Екатеринбург |
|
21 ноября 2011 г. |
Дело N А07-5945/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 ноября 2011 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 ноября 2011 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Кангина А.В.,
судей Сухановой Н.Н., Татариновой И.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Павлова Александра Сергеевича (ИНН: 026908452380, ОГРН: 304026913900159, далее - предприниматель, заявитель) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 23.06.2011 по делу N А07-5945/2011 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.08.2011 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания в электронной сети "Интернет" на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Предприниматель оспаривает приказ Управления государственной службы занятости населения при Министерстве труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан (далее - управление) от 31.01.2011 N 15 в части установления заявителю квоты на прием инвалидов в количестве 30 человек.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 23.06.2011 (судья Чаплиц М.А.) в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.08.2011 (судьи Тимохин О.Б., Бояршинова Е.В., Плаксина Н.Г.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе предприниматель просит отменить указанные судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права. Заявитель полагает, что приказ управления от 31.01.2011 N 15 в оспариваемой части не соответствует ст. 21 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", которая, по его мнению, может применяться только в отношении организаций.
Как следует из материалов дела, приказом от 31.01.2011 N 15 управление установило на 2011 год для организаций, учреждений и предприятий, расположенных на территории Республики Башкортостан, квоту для трудоустройства инвалидов в количестве 2816 рабочих мест согласно приложению N 1, в котором также указан предприниматель, поскольку численность его работников составляет 1480 человек.
Предприниматель, полагая, что названный приказ возлагает на него не предусмотренные законом обязанности, чем нарушает его права в сфере предпринимательской деятельности, обратился с заявлением в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований предпринимателя, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что оспариваемый приказ является законным и не нарушает права заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Проверив законность и обоснованность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
В соответствии со ст. 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
Согласно ст. 20 Трудового кодекса Российской Федерации работодателем является физическое лицо либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником. В случаях, предусмотренных федеральными законами, в качестве работодателя может выступать иной субъект, наделенный правом заключать трудовые договоры.
Для целей указанного Кодекса работодателями - физическими лицами признаются, в частности, физические лица, зарегистрированные в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
Закон Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" определяет правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы.
Согласно п. 1 ст. 25 названного Закона работодатели содействуют проведению государственной политики занятости населения, в частности, на основе соблюдения установленной квоты для трудоустройства инвалидов.
Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Согласно ст. 20 Федерального закона N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации путем проведения специальных мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда, в том числе установления в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов.
В соответствии с Общероссийским классификатором организационно-правовых форм ОК 028-99, утвержденным постановлением Госстандарта Российской Федерации от 30.03.1999 N 97 "О принятии и введении в действие Общероссийских классификаторов", индивидуальные предприниматели отнесены к организациям без прав юридического лица.
С учётом принципа единства правовой системы Российской Федерации, законодательство о трудоустройстве, занятости и социальной защите инвалидов определяет комплекс неразрывных правоотношений, который регулируется одновременно нормами и трудового, и административного права.
Согласно частям 1 и 2 статьи 13 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" одной из дополнительных гарантий занятости для отдельных категорий граждан, обеспечиваемых государством, является квота для приема на работу инвалидов, которая устанавливается в соответствии с Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
В соответствии с ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта РФ устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов).
Сложившаяся правоприменительная практика толкования названных норм, исходя из вышеназванного принципа единства правовой системы Российской Федерации, в целях реализации инвалидами своего конституционного права на труд не разделяет понятия "организация" и "индивидуальный предприниматель", отождествляя их с единой категорией "работодатель".
Из содержания указанных норм следует, что квота - минимальное количество рабочих мест для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы, которых работодатель обязан трудоустроить на данном предприятии, в учреждении, организации, включая количество рабочих мест, на которых уже работают граждане указанной категории (Определения Верховного Суда Российской Федерации от 10.08.2005 N 5-Г05-45 и от 11.05.2011 N 92-Г11-1).
С учетом изложенного довод заявителя кассационной жалобы о том, что положения ст. 21 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" применяются только в отношении организаций и не распространяются на индивидуальных предпринимателей, подлежит отклонению как основанный на неверном толковании норм права.
Исходя из ст. 5 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" органы государственной власти субъектов Российской Федерации в области социальной защиты и социальной поддержки инвалидов имеют право, в частности, участия в реализации государственной политики в отношении инвалидов на территориях субъектов Российской Федерации.
На территории Республики Башкортостан положения Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" конкретизируются и дополняются постановлением Правительства Республики Башкортостан от 26.01.2010 N 14 "Об утверждении Положения о квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов в Республике Башкортостан".
Согласно п. 1.2, 1.4 названного Положения уполномоченным органом установлена квота в виде минимального количества рабочих мест для инвалидов, которых работодатель обязан трудоустроить, включая количество рабочих мест, на которых уже работают лица указанной категории. Квота для приема на работу инвалидов устанавливается организациям, расположенным на территории Республики Башкортостан, независимо от их организационно-правовых форм, среднесписочная численность работников в которых составляет более 100 человек, в размере 2 процентов от среднесписочной численности работников.
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций сделали правильный вывод о том, что приказ от 31.01.2011 N 15, устанавливающий обязанность предпринимателя по трудоустройству инвалидов на 30 рабочих мест, вынесен управлением в пределах полномочий и в рамках действующего законодательства.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся в силу ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых судебных актов, не выявлено.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 23.06.2011 по делу N А07-5945/2011 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.08.2011 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Павлова Александра Сергеевича - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.В. Кангин |
Судьи |
Н.Н. Суханова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исходя из ст. 5 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" органы государственной власти субъектов Российской Федерации в области социальной защиты и социальной поддержки инвалидов имеют право, в частности, участия в реализации государственной политики в отношении инвалидов на территориях субъектов Российской Федерации.
На территории Республики Башкортостан положения Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" конкретизируются и дополняются постановлением Правительства Республики Башкортостан от 26.01.2010 N 14 "Об утверждении Положения о квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов в Республике Башкортостан".
Согласно п. 1.2, 1.4 названного Положения уполномоченным органом установлена квота в виде минимального количества рабочих мест для инвалидов, которых работодатель обязан трудоустроить, включая количество рабочих мест, на которых уже работают лица указанной категории. Квота для приема на работу инвалидов устанавливается организациям, расположенным на территории Республики Башкортостан, независимо от их организационно-правовых форм, среднесписочная численность работников в которых составляет более 100 человек, в размере 2 процентов от среднесписочной численности работников.
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций сделали правильный вывод о том, что приказ от 31.01.2011 N 15, устанавливающий обязанность предпринимателя по трудоустройству инвалидов на 30 рабочих мест, вынесен управлением в пределах полномочий и в рамках действующего законодательства."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 21 ноября 2011 г. N Ф09-7517/11 по делу N А07-5945/2011