13 октября 2011 г. |
N Ф09-6530/11 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 октября 2011 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 октября 2011 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Лимонова И. В.,
судей Гавриленко О. Л., Наумовой Н. В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее - Министерство финансов) на решение Арбитражного суда Пермского края от 19.05.2011 по делу N А50-2866/2011 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.07.2011 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседании на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Администрация г. Перми (ИНН: 5902290635, ОГРН: 1025900532460) (далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Пермского края с исковым заявлением о взыскании с Министерства финансов, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Главного управления внутренних дел по Пермскому краю, Управления Федерального казначейства по Пермскому краю расходов в размере 16 595 000 руб., понесенных в связи с исполнением вступивших в законную силу актов суда общей юрисдикции при осуществлении обязанности органов местного самоуправления по обеспечению жилыми помещениями семей сотрудников милиции.
Решением суда от 19.05.2011 (судья Кремер Ю.О.) заявление удовлетворено. С казны Российской Федерации в лице Министерства финансов в пользу муниципального образования "город Пермь" в лице администрации взыскано 16 595 000 руб. в возмещение убытков. В удовлетворении исковых требований к Министерству внутренних дел Российской Федерации, Главному управлению внутренних дел по Пермскому краю, Управлению федерального казначейства по Пермскому краю отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.07.2011 (судьи Борзенкова И.В., Голубцов В.Г., Савельева Н.М.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Министерство финансов просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, а также на то, что заявитель является ненадлежащим ответчиком по делу.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
При рассмотрении спора судами установлено, что решениями Ленинского районного суда г. Перми от 25.06.2008 (определением от 03.09.2009 об утверждении мирового соглашения по тому же делу), от 22.08.2008, от 09.09.2008, от 10.09.2008, от 19.11.2008, от 05.12.2008, от 12.01.2009, от 26.01.2009, от 13.05.2009, от 23.07.2009, от 11.03.2010 на администрацию г. Перми возложена обязанность по предоставлению Кузьминых Т.В., Ветохину С.Н., Карманову М.А., Акбашеву Э.Г., Вивилову О.В. Гребенщикову П.О., Вайтович Н.А., Папину А.Г., Рожкову А.И., Слобожанинову А.А. и Поповой И.А. и членам их семей отдельных благоустроенных квартир в черте г. Перми.
Во исполнение указанного решения названным лицам и членам их семей предоставлены жилые помещения, рыночная стоимость которых составила 16 595 000 руб.
Ссылаясь на то, что указанные расходы являются убытками и подлежат возмещению за счет средств федерального бюджета, администрация обратилась в арбитражный суд с соответствующим исковым заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из их правомерности и обоснованности.
Выводы судов являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Согласно ст. 30 Федерального Закона от 18.04.1991 N 1026-1 "О милиции" (далее - Закон N 1026-1) сотрудникам милиции, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, жилая площадь в виде отдельной квартиры или дома по установленным законодательством нормам предоставляется соответствующими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и организациями в первоочередном порядке, а участковым уполномоченным милиции - не позднее шести месяцев с момента вступления в должность. При этом источник и порядок финансирования расходов, возникающих вследствие предоставления жилых помещений в соответствии с данной правовой нормой, этой нормой не определен.
В соответствии с ч. 2 ст. 132 Конституции Российской Федерации при наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями им должны передаваться соответственно материальные и финансовые ресурсы для осуществления переданных государственных полномочий.
Положениями ст. 5 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" также предусмотрено, что финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.
По смыслу приведенных норм, поскольку льгота по предоставлению жилой площади работникам милиции предусмотрена федеральным законодательным актом, то до надлежащего урегулирования вопроса о распределении расходов между бюджетами различных уровней финансирование должно осуществляться из федерального бюджета.
Согласно правовой позиции, изложенной в Определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 08.07.2004 N 303-О, от 15.02.2005 N 58-О, компенсация расходов от исполнения государственных полномочий органами местного самоуправления также подлежит обязательному обеспечению федеральным бюджетом и призвана гарантировать право собственности муниципальных образований.
В силу п. 1, 3 ст. 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации в связи с наделением органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации местным бюджетам предоставляются субвенции на исполнение соответствующих расходных обязательств муниципальных образований, то есть возникают расходные обязательства Российской Федерации, которые исполняются путем предоставления местным бюджетам субвенций из Федерального фонда компенсаций в порядке, установленном статьей 133 данного Кодекса.
В соответствии со ст. 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с п. 3 ст. 125 указанного Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
По смыслу указанных правовых норм, при рассмотрении судом соответствующих исковых требований доказыванию подлежат факт ненадлежащего исполнения государственным органом своих обязанностей, наличие и размер причиненного гражданину или юридическому лицу вреда, причинная связь между действиями (бездействием) государственного органа и причиненным вредом.
Определяя источник, за счет которого должны быть взысканы заявленные по настоящему делу убытки, суды пришли к правильному выводу о том, что поскольку в данном случае компенсация расходов муниципального образования осуществляется за счет средств федерального бюджета, надлежащим финансовым органом, представляющим интересы казны, в соответствии с Положением "О министерстве финансов Российской Федерации", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 329, является Министерство финансов.
Таким образом, при отсутствии четкого законодательного урегулирования порядка компенсации расходов муниципального образования, понесенных им в связи с реализацией льгот, предусмотренных Законом N 1026-1, со стороны федеральных государственных органов, при отсутствии в материалах дела доказательств передачи истцу соответствующих материальных ресурсов для их реализации, исковые требования правомерно удовлетворены судом в сумме 16 595 000 руб. фактически причиненных и доказанных истцом убытков на основании ст. 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов, представляющего в рассматриваемых правоотношениях Российскую Федерацию.
При этом судами обоснованно указано, что обязанность по возмещению убытков при рассмотрении данного спора не может быть возложена на главного распорядителя финансовых средств - Министерство внутренних дел Российской Федерации, поскольку согласно ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель несет ответственность за неисполнение государственных полномочий в пределах средств, выделенных из федерального бюджета. Доказательств того, что на момент вынесения решения районным судом г. Перми главному распорядителю в лице Министерства внутренних дел Российской Федерации были выделены финансовые средства для обеспечения сотрудников милиции жильем, не имеется.
Доводы заявителя кассационной жалобы являлись предметом исследования судов, им дана надлежащая правовая оценка, соответствующая фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству. Оснований для переоценки указанных выводов судов у суда кассационной инстанции, в силу положений ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.
Нормы материального права применены судами правильно, выводы судов соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене судебных актов, не выявлено.
С учетом изложенного суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Пермского края от 19.05.2011 по делу N А50-2866/2011 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.07.2011 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.В.Лимонов |
Судьи |
О.Л.Гавриленко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Определяя источник, за счет которого должны быть взысканы заявленные по настоящему делу убытки, суды пришли к правильному выводу о том, что поскольку в данном случае компенсация расходов муниципального образования осуществляется за счет средств федерального бюджета, надлежащим финансовым органом, представляющим интересы казны, в соответствии с Положением "О министерстве финансов Российской Федерации", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 329, является Министерство финансов.
Таким образом, при отсутствии четкого законодательного урегулирования порядка компенсации расходов муниципального образования, понесенных им в связи с реализацией льгот, предусмотренных Законом N 1026-1, со стороны федеральных государственных органов, при отсутствии в материалах дела доказательств передачи истцу соответствующих материальных ресурсов для их реализации, исковые требования правомерно удовлетворены судом в сумме 16 595 000 руб. фактически причиненных и доказанных истцом убытков на основании ст. 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов, представляющего в рассматриваемых правоотношениях Российскую Федерацию.
При этом судами обоснованно указано, что обязанность по возмещению убытков при рассмотрении данного спора не может быть возложена на главного распорядителя финансовых средств - Министерство внутренних дел Российской Федерации, поскольку согласно ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель несет ответственность за неисполнение государственных полномочий в пределах средств, выделенных из федерального бюджета. Доказательств того, что на момент вынесения решения районным судом г. Перми главному распорядителю в лице Министерства внутренних дел Российской Федерации были выделены финансовые средства для обеспечения сотрудников милиции жильем, не имеется.
...
решение Арбитражного суда Пермского края от 19.05.2011 по делу N А50-2866/2011 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.07.2011 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации - без удовлетворения."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 13 октября 2011 г. N Ф09-6530/11 по делу N А50-2866/2011