Я, главный государственный санитарный врач по городу Москве Н.Н. Филатов, отмечаю, что в столице сложилась напряженная эпидемическая и эпизоотическая ситуация по заболеваемости природно-очаговыми инфекциями. Среди москвичей ежегодно регистрируются заболевания геморрагической лихорадкой с почечным синдромом (ГЛПС), лептоспирозами, туляремией. Максимальный уровень заболеваемости этими инфекциями регистрировался в 2004 - 2005 годы. В этот период лептоспирозом в Москве заболели 60 человек, ГЛПС - 143, туляремией - 241 человек. Кроме того, в жилых домах и на коммунальных объектах серьезную проблему для города представляют очаги крысиного клеща.
Одна из причин сложившейся в Москве ситуации - значительный рост численности синантропных грызунов, а именно крыс и мышей, являющихся источниками указанных заболеваний.
На территории города сохраняются природные очаги, где отмечаются эпизоотии природно-очаговых заболеваний среди грызунов и существует реальная угроза заражения населения. В период учета численности грызунов в феврале - марте 2006 года при проведении микробиологических исследований в пробах полевого материала, отобранных на территории района "Косино" (берег Святого озера), получено четыре положительных результата на туляремию. Территория, прилегающая к Святому озеру ("Косино" - "Ухтомское"), является сочетанным природным очагом лептоспирозов и туляремии, где, несмотря на принятые меры по его оздоровлению, эпизоотическая обстановка остается напряженной. При лабораторном исследовании серых крыс, отловленных в жилом секторе Восточного и Центрального административных округов в феврале 2006 года, было получено два положительных результата на лептоспирозы. В августе - сентябре 2006 года получено три положительных результата исследований на туляремию и четыре - на лептоспирозы.
На увеличение численности и значительную заселенность объектов грызунами в Москве влияет ряд факторов.
Высокая плотность населения обусловливает скопление значительного объема бытовых и пищевых отходов на территории мегаполиса, что приводит к наиболее интенсивному расселению грызунов.
Большое число неофициальных мигрантов, проживание и питание которых осуществляется в неприспособленных помещениях, способствует созданию благоприятных условий для обитания грызунов.
В Москве отмечаются недостатки в вопросах санитарно-технического состояния объектов жилищно-коммунального назначения, недостаточно развита индустрия санитарной очистки, утилизация бытовых отходов с различных групп объектов, обеззараживания биологических отходов.
Наличие несанкционированных свалок бытового мусора, отсутствие договоров на дератизацию на территориях промышленных предприятий, строительных площадках, автостоянках, в гаражах, на кладбищах, отсутствие дератизации в подземных коллекторах снижает эффективность профилактических мероприятий, направленных на подавление численности грызунов. Поступает очень много жалоб на наличие грызунов в мусоросборных камерах, на контейнерных площадках, объектах продовольственной и непродовольственной торговли и т.п.
Сложившаяся в Москве ситуация и прогноз ее развития могут способствовать дальнейшему увеличению численности грызунов, что в конечном счете может привести к осложнению санитарно-эпидемиологической обстановки.
В целях снижения численности популяции грызунов до эпидемиологически безопасного уровня и во исполнение требований постановления главного государственного санитарного врача Российской Федерации N 27 от 29.08.06 "О мерах по борьбе с грызунами и профилактике природно-очаговых, особо опасных инфекционных заболеваний в Российской Федерации" постановляю:
1. Юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, руководителям организаций, руководителям хозяйствующих субъектов независимо от правовых форм собственности осуществить:
1.1. оценку заселенности объекта грызунами с проведением в срок до 15 ноября 2006 года следующего:
1.1.1. комплекс мероприятий, направленных на обеспечение грызунонепроницаемости объектов (инженерно-технические, ремонтно-строительные работы);
1.1.2. санитарно-гигиенические и санитарно-технические мероприятия, направленные на обеспечение должного состояния объекта и прилегающей территории;
1.1.3. истребительные мероприятия собственными силами или силами специализированных организаций дезинфекционного профиля;
1.2. оценку качества проведенных дератизационных мероприятий.
2. Рекомендовать префектам административных округов, руководителям департаментов и комитетов правительства Москвы:
2.1. организовать на объектах бюджетного финансирования в сентябре - ноябре 2006 года:
2.1.1. проведение оценки заселенности объектов грызунами;
2.1.2. проведение инженерно-технических, ремонтно-строительных мероприятий с целью обеспечения грызунонепроницаемости объектов;
2.1.3. проведение санитарно-гигиенических и санитарно-технических мероприятий, направленных на обеспечение должного санитарного состояния объектов и прилегающих территорий;
2.1.4. проведение истребительных дератизационных мероприятий на объектах бюджетного финансирования собственными силами или силами специализированных организаций дезинфекционного профиля.
2.2. обязать руководителей соответствующих служб и организаций независимо от их организационно-правовых форм осуществить комплекс мероприятий (п. 1);
2.3. рассмотреть на заседаниях санитарно-противоэпидемических комиссий итоги проведения в сентябре - ноябре 2006 года комплекса дератизационных мероприятий;
2.4. организовать совместно с территориальными отделами Управления Роспотребнадзора по городу Москве, Федеральным государственным учреждением здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве" и его филиалами проведение работ по гигиеническому воспитанию населения по вопросам профилактики природно-очаговых, особо опасных зоонозных инфекций с привлечением средств массовой информации;
2.5. подготовить совместно с территориальными отделами Управления Роспотребнадзора по городу Москве, Федеральным государственным учреждением здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве" и его филиалами предложения для включения в программу правительства Москвы по борьбе с грызунами и профилактике природно-очаговых, особо опасных зоонозных инфекционных заболеваний в столице на 2007 - 2008 годы, включающую следующие разделы:
2.5.1. проведение сплошной ежегодной двукратной дератизации всех объектов, независимо от их правовой формы собственности;
2.5.2. меры по обеспечению сбора, хранения, удаления, переработки бытовых отходов, утилизация биологических отходов;
2.5.3. меры по совершенствованию системы санитарной очистки территории населенных пунктов и объектов различного назначения;
2.5.4. строительство мусороперерабатывающих предприятий;
2.5.5. мероприятия по предупреждению распространения природно-очаговых, особо опасных зоонозных инфекционных заболеваний;
2.5.6. меры по обеспечению грызунонепроницаемости объектов, включая комплекс инженерно-технических, ремонтно-строительных мероприятий;
2.5.7. оснащение объектов охранно-защитными дератизационными системами различного типа.
3. Начальникам территориальных отделов и структурных подразделений Управления Роспотребнадзора по городу Москве:
3.1. внести предложения в префектуры административных округов о мероприятиях, направленных на реализацию постановления главного государственного санитарного врача Российской Федерации N 27 от 29.08.06 "О мерах по борьбе с грызунами и профилактике природно-очаговых, особо опасных инфекционных заболеваний в Российской Федерации";
3.2. при осуществлении госсанэпиднадзора направлять предписания юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям всех форм собственности об организации и проведении комплекса усиленных дератизационных мероприятий в сентябре - ноябре 2006 года, включающего в себя, в том числе, следующее:
- проведение безотлагательных инженерно-технических мероприятий, направленных на обеспечение грызунонепроницаемости объектов;
- проведение санитарно-гигиенических мероприятий, направленных на обеспечение должного санитарного состояния объекта и его территории (своевременный вывоз бытовых и пищевых отходов, санитарная очистка территории, проведение санитарных дней и т.п.);
- оценка заселенности объекта грызунами;
- оснащение объектов охранно-защитными дератизационными системами;
- проведение истребительных дератизационных мероприятий эффективными методами и современными средствами, разрешенными к применению и зарегистрированными в установленном порядке на территории Российской Федерации;
- оценка эффективности проведенных истребительных дератизационных работ;
- представление отчета по результатам выполнения комплекса мероприятий;
3.3. при осуществлении мероприятий по контролю предъявлять требования к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям (хозяйствующим субъектам) о проведении регулярных санитарно-эпидемиологических обследований объектов, включающих учет численности грызунов и оценку эффективности этих мероприятий с внесением результатов в соответствующую учетную форму;
3.4. не допускать эксплуатацию эпидемиологически значимых объектов, заселенность которых грызунами по данным учета численности, превышает эпидемиологически приемлемый показатель, а также объектов, на которых не проводятся дератизационные мероприятия.
4. Направить настоящее постановление в средства массовой информации для опубликования.
5. Контроль за выполнением настоящего постановления оставляю за собой.
|
Н.Н. Филатов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Главного государственного врача Москвы от 27 сентября 2006 г. N 3 "О реализации постановления главного государственного санитарного врача Российской Федерации N 27 от 29.08.2006 "О мерах по борьбе с грызунами и профилактике природно-очаговых, особо опасных инфекционных заболеваний в Российской Федерации"
Текст постановления опубликован в журнале "Санитарно-эпидемиологический собеседник (СЭС)", 2006 г., N 12