17 октября 2011 г. |
N Ф09-6308/11 |
См. дополнительную информацию к настоящему постановлению
Резолютивная часть постановления объявлена 10 октября 2011 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 октября 2011 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Кангина А.В.,
судей Черкезова Е.О., Ященок Т.П.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Торговый Центр МЕРКУРИЙ" (ОГРН 1035802007636, ИНН 5834027506; далее - общество, заявитель) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 29.03.2011 по делу N А60-1068/2011 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.06.2011 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы путем направления в их адреса копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказными письмами с уведомлением, а также размещения данной информации в сети "Интернет" на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Общество обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Финансовому управлению в муниципальном образовании "город Алапаевск" (ИНН 6601005580, ОГРН 102660509803) о признании незаконным бездействия государственного органа.
До принятия решения от заявителя поступило ходатайство о замене Финансового управления в муниципальном образовании "город Алапаевск" на Финансовое управление администрации муниципального образования "город Алапаевск" (ИНН 6601015644, ОГРН 1106601000758) в порядке универсального правопреемства.
При рассмотрении данного ходатайства суд, установив, что Финансовое управление в муниципальном образовании "город Алапаевск" находится в стадии ликвидации, в связи с чем исполняемые им функции поручены другому лицу, в порядке ст. 47 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации произвёл замену Финансового управления в муниципальном образовании "город Алапаевск" на надлежащее заинтересованное лицо - Финансовое управление администрации муниципального образования "город Алапаевск" (далее - управление).
Общество в порядке, предусмотренном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, уточнило заявленные требования, просит: признать незаконным бездействие управления по исполнению решения Федерального арбитражного суда Уральского округа от 13.08.2010 по делу N А60-22254/2004-СЗ в срок, установленный п. 1 ст. 5 Федерального закона от 30.04.2010 N 68-ФЗ "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок"; обязать начальника управления изменить показатели сводной бюджетной росписи без внесения изменений в решение о бюджете г. Алапаевска в пределах объема бюджетных ассигнований по соответствующему главному распорядителю средств местного бюджета для исполнения решения Федерального арбитражного суда Уральского округа от 13.08.2010 по делу N А60-22254/2004-СЗ в размере неисполненной части требований, содержащихся в исполнительном листе от 17.08.2010 АС N 000474004; обязать начальника управления произвести уточнение прогноза кассовых выплат из бюджета г. Алапаевска одновременно с внесением изменений в сводную бюджетную роспись без внесения изменений в решение о бюджете г. Алапаевска в пределах объема бюджетных ассигнований по соответствующему главному распорядителю средств местного бюджета для исполнения решения Федерального арбитражного суда Уральского округа от 13.08.2010 по делу N А60-22254/2004-СЗ в размере неисполненной части требований, содержащихся в исполнительном листе от 17.08.2010 АС N 000474004; обязать управление организовать исполнение бюджета г. Алапаевска по расходам бюджета на основе измененных показателей сводной бюджетной росписи и уточненного прогноза кассовых выплат для исполнения решения Федерального арбитражного суда Уральского округа от 13.08.2010 по делу N А60-22254/2004-СЗ в размере неисполненной части требований, содержащихся в исполнительном листе от 17.08.2010 АС N 000474004; обязать управление осуществить кассовую выплату с лицевого счета N 40204810600000126235 в размере неисполненной части требований, содержащихся в вышеназванном исполнительном листе, для чего представить в орган Управления Федерального казначейства по Свердловской области, где управлению открыт лицевой счет, соответствующее платежное поручение.
Решением суда первой инстанции от 29.03.2011 (судья Хомякова С.А.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.06.2011 (судьи Голубцов В.Г., Гулякова Г.Н., Савельева Н.М.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество просит данные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение (толкование) судами норм материального и процессуального права, а также на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам.
В обоснование жалобы общество указывает на нарушение судами принципов состязательности и равноправия сторон, отмечая необоснованное отклонение апелляционным судом ходатайства заявителя об обязании заинтересованного лица направить представителю общества отзыв с приложением копий документов, на которые содержится ссылка в решении суда первой инстанции. Заявитель также ссылается на ошибочность вывода судов о том, что моментом исполнения требований вышеназванного исполнительного листа является 11.04.2011, поскольку действующим законодательством не предусмотрен перерыв срока исполнения исполнительных документов, в том числе, в случае замены одного юридического лица, исполняющего функции финансового органа, другим, так как ликвидация органа, нарушившего права заявителя, сама по себе не может являться препятствием к исполнению судебного акта. По мнению общества, суд первой инстанции необоснованно отказался произвести процессуальное правопреемство в соответствии с ч. 1 ст. 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отношении заинтересованного лица. Общество в жалобе также указывает, что судами не дана оценка доводам заявителя о бездействии заинтересованных лиц по организации исполнения бюджета г. Алапаевска по расходам бюджета для исполнения решения Федерального арбитражного суда Уральского округа от 13.08.2010 по делу N А60-22254/2004-СЗ в размере неисполненной части требований исполнительного листа от 17.08.2010 АС N 000474004. Заявитель считает, что в абз. 5 п. 3 ст. 217 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс) предусмотрена обязанность финансового органа по изменению бюджетной росписи по решению руководителя финансового органа без внесения изменений в закон (решение) о бюджете в случае исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации - в пределах бюджетных ассигнований, с одновременным внесением изменений в кассовый план для исполнения бюджета по расходам.
Проверив законность и обоснованность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела, решением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 13.08.2010 по делу N А60-22254/2004 с муниципального образования "город Алапаевск" в пользу общества взыскана компенсация за нарушение права на исполнение в разумный срок решения Арбитражного суда Свердловской области от 20.09.2004 в размере 80 000 руб. и расходы по государственной пошлине в размере 4000 руб.
На основании указанного решения заявителю 17.08.2010 выдан исполнительный лист АС N 000474004.
Общество направило исполнительный лист для исполнения в управление, который поступил в финансовый орган 21.09.2010.
Поскольку в течение трехмесячного срока, установленного п. 1 ст. 5 Федерального закона от 30.04.2010 N 68-ФЗ "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок", требования исполнительного листа от 17.08.2010 АС N 000474004 в полном объеме исполнены не были, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением, полагая, что управление незаконно бездействует.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из того, что Финансовое управление администрации муниципального образования "город Алапаевск" не допустило незаконного бездействия при исполнении требований судебного акта и, соответственно, не нарушило права и охраняемые законом интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно п. 1 ст. 5 Федерального закона от 30.04.2010 N 68-ФЗ "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" судебное решение о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок исполняется в трехмесячный срок со дня его поступления на исполнение в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с подп. 3 п. 2 ст. 5 указанного закона судебное решение о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджета субъекта Российской Федерации или местного бюджета, в разумный срок исполняется соответствующим финансовым органом.
Пунктом 3 ст. 239 Бюджетного кодекса, устанавливающей принцип иммунитета бюджетов, предусмотрено, что обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется только на основании судебных актов и производится в соответствии с гл. 24.1 Бюджетного кодекса.
Пунктом 1 ст. 242.1 Бюджетного кодекса предусмотрено, что исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с данным Кодексом на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов.
Порядок исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам муниципальных бюджетных учреждений, установлен ст. 242.5 Бюджетного кодекса.
Согласно п. 1, 2 ст. 242.5 Бюджетного кодекса исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам его бюджетного учреждения - должника, направляется взыскателем в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений. В соответствии со ст. 215.1 Бюджетного кодекса организация исполнения бюджета возлагается на соответствующий финансовый орган. Данный финансовый орган не позднее пяти рабочих дней после получения исполнительного документа направляет должнику уведомление о поступлении исполнительного документа и дате его приема к исполнению с приложением копии судебного акта и заявления взыскателя.
В силу п. 3 ст. 242.5 Бюджетного кодекса должник в течение 10 рабочих дней со дня получения уведомления должен представить в финансовый орган письмо, содержащее информацию об источнике образования задолженности и о кодах бюджетной классификации Российской Федерации, по которым должны быть произведены расходы местного бюджета по исполнению исполнительного документа применительно к бюджетной классификации Российской Федерации текущего финансового года.
Для исполнения исполнительного документа за счет средств местного бюджета должник одновременно с указанным письмом представляет в финансовый орган платежное поручение на перечисление средств в размере полного либо частичного исполнения исполнительного документа в пределах остатка объемов финансирования расходов, отраженных на его лицевом счете получателя средств местного бюджета, по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации.
При нарушении должником требований, установленных названным пунктом, финансовый орган приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на лицевых счетах должника (за исключением операций по исполнению исполнительных документов) с уведомлением должника.
Пунктом 4 ст. 242.2 Бюджетного кодекса установлено, что для исполнения судебных актов по искам к муниципальным образованиям о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов местного самоуправления или их должностных лиц, в том числе в результате издания органами местного самоуправления муниципальных правовых актов, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту, а также судебных актов по иным искам о взыскании денежных средств за счет средств казны муниципального образования (за исключением судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств местного бюджета), документы, указанные в п. 2 ст. 242.1 Бюджетного кодекса, направляются для исполнения в финансовый орган муниципального образования.
Исполнение судебных актов производится в течение трех месяцев со дня поступления исполнительных документов на исполнение (п. 6 ст. 242.2 Бюджетного кодекса).
Как установлено судами и следует из материалов дела, исполнительный лист АС N 000474004 первоначально поступил в Финансовое управление в муниципальном образовании "город Алапаевск" 21.09.2010.
В связи с ликвидацией данного Финансового управления с 01.01.2011, закрытием лицевых счетов бюджетных учреждений муниципального образования "город Алапаевск" и открытием лицевых счетов этих бюджетных учреждений в Финансовом управлении администрации муниципального образования "город Алапаевск" указанный исполнительный лист передан по акту приема-передачи исполнительных документов от 11.01.2011 Финансовому управлению администрации муниципального образования "город Алапаевск".
При названных обстоятельствах, как правильно указал апелляционный суд, установленный п. 6 ст. 242.2 Бюджетного кодекса срок начинает течь с даты поступления документов на исполнение в соответствующий уполномоченный орган, то есть в рассматриваемом случае с 11.01.2011.
Таким образом, суды пришли к обоснованному выводу о том, что предельный трехмесячный срок исполнения требований спорного исполнительно листа на момент обращения общества в арбитражный суд (21.01.2011), а также принятия обжалуемого решения (29.03.2011) не наступил.
Кроме того, судами установлено и материалами дела подтверждено, что Финансовое управление администрации муниципального образования "город Алапаевск" предпринимает необходимые действия по исполнению исполнительного документа - перечисляет денежные средства обществу.
При вышеназванных обстоятельствах выводы судов о том, что управление не допустило незаконного бездействия при исполнении требований спорного исполнительного листа и, соответственно, не нарушило права и охраняемые законом интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности являются обоснованными.
С учетом изложенного требования заявителя об обязании начальника управления произвести уточнение прогноза кассовых выплат из бюджета г. Алапаевска, исполнить обязанность, предусмотренную Бюджетным кодексом Российской Федерации, по внесению изменений в сводную бюджетную роспись без внесения изменений в решение о бюджете города Алапаевск, отклонены обоснованно.
Ходатайство заявителя об обязании заинтересованного лица направить представителю общества отзыв с приложением копий документов правомерно отклонено апелляционным судом по основаниям ч. 1 ст. 41 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Довод общества относительно необоснованного отказа суда первой инстанции произвести процессуальное правопреемство (в порядке универсального правопреемства) в отношении заинтересованного лица судом кассационной инстанции не принимается.
Как следует из материалов дела, Финансовое управление в муниципальном образовании "город Алапаевск" с 01.01.2011 ликвидировано.
В силу ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.
Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм материального либо процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
Обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Свердловской области от 29.03.2011 по делу N А60-1068/2011 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.06.2011 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Торговый Центр МЕРКУРИЙ" - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.В. Кангин |
Судьи |
Е.О. Черкезов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"При вышеназванных обстоятельствах выводы судов о том, что управление не допустило незаконного бездействия при исполнении требований спорного исполнительного листа и, соответственно, не нарушило права и охраняемые законом интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности являются обоснованными.
С учетом изложенного требования заявителя об обязании начальника управления произвести уточнение прогноза кассовых выплат из бюджета г. Алапаевска, исполнить обязанность, предусмотренную Бюджетным кодексом Российской Федерации, по внесению изменений в сводную бюджетную роспись без внесения изменений в решение о бюджете города Алапаевск, отклонены обоснованно.
Ходатайство заявителя об обязании заинтересованного лица направить представителю общества отзыв с приложением копий документов правомерно отклонено апелляционным судом по основаниям ч. 1 ст. 41 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
...
В силу ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.
...
решение Арбитражного суда Свердловской области от 29.03.2011 по делу N А60-1068/2011 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.06.2011 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Торговый Центр МЕРКУРИЙ" - без удовлетворения."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 17 октября 2011 г. N Ф09-6308/11 по делу N А60-1068/2011