Екатеринбург |
|
05 декабря 2011 г. |
N Ф09-7714/11 |
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 18 декабря 2012 г. N Ф09-11250/12 по делу N А50-7962/2012
См. также Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30 октября 2012 г. N 17АП-11341/12
См. также Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 16 апреля 2012 г. N ВАС-4027/12 "Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
См. также Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16 августа 2011 г. N 17АП-6742/11
Резолютивная часть постановления объявлена 28 ноября 2011 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 декабря 2011 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Столярова А. А.,
судей Маликовой Э. М., Мындря Д. И.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае (далее - управление) на решение Арбитражного суда Пермского края от 25.05.2011 по делу N А50-3232/11 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.08.2011 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, участие в судебном заседании не приняли.
Закрытое акционерное общество "Русская компания" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании незаконным бездействия управления, выразившегося в отказе заявителю предоставить в собственность за плату земельный участок площадью 528+6 кв. м, с кадастровым номером 59:07:0010801:238, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование: под производственную территорию, находящийся по адресу: Пермский край, г. Краснокамск, ул. Шоссейная, д. 11; а также об обязании управления принять решение о продаже указанного земельного участка в собственность заявителя и заключить договор купли-продажи земельного участка на условиях, установленных действующим законодательством Российской Федерации, а именно по цене, исчисляемой в размере 2,5 % от кадастровой стоимости земельного участка, т.е. за 22 289 руб. 92 коп.
Решением суда первой инстанции от 25.05.2011 (судья Ремянникова И.Е.) признано незаконным бездействие, выразившееся в отказе закрытому акционерному обществу предоставить в собственность за плату земельный участок площадью 528+6 кв. м, с кадастровым номером 59:07:01010801:238 (категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование под производственную территорию), находящийся по адресу: Пермский край, г. Краснокамск, ул. Шоссейная, д. 11. На управление возложена обязанность принять решение о продаже указанного земельного участка в собственность общества. В удовлетворении остальной части требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.08.2011 (судьи Гребенкина Н.А., Голубцова Ю.А., Усцов Л.А.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе управление просит судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации, п. 10 ст. 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", ст. 2, 22.2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", несоответствие выводов судов обстоятельствам дела. Заявитель полагает, что отсутствие государственной регистрации права федеральной собственности на земельный участки, образованные в результате раздела ранее существовавшего земельного участка, является препятствием для принятия решения о предоставлении одного из вновь образованных земельных участков в собственность общества. По мнению заявителя, противоположный вывод судов может повлиять на права и законные интересы лица, не привлеченного к участию в деле - Управления Росреестра по Пермскому краю. Заявитель также ссылается на неправомерное возложение судами на управление обязанности принять соответствующее решение, считая, что такое решение им принято быть не может, поскольку все необходимые для этого документы возвращены обществу. Заявитель полагает, что принятое решение нельзя оценивать как бездействие и отказ в совершении определенных действий.
В отзыве на кассационную жалобу обществом указывает на несостоятельность доводов заявителя, считает судебные акты подлежащими оставлению без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Как установлено судами, обществу на праве собственности принадлежит 1-этажное кирпичное здание гаража на 2 автомашины, общей площадью 158,4 кв. м, расположенного по адресу: Пермский край, г. Краснокамск, ул. Шоссейная, д. 11, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 08.11.2006.
Между управлением (арендодатель) и обществом (арендатор) заключен договор аренды земельного участка от 18.12.2006 N 0988, в соответствии с условиями которого арендатору предоставлен в аренду земельный участок из земель населенных пунктов общей площадью 37 515 кв. м с кадастровым номером 59:07:001: 0801:0180, находящийся по адресу: Пермский край, г. Краснокамск, ул. Шоссейная, д. 11, на срок с 18.12.2006 по 31.10.2011, под производственную территорию.
Распоряжением управления от 25.12.2008 N 1716-р из земельного участка из земель населенных пунктов с кадастровым номером 59:07:0010801:180 площадью 37 515 кв. м предписано сформировать земельные участки, находящиеся по адресу: Пермский край, г. Краснокамск, ул. Шоссейная, д. 11. площадью 36 522 кв. м - под производственную территорию, и площадью 993 кв. м - под береговую полосу р. Кама.
Общество 23.11.2009 обратилось к управлению с просьбой принять распоряжение о формировании двух земельных участков путем раздела земельного участка с кадастровым номером 59:07:0010801:210, находящегося по адресу: г. Краснокамск, ул. Шоссейная, д. 11, и образованием части земельного участка с кадастровым номером 59:07:0010801:209.
Обществом также был представлен межевой план земельного участка от 17.11.2009 для согласования и утверждения.
Управлением издано распоряжение от 30.12.2009 N 1691-р, в соответствии с которым принято решение сформировать путем раздела земельного участка с кадастровым номером 59:07:0010801:210 площадью 36 522 кв. м, земельные участки площадью 35 994 кв. м - под производственную территорию, и площадью 528 кв. м - под 1-этажное кирпичное здание гаража на 2 автомашины.
Общество 15.12.2010 обратилось к управлению с заявлением о предоставлении в порядке статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в собственность за плату земельного участка площадью 528+6 кв. м, с кадастровым номером 59:07:0010801:238, расположенного по адресу: Пермский край, г. Краснокамск, ул. Шоссейная, д. 11, под 1-этажное кирпичное здание гаража на 2 автомашины.
Управление направило в адрес заявителя письмо от 21.01.2011 N 01-16-21558/05, согласно которому в связи с размежеванием земельного участка с кадастровым номером 59:07:0010801:210 обществу следовало представить оригиналы кадастровых паспортов вновь образованных земельных участков. На основании этого управление возвратило заявителю пакет документов без принятия решения для устранения замечаний.
Общество 26.01.2011 повторно обратилось к управлению с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка площадью 528+6 кв. м, с кадастровым номером 59:07:0010801:238, приложив к нему помимо прочих документов оригиналы кадастровых паспортов испрашиваемого и смежного с ним земельных участков, образованных в результате разделения земельного участка с кадастровым номером 59:07:0010801:210.
Управление 14.02.2011 направило в адрес общества письмо N 01-16-1466/05, содержащее указание на необходимость представления пакета документов, сформированного в соответствии с приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 30.10.2007 N 370 "Об утверждении перечня документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности, на котором расположены здания, строения, сооружения".
Общество, полагая, что нерассмотрение управлением заявления по существу в установленный срок и непринятие по нему решения является незаконным отказом в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка, обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Для признания незаконными решения и действия (бездействия) государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица в силу ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации требуется наличие в совокупности двух условий: несоответствия обжалуемого решения и действия (бездействия) закону и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суды, частично удовлетворяя заявленные требования, исходили из того, что основания отказа управления в принятии решения о предоставлении в собственность общества испрашиваемого земельного участка являются незаконными и нарушающими права и законные интересы общества.
Согласно п. 1 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений.
В соответствии с п. 5 названной статьи для приобретения прав на земельный участок указанные граждане или юридические лица совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта. Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
Пунктом 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в месячный срок со дня поступления названного заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Согласно п. 8 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка лицам, указанным в пункте 5 названной статьи, и направляет им копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
Суды, исследовав представленные в материалы дела доказательства и доводы сторон, пришли к обоснованному выводу о том, что общество, являясь собственником объекта недвижимости, имеющим право на выкуп спорного земельного участка, выполнило требования пункта 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации и представило управлению все документы необходимые для принятия решения о предоставлении земельного участка в собственность, и предусмотренные Перечнем документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения, утвержденным Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 30.10.2007 N 370, в том числе кадастровые паспорта испрашиваемого и смежного с ним земельных участков.
Учитывая, что основанием отказа в принятии решения послужило несоответствие представленных обществом документов названному Перечню, суды правомерно признали бездействие управления, выразившееся в непринятии данного решения в установленные сроки незаконным и нарушающим права и законные интересы общества.
Судами также дана оценка ссылкам управления на отсутствие государственной регистрации права федеральной собственности на испрашиваемый и смежный с ним земельные участки, которые были образованы в результате разделения ранее существовавшего земельного участка.
Как верно указали суды, данное обстоятельство не является препятствием для принятия решения о предоставлении земельного участка площадью 528+6 кв. м с кадастровым номером 59:07:0010801:238, поскольку оно не относится к основаниям для отказа в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, предусмотренным п. 4 ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации, перечень которых является исчерпывающим.
Кроме того, суд апелляционной инстанции отметил, что в силу п. 2 ст. 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации при разделе земельного участка у его собственника возникает право собственности на все образуемые в результате раздела земельные участки, и согласно ст. 22.2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" полномочия на обращение в регистрирующий орган с соответствующим заявлением принадлежат собственнику разделяемого земельного участка, представителем которого в рассматриваемом случае является управление.
С учетом изложенного аналогичный довод заявителя кассационной жалобы подлежит отклонению.
Поскольку в силу ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации подготовка проекта договора купли-продажи осуществляется соответствующим органом на основании принятого решения о предоставлении земельного участка в собственность заявителя, суды правомерно обязали управление устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества путем принятия данного решения.
Ссылки заявителя на то, что возврат документов для доработки не является отказом в предоставлении земельного участка, отклоняются. Суды, установив, что управление повторно возвратило обществу представленные им необходимые для принятия решения о предоставлении земельного участка документы без законных на то оснований, оценили бездействие управления как отказ. Оснований для переоценки доказательств и установленных на их основании обстоятельств у суда кассационной инстанции не имеется (ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов в соответствии со ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено. Обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Пермского края от 25.05.2011 по делу N А50-3232/2011 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.08.2011 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.А. Столяров |
Судьи |
Э.М. Маликова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как верно указали суды, данное обстоятельство не является препятствием для принятия решения о предоставлении земельного участка площадью 528+6 кв. м с кадастровым номером 59:07:0010801:238, поскольку оно не относится к основаниям для отказа в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, предусмотренным п. 4 ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации, перечень которых является исчерпывающим.
Кроме того, суд апелляционной инстанции отметил, что в силу п. 2 ст. 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации при разделе земельного участка у его собственника возникает право собственности на все образуемые в результате раздела земельные участки, и согласно ст. 22.2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" полномочия на обращение в регистрирующий орган с соответствующим заявлением принадлежат собственнику разделяемого земельного участка, представителем которого в рассматриваемом случае является управление.
...
Поскольку в силу ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации подготовка проекта договора купли-продажи осуществляется соответствующим органом на основании принятого решения о предоставлении земельного участка в собственность заявителя, суды правомерно обязали управление устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества путем принятия данного решения."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 5 декабря 2011 г. N Ф09-7714/11 по делу N А50-3232/2011
Хронология рассмотрения дела:
16.04.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-4027/12
21.03.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-4027/2012
05.12.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-7714/11
16.08.2011 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-6742/11