Екатеринбург |
|
25 июня 2014 г. |
Дело N А47-10112/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 июня 2014 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 июня 2014 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Поротниковой Е.А.,
судей Лукьянова В.А., Татариновой И.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области (далее - Министерство) на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 29.01.2014 по делу N А47-10112/2013 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.03.2014 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Общество с ограниченной ответственностью "НИКА" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Министерству о признании незаконным и отмене постановления от 20.09.2013 N 136, которым Общество привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) в виде штрафа в размере 800 000 руб.
Решением суда от 29.01.2014 (судья Цыпкина Е.Г.) заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.03.2014 (судья Баканов В.В., Арямов А.А., Малышев М.Б.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Министерство просит указанные судебные акты отменить, в удовлетворении заявленных Обществом требований отказать, ссылаясь на необоснованность вывода судов о том, что последнее осуществляло добычу общераспространенных полезных ископаемых для своих нужд в соответствии с нормами ст. 19 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон N 2395-1) и ст. 19 Закона Оренбургской области от 07.05.2013 N 1441/424-V-ОЗ "Об участках недр местного значения" (далее - ЗаконаN 1441/424-V-ОЗ) как собственник земельного участка с кадастровым номером 56:25:1105002:7. Добыча Обществом песчано-гравийной смеси (далее - ПГС) не подпадает под действие указанных норм, поскольку условия, определенные действующим законодательством для возможной добычи общераспространенных полезных ископаемых без получения лицензии, Обществом соблюдены не были. Министерство полагает, что им доказаны и факт совершения Обществом вмененного ему административного правонарушения и вина Общества в совершении административного правонарушения.
Как установлено судами, Обществу на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 56:25:1105002:7 общей площадью 100 000 кв. м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства (свидетельство о государственной регистрации права от 12.12.2011 56 АБ 565059).
Прокуратурой Сакмарского района Оренбургской области в период с 26.08.2013 по 27.08.2013 проведена проверка Общества по факту незаконной добычи ПГС на принадлежащем ему земельном участке в районе реки Сакмара, на участке недр, расположенном в 150 м от берега реки, в 4 км от ориентира - районного узла связи, адрес ориентира - ул. Советская, д. 23, с. Сакмара, Сакмарского района Оренбургской области.
В ходе проверки обнаружен карьер 20 м х 10 м, глубиной около 4 метров. В ходе осмотра территории производственных помещений Общества по адресу: Оренбургская область, Сакмарский район, с. Сакмара ул. Юбилейная, д. 1, установлено, что на данной территории имеется навал ПГС объемом примерно 300 м3.
Также Министерством установлено, что 25.08.2013 и 26.08.2013 Общество осуществляло работы по добыче ПГС с вышеуказанного земельного участка и вывозу ее на территорию производственных объектов Общества по адресу: Оренбургская область, Сакмарский район, с. Сакмара, ул. Юбилейная, д. 1 "Б" для проведения работ по отсыпке территории производственных помещений Общества. При этом Общество не имеет лицензии на добычу полезных ископаемых.
По итогам проверки оформлены акты проверки от 27.08.2013 с приложением фотоматериалов.
В связи с выявлением указанных фактов 28.08.2013 исполняющим обязанности прокурора Сакмарского района Оренбургской области в присутствии представителя Общества (исполнительного директора Ангелова Н.М.) вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, в котором действия Общества квалифицированы, как административное правонарушение, ответственность за которое установлена ч. 1 ст. 7.3 Кодекса, собранные материалы направлены в Министерство для рассмотрения по существу и принятия мер административного воздействия.
Начальник управления природопользования Министерства в присутствии исполнительного директора Общества, рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, вынес постановление от 20.09.2013 N 136 о назначении наказания за административное правонарушение, в котором признал Общество виновным в совершении правонарушения, административная ответственность за которое установлена ч. 1 ст. 7.3 Кодекса, и назначил ему наказание в виде административного штрафа в сумме 800 000 руб. Копия постановления вручена представителю Общества под роспись.
О времени и месте рассмотрения материалов дела об административном правонарушении общество было извещено определением от 11.09.2013 и извещением от 13.09.2013 N 12-19/12175, направленными в его адрес почтовым отправлением и полученными им 17.09.2013.
Полагая, что указанное постановление не соответствует законодательству, нарушает его права, Общество обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из недоказанности в действиях Общества события вменяемого правонарушения, как основания для привлечения к административной ответственности.
Выводы судов соответствуют установленным по делу обстоятельствам и действующему законодательству.
Согласно ч. 4, 6, 7 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к административной ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При этом суд не связан доводами, содержащимися в заявлении.
В соответствии с ч. 1 ст. 7.3 Кодекса пользование недрами без лицензии на пользование недрами влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей.
В силу п. 1 ст. 26.1 Кодекса по делу об административном правонарушении выяснению подлежит наличие события административного правонарушения.
Лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина (ч. 1 ст. 1.5 Кодекса).
Частью 4 ст. 1.5 Кодекса установлено, что неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело (ч. 2 ст. 1.5 Кодекса).
Согласно ч. 1 ст. 11 Закона N 2395-1 и ст. 12 Закона Оренбургской области от 09.03.2005 N 1924/361-III-ОЗ "О предоставлении права пользования участками недр, содержащими месторождения общераспространенных полезных ископаемых, или участками недр местного значения, а также участками недр местного значения, используемыми для целей строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, на территории Оренбургской области", предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии.
В абзацах 3, 4 ст. 11 Закона N 2395-1 установлено, что лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.
Лицензия удостоверяет право проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, использования недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.
Согласно Положению о Министерстве природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области, утвержденному указом Губернатора Оренбургской области от 14.03.2011 N 120-ук, полномочия по выдаче лицензий на пользование участками недр местного значения возложены на Министерство.
В соответствии со ст. 19 Закона N 2395-1собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков имеют право, по своему усмотрению, в их границах осуществлять без применения взрывных работ добычу общераспространенных полезных ископаемых, не числящихся на государственном балансе, и строительство подземных сооружений для своих нужд на глубину до пяти метров, а также устройство и эксплуатацию бытовых колодцев и скважин на первый водоносный горизонт, не являющийся источником централизованного водоснабжения, в порядке, устанавливаемом соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Аналогичная норма закреплена ст. 6 Закона N 1441/424-V-ОЗ.
Судами установлено и материалами административного производства подтверждено, что добыча песчано-гравийной смеси производилась Обществом на земельном участке, принадлежащем ему на праве собственности.
Законом N 2395-1 определено, что недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.
Согласно ст. 3 Закона N 2395-1 к общераспространенным полезным ископаемым относятся полезные ископаемые, включенные в региональные перечни общераспространенных полезных ископаемых, определенные органами государственной власти Российской Федерации в сфере регулирования отношений недропользования совместно с субъектами Российской Федерации.
Распоряжением от 13.05.2005 Министерства природных ресурсов Российской Федерации N 33-р и Администрации Оренбургской области N 202-р утвержден Перечень общераспространенных полезных ископаемых по Оренбургской области, в который, в частности, включены пески (кроме формировочного, стекольного, абразивного, для фарфорово-фаянсовой, огнеупорной и цементной промышленности, содержащего рудные минералы в промышленных концентрациях), известняки (кроме используемых в цементной, металлургической, химической, стекольной, целлюлозно-бумажной и сахарной промышленности, для производства глинозема, минеральной подкормки животных и птицы), галька, гравий, валуны, песчано-гравийные, гравийно-песчаные, валунно-гравийно-песчаные, валунно-глыбовые породы.
Всесторонне, полно и объективно исследовав в соответствии с требованиями ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющиеся в материалах дела доказательства, в частности, акт проверки от 27.08.2013 года, протокол об административном правонарушении, суды установили, что добыча ПГС осуществлялась Обществом на глубину около 4 метров, то есть не более 5 метров, что соответствует положениям ст. 19 Закона N 2395-1. Доказательств извлечение Обществом прибыли от добытой ПГС Министерством не представлено.
При этом суды правильно отметили, что тот факт, что Общество является коммерческой организацией, само по себе не свидетельствует об использовании добытого минерального сырья исключительно в коммерческих целях. Отсыпка производственной территории Общества, которая, безусловно, используется Обществом для ведения предпринимательской деятельности, является именно использованием самостоятельно добытой песчано-гравийной смеси для собственных нужд.
На основании изложенного суды сделали верный вывод об отсутствии доказательств, подтверждающих факт использования Обществом добытой песчано-гравийной смеси для получения прибыли путем ее реализации.
При таких обстоятельствах суды обоснованно сочли недоказанным событие вмененного Обществу административного правонарушения и правомерно удовлетворили заявленное им требование.
Доводы заявителя кассационной жалобы сводятся по существу к переоценке имеющихся в деле доказательств и сделанных судами на их основании выводов, что выходит за пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, установленные ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов, не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 29.01.2014 по делу N А47-10112/2013 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.03.2014 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.А. Поротникова |
Судьи |
В.А. Лукьянов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Распоряжением от 13.05.2005 Министерства природных ресурсов Российской Федерации N 33-р и Администрации Оренбургской области N 202-р утвержден Перечень общераспространенных полезных ископаемых по Оренбургской области, в который, в частности, включены пески (кроме формировочного, стекольного, абразивного, для фарфорово-фаянсовой, огнеупорной и цементной промышленности, содержащего рудные минералы в промышленных концентрациях), известняки (кроме используемых в цементной, металлургической, химической, стекольной, целлюлозно-бумажной и сахарной промышленности, для производства глинозема, минеральной подкормки животных и птицы), галька, гравий, валуны, песчано-гравийные, гравийно-песчаные, валунно-гравийно-песчаные, валунно-глыбовые породы.
Всесторонне, полно и объективно исследовав в соответствии с требованиями ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющиеся в материалах дела доказательства, в частности, акт проверки от 27.08.2013 года, протокол об административном правонарушении, суды установили, что добыча ПГС осуществлялась Обществом на глубину около 4 метров, то есть не более 5 метров, что соответствует положениям ст. 19 Закона N 2395-1. Доказательств извлечение Обществом прибыли от добытой ПГС Министерством не представлено."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 25 июня 2014 г. N Ф09-3963/14 по делу N А47-10112/2013