Екатеринбург |
|
28 ноября 2011 г. |
Дело N А76-2746/2011 |
Постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 15 августа 2012 г. N Ф09-7659/11 по делу N А76-2746/2011 настоящее постановление отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 24 ноября 2011 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 ноября 2011 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Лукьянова В.А.,
судей Поротниковой Е.А., Василенко С.Н.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - управление, антимонопольный орган) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 27.05.2011 по делу N А76-2746/2011 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.09.2011 по указанному делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
управления - Волков В.Д. (доверенность от 30.03.2011 N 45);
открытого акционерного общества "Челябэнергосбыт" (далее - общество "Челябэнергосбыт") - Арапов П.В. (доверенность от 23.08.2011 N 1-69), Орлова С.А. (доверенность от 23.08.2011 N 3-7), Зайцева И.В. (доверенность от 23.08.2011 N 3-6).
Общество "Челябэнергосбыт" обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к управлению о признании недействительным решения от 10.12.2010 по делу N 52-04/10 о признании действий заявителя, выразившихся в отнесении общества с ограниченной ответственностью "Копейские сети водоснабжения" (далее - общество "Копейские сети водоснабжения") к потребителю с низким уровнем напряжения при определении стоимости поставляемой ему по договорам энергоснабжения от 01.01.2007 N 1664, от 01.05.2008 N 1855, от 01.08.2008 N 1667 в 2009-2010 гг. электроэнергии, нарушающими требования п. 10 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
Определением суда от 05.03.2011 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество "Копейские сети водоснабжения".
Решением суда от 27.05.2011 (судья Гусев А.Г.) требование заявителя удовлетворено.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.09.2011 (судьи Тимохин О.Б., Арямов А.А., Бояршинова Е.В.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе управление просит указанные судебные акты отменить, в удовлетворении требования общества "Челябэнергосбыт" отказать, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам. Заявитель кассационной жалобы считает ошибочным вывод судов об отсутствии в действиях общества "Челябэнергосбыт" нарушения установленного порядка ценообразования, поскольку суды неправомерно исходили из определения понятия "ценообразование", приведенного в Основах ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации" (далее - Основы ценообразования), несоотносимого с понятием "ценообразование", данным в п. 10 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции.
Как указывает антимонопольный орган, уровень напряжения влияет на величину оплаты сетевой организации стоимости услуг по передаче электроэнергии; без действий гарантирующего поставщика, направленных на определение уровня напряжения, невозможно определить конечную стоимость электроэнергии, выставляемую к оплате за электроэнергию. В связи с тем, что отнесение потребителя к неправильному уровню напряжения влияет на конечную цену электроэнергии, которая подлежит государственному регулированию, управление считает правомерным квалификацию действий общества "Челябэнергосбыт" как нарушение порядка ценообразования.
В отзыве на кассационную жалобу общество "Челябэнергосбыт" просит оставить вынесенные по данному делу решение и постановление без изменения.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции считает, что они подлежат отмене с принятием нового судебного акта об отказе в удовлетворении требования общества "Челябэнергосбыт".
При рассмотрении спора судами установлено, что между обществом "Копейские сети водоснабжения" и обществом "Челябэнергосбыт" заключены договоры, по условиям которых гарантирующий поставщик (заявитель) осуществляет поставку электрической энергии, а потребитель (третье лицо) оплачивает поставленную электрическую энергию.
С учетом того, что в приложениях к договорам за 2009-2010 гг. стороны согласовали низкий уровень напряжения, общество "Челябэнергосбыт" производило расчет стоимости электроэнергии по договорам для общества "Копейские сети водоснабжения" как для потребителя, подключенного по низкому уровню напряжения.
Не согласившись с примененным в 2009-2010 гг. порядком ценообразования по договорам, общество "Копейские сети водоснабжения" направило обществу "Челябэнергосбыт" письмо с просьбой применять к нему порядок ценообразования как для предприятия, подключенного по среднему второму уровню напряжения.
В ответ на данное письмо общество "Челябэнергосбыт" сообщило, что действовало строго в соответствии с условиями договоров и предложило внести изменения в условия договоров, но не ранее 01.01.2011.
На основании жалобы общества "Копейские сети водоснабжения" от 01.04.2010 N 01/33-с приказом управления от 29.06.2010 N 266 возбуждено дело N 52-04/10 по признакам нарушения обществом "Челябэнергосбыт" ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции.
При рассмотрении дела N 52-04/10 управлением установлено, что общество "Челябэнергосбыт" является гарантирующим поставщиком и осуществляет розничную продажу электрической энергии (без ее передачи и распределения) физическим и юридическим лицам.
Приказом от 01.09.2008 N 71 общество "Челябэнергосбыт" внесено в региональный раздел Реестра хозяйствующих субъектов Челябинской области, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более, чем 35 процентов, как занимающее долю на рынке розничной продажи электрической энергии (без ее передачи и распределения) на территории Челябинской области более 65 процентов.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 5 Закона о защите конкуренции общество "Челябэнергосбыт" занимает доминирующее положение на рынке продажи электрической энергии (без ее передачи и распределения) на территории Челябинской области. В связи с этим общество "Челябэнергосбыт" обязано соблюдать запреты, установленные ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции.
По результатам рассмотрения дела N 52-04/10 управлением принято решение от 10.12.2010, согласно которому действия общества "Челябэнергосбыт", выразившиеся в отнесении общества "Копейские сети водоснабжения" к потребителю с низким уровнем напряжения при определении стоимости поставляемой ему по договорам энергоснабжения от 01.01.2007 N 1664, от 01.05.2008 N 1855, от 01.08.2008 N 1667 в 2009-2010 гг. электроэнергии, признаны нарушающими требования п. 10 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции; рассмотрение дела N 52-04/10 по признакам нарушения обществом "Челябэнергосбыт" п. 10 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции прекращено в связи с устранением обществом "Челябэнергосбыт" нарушения антимонопольного законодательства; материалы дела переданы должностному лицу управления, уполномоченному составлять протоколы об административных правонарушениях.
Полагая, что указанное решение антимонопольного органа является незаконным, общество "Челябэнергосбыт" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленное требование, суды первой и апелляционной инстанций исходили из недоказанности антимонопольным органом несоблюдения обществом "Челябэнергосбыт" запрета, установленного ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции.
При этом суды указали на ошибочность включения антимонопольным органом в порядок ценообразования порядка применения тарифа, ссылаясь на то, что в соответствии с применяемой в Основах ценообразования терминологией и устанавливаемыми ими правилами, ценообразование включает в себя только расчет и установление регулирующими органами регулируемых тарифов (цен), но не их применение.
Вместе с тем судами первой и апелляционной инстанций неправомерно не учтено, что понятие "ценообразование", установленное в п. 2 Основ ценообразования, применяется для целей установления тарифов в отношении электрической и тепловой энергии и не может применяться к правоотношениям, регулируемым Законом о защите конкуренции.
Понятие "ценообразование", заложенное в Основах ценообразования, распространяется на деятельность, осуществляемую регулирующими органами, которые не являются хозяйствующими субъектами, в то время как требования, предусмотренные ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции, направлены на регулирование деятельности хозяйствующих субъектов на товарных рынках, занимающих доминирующее положение.
Общество "Челябэнергосбыт", предъявляя к оплате стоимость потребленной энергии, осуществляет действия по формированию цены за электроэнергию.
В силу положений ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
Согласно ч. 4 ст. 421 Гражданского кодекса Российской Федерации условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или правовыми актами.
В абз. 2 п. 1 ст. 424 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что в предусмотренных законом случаях применяются цены, устанавливаемые уполномоченными на то государственными органами.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" государственное регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию осуществляется посредством установления экономически обоснованных тарифов (цен, платы за услуги) на электрическую и (или) тепловую энергию и (или) их предельных уровней. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают тарифы на электрическую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов, за исключением электрической энергии, продаваемой по нерегулируемым ценам (ст. 6 названного Закона).
Условие о цене электроэнергии (мощности) определяется исключительно в соответствии с законодательством Российской Федерации и при изменении соответствующего законодательства Российской Федерации стороны обязаны применять при расчетах по договору новый порядок организации расчетов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530 утверждены Правила функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, которые вступили в силу (за исключением раздела XI) с 01.09.2006.
Во исполнение указанного положения Федеральной службой по тарифам разработаны изменения и дополнения в Методические указания по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденные Приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 N 20-э/2 "Об утверждении методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке" (далее - Методические указания), которые определяют порядок расчета тарифов на услуги по передаче электрической энергии котловым методом.
Указанные изменения и дополнения утверждены Приказом Федеральной службы по тарифам от 31.07.2007 N 138-э/6 (зарегистрировано Минюстом России 20.08.2007, регистрационный номер 10030).
Согласно этому Приказу во всех субъектах Российской Федерации должен быть рассчитан и утвержден единый (котловой) тариф на услуги по передаче электрической энергии (информационное письмо Федеральной службы по тарифам от 04.09.2007 N ЕЯ-5133/12 "О введении котлового метода расчета тарифов на услуги по передаче электрической энергии").
Государственный комитет "Единый тарифный орган Челябинской области" в соответствии с п. 59 Основ ценообразования и п. 44, 45 Методических указаний установил тарифы на реализуемую обществом "Челябэнергосбыт" электрическую энергию с дифференциацией по уровням напряжения.
Так называемые "котловые" тарифы вступили в действие с 01.09.2009.
Следовательно, с 01.09.2009 расчеты за услуги по передаче электрической энергии производятся по "котловому" (равному для всех потребителей услуг) тарифу, который включен в тарифы по соответствующему уровню напряжения, утвержденному Государственным комитетом "Единый тарифный орган Челябинской области" для общества "Челябэнергосбыт".
В результате изменения нормативного регулирования, уровень напряжения, который до этого являлся техническим показателем, связанным с тарифом, но устанавливаемым сторонами путём согласования в договоре, перестал быть таковым. Уровень напряжения определяется в соответствии с п. 44, 45 Методических указаний в зависимости от точки присоединения потребителя к сетям сетевой организации (организации, оказывающей услуги по передаче электрической энергии).
Поскольку общество "Челябэнергосбыт" в период действия "котловых" тарифов определяло стоимость электроэнергии для общества "Копейские сети водоснабжения" исходя из согласованного в приложениях к договорам за 2009-2010 гг. низкого уровня напряжения, антимонопольный орган правомерно квалифицировал действия общества "Челябэнергосбыт" как нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
В связи с вышеизложенным у судов не имелось правовых оснований для признания оспариваемого ненормативного акта управления недействительным.
Учитывая, что суды первой и апелляционной инстанций установили фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, но неправильно применили нормы материального права, суд кассационной инстанции в силу п. 2 ч. 1 ст. 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требования общества "Челябэнергосбыт".
В соответствии с ч. 1 ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы в размере государственной пошлины за рассмотрение дела в судах первой, апелляционной и кассационной инстанциях (ст. 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации) подлежат отнесению на заявителя.
Руководствуясь ст. 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Челябинской области от 27.05.2011 по делу N А76-2746/2011 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.09.2011 по указанному делу отменить.
В удовлетворении требований открытого акционерного общества "Челябэнергосбыт" отказать.
Взыскать с открытого акционерного общества "Челябэнергосбыт" (ИНН: 7451213318; ОГРН: 1057423505732) в доход федерального бюджета 1 000 рублей государственной пошлины по кассационной жалобе.
Поворот исполнения судебных актов в части уплаты государственной пошлины по решению суда первой инстанции и постановлению суда апелляционной инстанции произвести Арбитражному суду Челябинской области при наличии доказательств её уплаты.
Председательствующий |
В.А. Лукьянов |
Судьи |
Е.А. Поротникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Во исполнение указанного положения Федеральной службой по тарифам разработаны изменения и дополнения в Методические указания по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденные Приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 N 20-э/2 "Об утверждении методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке" (далее - Методические указания), которые определяют порядок расчета тарифов на услуги по передаче электрической энергии котловым методом.
Указанные изменения и дополнения утверждены Приказом Федеральной службы по тарифам от 31.07.2007 N 138-э/6 (зарегистрировано Минюстом России 20.08.2007, регистрационный номер 10030).
Согласно этому Приказу во всех субъектах Российской Федерации должен быть рассчитан и утвержден единый (котловой) тариф на услуги по передаче электрической энергии (информационное письмо Федеральной службы по тарифам от 04.09.2007 N ЕЯ-5133/12 "О введении котлового метода расчета тарифов на услуги по передаче электрической энергии").
Государственный комитет "Единый тарифный орган Челябинской области" в соответствии с п. 59 Основ ценообразования и п. 44, 45 Методических указаний установил тарифы на реализуемую обществом "Челябэнергосбыт" электрическую энергию с дифференциацией по уровням напряжения.
...
В результате изменения нормативного регулирования, уровень напряжения, который до этого являлся техническим показателем, связанным с тарифом, но устанавливаемым сторонами путём согласования в договоре, перестал быть таковым. Уровень напряжения определяется в соответствии с п. 44, 45 Методических указаний в зависимости от точки присоединения потребителя к сетям сетевой организации (организации, оказывающей услуги по передаче электрической энергии).
...
решение Арбитражного суда Челябинской области от 27.05.2011 по делу N А76-2746/2011 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.09.2011 по указанному делу отменить."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 28 ноября 2011 г. N Ф09-7659/11 по делу N А76-2746/2011
Постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 15 августа 2012 г. N Ф09-7659/11 по делу N А76-2746/2011 настоящее постановление отменено
Хронология рассмотрения дела:
09.10.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-7659/2011
15.08.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-7659/11
28.11.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-7659/11
06.09.2011 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-7708/11