13 октября 2011 г. |
N Ф09-6358/11 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 октября 2011 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 октября 2011 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Лукьянова В.А.,
судей Черкезова Е.О., Кангина А.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Белорецкий металлургический комбинат" (ИНН: 0256006322, ОГРН: 1020201623716; далее - общество) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 26.07.2011 по делу N А07-5167/2011.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель общества - Кабанов К.А. (доверенность от 14.12.2010 N 6-011-10).
Представители Администрации муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан (далее - администрация) и муниципальное унитарное предприятие "Водоканал" (ИНН: 0256018871, ОГРН: 1070256001067; далее - предприятие) в судебное заседание не явились.
Общество обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании недействующими пункта 2 и приложения N 2, пункта 3 и приложения N 3 постановления администрации от 02.04.2010 N 1240 "Об утверждении методического расчета норм допустимых концентраций (ДК) и методики расчета платы за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ в сточных водах, сбрасываемых предприятиями и организациями в систему коммунальной канализации г. Белорецка" (далее - постановление от 02.04.2010 N 1240).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено предприятие.
Решением суда от 26.07.2011 (судьи Азаматов А.Д., Давлеткулова Г.А., Искандаров У.С.) требования общества удовлетворены частично. Суд первой инстанции признал пункт 3 и приложение N 3 постановления администрации от 02.04.2010 N 1240 не действующими и не соответствующими постановлению Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 N 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов" и постановлению Кабинета Министров Республики Башкортостан от 08.11.1995 N 399 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Республики Башкортостан". В удовлетворении остальной части требований суд отказал.
В кассационной жалобе общество просит указанное решение отменить в части отказа в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и неправильное применение судом норм материального права. Заявитель кассационной жалобы просит признать пункт 2 и приложение N 2 постановления администрации от 02.04.2010 N 1240 недействующими, поскольку нормы допустимых концентраций рассчитаны без учета смешения сточных вод от абонента со сточными водами от населения.
Проверив законность обжалуемого судебного акта, суд кассационной инстанции не находит оснований для его отмены.
Согласно ч. 1 ст. 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч. 4 ст. 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.
На основании ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
Согласно п. 61 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167, нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод устанавливаются абоненту органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией водопроводно-канализационного хозяйства с учетом следующих условий:
соблюдение норм предельно допустимых сбросов сточных вод и загрязняющих веществ в водные объекты, утвержденных для организаций водопроводно-канализационного хозяйства природоохранными органами;
обеспечение проектных параметров очистки сточных вод на очистных сооружениях коммунальной канализации;
техническая и технологическая возможность очистных сооружений коммунальной канализации очищать сточные воды от конкретных загрязняющих веществ;
защита сетей и сооружений системы коммунальной канализации.
При рассмотрении спора арбитражным судом установлено, что администрацией 02.04.2010 принято постановление N 1240, пунктом 2 которого утверждены нормы допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах, сбрасываемых абонентами предприятия в систему коммунальной канализации г. Белорецка. Данные нормы указаны в приложении N 2 к названному постановлению.
Нормы допустимых концентраций по каждому загрязняющему веществу утверждены администрацией исходя из необходимости соблюдения утвержденных 03.02.2010 Федеральным агентством водных ресурсов по Республике Башкортостан (Камское бассейновое водное управление; далее - агентство) для предприятия нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ в водные объекты. Утвержденные агентством нормативы соотносятся с нормами допустимых концентраций загрязняющих веществ, утвержденных администрацией.
Утверждению нормативов агентством в свою очередь предшествовало заключение Средневолжского территориального управления Федерального агентства по Рыболовству от 09.12.2009, в соответствии с которым фоновые концентрации загрязняющих веществ сбрасываемых предприятием сточных вод превышают предельно допустимые концентрации рыбохозяйственного водоема по нефтепродуктам, меди, железу, ХПК. Фактические концентрации сбрасываемых предприятием сточных вод превышают допустимые концентрации по БПКполн., иону аммония, нитратам, нитритам, фосфатам, нефтепродуктам, железу, меди, цинку.
Администрация утвердила нормы допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах, сбрасываемых абонентами предприятия в систему коммунальной канализации г. Белорецка в пределах своих полномочий.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно отказал обществу в удовлетворении требований о признании недействующими пункта 2 и приложения N 2 постановления администрации от 02.04.2010 N 1240.
Доводы общества, приведенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению как несостоятельные.
Количество сбрасываемых обществом в коммунальную канализацию загрязняющих веществ измеряется предприятием на выходе от общества перед смешиванием со сточными водами от других абонентов. В то же время определяется сверхнормативный сброс.
При смешении сточных вод от абонента со сточными водами от населения масса (количество) загрязняющих веществ, сбрасываемых абонентом, не изменится.
Пунктом 3 постановления администрации от 02.04.2010 N 1240 утверждена методика расчета платы за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ со сточными водами в систему коммунальной канализации г. Белорецка. Данная методика указана в приложении N 3 к названному постановлению.
Удовлетворяя требования общества о признании недействующими пункта 3 и приложения N 3 постановления администрации от 02.04.2010 N 1240, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Утвержденная администрацией методика расчета платы за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ со сточными водами в систему коммунальной канализации г. Белорецка не соответствует Порядку взимания платы за прием сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Республики Башкортостан, утвержденному постановлением Кабинета Министров Республики Башкортостан от 08.11.1995 N 399 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Республики Башкортостан".
С учетом положений постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 N 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов" у администрации отсутствуют полномочия по установлению платы за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ со сточными водами в систему коммунальной канализации г. Белорецка.
Поскольку при вынесении решения нормы права применены судом первой инстанции правильно, выводы об обстоятельствах дела соответствуют его материалам, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 26.07.2011 по делу N А07-5167/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества "Белорецкий металлургический комбинат" - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.А. Лукьянов |
Судьи |
Е.О. Черкезов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"На основании ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
Согласно п. 61 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167, нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод устанавливаются абоненту органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией водопроводно-канализационного хозяйства с учетом следующих условий:
...
Утвержденная администрацией методика расчета платы за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ со сточными водами в систему коммунальной канализации г. Белорецка не соответствует Порядку взимания платы за прием сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Республики Башкортостан, утвержденному постановлением Кабинета Министров Республики Башкортостан от 08.11.1995 N 399 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Республики Башкортостан".
С учетом положений постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 N 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов" у администрации отсутствуют полномочия по установлению платы за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ со сточными водами в систему коммунальной канализации г. Белорецка."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 13 октября 2011 г. N Ф09-6358/11 по делу N А07-5167/2011