Екатеринбург |
|
21 февраля 2012 г. |
Дело N А60-13934/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 февраля 2012 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 февраля 2012 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Маликовой Э.М.,
судей Мындря Д.И., Столярова А.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Карьер "Гора Хрустальная" (ИНН: 6658008634, ОГРН: 1026602353007; далее - общество "Карьер "Гора Хрустальная") на постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.11.2011 по делу N А60-13934/2011 Арбитражного суда Свердловской области.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества "Карьер "Гора Хрустальная" - Капланова Р.С. (доверенность от 30.11.2011);
администрации г. Екатеринбурга (далее - администрация) - Братанчук Д.В. (доверенность от 29.12.2011 N 289).
Общество "Карьер "Гора Хрустальная" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к администрации, земельному комитету администрации г. Екатеринбурга (далее - земельный комитет) о признании незаконным отказа администрации в предоставлении земельного участка с кадастровым номером: 66:41:0309004:2, расположенного по адресу: г. Екатеринбург, Московский тракт, 17 км; обязании администрации принять решение о предоставлении указанного земельного участка в собственность заявителя по цене в размере 2,5 % от кадастровой стоимости земельного участка; обязании земельного комитета направить договор купли-продажи этого земельного участка по указанной цене.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 06.09.2011 (судья Италмасова Е.Г.) заявленные требования удовлетворены. Отказ администрации в предоставлении обществу "Карьер "Гора Хрустальная" на праве собственности земельного участка с кадастровым номером 66:41:0309004:2 признан недействительным. На администрацию возложена обязанность принять решение о предоставлении этого участка в собственность заявителя по цене 2,5 % от его кадастровой стоимости. На земельный комитет возложена обязанность направить заявителю договор купли-продажи названного земельного участка по указанной цене.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.11.2011 (судьи Голубцова Ю.А., Дюкин В.Ю., Усцов Л.А.) решение суда отменено, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе общество "Карьер "Гора Хрустальная" просит постановление апелляционного суда отменить, ссылаясь на нарушение судами ст. 11.2, 28, 29, 36 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 20, 23, 24 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" и несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела. По мнению заявителя, ему незаконно отказано в предоставлении в собственность спорного земельного участка, образованного путем раздела земельного участка с кадастровым номером 66:41:0309004:00, по причине отсутствия решения собственника участка о его разделе и со ссылкой на невозможность данного раздела, так как земельные участки с кадастровыми номерами 66:41:0309004:2 и 66:41:0309004:3 были образованы и поставлены на временный кадастровый учет в соответствии с требованиями действующего законодательства. При этом общество "Карьер "Гора Хрустальная" считает ошибочным вывод суда о том, что решение собственника о разделе земельного участка является единственным основанием для образования земельного участка. Как указывает заявитель, законных оснований для отказа в предоставлении земельного участка, занятого принадлежащими ему объектами недвижимости, у органов местного самоуправления не имеется.
Как установлено судами и следует из материалов дела, решением Исполнительного комитета Свердловского областного Совета народных депутатов от 02.07.1991 N 332 карьеру "Гора Хрустальная" Кыштымского ГОКа отведен земельный участок для разработки месторождения кварца: в постоянное пользование (под карьер) площадью 39,7 га и в долгосрочное пользование до 10 лет (под водопровод, канализацию, ЛЭП, отвал) общей площадью 4,02 га.
Постановлением главы администрации от 18.09.1992 N 351в произведена перерегистрация землепользования горнопромышленного предприятия "Хрустальная Гора" общей площадью 43,56 га, в том числе в постоянное (бессрочное) пользование - 39,54 га, во временное пользование - 4,02 г (кадастровый номер 66:41:0309004:0001).
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 30.06.2004 на основании постановления главы администрации от 18.09.1992 N 351в осуществлена государственная регистрация права постоянного бессрочного пользования на земельный участок площадью 395 400 кв. м с кадастровым номером 66:41:0309004:0001, расположенный по адресу: г. Екатеринбург, ул. Московский Тракт, 17 км.
Из кадастрового плана от 06.07.2007 данного земельного участка следует, что он поставлен на кадастровый учет с разрешенным использованием - земли, предоставленные для добычи полезных ископаемых.
Из состава земельного участка с кадастровым номером 66:41:0309004:0001 на основании заявления общества "Карьер "Гора Хрустальная" сформированы земельные участки площадью 93 792 кв. м с кадастровым номером 66:41:0309004:2 и площадью 301 608 кв. м с кадастровым номером 66:41:0309004:3 с тем же разрешенным использованием.
Общество "Карьер "Гора Хрустальная" является собственником объектов недвижимости, расположенных по адресу: г. Екатеринбург, Московский тракт, 17 км, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности.
Общество "Карьер "Гора Хрустальная" 15.02.2011 обратилось в администрацию с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 66:41:0309004:2 в собственность заявителя под расположенные на данном земельном участке объекты недвижимого имущества; а земельного участка с кадастровым номером 66:41:0309004:3 - в
аренду в порядке переоформления права постоянного бессрочного пользования.
К заявлению обществом были приложены, в том числе копии выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним об объектах недвижимости, находящихся в собственности заявителя, свидетельства о праве постоянного (бессрочного) пользования земельным участком с кадастровым номером 66:41:0309004:0001, выписки из кадастровых паспортов на земельные участки с кадастровыми номерами 66:41:0309004:2 и 66:41:0309004:3.
Администрацией 18.03.2011 принято решение N 21-01/2965 об отказе в
предоставлении заявителю земельного участка с кадастровым номером 66:41:0309004:2 со ссылкой на п. 5 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации, приказ Минэкономразвития Российской Федерации от 30.10.2007 N 370 и от 29.11.2010 N 584, приказ заместителя главы Екатеринбурга по вопросам капитального строительства и землепользования от 13.04.2009 N 42, приказ заместителя главы администрации по вопросам капитального строительства и землепользования от 19.01.2011 N 5/0132-3 ввиду непредставления заявителем необходимых документов в отношении каждого земельного участка. Свидетельство о государственной регистрации юридического лица представлено в виде простой копии, кадастровые паспорта выданы ранее, чем за три месяца до подачи заявления (29.12.2009), также не приложена доверенность представителя заявителя.
В качестве второго основания отказа в предоставлении земельного участка в собственность заявителя администрация указала на невозможность раздела земельного участка ввиду того, что земельный участок предоставлен с учетом площади горного отвода и для его освоения; объекты недвижимости, расположенные на земельном участке, являются комплексом имущества, связанным с добычей полезных ископаемых. В соответствии с законодательством о недрах земельный участок не может быть предоставлен в собственность за плату.
Также администрация сослалась на то, что ранее в разделе земельного
участка было отказано. Заявление общества о признании данного отказа незаконным судом оставлено без удовлетворения по делу N А60-20646/2009.
Общество "Карьер "Гора Хрустальная", считая данный отказ незаконным, нарушающим его права и законные интересы, обратился в суд с рассматриваемым заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что раздел земельного участка с кадастровым номером 66:41:0309004:001, в результате которого были вновь образованы два самостоятельных земельных участка с кадастровыми номерами 66:41:0309004:2 и 66:41:0309004:3, произведен в соответствии с положениями Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", иного администрацией не доказано. Объекты недвижимого имущества, расположенные на испрашиваемом в собственность земельном участке, не участвуют непосредственно в производственном процессе, в силу чего действие норм специального законодательства о недрах не распространяется на этот земельный участок.
Отменяя решение суда и отказывая в удовлетворении требований общества "Карьер "Гора Хрустальная", апелляционный суд обоснованно исходил из следующего.
Согласно ч. 1 ст. 198, ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания ненормативного акта (решения), действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц недействительными (незаконными) необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону и иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с п. 2 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" юридические лица, не указанные в п. 1 ст. 20 Земельного кодекса Российской Федерации, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право их аренды или приобрести земельные участки в собственность по своему желанию до 01.01.2012 в соответствии с правилами ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Пунктом 1 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с данным Кодексом.
В силу п. 5 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта. Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
В месячный срок со дня поступления указанного в п. 5 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в п. 1 ст. 20 Земельного кодекса Российской Федерации, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора (п. 6 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно п. 1, 2 ст. 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Земельные участки, из которых при разделе, объединении, перераспределении образуются земельные участки, прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки в порядке, установленном Законом о государственной регистрации.
В соответствии с п. 1 ст. 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных ст. 29 названного Кодекса.
В силу п. 2 ст. 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации решения об образовании земельных участков, указанных в пункте 1 настоящей статьи, могут быть приняты на основании заявлений землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки.
Пунктом 1 ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Согласно п. 1 ст. 269 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которому земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование, осуществляет владение и пользование этим участком в пределах, установленных законом, иными правовыми актами и актом о предоставлении участка в пользование.
В п. 4 ст. 20 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что граждане и юридические лица, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, в том числе те, за которыми такое право на земельные участки сохраняется в силу пункта 3 названной статьи, не вправе распоряжаться данными земельными участками.
Раздел земельного участка представляет собой форму распоряжения данным участком, поскольку согласно ст. 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок, из которого при разделе образуются земельные участки, прекращает свое существование.
Суд апелляционной инстанции, исходя из системного толкования названных норм, правомерно указал, что распоряжение земельным участком, в том числе принятие решения о прекращении существования земельного участка путем его раздела, а следовательно, изменение индивидуальных характеристик земельного участка не входят в круг правомочий обладателя права постоянного (бессрочного) пользования, и относится к исключительной компетенции собственника земельного участка, каковым в данном случае является муниципальное образование.
При этом, учитывая отсутствие в материалах дела доказательств, свидетельствующих о принятии уполномоченными органом решения о разделе земельного участка с кадастровым номером 66:41:0309004:0001 на земельные участки с кадастровыми номерами 66:41:0309004:2 и 66:41:0309004:3, то есть доказательств образования земельного участка с кадастровым номером 66:41:0309004:2, апелляционный суд пришел к верному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленного требования.
Доказательствам, представленным сторонами, и обстоятельствам дела, судом апелляционной инстанции дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями, установленными ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Вместе с тем, отменяя решение суда первой инстанции, апелляционный суд согласился с выводом суда о том, что к рассматриваемым отношениям положения Закона "О недрах" не применяются, на которые, в свою очередь, ссылалась администрация, указывая в качестве основания отказа в предоставлении в собственность земельного участка на то, что в соответствии с законодательством о недрах земельный участок, предоставленный для добычи полезных ископаемых, не может быть предоставлен в собственность.
Указанные выводы судов первой и апелляционной инстанции не являются предметом обжалования в кассационной инстанции со стороны общества "Карьер "Гора Хрустальная". Администрация кассационную жалобу не подавала, в связи с чем суд кассационной инстанции проверяет законность обжалуемого судебного акта по правилам ч. 1 ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с учетом доводов, содержащихся в жалобе.
Доводы заявителя кассационной жалобы направлены на переоценку установленных апелляционным судом обстоятельств дела. Оснований для переоценки доказательств у суда кассационной инстанции в силу указанной процессуальной нормы права не имеется.
С учетом изложенного постановление апелляционного суда следует оставить в силе, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ
постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.11.2011 по делу N А60-13934/2011 Арбитражного суда Свердловской области оставить без изменения, кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Карьер "Гора Хрустальная" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Э.М. Маликова |
Судьи |
Д.И. Мындря |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В п. 4 ст. 20 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что граждане и юридические лица, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, в том числе те, за которыми такое право на земельные участки сохраняется в силу пункта 3 названной статьи, не вправе распоряжаться данными земельными участками.
Раздел земельного участка представляет собой форму распоряжения данным участком, поскольку согласно ст. 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок, из которого при разделе образуются земельные участки, прекращает свое существование.
...
Доказательствам, представленным сторонами, и обстоятельствам дела, судом апелляционной инстанции дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями, установленными ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Вместе с тем, отменяя решение суда первой инстанции, апелляционный суд согласился с выводом суда о том, что к рассматриваемым отношениям положения Закона "О недрах" не применяются, на которые, в свою очередь, ссылалась администрация, указывая в качестве основания отказа в предоставлении в собственность земельного участка на то, что в соответствии с законодательством о недрах земельный участок, предоставленный для добычи полезных ископаемых, не может быть предоставлен в собственность."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 21 февраля 2012 г. N Ф09-97/12 по делу N А60-13934/2011