Екатеринбург |
|
26 января 2012 г. |
Дело N А50-5312/11 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 января 2012 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 января 2012 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Пановой Л.А.,
судей Черкасской Г.Н., Сирота Е.Г.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Пермгазэнергосервис" (ИНН: 5930002776, ОГРН: 1025902116679; далее - общество "Пермгазэнергосервис") на решение Арбитражного суда Пермского края от 22.06.2011 по делу N А50-5312/11 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.10.2011 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Общество "Пермгазэнергосервис" обратилось в Арбитражный суд Пермского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Кунгур-Центр" (ИНН: 5917593400, ОГРН: 1065917007936; далее - общество "УК "Кунгур-Центр") о взыскании 4 484 руб. 87 коп. задолженности за поставленную в декабре 2010 года тепловую энергию по договорам от 02.02.2009 N 908, 911, 912 (с учетом уменьшения размера исковых требований, принятого судом в порядке, установленном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением суда от 22.06.2011 (судья Лысанова Л.И.) в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.10.2011 (судьи Дружинина Л.В., Назарова В.Ю., Шварц Н.Г.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество "Пермгазэнергосервис" просит указанные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права: ст. 40, 146, 149, 154, 168 Налогового кодекса Российской Федерации. По мнению заявителя, увеличение тарифа на сумму налога на добавленную стоимость (далее - НДС) при реализации энергоресурса соответствует требованиям действующего законодательства.
Как установлено судами и следует из материалов дела, между обществом "Пермгазэнергосервис" (энергоснабжающая организация) и обществом "УК "Кунгур-Центр" (абонент) заключен договор на оказание услуг по теплоснабжению от 02.02.2009 N 908, по условиям которого энергоснабжающая организация обязуется поставлять абоненту тепловую энергию, а абонент - принимать и оплачивать тепловую энергию на жилой дом, расположенный по адресу: г. Кунгур, ул. Магистральная, 5б, в объеме, сроки и на условиях, предусмотренных данным договором (п. 1.1).
На аналогичных условиях между обществом "Пермгазэнергосервис" и обществом "УК "Кунгур" заключены договоры на оказание услуг по теплоснабжению от 02.02.2009 N 911, 912, в отношении жилых домов, расположенных по адресам в г. Кунгуре: ул. Молодежная, 53, ул. Каширина, 10.
В декабре 2010 года общество "Пермгазэнергосервис" поставляло на объекты, находящиеся в управлении общества "УК "Кунгур-Центр" тепловую энергию. Факт поставки тепловой энергии и ее количество последним не оспариваются.
Согласно расчету истца задолженность ответчика по оплате отпущенного энергоресурса в спорный период составила 78 921 руб. 67 коп. (с НДС), с учетом частичной оплаты - 4 484 руб. 87 коп. (с НДС).
Разногласия сторон возникли относительно включения в расчет стоимости тепловой энергии суммы налога на добавленную стоимость.
Суды первой и апелляционной инстанций отказали в удовлетворении исковых требований, исключив из расчета задолженности суммы НДС, придя к выводу о том, что со стороны общества "УК "Кунгур-Центр" имеется переплата в сумме 7 554 руб. 03 коп. Произведенный обществом "Пермгазэнергосервис" расчет размера исковых требований в части увеличения тарифа, установленного для ресурсоснабжающей организации на сумму НДС, судами признан несоответствующим нормам Налогового кодекса Российской Федерации, Жилищного кодекса Российской Федерации, Правилам предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307).
Между тем, с выводами судов относительно исключения из расчета стоимости реализованного энергоресурса НДС нельзя согласиться, исходя из следующего.
На основании ст. 143 Налогового кодекса Российской Федерации общество "Пермгазэнергосервис" является плательщиком налога на добавленную стоимость.
В соответствии с п. 1, 6 ст. 168 Налогового кодекса Российской Федерации при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав налогоплательщик (налоговый агент, указанный в п. 4 и 5 ст. 161 настоящего Кодекса) дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг), передаваемых имущественных прав обязан предъявить к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг), имущественных прав соответствующую сумму налога. При реализации товаров (работ, услуг) населению по розничным ценам (тарифам) соответствующая сумма налога включается в указанные цены (тарифы) (ст. 168 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно правилам главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации реализация коммунальных ресурсов ресурсоснабжающими организациями исполнителям коммунальных услуг облагается НДС, в связи с чем, основываясь на п. 1 ст. 168 Налогового кодекса Российской Федерации, при выставлении счетов за реализуемые коммунальные ресурсы ресурсоснабжающая организация обязана предъявить к оплате покупателю этих ресурсов (исполнителю коммунальных услуг) соответствующую сумму НДС.
Из разъяснений, данных в п. 2, 3 постановлении Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 72 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с расчетами за коммунальные ресурсы" следует, что поскольку цена, уплачиваемая по договорам продажи коммунальных ресурсов (о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении), заключаемым исполнителями коммунальных услуг с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителей коммунальными услугами, является регулируемой (п. 1 ст. 424 Гражданского кодекса Российской Федерации), судам при рассмотрении споров, связанных с расчетами по таким договорам, необходимо исследовать вопрос о том, учитывалась ли сумма НДС регулирующим органом при определении размера утверждаемой им регулируемой цены (тарифа). Для установления этого обстоятельства судом могут быть запрошены необходимые сведения у регулирующего органа, а в случае необходимости - назначена экспертиза (ст. 82 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Если при рассмотрении дела судом будет установлено, что при утверждении тарифа его размер определялся регулирующим органом без включения в него суммы НДС, то предъявление ресурсоснабжающей организацией к оплате покупателю (исполнителю коммунальных услуг) дополнительно к регулируемой цене (тарифу) соответствующей суммы НДС является правомерным. В таком случае требование о взыскании задолженности, рассчитанной исходя из тарифа, увеличенного на сумму НДС, подлежит удовлетворению.
Из материалов дела следует, что постановлением Региональной энергетической комиссии Пермского края от 03.12.2009 N 250-т с 01.01.2010 установлен тариф на тепловую энергию для потребителей общества "Пермгазэнергосервис" в размере 915,07 руб./Гкал без учета НДС.
Таким образом, поскольку в постановлении Региональной энергетической комиссии Пермского края от 03.12.2009 N 250-т с 01.01.2010 тарифы утверждены без учета НДС, увеличение обществом "Пермгазэнергосервис" тарифа на сумму НДС при реализации энергоресурса соответствует требованиям действующего законодательства.
Проверив расчет задолженности, произведенный истцом с учетом уточнения размера исковых требований (л. д. 61), суд кассационной инстанции находит его правильным, а требования общества "Пермгазэнергосервис" в сумме 4 484 руб. 87 коп. - подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст. 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Пермского края от 22.06.2011 по делу N А50-5312/11 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.10.2011 по тому же делу изменить.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Кунгур - Центр" в пользу общества с ограниченной ответственностью "Пермгазэнергосервис" 4 484руб. 87 коп. долга.
В остальной части решение и постановление оставить без изменения.
Председательствующий |
Л.А. Панова |
Судьи |
Г.Н. Черкасская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Из разъяснений, данных в п. 2, 3 постановлении Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 72 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с расчетами за коммунальные ресурсы" следует, что поскольку цена, уплачиваемая по договорам продажи коммунальных ресурсов (о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении), заключаемым исполнителями коммунальных услуг с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителей коммунальными услугами, является регулируемой (п. 1 ст. 424 Гражданского кодекса Российской Федерации), судам при рассмотрении споров, связанных с расчетами по таким договорам, необходимо исследовать вопрос о том, учитывалась ли сумма НДС регулирующим органом при определении размера утверждаемой им регулируемой цены (тарифа). Для установления этого обстоятельства судом могут быть запрошены необходимые сведения у регулирующего органа, а в случае необходимости - назначена экспертиза (ст. 82 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
...
решение Арбитражного суда Пермского края от 22.06.2011 по делу N А50-5312/11 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.10.2011 по тому же делу изменить."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 26 января 2012 г. N Ф09-9234/11 по делу N А50-5312/2011