Екатеринбург |
|
08 февраля 2012 г. |
Дело N А50-8466/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 февраля 2012 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 февраля 2012 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Черкасской Г.Н.,
судей Пановой Л.А., Гайдука А.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Пермская сетевая компания" (ИНН: 5904176536, ОГРН: 1075904022644; далее - общество "Пермская сетевая компания", истец) на решение Арбитражного суда Пермского края от 29.07.2011 по делу N А50-8466/2011 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.10.2011 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель общества "Пермская сетевая компания" - Винокурова Ю.С. (доверенность от 30.12.2011 N 23).
Общество "Пермская сетевая компания" обратилось в Арбитражный суд Пермского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "ПРОФИ-ДОМ" (ИНН: 5905238062, ОГРН: 1055902884916; далее - Управляющая компания, ответчик) о взыскании 601 779 руб. 20 коп. задолженности за поставленную в феврале 2011 года по договору от 01.06.2008 N 62-4224-1 тепловую энергию, 43 374 руб. 21 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами с последующим их начислением по день фактической оплаты долга (с учетом уточнения исковых требований).
Решением суда от 29.07.2011 (судья Неклюдова А.А.) исковые требования удовлетворены частично, с Управляющей компании в пользу общества "Пермская сетевая компания" взысканы проценты за пользование чужими денежными средствами в сумме 31 071 руб. 87 коп. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.10.2011 (судьи Назарова В.Ю., Дружинина Л.В., Рубцова Л.В.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество "Пермская сетевая компания" просит указанные судебные акты отменить. Заявитель ссылается на нарушение судами норм ст. 40, 146, 149, 154, 168 Налогового кодекса Российской Федерации, считает, что у судов отсутствовали основания для исключения из произведенного истцом расчета задолженности сумм налога на добавленную стоимость (далее - НДС). В обоснование доводов, содержащихся в кассационной жалобе истец указывает на то, что выводы судов не соответствуют правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Пленума от 17.11.2011 N 72 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с расчетами за коммунальные ресурсы". Заявитель жалобы полагает, что отсутствие тарифа на горячую воду не является основанием для отказа в иске, так как фактическое потребление энергоресурса имело место. Общество "Пермская сетевая компания" указывает на то, что судами не исследовались вопросы о том, какой энергоресурс поставляет истец ответчику, кто непосредственно является производителем горячей воды в отношении объекта теплопотребления, каким образом производилось приготовление горячей воды, является ли общество "Пермская сетевая компания" в отношении объектов теплопотребления организацией коммунального комплекса, которая в соответствии с уставной деятельностью непосредственно осуществляет производство горячей воды.
Управляющая компания представила объяснения на кассационную жалобу, просит судебные акты оставить без изменения, ссылаясь на их законность и обоснованность. Вместе с тем, указывая на изменившуюся судебную практику, связанную с необходимостью начисления НДС на стоимость поставленного энергоресурса, ответчик представил свой расчет. Согласно данному расчету стоимость энергоресурса, поставленного на отопление жилых помещений, находящихся в управлении ответчика, составляет 1 146 696 руб. 87 коп. (1 001, 77 Гкал х 970, 06 х 1,18), на отопление нежилых помещений 80 023 руб. 94 коп. (69, 91 Гкал х 970, 06 х1,18). На основании изложенного, с учетом оплаты в сумме 1 629 241 руб. 42 коп., ответчик отмечает наличие переплаты в сумме 402 520 руб. 61 коп.
Проверив законность судебных актов в порядке, предусмотренном ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции установил, что оснований для их отмены не имеется.
Как установлено судами и следует из материалов дела, во исполнение условий договора от 01.06.2008 N 62-4224-1 общество "Пермская сетевая компания" поставило на объекты, находящиеся в управлении ответчика, в феврале 2011 года тепловую энергию на нужды отопления и ГВС.
По расчетам истца стоимость отпущенной в феврале 2011 года тепловой энергии составила 2 231 020 руб. 62 коп. (с учетом НДС).
Ненадлежащее исполнение обязательств Управляющей компанией послужило основанием для обращения истца в суд с рассматриваемым исковым заявлением.
Разрешая спор, суды приняли во внимание необоснованное предъявление истцом количества тепловой энергии на горячее водоснабжение, ввиду отсутствия утвержденного в установленном порядке тарифа на горячую воду и исключили из произведенного истцом расчета задолженности сумму НДС. Приняв во внимание оплату задолженности ответчиком, суды отказали в удовлетворении исковых требований в части основного долга, взыскали проценты за пользование чужими денежными средствами в сумме 31 071 руб. 87 коп.
Довод заявителя о том, что судами неправомерно отклонено предъявленное ответчику к оплате количество тепловой энергии, судом кассационной инстанции не принят. Указанный довод был предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций и ему дана надлежащая правовая оценка.
В соответствии с п. 6, 7 Основ ценообразования тариф на горячую воду представляет собой ставку платы за потребление горячей воды из расчета платы за 1 куб. метр горячей воды.
Пунктами 47, 48 Основ ценообразования предусмотрено, что тарифы на горячую воду и надбавки к таким тарифам устанавливаются для организаций коммунального комплекса, осуществляющих непосредственное производство горячей воды и оказание услуг по горячему водоснабжению с использованием систем централизованного горячего водоснабжения. Тарифы на горячую воду включают в себя стоимость 1 куб. метра холодной воды и расходы на подогрев воды, определяемые как произведение количества тепловой энергии, необходимого для нагрева 1 куб. метра холодной воды до определенной температуры, и тарифа на тепловую энергию, установленного в соответствии с Основами ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109.
В письме Минрегионразвития от 02.05.2007 N 8166-РМ/07 разъяснено, что применение при расчете размера платы за горячее водоснабжение отдельно тарифов "на тепловую энергию в горячей воде" или "на подогрев" (руб./Гкал) и тарифов на холодную воду (руб./куб. м.) приложением N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, не предусмотрено. Стоимость тепловой энергии на подогрев воды является одной из составляющих устанавливаемого тарифа на горячую воду (руб./куб.м).
Исходя из изложенного вывод судов о том, что в расчетах между сторонами должен применяться тариф на услугу "горячее водоснабжение", является правильным.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражн6ого Суда Российской Федерации от 15.02.2011 N 12845/10.
Вместе с тем, поскольку отсутствие утвержденного регулирующим органом тарифа на тепловую энергию в случаях, когда законом установлена необходимость применения регулируемых цен, не может освобождать от исполнения обязательства по оплате фактически принятого количества энергии, истец не лишен возможности взыскать фактически понесенные расходы за энергоресурс при условии доказанности обстоятельств, входящих в предмет доказывания.
С выводами судов относительно исключения из расчета стоимости реализованного энергоресурса НДС нельзя согласиться исходя из следующего.
Общество "Пермская сетевая компания" на основании ст. 143 Налогового кодекса Российской Федерации является плательщиком НДС.
В силу п.1 ст. 146 Налогового кодекса Российской Федерации объектом обложения налогом на добавленную стоимость признается реализация товаров на территории Российской Федерации.
В соответствии с п. 1, 6 ст. 168 Налогового кодекса Российской Федерации при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав налогоплательщик (налоговый агент, указанный в п. 4 и 5 ст. 161 названного Кодекса) дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг), передаваемых имущественных прав обязан предъявить к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг), имущественных прав соответствующую сумму налога. При реализации товаров (работ, услуг) населению по розничным ценам (тарифам) соответствующая сумма налога включается в указанные цены (тарифы) (ст. 168 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно правилам гл. 21 Налогового кодекса Российской Федерации реализация коммунальных ресурсов ресурсоснабжающими организациями исполнителям коммунальных услуг облагается НДС, в связи с чем, основываясь на п. 1 ст. 168 Налогового кодекса Российской Федерации, при выставлении счетов за реализуемые коммунальные ресурсы ресурсоснабжающая организация обязана предъявить к оплате покупателю этих ресурсов (исполнителю коммунальных услуг) соответствующую сумму НДС.
Из разъяснений, данных в п. 2, 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 72 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с расчетами за коммунальные ресурсы", следует, что, поскольку цена, уплачиваемая по договорам продажи коммунальных ресурсов (о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении), заключаемым исполнителями коммунальных услуг с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителей коммунальными услугами, является регулируемой (п. 1 ст. 424 Гражданского кодекса Российской Федерации), судам при рассмотрении споров, связанных с расчетами по таким договорам, необходимо исследовать вопрос о том, учитывалась ли сумма НДС регулирующим органом при определении размера утверждаемой им регулируемой цены (тарифа). Для установления этого обстоятельства судом могут быть запрошены необходимые сведения у регулирующего органа, а в случае необходимости - назначена экспертиза (ст. 82 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Если при рассмотрении дела судом будет установлено, что при утверждении тарифа его размер определялся регулирующим органом без включения в него НДС, то предъявление ресурсоснабжающей организацией к оплате покупателю (исполнителю коммунальных услуг) дополнительно к регулируемой цене (тарифу) соответствующей суммы НДС является правомерным. В таком случае требование о взыскании задолженности, рассчитанной исходя из тарифа, увеличенного на сумму НДС, подлежит удовлетворению.
Если из обстоятельств дела следует, что при утверждении размера тарифа регулирующим органом в него была включена сумма НДС, то у ресурсоснабжающей организации отсутствуют основания для предъявления к оплате покупателю (исполнителю коммунальных услуг) суммы НДС сверх утвержденного тарифа.
Из материалов дела следует, что постановлением Региональной энергетической комиссии Пермского края от 21.12.2010 N 300-т "О тарифах на тепловую энергию для потребителей общества "Пермская сетевая компания (г. Пермь)" с 01.01.2011 установлены тарифы на тепловую энергию для потребителей общества "Пермская сетевая компания", оплачивающих производство и передачу тепловой энергии, в размере 970,06 руб./Гкал. Из текста постановления следует, что тарифы установлены без учета НДС.
Таким образом, поскольку в постановлении Региональной энергетической комиссии Пермского края от 21.12.2010 N 300-т тарифы утверждены без учета НДС, увеличение обществом "Пермская сетевая компания" тарифа на сумму НДС при реализации энергоресурса соответствует требованиям действующего законодательства.
Суды, применив тариф без дополнительного увеличения его на сумму НДС, установили, что оплате подлежит тепловая энергия (1 001, 72 Гкал отопление жилых помещений; 347, 55 Гкал отопление нежилых помещений) стоимостью 1 369 558 руб. 84 коп. Учитывая произведенную ответчиком оплату в сумме 1 629 241 руб. 42 коп., суды пришли к выводу о наличии у него переплаты в сумме 259 682 руб. 58 коп.
Между тем, согласно расчету истца количество потребленной тепловой энергии в феврале 2011 года на отопление нежилых помещений составляет 69, 91 Гкал.
Ответчик с отзывом на кассационную жалобу представил расчет стоимости энергоресурса с начислением НДС: 1 146 696 руб. 87 коп. (1 001, 77 Гкал х 970, 06 х 1,18) - отопление жилых помещений, 80 023 руб. 94 коп. (69, 91 Гкал х 970, 06 х 1,18) - отопление нежилых помещений, всего 1 226 720 руб. 81 коп.
С учетом оплаты задолженности в сумме 1 629 241 руб. 42 коп., переплата согласно расчету ответчика составляет 402 520 руб. 61 коп. Возражений относительно расчета ответчика обществом "Пермская сетевая компания" не представлено.
В связи, с чем обжалуемые судебные акты изменению не подлежат.
Доводы заявителя о том, что судами не исследовались вопросы: о том, какой энергоресурс поставляет истец ответчику, кто непосредственно является производителем горячей воды в отношении объекта теплопотребления, каким образом производилось приготовление горячей воды, является ли общество "Пермская сетевая компания" в отношении объектов теплопотребления организацией коммунального комплекса, которая в соответствии с уставной деятельностью непосредственно осуществляет производство горячей воды, судом кассационной инстанции приняты быть не могут в силу ст. 9, 41, 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении дела арбитражный суд кассационной инстанции проверяет, соответствуют ли выводы суда первой и апелляционной инстанций о применении нормы права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам (ч. 3 ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Данные доводы заявителем ни в суде первой, ни в суде апелляционной инстанции не заявлялись, соответствующие доказательства не представлялись.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба общества "Пермская сетевая компания" - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Пермского края от 29.07.2011 по делу N А50-8466/2011 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.10.2011 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Пермская сетевая компания" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Г.Н.Черкасская |
Судьи |
Л.А.Панова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Из материалов дела следует, что постановлением Региональной энергетической комиссии Пермского края от 21.12.2010 N 300-т "О тарифах на тепловую энергию для потребителей общества "Пермская сетевая компания (г. Пермь)" с 01.01.2011 установлены тарифы на тепловую энергию для потребителей общества "Пермская сетевая компания", оплачивающих производство и передачу тепловой энергии, в размере 970,06 руб./Гкал. Из текста постановления следует, что тарифы установлены без учета НДС.
Таким образом, поскольку в постановлении Региональной энергетической комиссии Пермского края от 21.12.2010 N 300-т тарифы утверждены без учета НДС, увеличение обществом "Пермская сетевая компания" тарифа на сумму НДС при реализации энергоресурса соответствует требованиям действующего законодательства.
...
Доводы заявителя о том, что судами не исследовались вопросы: о том, какой энергоресурс поставляет истец ответчику, кто непосредственно является производителем горячей воды в отношении объекта теплопотребления, каким образом производилось приготовление горячей воды, является ли общество "Пермская сетевая компания" в отношении объектов теплопотребления организацией коммунального комплекса, которая в соответствии с уставной деятельностью непосредственно осуществляет производство горячей воды, судом кассационной инстанции приняты быть не могут в силу ст. 9, 41, 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 8 февраля 2012 г. N Ф09-9623/11 по делу N А50-8466/2011