Екатеринбург |
|
13 мая 2015 г. |
Дело N А50-11789/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 мая 2015 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 мая 2015 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Токмаковой А.Н.,
судей Гусева О.Г., Кравцовой Е.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Образовательного учреждения дополнительного профессионального образования "Пермский региональный центр Общероссийской общественно-государственной организации "Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России" на решение Арбитражного суда Пермского края от 17.10.2014 по делу N А50-11789/2014 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2015 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путём размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель Образовательного учреждения дополнительного профессионального образования "Пермский региональный центр Общероссийской общественно-государственной организации "Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России"" - Смертина Л.Н. (доверенность от 30.12.2014).
Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования "Пермский региональный центр ДОСААФ России" (правопредшественник Образовательного учреждения дополнительного профессионального образования "Пермский региональный центр Общероссийской общественно-государственной организации "Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России") обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании недействительными решения ИФНС России по Свердловскому району г. Перми N 891 от 18.03.2014 и решения УФНС России по Пермскому краю N 18-18/173 от 23.05.2014.
Решением суда от 17.10.2014 (судья Кетова А.В.) заявленные требования удовлетворены частично: признано недействительным решение ИФНС России по Свердловскому району г. Перми в части привлечения к ответственности по статье 122 НК РФ. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2015 (судьи Савельева Н.М., Борзенкова И.В., Голубцов В.Г.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Образовательное учреждение дополнительного профессионального образования "Пермский региональный центр Общероссийской общественно-государственной организации "Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России" просит принятые по делу судебные акты отменить в части отказа в удовлетворении требований. Указывает на то, что позиции ВАС РФ не подлежат применению, поскольку обстоятельства признания сделки недействительной совсем иные, так как судами установлено, что с момента построения объекта недвижимости земельные участки сначала находились в собственности Пермского края, а затем перешли в собственность Российской Федерации, то есть земельный участок не выбывал из владения указанных собственников; сделка купли-продажи земельного участка является недействительной с момента ее совершения; в письме Департамента налоговой и таможенной политики Министерства финансов от 11.01.2010 N 03-05-05/02/01 указано, что в данной ситуации налог является излишне уплаченным; решение Управления не должно оспариваться в отдельном производстве.
Кроме того, Образовательное учреждение дополнительного профессионального образования "Пермский региональный центр Общероссийской общественно-государственной организации "Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России" заявлено ходатайство о замене заявителя по делу N А50-11789/2014 Арбитражного суда Пермского края.
Определением суда от 06.05.2015 заявление удовлетворено. Произведена замена заявителя по делу N А50-11789/2014 Арбитражного суда Пермского края - Негосударственного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования "Пермский региональный центр ДОСААФ России" на Образовательное учреждение дополнительного профессионального образования "Пермский региональный центр Общероссийской общественно-государственной организации "Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России" (далее - Учреждение, заявитель).
Инспекция против доводов заявителя возражает по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просит обжалуемые судебные акты оставить в силе.
Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена камеральная налоговая проверка уточненной декларации заявителя по земельному налогу 2009 год, по результатам которой составлен акт от 27.01.2014 и принято решение N 81 от 18.03.2014, которым Учреждению доначислен земельный налог за 2012 год в размере 1 701 377 рублей, пени в размере 13 568 руб., Учреждение привлечено к налоговой ответственности по п. 1 статьи 122 НК РФ в виде взыскания штрафа в размере 10 000 руб.
Управление Федеральной налоговой службы по Пермскому краю решением N 18-18/173 от 23.05.2014, принятым по апелляционной жалобе заявителя, оставило указанное решение налогового органа без изменения.
Не согласившись с решениями N 81 и N 18-18/173, заявитель обратился в арбитражный суд.
В ходе рассмотрения дела суды пришли к следующим выводам.
Согласно ст. 88 НК РФ камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа.
Согласно п. 1 ст. 83 НК РФ в целях проведения налогового контроля организации подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, а также по месту нахождения принадлежащих им недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным НК РФ.
В силу п. 4 ст. 398 НК РФ Учреждение обязано представлять налоговые декларации по земельному налогу в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков. Эта же обязанность предусмотрена п. 3 ст. 80 НК РФ.
Согласно п. 1 ст. 390 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения согласно ст. 389 НК РФ. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (п. 2 ст. 390 НК РФ).
Налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость каждого земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования (ст. 391 НК РФ).
Налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год (п. 1 ст. 393 НК РФ).
В соответствии с п. 1 ст. 388 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено указанным пунктом ст. 388 Кодекса.
Согласно п. 1 ст. 131 Гражданского кодекса РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
На основании п. 1 ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
В силу статьи 167 ГК РФ ничтожная сделка недействительна с момента ее совершения и не порождает правовых последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью.
Вместе с тем установление факта ничтожности сделки по приобретению объекта недвижимости не влечет автоматического прекращения права собственности на этот объект, а является лишь основанием для прекращения вещного права, поскольку в силу статьи 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре учреждениями юстиции.
Признание гражданско-правовой сделки недействительной само по себе не является обстоятельством, с которым налоговое законодательство связывает прекращение обязанности по уплате налога.
Суды установили, что обязанность уплачивать земельный налог возникла у Учреждения с момента регистрации за ним прав на земельный участок, то есть внесения записи в реестр, и прекратилась со дня внесения в реестр записи о праве иного лица на земельный участок.
Судами также установлено, что по договору купли-продажи от 23.12.2008 N 121-08 Департамент земельных отношений администрации города Перми (продавец) передал в собственность Пермской краевой общественной организации "Российская оборонная спортивно-техническая организация - РОСТО (ДОСААФ)" (покупатель) земельный участок площадью 13 052,45 кв.м с кадастровым N 59:01:4311908:31, расположенный по адресу: г. Пермь, бульвар Гагарина, 74, предназначенный под 4-х этажное здание школы РОСТО с техническим и цокольным этажами. Договор заключен на основании приказа департамента от 10.11.2008 N 1654-з, принятого в соответствии со ст. 28, 36, 45, 53 ЗК РФ, и зарегистрирован в установленном порядке.
Земельный участок с кадастровым номером 59:01:4311908:31 24.07.2012 ликвидирован в связи с образованием двух земельных участков с кадастровым номером 59:01:4311908:59, площадью 9737 кв.м и с кадастровым номером 59:01:4311908:58, площадью 3315 кв.м.
В отношении земельного участка с кадастровым номером 59:01:4311908:58 19.09.2012 зарегистрировано право собственности ООО "МИР25" на основании договора купли-продажи от 12.09.12.
Судебными актами по делу N А50-16676/12 (вступили в силу 23.05.2014) названный договор признан недействительным, за Российской Федерацией признано право собственности на земельный участок с кадастровым номером 59:01:4311908:59 площадью 9737 кв.м, расположенный по адресу: г. Пермь, бульвар Гагарина, 74.
Учитывая, что Учреждение является плательщиком земельного налога за период, в течение которого оно значилось в реестре лицом, обладающим правом собственности на земельный участок, установив, что заявитель являлся собственником земельных участков с кадастровым номером 59:01:4311908:31 с 19.03.2012 по 06.08.20123, с кадастровым номером 59:01:4311908:59 с 06.08.2012 по 02.10.2013, с кадастровым номером 59:01:4311908:58 с 06.08.2012 по 19.09.2012, суды пришли к обоснованному выводу о том, что он в силу пункта 1 статьи 388 НК РФ обязан был уплачивать земельный налог.
Все доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом исследования судов и получили надлежащую оценку. Оснований для переоценки выводов судов и установленных ими фактов у суда кассационной инстанции не имеется.
С учетом изложенного, руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Пермского края от 17.10.2014 по делу N А50-11789/2014 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2015 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Образовательного учреждения дополнительного профессионального образования "Пермский региональный центр Общероссийской общественно-государственной организации "Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России"- без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.Н. Токмакова |
Судьи |
О.Г. Гусев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.