Екатеринбург |
|
30 марта 2015 г. |
Дело N А60-24365/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 марта 2015 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 марта 2015 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Платоновой Е.А.,
судей Беляевой Н.Г., Рябовой С.Э.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" (далее - общество "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы") на решение Арбитражного суда Свердловской области от 07.10.2014 по делу N А60-24365/2014 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.12.2014 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" - Скурихин В.Н. (доверенность от 25.02.2015 N 16/ИД);
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области (далее - Управление Росреестра) - Завьялова Е.М. (доверенность от 18.12.2014 N 08-17/256).
Общество "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Управлению Росреестра о признании незаконным отказа Управления Росреестра от 21.03.2014 N 01/360/2013-312 в государственной регистрации права собственности; обязании Управления Росреестра зарегистрировать право собственности общества "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" на основании ранее представленных документов и выдать свидетельство о праве собственности на объект недвижимого имущества - сооружение: сети электроосвещения подстанции, назначение: передаточные устройства, протяженностью 1 569 м (год ввода в эксплуатацию - 2013 год), расположенный по адресу: Российская Федерация, Свердловская обл., г. Екатеринбург, пер. Энергетиков, д. 7, ПС 500 кВ Южная.
Определением суда от 08.09.2014 к участию в деле в качестве третьего лица без самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Свердловской области.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 07.10.2014 (судья Куклева Е.А.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.12.2014 (судьи Панькова Г.Л., Дюкин В.Ю., Скромова Ю.В.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" просит указанные судебные акты отменить и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на нарушение судами ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 3 ч. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, ст. 2, 17 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ). По мнению заявителя, судами не учтено, что регистрируемый объект поставлен на кадастровый учет в органе кадастрового учета как объект недвижимого имущества. Заявитель считает, что судами не учтено, что на регистрируемый объект не требуется разрешение на ввод в эксплуатацию в силу того, что он является вспомогательным объектом. Заявитель указывает, что в письме Департамента архитектуры, градостроительства и регулирования земельных отношений администрации города Екатеринбурга "О предоставлении информации" от 23.07.2013 N 219-12/3815 содержится подтверждение того, что объект не является объектом капитального строительства. В данном письме указано, что объект "сети электроосвещения" не является объектом капитального строительства, требующего получение разрешения на строительство (а, следовательно, и ввод объекта в эксплуатацию) и служит составной частью объекта - ПС 500 кВ Южная.
При рассмотрении спора судами установлено и материалами дела подтверждено, что 12.11.2013 общество "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" обратилось в Управление Росреестра с заявлением о государственной регистрации права собственности на объект - сооружение: сети электроосвещения подстанции, назначение: передаточные устройства, протяженностью 1 568 м (год ввода в эксплуатацию - 2013 год), расположенное по адресу: Российская Федерация, Свердловская обл., г. Екатеринбург, пер. Энергетиков, д. 7, ПС 500 кВ Южная.
К указанному заявлению были приложены следующие документы: доверенность представителя от 26.06.2013, кадастровый паспорт, письмо от 23.07.2013, платежное поручение от 04.06.2013.
В соответствии с декларацией об объекте недвижимого имущества, расположенного по адресу: г. Свердловская обл., г. Екатеринбург, пер. Энергетиков, д. 7, ПС 500 кВ Южная, составленной обществом "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" по состоянию на 03.03.2014, сооружение создано в 2013 году, расположено на земельных участках с кадастровыми номерами 66:41:0505029:17, 66:41:0505029:29.
Государственная регистрация прав 29.11.2013 была приостановлена в связи с возникновением сомнений в наличии оснований для совершения соответствующих регистрационных действий.
Государственная регистрация 26.12.2013 была приостановлена на основании заявления представителя общества "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы".
Управлением Росреестра 21.03.2014 направлено сообщение об отказе в государственной регистрации N 01/360/2013-312 на основании абз. 10 п. 1 ст. 20 Закона N 122-ФЗ, в котором указано, что в регистрации права собственности на объект отказано, поскольку заявленный на государственную регистрацию объект не отвечает критериям, позволяющим отнести его к объектам недвижимости, права на которые подлежат государственной регистрации, декларация от 03.03.2014 оформлена с нарушением требований действующего законодательства.
Ссылаясь на то, что отказ в государственной регистрации права собственности на сооружение: сети электроосвещения подстанции, является незаконным и нарушает его права и законные интересы, общество "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200, ч. 2, 3 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для признания незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемых решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу п. 1 ст. 4 Закона N 122-ФЗ государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со ст. 130, 131, 132 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации, за исключением прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты. Наряду с государственной регистрацией вещных прав на недвижимое имущество подлежат государственной регистрации ограничения (обременения) прав на него, в том числе сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда.
Государственная регистрация прав проводится в следующем порядке: прием документов, представленных для государственной регистрации прав, регистрация таких документов; правовая экспертиза документов и проверка законности сделки; установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав; внесение записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество при отсутствии указанных противоречий и других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав; совершение надписей на правоустанавливающих документах и выдача удостоверений о произведенной государственной регистрации прав (п. 1 ст. 13 Закона N 122-ФЗ).
В соответствии со ст. 16 Закона N 122-ФЗ государственная регистрация прав производится на основании заявления правообладателя и документов, необходимых для ее проведения.
Согласно ст. 17 указанного Закона основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются документы, перечисленные в п. 1 данной статьи.
Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением указанных в п. 1 ст. 17 Закона 122-ФЗ, если представленные им документы отвечают требованиям ст. 18 данного Федерального закона и если иное не установлено законодательством Российской Федерации (п. 2 ст. 17 указанного Закона).
Документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав (п. 1 ст. 18 Закона N 122-ФЗ).
Согласно абз. 2, 10 п. 1 ст. 20 Закона N 122-ФЗ в государственной регистрации может быть отказано, в частности, если право на объект недвижимого имущества, о государственной регистрации которого просит заявитель, не является правом, подлежащим государственной регистрации прав в соответствии с данным Федеральным законом; не представлены документы, необходимые в силу названного Федерального закона для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
В соответствии с п. 1 ст. 25 Закона N 122-ФЗ право собственности на созданный объект недвижимого имущества регистрируется на основании документов, подтверждающих факт его создания.
Пунктом 1 ст. 25.3 названного Закона предусмотрено, что основаниями для государственной регистрации права собственности на создаваемый или созданный объект недвижимого имущества, если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации не требуется выдачи разрешения на строительство, являются: документы, подтверждающие факт создания такого объекта недвижимого имущества и содержащие его описание; правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимого имущества.
Документом, удостоверяющим выполнение строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструируемого, отремонтированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка и проектной документации, является разрешение на ввод объекта в эксплуатацию (ч. 1 ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В силу п. 3 ч. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования.
В соответствии с п. 1 ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Статьей 1 Закона N 122-ФЗ предусмотрено, что недвижимое имущество (недвижимость), права на которое подлежат государственной регистрации в соответствии с настоящим Федеральным законом, - земельные участки, участки недр и все объекты, которые связаны с землей так, что их перемещение без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, жилые и нежилые помещения, предприятия как имущественные комплексы;
В п. 1 ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации указано, что право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Судами установлено, что из представленных на государственную регистрацию права документов не следовало, что спорный объект является вновь созданным объектом, на которое требуется разрешение на строительство, или объектом вспомогательного использования.
Исследовав и оценив представленные доказательства по правилам, предусмотренным ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды пришли к правильному выводу о том, что заявленный к регистрации объект не является объектом недвижимого имущества ввиду отсутствия у него признаков, указанных в ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации, и право на который в соответствии со ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации требует государственной регистрации.
Согласно декларации об объекте недвижимого имущества заявленный к регистрации объект располагается на двух земельных участках, что также не допустимо.
При таких обстоятельствах, у регистрирующего органа отсутствовали правовые основания для государственной регистрации права собственности общества "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" на заявленный к регистрации объект.
Установив, что заявитель по правилам ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представил доказательства несоответствия обжалуемого отказа положениям действующего законодательства, доказательств нарушения его прав и законных интересов, суды правомерно отказали в удовлетворении заявленных требований.
Все доводы заявителя кассационной жалобы основаны на неверном толковании норм права, с учетом установленных судами обстоятельств, кроме того, были предметом рассмотрения судов и получили надлежащую правовую оценку, по существу направлены на переоценку имеющихся в материалах дела доказательств и сделанных на их основании выводов, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции в соответствии с положениями ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с чем подлежат отклонению, в том числе по основаниям, изложенным в мотивировочной части настоящего постановления.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов, не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты следует оставить в силе, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 07.10.2014 по делу
N А60-24365/2014 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.12.2014 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу ОАО "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.А. Платонова |
Судьи |
Н.Г. Беляева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.