13 октября 2011 г. |
N Ф09-6263/11 |
См. также Определение Федерального арбитражного суда Уральского округа от 26 августа 2011 г. N Ф09-6263/11 по делу N А76-535/2011
Резолютивная часть постановления объявлена 10 октября 2011 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 октября 2011 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Макарова В.Н.,
судей Васильченко Н.С., Сирота Е.Г.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Саткинском районе Челябинской области (далее - учреждение) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 25.04.2011 по делу N А76-535/11 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.06.2011 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
От учреждения поступило ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие его представителя. Указанное ходатайство судом рассмотрено и удовлетворено на основании ч. 3 ст. 284, ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании приняла участие представитель Управления Федеральной службы судебных приставов по Челябинской области (далее - УФССП России по Челябинской области) - Иманкулова И.В. (доверенность от 01.08.2011 N 238).
УФССП России по Челябинской области (ИНН: 7448065758, ОГРН: 1047424555892) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Челябинской области, третьи лица - судебный пристав - исполнитель Саткинского городского отдела судебных приставов, открытое акционерное общество "Саткамежрайгаз" (далее - общество "Саткамежрайгаз"), об обязании перечислить денежные средства в сумме 38 745 руб. 87 коп., как ошибочно перечисленные, на депозитный счет Саткинского городского отдела судебных приставов.
Определением суда от 28.03.2011 на основании ходатайства УФССП России по Челябинской области произведена замена ненадлежащего ответчика надлежащим - учреждением (ИНН: 7417009369, ОГРН: 1027401063073).
Решением суда от 25.04.2011 (судья Попова Т.В.) заявленные требования удовлетворены. На учреждение возложена обязанность принять решение по возврату 38 745 руб. 87 коп. (как ошибочно перечисленных) и перечислить указанную денежную сумму на депозитный счет отдела судебных приставов УФССП России по Челябинской области.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.06.2011 (судьи Малышев М.Б., Кузнецов Ю.А., Дмитриева Н.Н.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе учреждение просит указанные судебные акты отменить, в удовлетворении исковых требований отказать. Заявитель указывает на то, что в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) отношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено названным федеральным законом. Поскольку порядок возврата (зачета) излишне уплаченных страховых взносов Законом N 167-ФЗ не определен, то отношения по возврату (зачета) излишне уплаченных страховых взносов регулируются нормами налогового законодательства. В силу п. 6 ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика. Такого заявления от общества "Саткамежрайгаз" не поступало. Учреждение считает, что надлежащим ответчиком по делу является общество "Саткамежрайгаз", поскольку спорные денежные средства поступили в Пенсионный фонд Российской Федерации и зачислены на лицевой счет страхователя - общества "Саткамежрайгаз". Заявитель не согласен с выводом судов об отсутствии задолженности по страховым взносам общества "Саткамежрайгаз" и полагает, что указанная задолженность подтверждается актом сверки со страхователем по состоянию на 11.02.2010, РВС-1 за 1 квартал 2010 года.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в пределах доводов кассационной жалобы в порядке, предусмотренном ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции оснований для их отмены не усматривает
Как установлено судами, в связи с неисполнением обществом "Саткамежрайгаз" обязанности по уплате страховых взносов в сумме 38 745 руб. 87 коп. в добровольном порядке, судебным приставом - исполнителем на основании исполнительного документа от 29.12.2009 N 170 возбуждено исполнительное производство N 75/1/6814/3/2009.
Судебным приставом-исполнителем указанная задолженность в сумме 38 745 руб. 87 коп. взыскана с общества "Саткамежрайгаз" и перечислена на счет Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Челябинской области (платежные поручения от 23.03.2009 N 2945, 2946, 2947, 2948).
В июне 2009 года в результате сбоя программы учета на счет Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Челябинской области были повторно перечислены 38 745 руб. 87 коп. (платежные поручения от 24.06.2009 N 734, 735, 736, 737).
УФССП по Челябинской области обратилось в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 8 по Челябинской области с заявлением о возврате излишне перечисленной суммы (л.д. 7 т. 1).
Решением налогового органа от 28.06.2010 N 630 заявителю отказано в возврате излишне перечисленных сумм со ссылкой, в том числе на то, что возврат может быть осуществлен только по заявлению общества "Саткамежрайгаз" (л.д. 16 т. 1).
Ответчик, к которому истец также обратился с заявлением о возврате излишне перечисленной суммы, тоже отказал УФССП по Челябинской области в её возврате, ссылаясь на наличие задолженности по уплате страховых взносов общества "Саткамежрайгаз" по состоянию на 01.01.2010 в сумме 40 529 руб. (письмо от 09.03.2011 N 503).
Считая отказ в возврате 38 745 руб. 87 коп., ошибочно перечисленных на счет Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Челябинской области, незаконным, УФССП по Челябинской области обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что 38 745 руб. 87 коп. перечислены истцом ответчику сверх требований законодательства и не может рассматриваться как исполнение обязанности по уплате страховых взносов.
Суд апелляционной инстанции, оставляя решение суда первой инстанции в силе, указал при этом на то, что спорные отношения сторон по возврату ошибочно перечисленных денежных средств, который осуществляется на основании платежных документов администратором бюджетных средств, не являются гражданско-правовыми, в связи с чем к ним не применимы нормы гражданского законодательства, если не предусмотрено иное (п. 3 ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Выводы суда апелляционной инстанции соответствуют действующему законодательству и установленным по делу фактическим обстоятельствам.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в фонды обязательного медицинского страхования.
Порядок возврата плательщику страховых взносов суммы излишне взысканных страховых взносов установлен ст. 27 Закона N 212-ФЗ.
Согласно ч. 5 названной статьи заявление о возврате суммы излишне взысканных страховых взносов может быть подано плательщиком страховых взносов в орган контроля за уплатой страховых взносов в течение одного месяца со дня, когда плательщику страховых взносов стало известно о факте излишнего взыскания с него страховых взносов, или со дня вступления в силу решения суда.
В соответствии со ст. 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации администратор доходов бюджета принимает решение о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов, а также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, и представляет поручение в орган Федерального казначейства для осуществления возврата в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.
Частью 1 ст. 2 Федерального закона от 30.11.2009 N 307-ФЗ "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов" утвержден перечень главных администраторов доходов бюджета ПФР согласно приложению 1 к названному Закону, из которого следует, что главным администратором доходов бюджета ПФР по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование с 1 января 2010 года является ПФР (первые три цифры КБК - 392). В части 4 названной статьи указано, что главным администратором доходов бюджета ПФР в части страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых в Фонд за расчетные периоды с 2002 по 2009 год включительно, является ФНС России (первые три цифры КБК - 182).
Факт ошибочного списания 38 745 руб. 87 коп. с депозитного счета Саткинского городского отдела судебных приставов на счет Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 судами установлен.
В соответствии с Порядком возврата излишне уплаченных страховых взносов (пеней, штрафов), зачисленных в бюджет ПФР в 2002 - 2009 году, разработанным и утвержденным совместно ФНС России и ПФР (Письмо ФНС РФ N ЯК-17-8/58, ПФ РФ N АД-30-24/8509@ от 11.08.2010) решение о возврате излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов (пеней, штрафов) принимают территориальные органы ПФР. В связи с изложенным судом апелляционной инстанции обоснованно отклонена ссылка ответчика на то, что в 2009 году у фонда отсутствовали полномочия администратора доходов бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации по уплате взносов на обязательное пенсионное страхование.
При таких обстоятельствах, учитывая отсутствие доказательств наличия задолженности общества "Саткамежрайгаз" по страховым взносам, суды обоснованно признали требование заявителя об обязании учреждения возвратить излишне уплаченные страховые взносы в сумме 38 745 руб. 87 коп. правомерными и подлежащими удовлетворению.
Ссылка учреждения на наличие задолженности общества "Саткамежрайгаз" по уплате страховых взносов была предметом исследования суда апелляционной инстанции и отклонена им как не подтвержденная надлежащими доказательствами. При этом судом апелляционной инстанции указано на отсутствие документов о выявлении недоимки у плательщика страховых взносов, соответствующего форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования, а также на то, что проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды Пенсионным фондом не проводилась, акт камеральной (выездной) проверки не составлялся, решение не выносилось.
Довод учреждения о том, что надлежащим ответчиком по делу является общество "Саткамежрайгаз", поскольку спорные денежные средства поступили в Пенсионный фонд Российской Федерации и зачислены на лицевой счет названного общества, подлежит отклонению. Как было указано выше, контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы, решение о возврате излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов (пеней, штрафов) принимают территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, не могут быть приняты во внимание судом кассационной инстанции, поскольку направлены на переоценку выводов, сделанных судами на основании установленных обстоятельств дела. Переоценка выводов судов не входит в полномочия суда кассационной инстанции (ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Обстоятельства дела установлены судами первой и апелляционной инстанций на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств в соответствии с требованиями Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений или неправильного применения судами при разрешении спора норм материального и процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Челябинской области от 25.04.2011 по делу N А76-535/11 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.06.2011 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Саткинском районе Челябинской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.Н. Макаров |
Судьи |
Н.С. Васильченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Частью 1 ст. 2 Федерального закона от 30.11.2009 N 307-ФЗ "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов" утвержден перечень главных администраторов доходов бюджета ПФР согласно приложению 1 к названному Закону, из которого следует, что главным администратором доходов бюджета ПФР по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование с 1 января 2010 года является ПФР (первые три цифры КБК - 392). В части 4 названной статьи указано, что главным администратором доходов бюджета ПФР в части страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых в Фонд за расчетные периоды с 2002 по 2009 год включительно, является ФНС России (первые три цифры КБК - 182).
...
В соответствии с Порядком возврата излишне уплаченных страховых взносов (пеней, штрафов), зачисленных в бюджет ПФР в 2002 - 2009 году, разработанным и утвержденным совместно ФНС России и ПФР (Письмо ФНС РФ N ЯК-17-8/58, ПФ РФ N АД-30-24/8509@ от 11.08.2010) решение о возврате излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов (пеней, штрафов) принимают территориальные органы ПФР. В связи с изложенным судом апелляционной инстанции обоснованно отклонена ссылка ответчика на то, что в 2009 году у фонда отсутствовали полномочия администратора доходов бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации по уплате взносов на обязательное пенсионное страхование.
...
решение Арбитражного суда Челябинской области от 25.04.2011 по делу N А76-535/11 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.06.2011 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Саткинском районе Челябинской области - без удовлетворения."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 13 октября 2011 г. N Ф09-6263/11 по делу N А76-535/2011