Екатеринбург |
N Ф09-514/12 |
16 марта 2012 г. |
Дело N А07-14027/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 марта 2012 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 марта 2012 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Кангина А.В.,
судей Василенко С.Н., Сухановой Н.Н.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления государственного автодорожного надзора по Республике Башкортостан Федеральной службы в сфере транспорта (далее - управление автодорожного надзора) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 20.10.2011 по делу N А07-14027/2011 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.12.2011 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказными письмами с уведомлением, а также размещения данной информации в электронной сети "Интернет" на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
управления автодорожного надзора - Косолапов А.О. (доверенность от 17.01.2012 N Д-02/2012), Давлетов С.Ф. (доверенность от 15.09.2011 N Д-12/11).
индивидуального предпринимателя Исаева Егора Анатольевича (ИНН 027719226108, ОГРН 304027620800142; далее - предприниматель) - Урманцев С.Р. (доверенность от 10.02.2010), Варицкий В.Н. (доверенность от 10.02.2010).
Предприниматель обратился в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к управлению автодорожного надзора о признании незаконными действий по неисполнению установленного п. 12 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованы для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2006 N 637 (далее - Положение о лицензировании), порядка выдачи выписок из документа, подтверждающего наличие лицензии, а также об обязании выдать на основании заявления предпринимателя от 19.07.2011 дополнительные выписки из документа, подтверждающего наличие лицензии (лицензионных карточек).
Из материалов дела следует, что предприниматель имеет лицензию на право перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек от 28.12.2006 N АСС-02-01113063.
Предприниматель 19.07.2011 обратился в управление автодорожного надзора с заявлением о выдаче дополнительных выписок из документа, подтверждающего наличие лицензии (лицензионных карточек) в количестве 5 штук на автотранспортные средства. С заявлением представлены копии документов, подтверждающих право владения транспортными средствами, их государственная регистрация и прохождение государственного технического осмотра.
Управление автодорожного надзора 28.07.2011 уведомило предпринимателя о возможности выдачи лицензионных карточек лишь после предоставления транспортных средств для осмотра, сославшись на методические рекомендации к Распоряжению Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 12.07.2011 N АК-166-Р(фс).
Не согласившись действиями управление автодорожного надзора, предприниматель обратился с заявлением в арбитражный суд.
Решением суда от 20.10.2011 (судья Искандаров У.С.) заявленные требования предпринимателя удовлетворены. Суд признал действия управления автодорожного надзора по неисполнению установленного п. 12 Положения о лицензировании порядка выдачи выписок из документа, подтверждающего наличие лицензии, незаконными и обязал выдать предпринимателю на основании заявления от 19.07.2011 дополнительные выписки из документа, подтверждающие наличие лицензии (лицензионных карточек).
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.12.2011 (судьи Арямов А.А., Тимохин О.Б., Бояршинова Е.В.) решение суда оставлено без изменения.
Суды обеих инстанций пришли к выводу об отсутствии у управления автодорожного надзора правовых оснований для отказа предпринимателю в выдаче лицензионных карточек.
В кассационной жалобе управление автодорожного надзора, ссылаясь на неполное выяснение судами обстоятельств дела, просит обжалуемые судебные акты отменить, в удовлетворении требований предпринимателя отказать. В обоснование доводов кассационной жалобы управление автодорожного надзора указывает на то, что одним из лицензионных требований и условий при осуществлении перевозок пассажиров является наличие на праве собственности транспортных средств. Осмотр транспортных средств на соответствие внешнему и внутреннему оборудованию техническим требованиям в отношении перевозок пассажиров возможно исключительно путём проведения его осмотра должностным лицом; несоблюдение установленного порядка осмотра транспортных средств на предмет соответствия назначению, конструкции, внешнему и внутреннему оборудованию техническим требованиям в отношении перевозок пассажиров приводит к нарушению баланса публичных и частных интересов. Заявитель кассационной жалобы указывает на необходимость осмотра транспортного средства предпринимателя при выдаче выписки из документа, подтверждающего наличие лицензии.
Суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Пунктом 1 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон от 08.08.2001 N 128-ФЗ) предусмотрено, что деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек, подлежит лицензированию.
В соответствии с ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ, лицензирующий орган принимает решение о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии в срок, не превышающий сорока пяти дней со дня поступления заявления о предоставлении лицензии и прилагаемых к нему документов. Указанное решение оформляется соответствующим актом лицензирующего органа. Более короткие сроки принятия решения о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии могут устанавливаться положениями о лицензировании конкретных видов деятельности. Лицензирующий орган обязан в указанный срок уведомить соискателя лицензии о принятии решения о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии. Уведомление о предоставлении лицензии направляется (вручается) соискателю лицензии в письменной форме. Уведомление об отказе в предоставлении лицензии направляется (вручается) соискателю лицензии в письменной форме с указанием причин отказа, в том числе реквизитов акта проверки возможности выполнения соискателем лицензии лицензионных требований и условий, если причиной отказа является невозможность выполнения соискателем лицензии указанных требований и условий.
Согласно ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ, в переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии, может быть отказано в случае представления лицензиатом или его правопреемником неполных или недостоверных сведений. Уведомление об отказе в переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии, направляется (вручается) лицензиату или его правопреемнику в письменной форме с указанием причин отказа.
В соответствии с п. 12 Положения о лицензировании, при изменении состава транспортных средств, используемых для перевозок пассажиров, лицензиат в 15-дневный срок обязан направить или представить в лицензирующий орган заявление о выдаче дополнительных выписок из документа, подтверждающего наличие лицензии (лицензионных карточек), а также документы, предусмотренные подп. "а", "б" п. 6 названного Положения. В этом случае выписки из документа, подтверждающего наличие лицензии (лицензионные карточки), выдаются в течение 10 дней с даты подачи заявления.
В соответствии с п. 6 Положения о лицензировании, для получения лицензии соискатель лицензии направляет или представляет в лицензирующий орган с заявлением о предоставлении лицензии, следующие документы: а) копии документов, подтверждающих наличие на праве собственности или на ином законном основании предполагаемых к использованию для перевозок пассажиров транспортных средств и их государственную регистрацию; б) копии талонов о прохождении государственного технического осмотра предполагаемых к использованию для перевозок пассажиров транспортных средств, подтверждающих их допуск к эксплуатации.
Пунктом 8 Положения о лицензировании предусмотрено право лицензирующего органа в день получения заявления и документов, указанных в п. 6 названного Положения, проверять правильность оформления заявления и наличие всех необходимых документов. В случае если заявление оформлено с нарушением требований, установленных Федеральным законом от 08.08.2001 N 128-ФЗ, а в составе представленных документов отсутствуют документы, предусмотренные п. 6 Положения о лицензировании, заявителю направляется (вручается) копия описи представленных документов с уведомлением о необходимости устранения нарушений в оформлении заявления и (или) представления отсутствующих документов.
Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 18.12.2006 N 153 утвержден Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по исполнению государственной функции по лицензированию деятельности по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, в соответствии с п. 14.6 которого (в редакции, действовавшей до 31.07.2009), в связи с увеличением количества подвижного состава лицензиат в 15-дневный срок обязан направить или представить в управление заявление о выдаче дополнительных выписок из документа, подтверждающего наличие лицензии (лицензионных карточек). К заявлению прилагаются копии документов, подтверждающих наличие на праве собственности или ином законном основании предполагаемых к использованию для перевозки пассажиров транспортных средств и их государственную регистрацию, копии документов о прохождении государственного технического осмотра транспортных средств, подтверждающих их допуск к эксплуатации. Управлением проводится проверка возможности выполнения лицензиатом лицензионных требований и условий. Выписка (лицензионная карточка) выдается при положительных результатах проверки в течение 10 дней с даты получения заявления.
Исследуя обстоятельства дела, судами учтено, что приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 03.06.2009 N 89 "О внесении изменений в приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 18.12.2006 N 153" (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 06.07.2009 N 14225) в п. 14.6 Административного регламента внесены изменения, в соответствии с которыми исключен абз. 7, предусматривающий право управления проводить проверку возможности выполнения лицензиатом лицензионных требований и условий в случае увеличения количества подвижного состава, а из абз. 8, предусматривающего возможность выдачи лицензионных карточек лишь при положительных результатах проверки, исключены слова "при положительных результатах проверки". Указанные изменения в Административный регламент вступили в силу с 31.07.2009, то есть действовали на момент возникновения спорных правоотношений.
Таким образом, суды пришли к правильному выводу о том, что начиная с 31.07.2009 при обращении лицензиата с заявлением в связи с увеличением количества подвижного состава управлением с заявлением о выдаче таких карточек в связи с увеличением количества подвижного состава, а также приложения им к заявлению всех документов, предусмотренных п. 12 и подп. "а" и "б" п. 6 Положения о лицензировании, управление обязано в десятидневный срок с даты подачи заявления выдать лицензионные карточки. При этом возможность проведения управлением в указанной ситуации осмотра транспортных средств нормативно не установлена.
Судами принято во внимание, что предусмотренное Федеральным законом от 08.08.2001 N 128-ФЗ и Положением о лицензировании право управления на осуществление контроля за соблюдением лицензионных условий не связано с необходимостью проверки представленных лицензиатом заявления о выдаче лицензионных карточек и приложенных к нему документов и должно проводиться в соответствии с нормативно установленным порядком осуществления контроля (включая основания, порядок проведения и оформление результатов контрольного мероприятия).
Результаты проводимых в соответствии с требованиями закона контрольных мероприятий могут служить основанием для выдачи владельцу лицензии предписания с установлением сроков устранения нарушений условий, предусмотренных в лицензии, а также привлечения виновных лиц к административной ответственности, приостановления действия или аннулирования лицензии. Вместе с тем такие результаты не могут быть положены в основание отказа в выдаче лицензиату лицензионных карточек (ввиду отсутствия прямого указания в законе).
Статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Обязанность доказывания того, что оспариваемые действия (бездействие) нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности возложена на лицо, обращающееся за судебной защитой и выдвигающее требования о защите нарушенного или оспариваемого права.
Обязанность доказывания законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Судами установлено, что доказательств, свидетельствующих о проведении управлением автодорожного надзора в отношении предпринимателя мероприятий по контролю за соблюдением лицензионных требований и условий в установленном порядке, материалы дела не содержат.
Судами учтено, что копии предусмотренных п. 6 Положения о лицензировании документов предпринимателем представлены с заявлением о выдаче лицензионных карточек, что подтверждается описью документов от 19.07.2011. Заявление с приложенными документами принято управлением автодорожного надзора без замечаний. Предусмотренное п. 8 Положения о лицензировании уведомление о необходимости устранения нарушений в оформлении заявления и (или) представления отсутствующих документов заявителю не направлялось и не вручалось.
Доказательств недостоверности сведений, содержащихся в представленных копиях документов, в материалах дела не имеется.
При таких обстоятельствах выводы судов об отсутствии у управления автодорожного надзора оснований для невыдачи предпринимателю лицензионных карточек и обоснованности требований предпринимателя о признании действий управления незаконными, обязании управления устранить допущенные нарушения прав предпринимателя путем выдачи лицензионных карточек, соответствуют обстоятельствам дела и нормам права.
Суд кассационной инстанции полагает, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судами установлены правильно, все доказательства исследованы и оценены в соответствии с требованиями гл. 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Оснований для переоценки доказательств и сделанных на их основании выводов у суда кассационной инстанции не имеется (ст. 286 и ч. 2 ст. 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 20.10.2011 по делу N А07-14027/2011 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.12.2011 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Управления государственного автодорожного надзора по Республике Башкортостан Федеральной службы по надзору в сфере транспорта - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.В. Кангин |
Судьи |
С.Н. Василенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исследуя обстоятельства дела, судами учтено, что приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 03.06.2009 N 89 "О внесении изменений в приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 18.12.2006 N 153" (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 06.07.2009 N 14225) в п. 14.6 Административного регламента внесены изменения, в соответствии с которыми исключен абз. 7, предусматривающий право управления проводить проверку возможности выполнения лицензиатом лицензионных требований и условий в случае увеличения количества подвижного состава, а из абз. 8, предусматривающего возможность выдачи лицензионных карточек лишь при положительных результатах проверки, исключены слова "при положительных результатах проверки". Указанные изменения в Административный регламент вступили в силу с 31.07.2009, то есть действовали на момент возникновения спорных правоотношений.
Таким образом, суды пришли к правильному выводу о том, что начиная с 31.07.2009 при обращении лицензиата с заявлением в связи с увеличением количества подвижного состава управлением с заявлением о выдаче таких карточек в связи с увеличением количества подвижного состава, а также приложения им к заявлению всех документов, предусмотренных п. 12 и подп. "а" и "б" п. 6 Положения о лицензировании, управление обязано в десятидневный срок с даты подачи заявления выдать лицензионные карточки. При этом возможность проведения управлением в указанной ситуации осмотра транспортных средств нормативно не установлена.
Судами принято во внимание, что предусмотренное Федеральным законом от 08.08.2001 N 128-ФЗ и Положением о лицензировании право управления на осуществление контроля за соблюдением лицензионных условий не связано с необходимостью проверки представленных лицензиатом заявления о выдаче лицензионных карточек и приложенных к нему документов и должно проводиться в соответствии с нормативно установленным порядком осуществления контроля (включая основания, порядок проведения и оформление результатов контрольного мероприятия).
...
Судами учтено, что копии предусмотренных п. 6 Положения о лицензировании документов предпринимателем представлены с заявлением о выдаче лицензионных карточек, что подтверждается описью документов от 19.07.2011. Заявление с приложенными документами принято управлением автодорожного надзора без замечаний. Предусмотренное п. 8 Положения о лицензировании уведомление о необходимости устранения нарушений в оформлении заявления и (или) представления отсутствующих документов заявителю не направлялось и не вручалось."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 16 марта 2012 г. N Ф09-514/12 по делу N А07-14027/2011
Хронология рассмотрения дела:
21.03.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-514/12
24.12.2012 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-12760/12
03.07.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-5207/12
16.03.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-514/12
19.12.2011 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-12416/11
20.10.2011 Решение Арбитражного суда Республики Башкортостан N А07-14027/11