Екатеринбург |
|
19 декабря 2011 г. |
Дело N А71-2387/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 декабря 2011 года.
В полном объеме постановление изготовлено 19 декабря 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Купреенкова В.А.,
судей Маликовой Э.М., Мындря Д.И.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Удмуртской Республики (далее - территориальное управление) на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 02.06.2011 по делу N А71-2387/2011 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.08.2011 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещенных надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Дочернее открытое акционерное общество "Спецгазавтотранс" Открытого акционерного общества "Газпром" (далее - дочернее общество) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании незаконными действий территориального управления, выразившегося в отказе в предоставлении земельного участка площадью 23212 кв. м с кадастровым номером 18:26:040258:0005, расположенного по адресу: г. Ижевск, ул. Гагарина, 104 в собственность дочернего общества и о возложении на территориальное управление обязанности подготовить проект договора купли-продажи данного земельного участка с кадастровой стоимостью, определенной кадастровым паспортом земельного участка по состоянию на 28 сентября 2009 и направлении проекта договора в адрес дочернего общества.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено открытое акционерное общество "Земельно-кадастровый центр".
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 02.06.2011 (судья Буторина Г.П.) заявленные требования удовлетворены. Признаны незаконными действия территориального управления, выразившиеся в отказе от 13.11.2011 N 01-11/17 в предоставлении земельного участка площадью 23212 кв. м с кадастровым номером 18:26:040258:0005, расположенного по адресу: г. Ижевск, ул. Гагарина, 104 в собственность дочернего общества; на территориальное управление возложена обязанность в установленный законом срок подготовить и направить заявителю проект договора купли-продажи данного земельного участка с кадастровой стоимостью, определенной по Постановлению Правительства Удмуртской Республики от 24.11.2008 N 275 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 1 января 2007 года".
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.08.2011 (судьи Дюкин В.Ю., Усцов Л.А., Голубцова Ю.А.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе территориальное управление просит судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами ст. 125 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 29, 36 Земельного кодекса Российской Федерации, а также несоответствие выводов судов обстоятельствам дела и представленным доказательствам. Заявитель считает ошибочным вывод судов о наличии у территориального управления полномочий на принятие решения о приватизации спорного земельного участка. По мнению территориального управления соответствующие полномочия имеются только у Федерального агентства по управлению государственным имуществом, при этом осуществление продажи земельного участка может быть поручено территориальному управлению.
Дочернее общество в отзыве на кассационную жалобу возражает против изложенный в ней доводов, просит оставить ее без удовлетворения.
Как установлено судами при рассмотрении спора, в соответствии с государственным актом на право пользования землей от 25.08.1985 N 123 производственному объединению "Союзгазавтотранс" в бессрочное бесплатное пользование был передан земельный участок площадью 2,5 га для строительства производственной базы по адресу: г. Ижевск, ул. Гагарина, 104.
Распоряжением Министерства имущественных отношений Удмуртской Республики (далее - министерство) от 30.06.2003 N 12аз/12-раз дочернему обществу предоставлен в аренду земельный участок площадью 23 212 кв. м с кадастровым номером 18:26:040258:0005, расположенный по адресу: г. Ижевск, ул. Гагарина, 104, для эксплуатации производственной базы Ижевского АТП.
Между министерством и дочерним обществом заключен договор аренды земельного участка от 30.07.20003 N 12аз, согласно которому названный земельный участок передан дочернему обществу в аренду на срок с 26.06.2003 по 25.06.2028. В п. 1.2 данного договора указано, что на земельном участке имеются объекты недвижимости: одноэтажные каменные и металлические производственные постройки.
Договор от 30.07.20003 N 12аз зарегистрирован 06.10.2003, запись о регистрации N 18-01/26-70/2003-56.
По соглашению от 12.02.2004 N 6 министерство уступило, а Территориальное управление Министерства имущественных отношений Российской Федерации по Удмуртской Республики (правопредшественник территориального управления) приняло на себя права и обязанности арендодателя по договору аренды земельного участка от 30.07.20003 N 12аз.
В период с 1995 года по 2004 год на упомянутом земельном участке были построены и введены в эксплуатацию объекты недвижимого имущества, правом собственности на которые обладает дочернее общество, что подтверждается представленными в материалы дела свидетельствами о государственной регистрации права и выписками из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (т. 1, л. д. 73-104).
Земельный участок площадью 23 212 кв. м с кадастровым номером 18:26:040258:0005, расположенный по адресу: г. Ижевск, ул. Гагарина, 104, сформирован, поставлен на кадастровый учет 06.09.2000, право собственности на него зарегистрировано 26.06.2003 за Российской Федерацией.
Дочернее общество неоднократно обращалось в территориальное управление с заявлением о приватизации данного земельного участка.
В приватизации земельного участка было отказано, в частности, из-за несоответствия представленных документов перечню, утвержденному приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 30.10.2007 N 370; недостаточности представленного пакета документов и необходимости устранить выявленные недостатки и представить отсутствующие документы.
В письме от 13.01.2011 N 01-11/17 территориальное управление сообщило дочернему обществу о том, что принять решение о предоставлении земельного участка в собственность не предоставляется возможным, так как необходимо проработать и представить предложения о возможности использования незастроенной части указанного земельного участка под федеральные нужды.
Полагая, что действия территориального управления, выразившееся в отказе в приватизации упомянутого земельного участка, ненаправлении проекта договора купли-продажи, являются незаконными и нарушают права и законные интересы дочернего общества, оно обратилось в арбитражный суд с заявлением по рассматриваемому делу.
Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из следующего.
Для признания ненормативного правового акта недействительным, незаконными решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8).
Согласно п. 1, 5 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации юридические лица, имеющие в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с данным Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами. Для приобретения прав на земельный участок названные юридические лица обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 указанного Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
В месячный срок со дня поступления указанного в п. 5 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 этого Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в п. 1 ст. 20 названного настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора (п. 6 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации).
В силу ч. 1 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в материалы дела доказательства, суды установили, что дочернее общество обратилось в территориальное управление с заявкой о приватизации земельного участка, в предусмотренный законом срок вопрос о продаже земельного участка не рассмотрен, доказательств, свидетельствующих о совершении необходимых для его своевременного рассмотрения действий, не имеется.
Суды также указали, что Федеральное агентство по управлению государственным имуществом в соответствии с п. 4 положения "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом", утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, осуществляет свою деятельность как непосредственно, так и через свои территориальные органы, при этом согласно п. 4.1, 4.6, 4.8 положения о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Удмуртской Республики, утвержденного приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 05.03.2009 N 63, территориальное управление осуществляет полномочия собственника в отношении федерального имущества, расположенного на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
При таких обстоятельствах суды пришли к обоснованному выводу о том, что территориальное управление является уполномоченным органом по приватизации спорного земельного участка и правомерно удовлетворили заявленные требования.
Доводы территориального управления были предметом исследования в судах первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, оснований для переоценки у суда кассационной инстанции не имеется (ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного решение Арбитражного суда Удмуртской Республики и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда являются законными и отмене не подлежат. Оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 02.06.2011 по делу N А71-2387/2011 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.08.2011 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Удмуртской Республики- без удовлетворения.
Председательствующий |
В.А. Купреенков |
Судьи |
Э.М. Маликова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В месячный срок со дня поступления указанного в п. 5 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 этого Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в п. 1 ст. 20 названного настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора (п. 6 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации).
...
Суды также указали, что Федеральное агентство по управлению государственным имуществом в соответствии с п. 4 положения "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом", утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, осуществляет свою деятельность как непосредственно, так и через свои территориальные органы, при этом согласно п. 4.1, 4.6, 4.8 положения о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Удмуртской Республики, утвержденного приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 05.03.2009 N 63, территориальное управление осуществляет полномочия собственника в отношении федерального имущества, расположенного на территории соответствующего субъекта Российской Федерации."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 19 декабря 2011 г. N Ф09-8209/11 по делу N А71-2387/2011