Екатеринбург |
|
23 апреля 2015 г. |
Дело N А50-24007/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 апреля 2015 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 апреля 2015 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Жаворонкова Д. В.,
судей Гусева О.Г., Токмаковой А.Н.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Объединенного потребительского общества Ординского района (ОГРН 1025902466710, ИНН 5945001359; далее - общество, налогоплательщик) на постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2015 по делу N А50-24007/2013 Арбитражного суда Пермского края.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества - Григорьев М.Л. (доверенность от 17.04.2015 б/н);
Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Пермскому краю (ОГРН 1045902199529, ИНН 5951002093; далее - инспекция, налоговый орган) - Желтышева А.И. (доверенность от 12.01.2015 N 03-17/01), Сафиуллина Н.В. (доверенность от 12.01.2015 N 03-17/03).
Общество обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании частично недействительным решения налогового органа от 20.08.2013 N 08-11/13 в части доначисления налога на прибыль организаций за 2009, 2010 и 2011 годы в сумме 176 388 руб. 15 коп., налога на добавленную стоимость (далее - НДС) в сумме 66 294 руб. 74 коп., начисления соответствующих сумм пеней и применения налоговых санкций.
Решением суда от 17.10.2014 (судья Самаркин В.В.) заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2015 (судьи Гулякова Г.Н., Васева Е.Е. Савельева Н.М.) решение суда отменено в части. Заявленные обществом требования удовлетворены в части. Оспариваемое решение налогового органа признано недействительным в части доначисления обществу НДС за 1 квартал 2009 года в сумме 66 294 руб. 74 коп., начисления соответствующих сумм пеней. В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано. В остальной части решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество просит постановление апелляционного суда отменить, решение суда первой инстанции оставить в силе, ссылаясь на нарушение судом апелляционной инстанции норм материального права.
Заявитель жалобы полагает, что апелляционным судом не учтен п. 39 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Постановление от 30.07.2013 N 57). По мнению налогоплательщика, после проведения допмероприятий сумма налогов, пеней и штрафов, обозначенная в акте проверки, не может увеличиваться, вместе с тем, инспекцией после проверки налог на прибыль организаций был увеличен почти в три раза.
Общество считает, что доводы налогового органа о том, что имеет место лишь корректировка обязательств, не основаны на законе, так как в Налоговом кодексе Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс) четко указаны действия налогового органа при проведении мероприятий налогового контроля (ст. 93, 93.1 Кодекса). Налогоплательщик указывает на то, что корректировка налоговых обязательств в сторону увеличения законом не предусмотрена.
В отзыве на кассационную жалобу налоговый орган просит оставить обжалуемый судебный акт без изменения, ссылаясь на их законность и обоснованность.
Как следует из материалов дела, инспекцией проведена выездная налоговая проверка деятельности общества.
Результаты проверки оформлены актом от 06.05.2013 N 08-10/11. Материалы дополнительных мероприятий налогового контроля оформлены актом от 17.07.2013 N 08-10/11/1.
Решением инспекции от 20.08.2014 N 08-11/13 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения обществу доначислены НДС за квартал 2009 года в сумме 66 294 руб.74 коп., налог на прибыль организаций за 2009, 2010, 2011 гг. в сумме 176 388 руб. 15 коп., единый социальный налог в сумме 49 574 руб. 86 коп., начислены пени в общей сумме 97 636 руб. 02 коп., взысканы штрафы по пункту 1 статьи 122 Кодекса, статье 123 Кодекса в общей сумме 20 947 руб. 07 коп.
Не согласившись с указанным решением, заявитель обжаловал его в вышестоящий налоговый орган.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Пермскому краю от 30.10.2013 N 18-18/354 оспариваемое решение инспекции оставлено без изменения
Полагая, что решение налогового органа нарушает права и интересы общества в его предпринимательской деятельности, налогоплательщик обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования в части признания недействительным оспариваемого решения инспекции в части доначисления налогоплательщику налога на прибыль организаций за 2009, 2010, 2011 гг., начисления соответствующих пеней и применения налоговых санкций по п. 1 ст. 122 Кодекса, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что расчет размера налоговых обязательств общества по налогу на прибыль организаций не соответствует Кодексу, при вынесении решения в данной части инспекцией нарушена процедура рассмотрения проверки и вынесения решения (п. 8 ст. 101, абз. 3 п. 14 ст. 101 Кодекса).
Отменяя решение суда в указанной части, суд апелляционной инстанции руководствовался следующим.
Порядок производства по делу о налоговом правонарушении регламентирован ст. 101 НК РФ, которая, в частности, устанавливает процедуру вынесения решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки, включающую в себя ряд требований к должностным лицам налоговых органов и условий осуществления ими отдельных процессуальных действий.
Поскольку целью такого правового регулирования является создание системы гарантий прав налогоплательщиков, пунктом 14 статьи 101 НК РФ предусмотрена в качестве возможного правового последствия несоблюдения должностными лицами налоговых органов требований, установленных названным Кодексом, отмена решения налогового органа.
Абзацем 2 пункта 14 статьи 101 НК РФ предусмотрено, что основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения является нарушение налоговым органом существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки. К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения.
Таким образом, основной обязанностью налогового органа при рассмотрении материалов проверки является обеспечение посредством надлежащего извещения о времени и дате возможности налогоплательщика принять участие (личное либо через представителя) в процессе рассмотрения материалов проверки.
Исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела документы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что указанная обязанность исполнена налоговым органом на всех стадиях рассмотрения материалов налоговой проверки, включая рассмотрение материалов, полученных в ходе дополнительных мероприятий налогового контроля.
Из акта выездной налоговой проверки от 06.05.2013 N 08-10/11 следует, что налоговым органом установлена неуплата обществом налога на прибыль организаций в сумме 63 633 руб. 09 коп., в том числе за 2009 год - 40 948 руб. 08 коп., за 2010 год - 4 535 руб. 80 коп., за 2011 год - 18 149 руб. 21 коп.
Налогоплательщиком 31.05.2013 представлены в налоговый орган возражения на акт проверки от 06.05.2013, а также дополнительные доказательства, подтверждающие движение товара и готовой продукции в (из) производство и реализацию.
На основании п. 1 ст. 101 НК РФ возражения (объяснения) налогоплательщика в присутствии его представителя рассмотрены начальником инспекции, о чем составлен протокол от 07.06.2013.
В связи с необходимостью изучения представленных документов плательщика и получения дополнительных доказательств для подтверждения факта совершения нарушений законодательства о налогах и сборах или отсутствии таковых, а также учитывая разногласия по вопросу правильности определения затрат, произведенных в связи с осуществлением общественного питания при рассмотрении материалов налоговой проверки общества 18.06.2013 руководителем налогового органа принято решение N 4 о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.
В соответствии с указанным решением установлено провести в срок до 18.07.2013 дополнительные мероприятия налогового контроля: в соответствии со ст. 90 НК РФ допросить физических лиц, обладающих информацией относительно учета затрат, связанных с осуществлением общественного питания общества с 01.01.2009 по 231.12.2011; в соответствии со ст. 93 НК РФ запросить документы, подтверждающие затраты, произведенные (понесенные) непосредственно для изготовления продукции общественного питания общества в период с 01.01.2009 по 31.12.2011.
При анализе представленных обществом в ходе проведения дополнительных мероприятий копий товарно-денежных отчетов, накладных, сменных отчетов по общественному питанию за 2009 год, копий группировок по общественному питанию за проверяемый период и проведенных допросов свидетелей, инспекцией выявлено несоответствие в расчете налоговых обязательств по налогу на прибыль организаций, что привело к последующей их корректировке, а именно, установлено, что общество за проверяемый период занизило налог на прибыль организаций на 176 388 руб. 15 коп., в том числе: за 2009 год - 147 137 руб. 19 коп., за 2010 год - 14 765 руб. 78 коп., за 2011 год - 14 485 руб.
Инспекцией по итогам проведенных дополнительных мероприятий в присутствии налогоплательщика составлен акт от 17.07.2013 N 08-10/11/1 и с учетом представленных обществом возражений от 02.08.2013 вынесено решение от 20.08.2013 N 08-11/13.
В связи с тем, что документы, имеющие значение для расчета налоговых обязательств, не были представлены налогоплательщиком налоговому органу в ходе проверки, а представлены только после получения акта проверки, учитывая, что данные документы имеют отношение только к нарушениям, выявленным в ходе выездной налоговой проверки общества, а также принимая во внимание, что при проверке представленных документов выявлено несоответствие в расчете налоговых обязательств по налогу на прибыль организаций, что привело к последующей их корректировке, суд апелляционной инстанции пришел к верному выводу о соблюдении налоговым органом порядка проведения проверки, оформления ее результатов, процедуры вынесения решения.
Нарушений, влекущих признание решения налогового органа недействительным, не установлено.
С учетом вышеизложенного довод общества о том, что судом апелляционной инстанции не принят во внимание п. 39 Постановления от 30.07.2013 N 57 подлежит отклонению.
Суд кассационной инстанции считает, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судом апелляционной инстанции установлены, все доказательства исследованы и оценены. Оснований для переоценки доказательств и сделанных на их основании выводов у суда кассационной инстанции не имеется.
Нормы материального права применены судом апелляционной инстанции по отношению к установленным им обстоятельствам правильно, выводы апелляционного суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене обжалуемого судебного акта, судом кассационной инстанции не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемое постановление апелляционного суда подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2015 по делу N А50-24007/2013 Арбитражного суда Пермского края оставить без изменения, кассационную жалобу Объединенного потребительского общества Ординского района- без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Возвратить Объединенному потребительскому обществу Ординского района из федерального бюджета излишне уплаченную госпошлину по кассационной жалобе в сумме 1500 руб. по платежному поручению от 02.03.2015 N 431.
Председательствующий |
Д.В.Жаворонков |
Судьи |
О.Г. Гусев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.