижимости, в том числе описание части объекта недвижимости, если такие ограничения (обременения) распространяются на часть объекта недвижимости, в объеме сведений, определенных порядком ведения государственного кадастра недвижимости (п. 9 ч. 2 ст. 7 Закона о государственном кадастре недвижимости).
Основаниями для проведения кадастрового учета в силу ч. 3 ст. 16 Закона о государственном кадастре недвижимости являются изменение ряда дополнительных сведений об объекте недвижимости, в том числе информация об ограничениях (обременениях) вещных прав на объект недвижимости и о лицах, в пользу которых установлены такие ограничения (обременения).
Поскольку из материалов дела следует, что документы, необходимые для осуществления кадастрового учета изменений в отношении сведений по земельному участку (об аренде) в Кадастровую палату не поступали, суды обоснованно отказали в удовлетворении требований о признании незаконным бездействия Управления Росреестра и Кадастровой палаты, выразившегося в несовершении действий по исключению сведений из государственного кадастра недвижимости - записи об обременении "Аренда земли" в отношении спорного земельного участка.
Ссылка заявителя кассационной жалобы на решение Арбитражного суда Свердловской области от 17.06.2010 по делу N А60-12428/2010, которым суд признал договор незаключенным, что является, по мнению общества, в силу ч. 1 ст. 17 Закона о государственной регистрации прав, основанием для совершения такой записи, отклоняется судом кассационной инстанции.
Основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются, в том числе вступившие в законную силу судебные акты (ч. 1 ст. 17 Закона о государственной регистрации прав).
Поскольку сведения о праве аренды на спорный земельный участок в ЕГРП отсутствуют, оснований для применения к рассматриваемым правоотношениям норм Закона о государственной регистрации прав у судов не имелось. Кроме того, в упомянутом судебном акте отсутствует суждение суда о возложении обязанности на орган кадастрового учета по исключению из государственного кадастра недвижимости сведений об аренде земельного участка.
Помимо этого, суд кассационной инстанции отмечает, что внесение записи в государственный кадастр недвижимости является действием учетного характера, осуществляемом на основании правоустанавливающих и иных документов, подтверждающих наличие и достоверность существующих прав. Внесение таких сведений каких-либо гражданских прав и обязанностей не порождает и не прекращает.
На основании изложенного судебные акты являются законными и отмене не подлежат. Кассационная жалоба подлежит отклонению.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих в соответствии со ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изменение или отмену судебных актов, допущено не было.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 08.09.2014 по делу N А60-24361/2014 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.12.2014 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Уктусское тароремонтное предприятие" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
З.Г. Семенова |
Судьи |
Т.В. Сулейменова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.