Екатеринбург |
N Ф09-1089/12 |
11 марта 2012 г. |
Дело N А60-19034/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 марта 2012 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 марта 2012 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Сулейменовой Т.В.,
судей Семёновой З.Г., Мындря Д.И.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Янчего Олега Юрьевича (ИНН 666000058422, ОГРНИП 304667422200050) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 16.09.2011 по делу N А60-19034/2011 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.11.2011 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель предпринимателя Янчего О.Ю. - Андреев В.П. (доверенность от 16.08.2011).
Предприниматель Янчий О.Ю. обратился в Арбитражный суд Свердловской области с иском о взыскании со Свердловской области в лице Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области 187 154 руб. 88 коп., в том числе 170 722 руб. 81 коп. неосновательного обогащения, 16 432 руб. 07 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами за период со 02.04.2010 по 02.06.2011; взыскании с муниципального образования "Город Екатеринбург" в лице администрации г. Екатеринбурга 748 619 руб. 54 коп., в том числе 682 891 руб. 26 коп. неосновательного обогащения, 65 728 руб. 28 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 02.04.2010 по 02.06.2011 (с учетом принятого арбитражным судом уточнения размера исковых требований в порядке, предусмотренном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и привлечения администрации города Екатеринбурга к участию в деле в качестве соответчика).
Определением Арбитражного суда Свердловской области от 27.07.2011 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 16.09.2011 (судья Григорьева С.Ю.) в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.11.2011 (судьи Голубцова Ю.А., Дюкин В.Ю., Зеленина Т.Л.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе предприниматель Янчий О.Ю. просит обжалуемые судебные акты отменить, исковые требования удовлетворить, ссылаясь на нарушение судами п. 2 ст. 307, п. 4 ст. 421, п. 1 ст. 422, п. 1 ст. 424 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 11.1, 36 Земельного кодекса Российской Федерации, п. 1 ст. 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 25.10.2001 N 137-ФЗ). По его мнению, выкупная цена земельного участка не должна исчисляться в соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ только в отношении части земельного участка, на котором расположено помещение, ранее отчужденное из муниципальной собственности, поскольку испрашиваемый земельный участок является единым, отдельного земельного участка, сформированного под кафе, не существует. Заявитель считает, что выкупная цена должна определяться не на момент подачи заявления о его выкупе, а на дату заключения договора купли-продажи.
Как установлено судами, во исполнение постановления главы города Екатеринбурга от 22.07.2002 N 769-В и решения Екатеринбургского комитета по управлению городским имуществом от 10.12.2002 N 2097 между Екатеринбургским комитетом по управлению городским имуществом (продавец) и предпринимателем Янчим О.Ю. (покупатель) заключен договор купли-продажи от 10.12.2002 N К-441, в соответствии с условиями которого продавец продал, а покупатель приобрел в собственность отдельно стоящее одноэтажное здание без подвала общей площадью 402, 7 кв. м, согласно справке БТИ (выписке из технического паспорта от 03.09.1999 N 48102 помещения первого этажа N 1-33), расположенное по адресу: г. Екатеринбург, ул. Бахчиванджи, д. 19, литера А, по цене в размере 2 772 851 руб.
Государственная регистрация права собственности предпринимателя Янчего О.Ю. на указанный объект недвижимости произведена 15.05.2003.
По договору купли-продажи от 29.08.2003 предприниматель Янчий О.Ю. приобрел у общества с ограниченной ответственностью промышленно-торговое предприятие "АМО-Урал" здание склада общей площадью 256 кв. м, расположенное по адресу: г. Екатеринбург, ул. Бахчиванджи, д. 19, литера А.
Право собственности предпринимателя Янчего О.Ю. на названный объект недвижимости зарегистрировано в установленном законом порядке 14.08.2007.
Предприниматель обратился в администрацию с заявлением от 03.03.2008 о выкупе земельного участка площадью 1 718 кв. м с кадастровым номером 66:41:06 12 090:0055 под зданием склада, литера Е, и отдельно стоящим нежилым строением, литера А, в порядке, предусмотренном ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Постановлением главы Екатеринбурга от 22.09.2008 N 4105 предпринимателю на основании заявления от 03.03.2008 предоставлен в собственность за плату земельный участок площадью 1 857 кв. м, расположенный по адресу: г. Екатеринбург, ул. Бахчиванджи, 19, под здание кафе, литера А, и склад, литера Е.
На основании постановления главы города Екатеринбурга от 22.09.2008 N 4105 между администрацией города Екатеринбурга (продавец) и истцом (покупатель) заключен договор купли-продажи от 29.03.2010 N 6-3198, в соответствии с условиями которого продавец обязался передать, а покупатель - принять и оплатить земельный участок из земель населенных пунктов общей площадью 1 857 кв. м с кадастровым номером 66:41:0000000:778, под здание кафе, литера А, и склад, литера Е, расположенный по адресу: г. Екатеринбург, ул. Бахчиванджи, 19.
Согласно п. 3.1 договора стоимость земельного участка составляет 977 113 руб. 18 коп.
Во исполнение договора купли-продажи земельного участка от 29.03.2010 N 6-3198 истец по платежному поручению от 02.04.2010 N 22 перечислил денежные средства в сумме 977 113 руб. 18 коп., что также подтверждается письмом Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 19.04.2010 N 78-5241.
Предприниматель Янчий О.Ю., полагая, что расчет выкупной стоимости всего земельного участка следует производить исходя из 2,5% от кадастровой стоимости земельного участка, которая определяется на момент заключения договора, обратился в Арбитражный суд Свердловской области с настоящим иском. Истец указывает на ошибочность исчисления выкупной цены в отношении части площади земельного участка в размере 729,05 кв. м в соответствии с п. 4 постановления Правительства Свердловской области от 26.10.2007 N 1045-ПП "О реализации Федерального закона от 24.07.2007 N 212-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части уточнения условий и порядка приобретения прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности" (далее - постановление от 26.10.2007 N 1045-ПП), исходя из ставки земельного налога с применением коэффициента 9,5; в отношении части площади земельного участка в размере 1 127,95 кв. м - согласно п. 3 указанного постановления в размере 2,5% кадастровой стоимости земельного участка. В связи с неправильным исчислением продавцом и уплатой покупателем выкупной цены земельного участка, по мнению истца, на стороне ответчиков возникло неосновательное обогащение в виде разницы между суммой, уплаченной предпринимателем, и суммой, подлежащей уплате из расчета выкупной стоимости всего земельного участка, исходя из 2,5% от кадастровой стоимости земельного участка.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суды исходили из следующего.
В соответствии с п. 1 ст. 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных ст. 1109 данного Кодекса.
Согласно п. 2 ст. 1105 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, неосновательно временно пользовавшееся чужим имуществом без намерения его приобрести либо чужими услугами, должно возместить потерпевшему то, что оно сберегло вследствие такого пользования, по цене, существовавшей во время, когда закончилось пользование, и в том месте, где оно происходило.
В силу п. 1 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Пунктом 5 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
В месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в п. 1 ст. 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора (п. 6 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации).
Исходя из того, что обязанность подготовить и направить проект договора купли-продажи земельного участка, содержащий все существенные условия, возникает у уполномоченного органа с момента подачи лицом в этот орган заявления о приобретении прав на землю, соответствующего требованиям закона, выкупная цена земельного участка определяется по состоянию на дату подачи такого заявления.
Суды, учитывая отсутствие доказательств несоответствия или недостаточности представленных истцом документов к заявлению о выкупе земельного участка, обоснованно указали, что выкупная цена земельного участка подлежит определению на момент подачи заинтересованным лицом заявления о выкупе с приложением к нему всех необходимых документов в порядке, предусмотренном ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ до 01.07.2012 в соответствии с настоящим пунктом осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности, в том числе в случае, если на таких земельных участках возведены или реконструированы здания, строения, сооружения. При приобретении указанными лицами таких земельных участков их цена устанавливается субъектами Российской Федерации в пределах двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в местности, не относящейся к городам с численностью населения свыше 3 миллионов человек.
Пунктом 3 постановления от 26.10.2007 N 1045-ПП предусмотрено определение цены подлежащих выкупу земельных участков, исходя из двух с половиной процента кадастровой стоимости земельного участка для коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей, являющихся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности.
В силу п. 2 ст. 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ до 01.07.2012 лица, не указанные в п.1 настоящей статьи и являющиеся собственниками зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают такие земельные участки по цене, устанавливаемой субъектами Российской Федерации в кратности размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка.
Согласно п. 4 постановления от 26.10.2007 N 1045-ПП в соответствии с федеральным законодательством до 01.01.2012 лицам, не указанным в п. 3 настоящего постановления, являющимся собственниками расположенных на земельных участках зданий, строений, сооружений, продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, расположенных на территории Свердловской области в границах населенных пунктов и за их пределами, осуществляется по цене, рассчитываемой в кратности к ставке земельного налога за единицу площади земельного участка в соответствии с приложением к настоящему постановлению (с применением коэффициента 9,5).
Суды установили, что на испрашиваемом земельном участке расположено два объекта недвижимости, один из которых ранее был отчужден из муниципальной собственности. Таким образом, стоимость земельного участка определяется следующим образом: отчуждению по льготной цене согласно ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации, п. 1 ст. 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ, исходя из условий приобретения объектов недвижимости, расположенных на спорном земельном участке, подлежит только земельный участок под объектом недвижимости - кафе; выкупная стоимость земельного участка под объектом недвижимости - складом должна определяться на основании постановления от 26.10.2007 N 1045-ПП.
Указанный подход законодательно не запрещен, экономически обоснован и может быть использован для целей расчета выкупной цены земельного участка.
Названный порядок расчета выкупной цены земельного участка не противоречит нормам действующего законодательства, в том числе ст. 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации.
Поскольку на испрашиваемом предпринимателем земельном участке расположены два объекта недвижимости, один из которых ранее не был отчужден из государственной или муниципальной собственности, оснований для определения выкупной цены всего земельного участка на основании п. 1 ст. 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ не имеется, также как и не имеется оснований для определения названной цены за весь земельный участок в соответствии с п. 2 ст. 2 данного закона.
С учетом изложенного отклоняются доводы заявителя кассационной жалобы о необходимости отчуждения спорного земельного участка по льготной цене и определения выкупной цены на дату заключения договора купли-продажи.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Свердловской области от 16.09.2011 по делу N А60-19034/2011 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.11.2011 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Янчего Олега Юрьевича - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т.В. Сулейменова |
Судьи |
З.Г. Семёнова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды установили, что на испрашиваемом земельном участке расположено два объекта недвижимости, один из которых ранее был отчужден из муниципальной собственности. Таким образом, стоимость земельного участка определяется следующим образом: отчуждению по льготной цене согласно ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации, п. 1 ст. 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ, исходя из условий приобретения объектов недвижимости, расположенных на спорном земельном участке, подлежит только земельный участок под объектом недвижимости - кафе; выкупная стоимость земельного участка под объектом недвижимости - складом должна определяться на основании постановления от 26.10.2007 N 1045-ПП.
Указанный подход законодательно не запрещен, экономически обоснован и может быть использован для целей расчета выкупной цены земельного участка.
Названный порядок расчета выкупной цены земельного участка не противоречит нормам действующего законодательства, в том числе ст. 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации.
Поскольку на испрашиваемом предпринимателем земельном участке расположены два объекта недвижимости, один из которых ранее не был отчужден из государственной или муниципальной собственности, оснований для определения выкупной цены всего земельного участка на основании п. 1 ст. 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ не имеется, также как и не имеется оснований для определения названной цены за весь земельный участок в соответствии с п. 2 ст. 2 данного закона."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 11 марта 2012 г. N Ф09-1089/12 по делу N А60-19034/2011
Хронология рассмотрения дела:
05.07.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-8159/12
15.06.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-8159/12
11.03.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-1089/12
29.11.2011 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-11415/11
16.09.2011 Решение Арбитражного суда Свердловской области N А60-19034/11