Екатеринбург |
|
01 марта 2012 г. |
N Ф09-704/12 Дело N А47-511/2011 |
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 17 ноября 2011 г. N Ф05-11982/11 по делу N А40-28352/2011
Резолютивная часть постановления объявлена 22 февраля 2012 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 марта 2012 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Ященок Т.П.,
судей Сухановой Н.Н., Поротниковой Е.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Руссоль" (далее - общество "Руссоль", заявитель) на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 07.10.2011 по делу N А47-511/2011 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.12.2011 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы надлежащим образом, путем направления в их адреса копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказными письмами с уведомлениями, а также размещения данной информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились. От Управления по недропользованию по Оренбургской области (далее - Оренбургнедра, управление) поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителей, которое удовлетворено судом в силу ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Общество "Руссоль" обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к управлению (с учетом уточнения требований в порядке, определенном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) о признании незаконными действий, выразившихся в нарушении Административного регламента Федерального агентства по недропользованию по исполнению государственных функций по осуществлению выдачи, оформления и регистрации лицензий на пользование участками недр, а также переоформления лицензии и принятия, в том числе по представлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и иных уполномоченных органов, решений о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования участками недр, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29.09.2009 N 315 (далее - Административный регламент), при рассмотрении заявки о переоформлении лицензии ОРБ 01177 ТЭ на право пользования недрами Илецкого месторождения каменной соли на общество с ограниченной ответственностью "Илецксоль" (далее - ООО "Илецксоль").
Решением суда первой инстанции от 07.10.2011 (судья Александров А.А.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.12.2011 (судьи Арямов А.А., Костин В.Ю., Тимохин О.Б.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество "Руссоль" просит данные судебные акты отменить, заявленные требования удовлетворить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, а также на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам. В обоснование жалобы общество отмечает, что нарушения управлением Административного регламента, в частности срока направления документов по переоформлению лицензии в Федеральное агентство по недропользованию (далее - Роснедра), стали причиной отказа Роснедра в переоформлении лицензии ОРБ 01177 ТЭ на общество "Руссоль", соответственно, действиями Оренбургнедра были нарушены права и законные интересы заявителя.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 12.03.2001 открытому акционерному обществу "Илецксоль" (далее - ОАО "Илецксоль") выдана лицензия ОРБ 01177 ТЭ на право пользования недрами Илецкого месторождения каменной соли сроком действия до 01.01.2013.
На основании решения единственного акционера ОАО "Илецксоль" от 16.03.2010 указанное общество преобразовано в ООО "Илецксоль", которое, в свою очередь, на основании решения единственного участника общества от 23.06.2010 реорганизовано путем присоединения к обществу "Руссоль". В Единый государственный реестр юридических лиц 02.09.2010 внесена запись о прекращении деятельности ООО "Илецксоль".
ООО "Илецксоль" 09.06.2010 обратилось в Оренбургнедра с заявкой от 08.06.2010 N 1247 на переоформление лицензии ОРБ 01177 ТЭ на ООО "Илецксоль" в связи с изменением организационно-правовой формы лицензиата. Как следует из приложений к заявке, наряду с иными документами к заявке были приложены копия лицензии с приложениями (на 13 л.) и копия передаточного акта от 17.03.2010 (на 1 л.).
Протоколом заседания комиссии Оренбургнедра по рассмотрению заявок о предоставлении права пользования участками недр на территории Оренбургской области от 29.06.2010 N 7, проведенного с участием представителей ООО "Илецксоль", зафиксировано предложение представителям ООО "Илецксоль" представить акты приема-передачи имущества, подтверждающие фактическую передачу имущества от ОАО "Илецксоль" в ООО "Илецксоль".
Письмом от 21.07.2010 ООО "Илецксоль" представило в адрес управления дополнительные документы к заявке на переоформление лицензии, включая копию передаточного акта от 16.03.2010 (на 165 л.).
Согласно протоколу заседания комиссии Оренбургнедра по рассмотрению заявок о предоставлении права пользования участками недр на территории Оренбургской области от 22.07.2010 N 8 принято решение направить заявку на переоформление лицензии в связи с изменением организационно-правовой формы ОАО "Илецксоль" на ООО "Илецксоль" по компетенции в Роснедра после получения от ООО "Илецксоль" географических координат угловых точек лицензионного участка.
Письмом от 23.08.2010 N 1747 (вх. N 2055 от 24.08.2010) ООО "Илецксоль" сообщило Оренбургнедра о принятии решения о реорганизации общества в форме присоединения к обществу "Руссоль".
Письмом от 07.09.2010, поступившим в адрес Оренбургнедра 10.09.2010, общество "Руссоль" представило географические координаты вершин горного отвода к лицензии на право пользования недрами Илецкого месторождения каменной соли.
Общество "Руссоль" 07.10.2010 обратилось в Оренбургнедра с заявкой на переоформление лицензии ОРБ 01177 ТЭ на ООО "Руссоль" в связи с прекращением деятельности недропользователя - присоединением к другому юридическому лицу.
Письмом от 27.10.2010, поступившим в Оренбургнедра в тот же день, общество "Руссоль" просило вернуть свою заявку для технической доработки.
Заявка ООО "Илецксоль" и указанные материалы 26.10.2010 направлены Оренбургнедра в адрес Роснедра.
Письмом от 29.11.2010, полученным заявителем 29.11.2010, Оренбургнедра известило общество "Руссоль" о нахождении заявочных материалов по переоформлению лицензии в Роснедра и по запросу Роснедра запросило у заявителя дополнительные материалы.
Письмом от 30.11.2010 общество "Руссоль" представило в Оренбургнедра истребованные дополнительные материалы.
Общество "Руссоль" 24.12.2010 обратилось в Оренбургнедра с заявлением о выдаче разрешения на строительство центральной распределительной подстанции ЦРП 10/6кВ на территории лицензионного участка недр.
Управление известило общество "Руссоль" о невозможности принятия такого заявления к рассмотрению до окончания процедуры переоформления лицензии на право пользования недрами с ОАО "Илецксоль" на ООО "Илецксоль" (письмо от 14.01.2011).
По результатам рассмотрения 21.01.2011 заявки ООО "Илецксоль" о переоформлении лицензии Роснедра принято решение лицензию не переоформлять по причине прекращения деятельности ООО "Илецксоль" с 02.09.2010 и исключения его из реестра юридических лиц.
Извещение Роснедра об отказе в переоформлении лицензии от 26.01.2011 направлено в Оренбургнедра и поступило в управление 07.12.2011.
Письмом от 09.02.2011, поступившим в адрес общества "Руссоль" 14.02.2011, управление известило заявителя о принятом решении об отказе в переоформлении лицензии и о причинах отказа.
Общество "Руссоль" 26.01.2011 повторно обратилось в Оренбургнедра с заявкой на переоформление вышеуказанной лицензии.
В этот же день решением Роснедра от 26.01.2011 N 06-30/549 заявителю отказано в переоформлении лицензии на право пользования недрами ОРБ 01177 ТЭ в связи с прекращением деятельности ООО "Илецксоль"
Указанный отказ Роснедра в переоформлении лицензии был оспорен обществом "Руссоль" в судебном порядке.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда г. Москвы от 16.06.2011 по делу N А40-28352/2011 требования общества "Руссоль" удовлетворены, отказ Роснедра в переоформлении лицензии от 26.01.2011 признан недействительным. Арбитражный суд обязал Роснедра в течение 10 дней со дня вступления решения в законную силу переоформить лицензию на общество "Руссоль".
В Арбитражный суд Оренбургской области 26.01.2011 поступило заявление общества "Руссоль" о признании незаконными действий Оренбургнедра, выразившихся в нарушении Административного регламента при рассмотрении заявки о переоформлении лицензии ОРБ 01177ТЭ на право пользования недрами Илецкого месторождения каменной соли на ООО "Илецксоль". По мнению заявителя, именно действия Оренбургнедра явились основанием для отказа в переоформлении лицензии на ООО "Илецксоль"; установленный Административным регламентом срок принятия решения о переоформлении лицензии был нарушен в результате ненадлежащего (несвоевременного) осуществления Оренбургнедра функций по переоформлению лицензии.
Суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь положениями Административного регламента, установили отсутствие в рассматриваемом случае оснований для признания оспариваемых действий Оренбургнедра не соответствующими закону, а также о несвязанности принятия Роснедра решения об отказе в переоформлении лицензии и отказа Оренбургнедра в принятии к рассмотрению заявления общества "Руссоль" о выдаче разрешения на строительство центральной распределительной подстанции (письмо от 14.01.2011) с оспоренными действиями Оренбургнедра.
Выводы судов соответствуют материалам дела и действующему законодательству.
Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с ч. 4 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из анализа приведенных норм следует, что для признания незаконными решения и действия (бездействия) государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица требуется установление в совокупности двух условий: несоответствия обжалуемого решения, действия (бездействия) закону и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
С учетом вышеназванных обстоятельств, на основании совокупности имеющихся в деле доказательств, исследованных и оцененных в соответствии с требованиями норм гл. 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды пришли к обоснованному выводу о том, что в данном случае продолжительность осуществления Оренбургнедра указанных функций обусловлена ненадлежащим исполнением подателем заявки на переоформление лицензии своей обязанности по формированию приложенных к заявке материалов.
Судами установлено и материалами дела подтверждено, что представленная с заявкой от 09.06.2010 копия передаточного акта на 1 л. не отвечала требованиям п. 69 Административного регламента, поскольку не позволяла определить как правопреемство лица, претендующего на получение лицензии на соответствующий участок недр, так и данные о соответствии претендента требованиям, предъявляемым к пользователям недр, а также о наличии необходимых финансовых и технических средств для безопасного проведения работ, связанных с пользованием недрами.
Согласно материалам дела надлежащий передаточный акт на 165 л. представлен ООО "Илецксоль" лишь 21.07.2010 и рассмотрен Оренбургнедра 22.07.2010. В ходе данного рассмотрения было выявлено отсутствие сведений о географических координатах угловых точек лицензионного участка, необходимость представления которых в составе документов, направляемых в Роснедра, установлена п. 78 Административного регламента. Указанные сведения истребованы у подателя заявки и представлены в Оренбургнедра 10.09.2010 (письмом общества "Руссоль" от 07.09.2010), то есть фактически после прекращения деятельности ООО "Илецксоль".
Таким образом, все предусмотренные Административным регламентом документы, необходимые для рассмотрения заявки ООО "Илецксоль" на переоформление лицензии, фактически получены Оренбургнедра 10.09.2010, т.е. после прекращения деятельности ООО "Илецксоль".
При этом, как правильно указал апелляционный суд, непринятие управлением в порядке п.77 Административного регламента решения о возврате заявки, поданной ненадлежащим образом, произведено в интересах подателя заявки и не может рассматриваться в качестве доказательства соответствия заявки и приложенных к ней документов предъявляемым требованиям.
Доказательства нарушения установленного п. 78 Административного регламента порядка представления должностным лицом территориального органа заявки на переоформление лицензии в Роснедра материалы дела также не содержат.
Нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, вызванные оспариваемыми действиями управления, судами не установлено.
При названных обстоятельствах суды правомерно отказали обществу "Руссоль" в удовлетворении заявленных им требований.
Доводы общества "Руссоль", приведенные в кассационной жалобе, были предметом исследования и оценки судами первой и апелляционной инстанций и правомерно отклонены ими как несостоятельные. По существу доводы направлены на переоценку установленных судами первой и апелляционной инстанций фактических обстоятельств дела и принятых доказательств, что не допустимо в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нормы материального права применены судами правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения суда первой и постановления апелляционной инстанций, судом кассационной инстанции не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 07.10.2011 по делу N А47-511/2011 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.12.2011 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Руссоль" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т.П. Ященок |
Судьи |
Н.Н. Суханова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно материалам дела надлежащий передаточный акт на 165 л. представлен ... лишь 21.07.2010 и рассмотрен Оренбургнедра 22.07.2010. В ходе данного рассмотрения было выявлено отсутствие сведений о географических координатах угловых точек лицензионного участка, необходимость представления которых в составе документов, направляемых в Роснедра, установлена п. 78 Административного регламента. Указанные сведения истребованы у подателя заявки и представлены в Оренбургнедра 10.09.2010 (письмом ... от 07.09.2010), то есть фактически после прекращения деятельности ... .
Таким образом, все предусмотренные Административным регламентом документы, необходимые для рассмотрения заявки ... на переоформление лицензии, фактически получены Оренбургнедра 10.09.2010, т.е. после прекращения деятельности ... .
При этом, как правильно указал апелляционный суд, непринятие управлением в порядке п.77 Административного регламента решения о возврате заявки, поданной ненадлежащим образом, произведено в интересах подателя заявки и не может рассматриваться в качестве доказательства соответствия заявки и приложенных к ней документов предъявляемым требованиям.
Доказательства нарушения установленного п. 78 Административного регламента порядка представления должностным лицом территориального органа заявки на переоформление лицензии в Роснедра материалы дела также не содержат."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 1 марта 2012 г. N Ф09-704/12 по делу N А47-511/2011