Екатеринбург |
|
14 декабря 2011 г. |
Дело N А60-8920/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 декабря 2011 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 декабря 2011 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Татариновой И.А.,
судей Сухановой Н.Н., Василенко С.Н.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Страховая медицинская компания "Астрамед-МС" (ИНН 6608003158, ОГРН 1026605234721; далее - общество "СМК "Астрамед-МС", страховщик) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 28.06.2011 по делу N А60-8920/2011 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.09.2011 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
Территориального фонда обязательного медицинского страхования Свердловской области (ИНН 6658014910, ОГРН 1026602332052; далее - фонд) - Смирнова А.И. (доверенность от 22.12.2010 N 69);
общества "СМК "Астрамед-МС" - Бажанов А.В. (доверенность от 20.05.2011 N 465), Пархоменко М.Б. (доверенность от 20.05.2011 N 466).
Общество "СМК "Астрамед-МС" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением (с учетом уточнений в порядке, определенном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) о признании недействительными:
предписания фонда от 29.12.2010 N 21-08/505 об устранении нарушений в проведении обязательного медицинского страхования граждан,
приказа фонда от 14.04.2011 N 107 о применении штрафных санкций,
решения фонда об удержании суммы штрафа из суммы средств на ведение дела, выраженного в письме от 07.02.2011 N 21-06/84.
Оспариваемые ненормативные правовые акты вынесены по результатам контрольной проверки, проведенной фондом по вопросам целевого и рационального использования средств обязательного медицинского страхования и устранения недостатков по результатам комплексной проверки, которой установлены факты: отсутствия договоров со страхователями; неведения работы по выявлению ликвидированных предприятий, неведения работы по предоставлению списков убывших работников; выдачи медицинского полиса с нарушением требований, установленных законодательством.
Решением суда от 28.06.2011 (судья Куричев Ю.А.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.09.2011 (судьи Васева Е.Е., Борзенкова И.В., Голубцов В.Г.) решение суда первой инстанции отменено в части. Решение фонда об удержании штрафа в сумме 2 108 146 руб. из ежемесячно направляемой в страховую медицинскую организацию суммы средств на ведение дела, выраженное в письме от 07.02.2011 N 21-06/84 и приказе от 14.04.2011 N 107 "О применении штрафных санкций", признано недействительным в связи с отсутствием у фонда полномочий на взыскание штрафа в бесспорном порядке. В остальной части решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество "СМК "Астрамед-МС" просит обжалуемые судебные акты отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права. По мнению заявителя кассационной жалобы, суд апелляционной инстанции не выполнил требования ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку не обязал учреждение фонда устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества "СМК "Астрамед-МС" посредством возврата страховщику неправомерно удержанной суммы штрафа. Кроме того, заявитель кассационной жалобы указывает на отсутствие своей вины в совершении вменяемых ему правонарушений, выразившихся в непринятии мер по исключению ликвидированных страхователей из базы данных Территориального фонда обязательного медицинского страхования, а также по исключению из базы данных убывших работников страхователей, ссылаясь на бездействие третьих лиц - страхователей и недостаточность правового регулирования данных вопросов. Помимо изложенного, заявитель кассационной жалобы полагает, что факты правонарушений и наличие оснований для взыскания штрафа с общества "СМК "Астрамед-МС" учреждением фонда не доказаны, оценка соответствующим доводам заявителя судами не дана.
Фонд представил отзыв на кассационную жалобу, в котором указывает на правильное применение судами норм процессуального права и норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, и соответствие выводов судов обеих инстанций фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела доказательствам.
Изучив доводы заявителя кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не усмотрел оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Согласно ст. 1 Закона Российской Федерации от 28.06.1991 N 1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" (действовавшего в проверенном периоде, далее - Закон Российской Федерации от 28.06.1991 N 1499-1) медицинское страхование является формой социальной защиты интересов населения в охране здоровья. Цель медицинского страхования - гарантировать гражданам при возникновении страхового случая получение медицинской помощи за счет накопленных средств и финансировать профилактические мероприятия.
Обязательное медицинское страхование является составной частью государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам Российской Федерации равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования в объеме и на условиях, соответствующих программам обязательного медицинского страхования.
Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24.02.1993 N 4543-1 (действовавшим в проверенном периоде) утверждено Положение о Федеральном фонде обязательного медицинского страхования, пунктом 1 которого установлено, что Федеральный фонд обязательного медицинского страхования создается для выполнения Закона Российской Федерации от 28.06.1991 N 1499-1 и реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования граждан как составной части государственного социального страхования.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду Положение Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 2 июня 2005 г. N 5А/7.2 "О порядке расчета дотаций Федерального фонда ОМС на выполнение территориальных программ обязательного медицинского страхования субъектов Российской Федерации в рамках базовой программы ОМС"
Согласно Положению о Федеральном фонде обязательного медицинского страхования, утвержденному постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24.02.1993 N 4543-1, фонд осуществляет контроль за рациональным использованием финансовых средств, направляемых на обязательное медицинское страхование, в том числе путем проведения соответствующих ревизий и целевых поверок.
Проверки проводятся фондом в соответствии с Методическими рекомендациями по проведению территориальными фондами обязательного медицинского страхования контрольных проверок деятельности страховых медицинских организаций, осуществляющих обязательное медицинское страхование, утвержденными исполнительным директором Федерального фонда обязательного медицинского страхования 17.06.1997 N 2469/11.
Проверки осуществляются согласно плану работы контрольно-ревизионного отдела, утвержденному руководителем территориального фонда обязательного медицинского страхования, либо во внеплановом порядке на основании приказа исполнительного директора территориального фонда обязательного медицинского страхования. В ходе проверки проводится анализ учетно-отчетной документации, анализируются материалы предыдущих проверок, проверяются оформление и выполнение договоров обязательного медицинского страхования, в частности ведение регистрации договоров, наличие договоров обязательного медицинского страхования со страхователями, наличие и ведение реестра застрахованных, соответствие его реестру, переданному в региональный регистр застрахованных, соответствие общего количества застрахованных граждан количеству выданных полисов и реестру учета страховых медицинских полисов, ведение учета страховых полисов в соответствии с установленным порядком учета бланков строгой отчетности. Также в ходе проверки осуществляется проверка соответствия финансирования страховых медицинских организаций территориальным фондом заключенному договору, в том числе утвержденным дифференцированным подушевым нормативам финансирования обязательного медицинского страхования и численности застрахованных, срокам договора о финансировании обязательного медицинского страхования. По результатам проверки составляется акт, в котором отражаются результаты проведённой проверки и отмечается устранение замечаний предыдущей проверки.
В соответствии со ст. 12 Закона Российской Федерации от 28.06.1991 N 1499-1 фонды обязательного медицинского страхования ведут базы данных и иные информационные ресурсы в сфере обязательного медицинского страхования граждан. Для актуализации данных в регистре фондом в адрес страховых медицинских организаций регулярно направляются сведения о ликвидированных страхователях.
Согласно ст. 4 Закона Российской Федерации от 28.06.1991 N 1499-1 медицинское страхование осуществляется в форме договора, заключаемого между субъектами медицинского страхования. Субъекты медицинского страхования выполняют обязательства по заключенному договору в соответствии с законодательством Российской Федерации. Форма типовых договоров обязательного и добровольного медицинского страхования, порядок и условия их заключения устанавливаются Советом Министров Российской Федерации.
Взаимоотношения между фондом и страховыми медицинскими организациями, осуществляющими обязательное медицинское страхование, регулируются Типовыми правилами обязательного медицинского страхования, утвержденными приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 03.10.2003 N 3856/30-3/и (далее - Типовые правила), Территориальными правилами обязательного медицинского страхования граждан Российской Федерации, проживающих на территории Свердловской области, утвержденными постановлением Правительства Свердловской области от 29.07.2005 N 585-ПП (далее - Территориальные правила).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату Постановления Правительства Свердловской области N 585-ПП "Об утверждении Территориальных правил обязательного медицинского страхования граждан Российской Федерации, проживающих на территории Свердловской области" следует читать как "26 июля 2005 г"
Согласно пунктам 4.1, 4.2, 4.4 Типовых правил Территориальный фонд обязательного медицинского страхования финансирует страховую медицинскую организацию на основании договора, заключённого Территориальным фондом обязательного медицинского страхования со страховой медицинской организацией. Договор Территориального фонда обязательного медицинского страхования со страховой медицинской организацией заключается на основе типового договора (приложение к названным Правилам) и регулирует взаимоотношения Территориального фонда обязательного медицинского страхования и страховой медицинской организации.
Страховые медицинские организации, их филиалы в пределах переданных им полномочий, осуществляющие обязательное медицинское страхование на соответствующей территории, отвечают перед Территориальным фондом обязательного медицинского страхования за соблюдение территориальных Правил обязательного медицинского страхования и обязательств по условиям договоров всеми средствами, полученными от Территориального фонда обязательного медицинского страхования, сформированными резервами, предусмотренными на цели обязательного медицинского страхования, другими доходами, связанными с проведением обязательного медицинского страхования, в том числе от инвестирования временно свободных средств резервов, и представляют необходимую информацию фонду.
В соответствии с ст. 5 Закона Российской Федерации от 28.06.1991 N 1499-1 каждый гражданин, в отношении которого заключен договор медицинского страхования или который заключил такой договор самостоятельно, получает страховой медицинский полис. Страховой медицинский полис находится на руках у застрахованного.
Согласно п. 2 Инструкции по ведению страхового медицинского полиса, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 23.01.1992 N 41, страховой медицинский полис выдается каждому застрахованному гражданину страховой медицинской организацией. Из содержания нормативных актов, регулирующих выдачу полисов обязательного медицинского страхования в проверяемом периоде, следует, что полис может быть выдан по месту работы, по месту жительства, по месту пребывания, при отсутствии постоянного места жительства, однако в каждом из перечисленных случаев лицо, обратившееся с заявлением о выдаче полиса, должно представить соответствующие документы, подтверждающее право на его получение.
На основании п. 19 Типового договора действие страховых полисов, выданных в соответствии с названным договором, прекращается либо одновременно с прекращением действия договора, либо при увольнении застрахованного лица с места работы, либо в случае его смерти.
При исследовании обстоятельств настоящего дела судами первой и апелляционной инстанций установлено, что общество "СМК "Астрамед-МС" осуществляет обязательное медицинское страхование на территории Пермского края, Кировской, Курганской, Свердловской областей на основании лицензии от 24.09.2009 N 1372 66, выданной Федеральной службой страхового надзора.
Финансирование деятельности общества "СМК "Астрамед-МС" по обязательному медицинскому страхованию осуществляется на основании заключенного с фондом договора о финансировании от 02.02.2009 N 13.
В соответствии с п. 1 названного договора фонд принял на себя обязательства по финансированию деятельности общества "СМК "Астрамед-МС" в объеме зачисленных финансовых средств по заключенным договорам обязательного медицинского страхования граждан.
Согласно п. 8 договора о финансировании общество "СМК "Астрамед-МС" обязано осуществлять страхование граждан с соблюдением действующего законодательства, Территориальных правил и других утвержденных в установленном порядке нормативных документов.
Согласно п. 2 договора о финансировании фонд обязан перечислять обществу "СМК "Астрамед-МС" финансовые средства по утвержденным дифференцированным подушевым нормативам 25 числа каждого месяца при наличии финансовых средств у фонда, на основании представленных страховщиком договоров обязательного медицинского страхования граждан в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования, включая сведения о численности застрахованных, внесенные в базу данных. Средства перечисляются на застрахованных лиц при подтверждении страхователем уплаты единого социального налога (взноса), единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности в частях, зачисляемых в фонд.
В соответствии с п. 20 договора о финансировании при установлении экспертами фонда нарушений страховщиком требований, принятых в субъекте Свердловской области правил обязательного медицинского страхования граждан, порядка контроля качества оказания медицинской помощи и использования страховых средств и порядка оплаты медицинского страхования фонд взыскивает со страховщика штраф в размере 25% суммы средств на ведение дела, полученных страховщиком в месяце, в котором совершено нарушение требований данных нормативных документов.
Судами установлено, что в отношении общества "СМК "Астрамед-МС" фондом проведена контрольная проверка целевого и рационального использования средств обязательного медицинского страхования и устранения недостатков по результатам комплексной проверки, завершённой 06.10.2010.
По результатам проверки фондом установлены факты:
наличия зарегистрированных договоров со страхователями, действие которых прекращено в связи с их ликвидацией; в период с марта 2010 г. по ноябрь 2010 г. обществом "СМК "Астрамед-МС" не приняты меры по исключению вышеуказанных страхователей из базы данных, вследствие чего обществом "СМК "Астрамед-МС" необоснованно получено финансирование по расторгнутым договорам в сумме 1 323 894 руб. 10 коп.;
неисключения из базы данных убывших работников; предоставлены списки убытия по 10 % от общего числа страхователей, не представлено ни одного списка убытия по открытому акционерному обществу "Кондитерское объединение Сладко", закрытому акционерному обществу "Золото Северного Урала", открытому акционерному обществу "УЗСП"; в ходе проверки обнаружено 142 списка уволенных работников, соответствующие изменения в базу данных не внесены;
нарушения порядка выдачи полиса обязательного медицинского страхования несовершеннолетнему неработающему гражданину на основании заявления отца без подтверждения наличия регистрации по месту жительства.
По результатам проверки составлен акт от 10.12.2010, вынесено предписание от 29.12.2010 N 21-08/505 об устранении нарушений, выявленных в ходе проверки. По результатам проверки фондом начислен штраф в сумме 2 108 146 руб. Информацию о принятых мерах по устранению выявленных в ходе проверки нарушений, указанных в акте от 10.12.2010, обществу предписано направить в адрес исполнительной дирекции фонда в срок до 31.01.2011.
Письмом от 07.02.2011 N 21-06/84 фонд сообщил обществу "СМК "Астрамед-МС" об удержании штрафа в сумме 2 108 146 руб. из ежемесячно направляемой страховщику суммы средств на ведение дела.
Приказом исполнительного директора фонда от 14.04.2010 N 107 финансово-экономическому управлению фонда поручено подготовить финансовое распоряжение на перечисление страхового платежа обществу "СМК "Астрамед - МС" на апрель 2011 г., уменьшенного в части расходов на ведение дела на сумму штрафных санкций, предъявленных за ненадлежащее исполнение договорных обязательств в сумме 2 108 146 руб. Руководителю общества "СМК "Астрамед-МС" поручено обеспечить формирование средств расходов на ведение дела с учетом удержанных из суммы страхового платежа штрафных санкций.
Судами установлено, что факты совершения страховщиком выявленных проверкой и перечисленных выше нарушений, явившихся следствием виновного бездействия страховщика и повлекших за собой необоснованное финансирование из средств фонда, подтверждены документами, имеющимися в материалах дела.
При таких обстоятельствах выводы судов о правомерности оспариваемых ненормативных актов в части, послужившие основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований, являются правильными.
Фактические обстоятельства дела судами установлены и исследованы в полном объёме, выводы судов соответствуют доказательствам, имеющимся в материалах дела.
Ссылка заявителя кассационной жалобы на допущенное апелляционным судом нарушение требований ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судом кассационной инстанции не принимается, поскольку по смыслу норм, содержащихся в ч. 1 ст. 171, ч. 1 ст. 174, п.3 ч.4 и п. 3 ч. 5 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в их взаимосвязи взыскание (возврат) денежных средств должно осуществляться на основании решения суда о взыскании этих средств, а решение суда, признающее ненормативный акт органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа недействительным, а решение, действие (бездействие) указанных органов незаконным и обязывающее совершить определенные действия, принять решение или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, не может быть связано со взысканием денежных средств. Если заявитель имеет намерение возвратить из бюджета либо из внебюджетного фонда денежные средства, он вправе обратиться в суд с заявлением о возврате указанных сумм, то есть с требованием имущественного характера.
Иные доводы общества "СМК "Астрамед-МС", изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции, им дана надлежащая правовая оценка, основания для её непринятия у суда кассационной инстанции отсутствуют. Кроме того, указанные доводы направлены на переоценку установленных судом фактических обстоятельств дела и принятых судом доказательств, что недопустимо в силу требований, предусмотренных ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нормы материального права применены судами правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения, постановления арбитражного суда, не выявлено.
С учетом изложенного постановление суда апелляционной инстанции следует оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ
постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.09.2011 по делу N А60-8920/2011 Арбитражного суда Свердловской области оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Страховая медицинская компания "Астрамед-МС" - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.А.Татаринова |
Судьи |
Н.Н.Суханова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно п. 8 договора о финансировании общество "СМК "Астрамед-МС" обязано осуществлять страхование граждан с соблюдением действующего законодательства, Территориальных правил и других утвержденных в установленном порядке нормативных документов.
...
Ссылка заявителя кассационной жалобы на допущенное апелляционным судом нарушение требований ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судом кассационной инстанции не принимается, поскольку по смыслу норм, содержащихся в ч. 1 ст. 171, ч. 1 ст. 174, п.3 ч.4 и п. 3 ч. 5 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в их взаимосвязи взыскание (возврат) денежных средств должно осуществляться на основании решения суда о взыскании этих средств, а решение суда, признающее ненормативный акт органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа недействительным, а решение, действие (бездействие) указанных органов незаконным и обязывающее совершить определенные действия, принять решение или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, не может быть связано со взысканием денежных средств. Если заявитель имеет намерение возвратить из бюджета либо из внебюджетного фонда денежные средства, он вправе обратиться в суд с заявлением о возврате указанных сумм, то есть с требованием имущественного характера."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 14 декабря 2011 г. N Ф09-8060/11 по делу N А60-8920/2011