Екатеринбург |
N Ф09-517/12 |
13 марта 2012 г. |
Дело N А07-15064/2011 |
См. также Определение Федерального арбитражного суда Уральского округа от 6 февраля 2013 г. N Ф09-517/12 по делу N А07-15064/2011
См. также Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24 декабря 2012 г. N 18АП-12765/12
См. также Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 23 мая 2012 г. N ВАС-4113/12
Резолютивная часть постановления объявлена 11 марта 2012 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 марта 2012 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Сухановой Н. Н.,
судей Василенко С. Н., Кангина А. В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления государственного автодорожного надзора по Республике Башкортостан Федеральной службы по надзору в сфере транспорта ( далее - управление) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 20.10.2011 по делу N А07-15064/2011 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.12.2011 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
управления - Косолапов А.О. (доверенность от 17.01.2012), Давлетов С.Ф. (доверенность от 15.09.2011);
индивидуального предпринимателя Колесникова Сергея Павловича (далее - заявитель, предприниматель) - Варицкий В.Г. (доверенность от 10.10.2011), Урманцев С.Р. (доверенность от 10.10.2011).
Предприниматель обратился в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании незаконными действий управления по неисполнению установленного п. 12 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2006 N 637 (далее - Положение о лицензировании), порядка выдачи выписок из документа, подтверждающего наличие лицензии,
об обязании управления на основании заявления от 09.08.2011 выдать предпринимателю дополнительные выписки из документа, подтверждающего наличие лицензии (лицензионных карточек).
Решением суда от 20.10.2011 (судья Искандаров У.С.) заявленные требования удовлетворены. Оспариваемые действия управления, выраженные в неисполнении установленным п. 12 Положения о лицензировании порядка выдачи выписок из документа, подтверждающего наличие лицензии признаны незаконными. На управление возложена обязанность по выдаче предпринимателю на основании заявления от 09.08.2011 дополнительных выписок их документа, подтверждающего наличие лицензии (лицензионных карточек).
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.12.2011 (судьи Арямов А.А., Тимохин О.Б., Бояршинова Е.В.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе управление просит обжалуемые судебные акты отменить, ссылаясь на недостаточную оценку судами фактических обстоятельств дела. По мнению заявителя кассационной жалобы, установленный п. 29, 37 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом осмотр транспортных средств на соответствие, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 N 112, осмотр транспортных средств на соответствие по внешнему и внутреннему оборудованию требованиям в отношении перевозок пассажиров является неотъемлемой частью процесса лицензирования и связан с обеспечением безопасности граждан при осуществлении индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами перевозок пассажиров.
Предприниматель представил отзыв на кассационную жалобу, в котором указывает на правильное применение судами норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, и соответствие выводов судов обеих инстанций фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела доказательствам.
Изучив доводы заявителя кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 4 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания незаконными действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие оспариваемых действий (бездействия) закону и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно п. 1 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон от 08.08.2001 N 128-ФЗ), деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек, подлежит лицензированию.
В соответствии с ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ, лицензирующий орган принимает решение о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии в срок, не превышающий сорока пяти дней со дня поступления заявления о предоставлении лицензии и прилагаемых к нему документов. Указанное решение оформляется соответствующим актом лицензирующего органа. Более короткие сроки принятия решения о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии могут устанавливаться положениями о лицензировании конкретных видов деятельности. Лицензирующий орган обязан в указанный срок уведомить соискателя лицензии о принятии решения о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии. Уведомление о предоставлении лицензии направляется (вручается) соискателю лицензии в письменной форме. Уведомление об отказе в предоставлении лицензии направляется (вручается) соискателю лицензии в письменной форме с указанием причин отказа, в том числе реквизитов акта проверки возможности выполнения соискателем лицензии лицензионных требований и условий, если причиной отказа является невозможность выполнения соискателем лицензии указанных требований и условий.
Согласно ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ, в переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии, может быть отказано в случае представления лицензиатом или его правопреемником неполных или недостоверных сведений. Уведомление об отказе в переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии, направляется (вручается) лицензиату или его правопреемнику в письменной форме с указанием причин отказа.
В соответствии с п. 12 Положения о лицензировании, при изменении состава транспортных средств, используемых для перевозок пассажиров, лицензиат в 15-дневный срок обязан направить или представить в лицензирующий орган заявление о выдаче дополнительных выписок из документа, подтверждающего наличие лицензии (лицензионных карточек), а также документы, предусмотренные подп. "а", "б" п. 6 названного Положения. В этом случае выписки из документа, подтверждающего наличие лицензии (лицензионные карточки), выдаются в течение 10 дней с даты подачи заявления.
В соответствии с п. 6 Положения о лицензировании, для получения лицензии соискатель лицензии направляет или представляет в лицензирующий орган с заявлением о предоставлении лицензии, следующие документы: а) копии документов, подтверждающих наличие на праве собственности или на ином законном основании предполагаемых к использованию для перевозок пассажиров транспортных средств и их государственную регистрацию; б) копии талонов о прохождении государственного технического осмотра предполагаемых к использованию для перевозок пассажиров транспортных средств, подтверждающих их допуск к эксплуатации.
Пунктом 8 Положения о лицензировании предусмотрено право лицензирующего органа в день получения заявления и документов, указанных в п. 6 названного Положения, проверять правильность оформления заявления и наличие всех необходимых документов. В случае если заявление оформлено с нарушением требований, установленных Федеральным законом от 08.08.2001 N 128-ФЗ, а в составе представленных документов отсутствуют документы, предусмотренные п. 6 Положения о лицензировании, заявителю направляется (вручается) копия описи представленных документов с уведомлением о необходимости устранения нарушений в оформлении заявления и (или) представления отсутствующих документов.
Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 18.12.2006 N 153 утвержден Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по исполнению государственной функции по лицензированию деятельности по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, в соответствии с п. 14.6 которого (в редакции, действовавшей до 31.07.2009), в связи с увеличением количества подвижного состава лицензиат в 15-дневный срок обязан направить или представить в управление заявление о выдаче дополнительных выписок из документа, подтверждающего наличие лицензии (лицензионных карточек). К заявлению прилагаются копии документов, подтверждающие наличие на праве собственности или ином законном основании предполагаемых к использованию для перевозки пассажиров транспортных средств и их государственную регистрацию, копии документов о прохождении государственного технического осмотра транспортных средств, подтверждающие их допуск к эксплуатации. Управлением проводится проверка возможности выполнения лицензиатом лицензионных требований и условий. Выписка (лицензионная карточка) выдается при положительных результатах проверки в течение 10 дней с даты получения заявления.
При исследовании обстоятельств настоящего дела судами первой и апелляционной инстанций установлено, что предприниматель имеет лицензию на право перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек от 19.04.2008 N АСС-02-01113242.
Предприниматель 09.08.2011 обратился в управление с заявлением о выдаче дополнительных выписок из документа, подтверждающего наличие лицензии (лицензионных карточек) в количестве трех штук на автотранспортные средства, приложив к заявлению копии документов, подтверждающих право владения транспортными средствами, их государственную регистрацию и прохождения ими государственного технического осмотра.
Письмом управления от 19.08.2011 N 15-5309 предприниматель поставлен в известность о возможности выдачи лицензионных карточек лишь после предоставления транспортных средств для осмотра. В качестве основания управление сослалось на методические рекомендации к Распоряжению Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 12.07.2011 N АК-166-Р (фс).
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришёл к выводу о незаконности оспариваемых действий управления.
Рассмотрев дело по правилам ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционный суд исследовал имеющиеся в материалах дела доказательства и признал выводы суда первой инстанции обоснованными.
Суды учли, что приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 03.06.2009 N 89 "О внесении изменений в приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 18.12.2006 N 153" (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 06.07.2009 N 14225) в п. 14.6 Административного регламента внесены изменения, в соответствии с которыми исключен абз. 7, предусматривающий право управления проводить проверку возможности выполнения лицензиатом лицензионных требований и условий в случае увеличения количества подвижного состава, а из абз. 8, предусматривающего возможность выдачи лицензионных карточек лишь при положительных результатах проверки, исключены слова "при положительных результатах проверки". Указанные изменения в Административный регламент вступили в силу с 31.07.2009, то есть действовали на момент возникновения спорных правоотношений.
Таким образом, суды пришли к правильному выводу о том, что начиная с 31.07.2009 при обращении лицензиата с заявлением в связи с увеличением количества подвижного состава о выдаче таких карточек, а также приложения им к заявлению всех документов, предусмотренных п. 12 и подп. "а" и "б" п. 6 Положения о лицензировании, управление обязано в десятидневный срок с даты подачи заявления выдать лицензионные карточки. При этом возможность проведения управлением в указанной ситуации осмотра транспортных средств нормативно не установлена.
Суды правильно отметили, что предусмотренное Федеральным законом от 08.08.2001 N 128-ФЗ и Положением о лицензировании право управления на осуществление контроля за соблюдением лицензионных условий не связано с необходимостью проверки представленных лицензиатом заявления о выдаче лицензионных карточек и приложенных к нему документов и должно проводиться в соответствии с нормативно установленным порядком осуществления контроля (включая основания, порядок проведения и оформление результатов контрольного мероприятия).
Результаты проводимых в соответствии с требованиями закона контрольных мероприятий могут служить основанием для выдачи владельцу лицензии предписания с установлением сроков устранения нарушений условий, предусмотренных в лицензии, а также привлечения виновных лиц к административной ответственности, приостановления действия или аннулирования лицензии. Вместе с тем такие результаты не могут быть положены в основание отказа в выдаче лицензиату лицензионных карточек (ввиду отсутствия прямого указания в законе).
Суды указали, что доказательства проведения управлением в отношении предпринимателя мероприятий по контролю за соблюдением лицензионных требований и условий в установленном порядке в материалы дела не представлены.
Суды отметили, что копии предусмотренных п. 6 Положения о лицензировании документов предпринимателем представлены с заявлением о выдаче лицензионных карточек, что подтверждается описью документов от 09.08.2011. Заявление с приложенными документами принято управлением без замечаний. Предусмотренное п. 8 Положения о лицензировании уведомление о необходимости устранения нарушений в оформлении заявления и (или) представления отсутствующих документов заявителю не направлялось и не вручалось.
Доказательства недостоверности содержащихся в представленных копиях документов сведений в материалы дела не представлены.
С учётом изложенного суды пришли к правильному выводу о том, что у управления отсутствовали основания для невыдачи предпринимателю лицензионных карточек.
При таких обстоятельствах требования предпринимателя удовлетворены судами правомерно.
Доводы управления, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, основания для ее непринятия у суда кассационной инстанции отсутствуют.
Нормы материального права применены судами правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения, постановления арбитражного суда, не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 20.10.2011 по делу N А07-15064/2011 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.12.2011 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Управления государственного автодорожного надзора по Республике Башкортостан Федеральной службы по надзору в сфере транспорта - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.Н.Суханова |
Судьи |
С.Н.Василенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды учли, что приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 03.06.2009 N 89 "О внесении изменений в приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 18.12.2006 N 153" (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 06.07.2009 N 14225) в п. 14.6 Административного регламента внесены изменения, в соответствии с которыми исключен абз. 7, предусматривающий право управления проводить проверку возможности выполнения лицензиатом лицензионных требований и условий в случае увеличения количества подвижного состава, а из абз. 8, предусматривающего возможность выдачи лицензионных карточек лишь при положительных результатах проверки, исключены слова "при положительных результатах проверки". Указанные изменения в Административный регламент вступили в силу с 31.07.2009, то есть действовали на момент возникновения спорных правоотношений.
Таким образом, суды пришли к правильному выводу о том, что начиная с 31.07.2009 при обращении лицензиата с заявлением в связи с увеличением количества подвижного состава о выдаче таких карточек, а также приложения им к заявлению всех документов, предусмотренных п. 12 и подп. "а" и "б" п. 6 Положения о лицензировании, управление обязано в десятидневный срок с даты подачи заявления выдать лицензионные карточки. При этом возможность проведения управлением в указанной ситуации осмотра транспортных средств нормативно не установлена.
Суды правильно отметили, что предусмотренное Федеральным законом от 08.08.2001 N 128-ФЗ и Положением о лицензировании право управления на осуществление контроля за соблюдением лицензионных условий не связано с необходимостью проверки представленных лицензиатом заявления о выдаче лицензионных карточек и приложенных к нему документов и должно проводиться в соответствии с нормативно установленным порядком осуществления контроля (включая основания, порядок проведения и оформление результатов контрольного мероприятия).
...
Суды отметили, что копии предусмотренных п. 6 Положения о лицензировании документов предпринимателем представлены с заявлением о выдаче лицензионных карточек, что подтверждается описью документов от 09.08.2011. Заявление с приложенными документами принято управлением без замечаний. Предусмотренное п. 8 Положения о лицензировании уведомление о необходимости устранения нарушений в оформлении заявления и (или) представления отсутствующих документов заявителю не направлялось и не вручалось."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 13 марта 2012 г. N Ф09-517/12 по делу N А07-15064/2011
Хронология рассмотрения дела:
06.02.2013 Определение Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-517/12
24.12.2012 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-12765/12
23.05.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-4113/12
13.03.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-517/12
19.12.2011 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-12419/11
20.10.2011 Решение Арбитражного суда Республики Башкортостан N А07-15064/11