Екатеринбург |
|
26 марта 2015 г. |
Дело N А60-5721/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 марта 2015 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 марта 2015 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Тимофеевой А. Д.,
судей Васильченко Н. С., Черкасской Г. Н.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Газпромтранс" Сургутский филиал (ИНН: 7728262893, ОГРН: 1027728000871; далее - общество "Газпромтранс") на решение Арбитражного суда Свердловской области от 30.07.2014 по делу N А60-5721/2014 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.11.2014 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества "Газпромтранс" - Леонтьев Д.А. (доверенность от 28.11.2013 N 887/13);
открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице филиала "Свердловская железная дорога" (ИНН: 7708503727, ОГРН: 1037739877295; далее - общество "РЖД") - Пылаева А.М. (доверенность от 01.04.2014 серии 66 АА 2288978).
Общество "Газпромтранс" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с иском о взыскании с общества "РЖД" 744 734 руб. 79 коп. неустойки, начисленной за нарушение сроков доставки вагонов в феврале - марте 2013 г. (с учетом отказа от исковых требований в части в соответствии со ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
На основании ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Железнодорожное управление" (ИНН: 5904123301, ОГРН: 1055901626659).
Решением суда от 30.07.2014 (судья Проскурякова И.А.) исковые требования удовлетворены частично. С общества "РЖД" в пользу общества "Газпромтранс" взысканы пени в сумме 516 119 руб. 85 коп., а также в возмещение расходов по уплате государственной пошлины, понесенных при подаче иска, денежные средства в сумме 12401 руб. 47 коп. В удовлетворении исковых требований в остальной части отказано. Производство по делу в части требования о взыскании пени в сумме 333 809 руб. 04 коп. прекращено.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.11.2014 (судьи Крымджанова Д.И., Масальская Н.Г., Назарова В.Ю.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество "Газпромтранс" просит указанные судебные акты в части отказа в удовлетворении требований о взыскании пени по железнодорожным накладным ЭФ506239, ЭФ296914, ЭФ566714, ЭФ643572, ЭФ647347, ЭФ775714, ЭФ741101 и ЭХ100894 отменить. В обоснование доводов жалобы заявитель указывает на то, что суд в нарушение ст. 71, 162 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации необоснованно принял в качестве доказательства Предписание от 25.01.2013 N 05.ГС.01.13 Федеральной службы по надзору в сфере транспорта в отсутствие Акта внеплановой проверки органом контроля (надзора) от 23.01.2013 N 01.0041.01.13 с приложенным к нему списком вагонов.
Кроме того, общество "Газпромтранс" считает, что суд необоснованно отказал в удовлетворении исковых требований в части взыскания пени по накладной ЭХ100894, поскольку задержка вагонов произошла по вине общества "ЖДУ", с которым истец правовых отношений не имеет и его действия не могут ограничивать его законного права на взыскание с ответчика пени за нарушение срока доставки груза.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела, в период с февраля по март 2013 г. общество "РЖД" осуществляло доставку груженых и порожних вагонов на станции назначения Свердловской железной дороги, отправителем являлось общество "Газпромтранс", что подтверждается материалами дела и не оспаривается сторонами.
За нарушение сроков доставки вагонов истцом ответчику начислена неустойка в соответствии со ст. 97 УЖТ РФ, направленная претензия от 18.03.2013 N 10/09-03-2013/7306 с требованием об оплате пени в общей сумме 1 078 543 руб. 83 коп. оставлена ответчиком без удовлетворения, в связи с чем истец обратился в суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении исковых требований в части взыскания пеней в размере 228614 руб. 94 коп., суды исходили из отсутствия вины общества "РЖД" в нарушении срока доставки вагонов.
Выводы судов соответствуют установленным по делу обстоятельствам и действующему законодательству.
Согласно ст. 97 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации за просрочку доставки грузов или не принадлежащих перевозчику порожних вагонов, контейнеров перевозчик уплачивает пени в размере девяти процентов платы за перевозку грузов, доставку каждого порожнего вагона (контейнера) за каждые сутки просрочки, но не более чем в размере платы за перевозку данных грузов, доставку каждого порожнего вагона (контейнера), если не докажет, что просрочка произошла вследствие предусмотренных ч. 1 ст. 29 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации обстоятельств. К числу таких обстоятельств, препятствующих осуществлению перевозок, норма статьи 29 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации относит обстоятельства непреодолимой силы, военные действия, блокады, эпидемии или иные не зависящие от перевозчиков и владельцев инфраструктур обстоятельства. Названный перечень не является исчерпывающим.
Согласно пунктам 6.3, 6.6 Правил N 27 сроки доставки грузов увеличиваются на все время задержки в случаях задержки вагонов в пути следования, связанной с исправлением их технического или коммерческого состояния, возникшей по не зависящим от перевозчика причинам, а также задержки вагонов на промежуточных железнодорожных станциях по причине неприема их железнодорожной станцией назначения из-за невозможности обеспечения своевременной выгрузки вагонов на железнодорожных путях необщего пользования по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования или пользователей, обслуживающих грузополучателей своими локомотивами.
Факт такой задержки грузов и ее продолжительность должны быть подтверждены актом общей формы, который составляется перевозчиком и должен соответствовать требованиям пункта 6.7 Правил N 27, раздела III Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом Министерства путей сообщения России от 18 июня 2003 года N 45 (далее - Правила N 45), и пункта 4.7 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных Приказом Министерства путей сообщения России от 18 июня 2003 года N 26 (далее - Правила N 26).
В соответствии с пунктом 4.7 Правил N 26 задержка вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных станциях, осуществляется на основании распоряжения уполномоченного представителя перевозчика о задержке вагонов, контейнеров, в котором указывается номер поезда, количество вагонов, контейнеров, их номера, дата, время и причина задержки. Перевозчик на основании этого распоряжения извещает станцию назначения о задержке вагонов, контейнеров в пути следования с указанием всех задержанных вагонов, контейнеров и станций задержки. Станция назначения, в свою очередь, извещает об этом грузоотправителя, грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования. В аналогичном порядке дается распоряжение и извещение о дате и времени отправления задержанных вагонов, контейнеров на станцию назначения. На станции назначения на факт задержки вагонов, контейнеров перевозчиком составляется акт общей формы, в котором указываются причина задержки вагонов, контейнеров, номер поезда, количество всех задержанных вагонов, контейнеров, а также их номера, время начала и окончания задержки вагонов, контейнеров по каждой станции.
Данный акт общей формы передается вместе с железнодорожной транспортной накладной грузополучателю, владельцу или пользователю железнодорожного пути необщего пользования. Если задержка вагонов по причинам, зависящим от грузополучателя, привела к нарушению сроков доставки грузов, на основании акта общей формы на станции назначения перевозчик определяет время задержки для начисления и взыскания в установленном порядке платы за пользование вагонами, контейнерами, причитающейся с грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования.
С учетом ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 29 УЖТ РФ вина перевозчика в нарушении обязательства предполагается. В этой связи согласно ч. 1 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации бремя доказывания отсутствия вины возлагается на ответчика.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела обществом "РЖД" доказательства, в том числе предписание Управления государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 25.01.2013 N 05.ГС.01.13, список отстраненных от эксплуатации вагонов, а также акты общей формы N 82/10016, 82/13705, 5/495, 2/1798, 4128, 6989, 4128, 6990, 272, 5/353, N 4/279, N 1/1733, уведомления формы ВУ-23, ВУ-36, ВУ-36-м, принимая во внимание, что вагоны, принятые к перевозке по накладным ЭФ506239, ЭФ 296914, ЭФ566714, ЭФ643572, ЭФ 533939, ЭФ647347, ЭФ74110 отцеплены в пути следования по причине технической неисправности и подпадают в список (перечень) грузовых вагонов, подлежащих отстранению от эксплуатации, а вагоны по накладным ЭХ 299923 и ЭХ 100894 были задержаны на выставочных путях, суды установили, что вина перевозчика в технической неисправности и задержке вагонов отсутствует, в связи с чем пришли к обоснованному выводу о достаточности доказательств в их совокупности для подтверждения факта отсутствия вины перевозчика в нарушении сроков доставки вагонов по накладным ЭФ506239, ЭФ296914, ЭФ566714, ЭФ643572, ЭФ647347, ЭФ775714, ЭФ74110 и ЭХ100894.
Доводы общества "Газпромтранс" подлежат отклонению, поскольку являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанции и сводятся по существу к переоценке доказательств, которые были предметом исследования и оценки судов первой и апелляционной инстанций. В соответствии с нормами ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, определяющей пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, переоценка доказательств не входит в компетенцию суда кассационной инстанции в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судебные акты приняты на основе всестороннего и полного исследования имеющихся в материалах дела доказательств и установления всех обстоятельств, имеющих существенное значение для рассмотрения дела.
Нарушений норм материального либо процессуального права, являющихся в соответствии со ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного решение и постановление подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 30.07.2014 по делу N А60-5721/2014 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.11.2014 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Газпромтранс" Сургутский филиал - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.Д. Тимофеева |
Судьи |
Н.С. Васильченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.