Екатеринбург |
|
23 января 2012 г. |
Дело N А60-40986/10 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 января 2012 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 января 2012 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Пановой Л.А.,
судей Черкасской Г.Н., Гайдука А.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства здравоохранения Свердловской области (ИНН 6660010415, ОГРН 1036603497028) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 28.01.2011 по делу N А60-40986/10 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.10.2011 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
Министерства здравоохранения Свердловской области - Бабушкин Д.А. (доверенность от 10.01.2012 N 12-4);
закрытого акционерного общества "Аптечный дом "Радуга" (далее - общество "Аптечный дом "Радуга") - Крылосов А.В. (доверенность от 24.05.2011).
общество "Аптечный дом "Радуга" (ИНН 6670015652, ОГРН 1026604934553) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с иском к Министерству здравоохранения Свердловской области о взыскании 29 920 974 руб. 07 коп. задолженности по государственному контракту от 12.10.2009 N 02-126/2009.
Решением суда от 28.01.2011 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.04.2011 решение суда первой инстанции отменено, в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 03.08.2011 постановление суда апелляционной инстанции отменено, дело направлено на новое рассмотрение в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.10.2011 (судьи Риб Л.Х., Васева Е.Е., Варакса Н.В.) решение суда от 28.01.2011 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Министерство здравоохранения Свердловской области просит указанные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела. По утверждению заявителя, оплата услуг по государственному контракту от 12.10.2009 N 02-126/2009 осуществлялась после фактического оказания услуг согласно требованиям Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". Министерство здравоохранения Свердловской области указывает на неприменение судами норм Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", приказов Минздравсоцразвития России от 29.12.2004 N 328 "Об утверждении Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан", от 14.12.2005 N 785 "О порядке отпуска лекарственных средств", п. 3 ст. 781 Гражданского кодекса Российской Федерации. Заявитель жалобы не согласен с выводами суда первой инстанции о том, что оплата услуг по государственному контракту не ставится в зависимость от оказания всех услуг, перечисленных в контракте, что истец не занимался отпуском лекарственных средств. По мнению заявителя, обществом "Аптечный дом "Радуга" услуги по госконтракту оказывались не в полном объеме. Министерство здравоохранения Свердловской области обращает внимание суда кассационной инстанции на непривлечение к участию в деле Министерства финансов Российской Федерации, Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
При рассмотрении спора судами установлено, что по итогам аукциона между обществом "Аптечный дом "Радуга" (фармацевтическая организация) и Министерством здравоохранения Свердловской области (заказчик) заключен государственный контракт на оказание услуг по организации обеспечения лекарственными средствами проживающих на территории Свердловской области граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг от 12.10.2009 N 02-126/2009, по условиям которого фармацевтическая организация оказывает в соответствии с Регламентом услуги по приему от поставщиков, хранению, учету и отчетности, транспортировке в аптечные организации и отпуску лекарственных средств гражданам (п. 1.1).
Срок оказания услуг по указанному контракту определен сторонами с момента подписания до 31 декабря 2009 года.
Согласно пункту 1.2. названного контракта заказчик перечисляет денежные средства на счет фармацевтической организации в пределах стоимости услуг, указанных в пункте 3.1 данного контракта.
Денежные средства на обеспечение граждан необходимыми лекарственными средствами являются федеральными и имеют целевое назначение после зачисления в бюджет Свердловской области (п. 1.3 контракта).
Пунктом 2.2.7 государственного контракта от 12.10.2009 N 02-126/2009 предусмотрена обязанность заказчика представлять фармацевтической организации реестр не принятых к оплате рецептов, в том числе в электронном виде в согласованном сторонами формате, позволяющем фармацевтической организации идентифицировать такие рецепты в своей учетной системе с указанием причин отказа, не позднее 10 рабочих дней с даты предоставления документов, перечисленных в п. 2.1.10 контракта и проводить повторную экспертизу не принятых к оплате рецептов после их исправления или идентификации.
Оплата оказанных фармацевтической организацией услуг осуществляется в размере 58 124 227 руб. в безналичном порядке, в течение 2009 года по мере финансирования за счет средств областного бюджета, полученных в виде субвенций из федерального бюджета в бюджет Свердловской области, в 4 квартале 2009 года, на основании акта сдачи-приемки услуг. Цена контракта может быть снижена по соглашению сторон без изменения объема оказываемых услуг и иных условий исполнения государственного контракта (п. 3.1, 3.2).
Заказчик осуществляет оплату услуг по приему от поставщиков, хранению, учету и отчетности, транспортировке в аптечные организации и отпуску лекарственных средств гражданам, проживающим в Свердловской области, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. В отношении лекарственных средств, которые не были отпущены гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи, заказчик заключает отдельное соглашение с фармацевтической организацией (пункт 3.5 контракта).
Между Министерством здравоохранения Свердловской области (заказчик) и обществом "Аптечный дом "Радуга" (фармацевтическая организация) 23.12.2009 заключено дополнительное соглашение к государственному контракту от 12.10.2009.
Согласно указанному соглашению расчеты по государственному контракту за оказанные услуги производятся в течение первого квартала 2010 года, на основании актов сдачи-приемки услуг, надлежаще подписанными представителями сторон. Окончательные взаиморасчеты за оказанные услуги по государственному контракту от 12.10.2009 N 02-126/2009 стороны производят не позднее 01 августа 2010 года (п. 1, 3 дополнительного соглашения).
В подтверждение факта оказания услуг по государственному контракту от 12.10.2009 N 02-126/2009 обществом "Аптечный дом "Радуга" в материалы дела представлены расходные накладные, приходные накладные, заявки аптек, договоры оказания услуг по перевозке грузов, графики доставки медикаментов, маршрутные листы, сводные отчеты о лекарственных средствах, взятых на обеспечение.
Отказ Министерства здравоохранения Свердловской области от подписания акта сдачи-приемки выполненных работ и их оплаты в сумме 29 920 974 руб. 07 коп. со ссылкой на отсутствие документов, подтверждающих отпуск лекарственных средств гражданам, послужил основанием для обращения общества "Аптечный дом "Радуга" в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования, исходил из доказанности выполнения обществом "Аптечный дом "Радуга" принятых на себя обязательств по государственному контракту от 12.10.2009 N 02-126/2009, ненадлежащего неисполнения Министерством здравоохранения Свердловской области денежных обязательств по названному контракту.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд поддержал выводы суда первой инстанции.
Выводы судов являются правильными, соответствуют материалам дела и действующему законодательству.
В силу ст. 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются (ст. 310 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии со ст. 779 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг (ч. 1 ст. 781 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Оценив по правилам, предусмотренным ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в материалы дела доказательства (в том числе расходные и приходные накладные, заявки аптек, договоры оказания услуг по перевозке грузов, графики доставки медикаментов, маршрутные листы), а также доводы и возражения сторон, исследовав условия государственного контракта от 12.10.2009 N 02-126/2009, в рамках которого обществом "Аптечный дом "Радуга" были оказаны услуги суды пришли к правильному выводу о доказанности факта оказания ответчику услуг на заявленную истцом сумму.
Поскольку Министерство здравоохранения Свердловской области не представило доказательств оплаты стоимости оказанных истцом услуг (ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), суды на основании ст. 309, 310, 779,781 Гражданского кодекса Российской Федерации обоснованно удовлетворили иск.
Довод заявителя жалобы относительно оплаты фактически оказанных услуг по государственному контракту подлежит отклонению.
Проанализировав условия государственного контракта от 12.10.2009 N 02-126/2009 в порядке, установленном ст. 431 Гражданского кодекса Российской Федерации, в том числе пункты 3.1 и 3.5, суды обеих инстанций сделали верный вывод о том, что оказанные обществом "Аптечный дом "Радуга" в рамках названного контракта услуги по организации обеспечения граждан лекарственными средствами вне зависимости от их отпуска по рецептам аптечными организациями подлежат оплате в полном объеме.
Ссылка Министерства здравоохранения Свердловской области на непривлечение к участию в деле Министерства финансов Российской Федерации, Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации судом кассационной инстанции отклоняется, поскольку обжалуемыми судебными актами права данных лиц относительно предмета спора не установлены, какие либо обязанности на них не возложены, участниками спорных правоотношений по рассматриваемому делу Министерство финансов Российской Федерации и Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации не являются.
Иные доводы заявителя кассационной жалобы направлены на переоценку фактических обстоятельств дела, установленных судами. Оснований для переоценки выводов судов первой и апелляционной инстанций у суда кассационной инстанции в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся основаниями для отмены или изменения судебных актов в силу ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Свердловской области от 28.01.2011 по делу N А60-40986/10 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.10.2011 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства здравоохранения Свердловской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.А. Панова |
Судьи |
Г.Н. Черкасская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу ст. 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются (ст. 310 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии со ст. 779 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг (ч. 1 ст. 781 Гражданского кодекса Российской Федерации).
...
Поскольку Министерство здравоохранения Свердловской области не представило доказательств оплаты стоимости оказанных истцом услуг (ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), суды на основании ст. 309, 310, 779,781 Гражданского кодекса Российской Федерации обоснованно удовлетворили иск.
...
Проанализировав условия государственного контракта от 12.10.2009 N 02-126/2009 в порядке, установленном ст. 431 Гражданского кодекса Российской Федерации, в том числе пункты 3.1 и 3.5, суды обеих инстанций сделали верный вывод о том, что оказанные обществом "Аптечный дом "Радуга" в рамках названного контракта услуги по организации обеспечения граждан лекарственными средствами вне зависимости от их отпуска по рецептам аптечными организациями подлежат оплате в полном объеме."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 23 января 2012 г. N Ф09-4161/11 по делу N А60-40986/2010
Хронология рассмотрения дела:
23.01.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-4161/11
07.10.2011 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-2262/11
04.10.2011 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-2262/11
03.08.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-4161/2011
07.04.2011 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-2262/11