Екатеринбург |
|
17 апреля 2012 г. |
Дело N А71-8873/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 апреля 2012 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 апреля 2012 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Купреенкова В.А.,
судей Смирнова А.Ю., Кузнецова А.Г.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Удмуртской Республике (далее - Территориальное управление Росимущества) на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 04.10.2011 по делу N А71-8873/2011 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.12.2011 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель индивидуального предпринимателя Кинояна Гамлета Славиковича (ОГРН: 310180909000051, ИНН: 182502018714; далее - предприниматель) - Шишкин А.А. (доверенность от 28.07.2011 N 18АА0166494).
От Территориального управления Росимущества поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя. Ходатайство судом рассмотрено и удовлетворено на основании ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Предприниматель обратился в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании незаконным бездействия Территориального управления Росимущества, выразившегося в уклонении от принятия решения о предоставлении в собственность земельного участка площадью 13,3 га, расположенного по адресу: Удмуртская Республика, Балезинский район, на северо-восток от черты п. Балезино, кадастровый номер 18:02:173001:2, за плату по заявлению предпринимателя от 11.01.2011, об обязании Территориального управления Росимущества в 10-дневный срок со дня вступления решения суда в законную силу подготовить проект договора купли-продажи земельного участка площадью 13,3 га, кадастровый номер 18:02:173001:2, расположенного по адресу: Удмуртская Республика, Балезинский район, на северо-восток от черты п. Балезино, и направить указанный проект в адрес предпринимателя.
Решением суда от 04.10.2011 (судья Буторина Г.П.) заявленные требования удовлетворены в полном объеме. Признано незаконным бездействие Территориального управления Росимущества, выразившееся в уклонении от принятия решения о предоставлении предпринимателю в собственность земельного участка площадью 13,3 га, расположенного по адресу: Удмуртская Республика, Балезинский район, на северо-восток от черты п. Балезино, кадастровый номер 18:02:173001:2, как не соответствующее действующему законодательству. На Территориальное управление Росимущества возложена обязанность в 10-дневный срок со дня вступления решения в законную силу подготовить проект договора купли-продажи указанного земельного участка и направить его предпринимателю.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.12.2011 (судьи Гребенкина Н.А., Виноградова Л.Ф., Усцов Л.А.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Территориальное управление Росимущества просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на нарушение судами положений ст. 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. Заявитель жалобы указывает, что спорный земельный участок является федеральной собственностью, непосредственно Территориальное управление Росимущества не наделено полномочиями по приватизации федерального имущества, а лишь по поручению Федерального агентства по управлению государственным имуществом осуществляет полномочия собственника по приватизации федерального имущества, продаже земельных участков, находящихся в федеральной собственности. Таким образом, по мнению заявителя жалобы, права и законные интересы предпринимателя не нарушены, поскольку Территориальное управление Росимущества не было обязано принимать решение о предоставлении предпринимателю земельного участка и заключать договор купли-продажи.
В представленном отзыве предприниматель возражает против доводов, изложенных в кассационной жалобе, просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, жалобу Территориального управления Росимущества - без удовлетворения.
Как установлено судами и следует из материалов дела, предпринимателю на праве собственности принадлежит ряд объектов недвижимости, находящихся по адресу: Удмуртская Республика, Балезинский район, северо-восточнее от черты поселка Балезино, а именно: аккумуляторная (кадастровый номер 18-18-02/003/2008-065), караульное помещение (кадастровый номер 18-18-02/003/2008-070), контрольно-технический пункт (кадастровый номер 18-18-02/003/2008-061), вещевой склад (кадастровый номер 18-18-02/003/2008-068), овощехранилище (кадастровый номер 18-18-02/003/2008-069), пункт технического обслуживания (кадастровый номер 18-18-02/003/2008-064), сборная - разборная мастерская (кадастровый номер 18-18-02/003/2008-063), склад материально-технического обеспечения (кадастровый номер 18-18-02/003/2008-066), столовая (кадастровый номер 18-18-02/003/2008-067), штаб управления (кадастровый номер 18-18-02/003/2008-062), пункт осмотра автомобилей (кадастровый номер 18-18-02/005/2007-277), контрольно-пропускной пункт (кадастровый номер 18-18-02/003/2008-071), что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 18.01.2010, 21.12.2010.
Указанные объекты недвижимости расположены на земельном участке с кадастровым номером 18:02:173001:2, сформированном и поставленном на государственный кадастровый учет в установленном законом порядке. Данный участок находится в собственности Российской Федерации.
Предприниматель 11.01.2011 представил в Территориальное управление Росимущества заявку на приватизацию земельного участка с кадастровым номером 18:02:173001:2, находящегося в федеральной собственности, с приложением пакета документов.
В ответ на данное заявление Территориальное управление Росимущества письмом от 03.06.2011 N 06-25/7 сообщило предпринимателю о том, что документы, приложенные к заявке на приватизацию земельного участка, не соответствуют перечню документов, утвержденному приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.10.2007 N 370 "Об утверждении перечня документов, прилагаемых к заявке о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения". В соответствии с п. 6 Перечня к заявлению прилагается кадастровый паспорт земельного участка, в котором содержится описание всех частей земельного участка, занятых объектами недвижимости, расположенными на нем. В представленном предпринимателем кадастровом паспорте вышеуказанные сведения отсутствуют. Предпринимателю предложено представить кадастровый паспорт, в котором содержится описание всех частей земельного участка, занятых объектами недвижимости.
Предприниматель, ссылаясь на то, что им представлены все необходимые документы, подтверждающие исключительное право на приватизацию спорного земельного участка, в том числе документы, позволяющие идентифицировать принадлежащие ему объекты недвижимости и подтверждающие отсутствие на испрашиваемом земельном участке объектов недвижимости, принадлежащих третьим лицам, полагая, что Территориальное управление Росимущества бездействует и уклоняется от принятия решения о предоставлении в собственность предпринимателя земельного участка, тем самым нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из следующего.
Для признания незаконными решения и действия (бездействия) государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица в силу ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации требуется наличие в совокупности двух условий: несоответствия обжалуемого решения и действия (бездействия) закону и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом под бездействием понимается противоправное пассивное поведение, выражающееся в несовершении действия, которое лицо могло и должно было совершить в силу возложенных на него правовых обязанностей действовать. Следствием признания незаконным бездействия может быть возложение на орган или должностное лицо обязанности совершить определенные действия.
В соответствии с п. 1 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с данным Кодексом.
Согласно п. 5 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации, с заявлением о приобретении прав на земельный участок. Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя представления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения утвержден приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.10.2007 N 370 (далее - Перечень). В соответствии с данным Перечнем к заявлению о приобретении прав на земельный участок прилагаются, в частности, копия документа, удостоверяющего права (полномочия) представителя физического или юридического лица, если с заявлением обращается представитель заявителя (заявителей); выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на здание, строение, сооружение, находящиеся на приобретаемом земельном участке, или копии иных документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на такое здание, строение, сооружение (при наличии зданий, строений, сооружений на приобретаемом земельном участке); выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на приобретаемый земельный участок или копии иных документов, удостоверяющих права на приобретаемый земельный участок; кадастровый паспорт земельного участка.
В силу п. 6 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации в месячный срок со дня поступления заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в п. 1 ст. 20 Земельного кодекса Российской Федерации, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Судами установлено, что предприниматель предоставил в Территориальное управление Росимущества все необходимые документы, предусмотренные Перечнем. Доказательств того, что в установленный законом срок для рассмотрения заявления о предоставлении в собственность земельного участка заинтересованным лицом было принято решение по существу вопроса, материалы дела не содержат.
При таких обстоятельствах суды пришли к обоснованному выводу о том, что нерассмотрение заинтересованным лицом заявления предпринимателя по существу в установленный срок и непринятие по нему решения в отсутствие на то законных оснований свидетельствует о незаконном бездействии Территориального управления Росимущества, не соответствующем положениям Земельного кодекса Российской Федерации и нарушающим права предпринимателя.
С учетом п. 3 ч. 5 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды обоснованно указали, что надлежащим способом устранения допущенного нарушения права предпринимателя в рассматриваемом случае будет являться возложение на Территориальное управление Росимущества обязанности в 10-дневный срок со дня вступления решения в законную силу подготовить проект договора купли-продажи указанного земельного участка и направить его предпринимателю.
Довод Территориального управления Росимущества о том, что оно непосредственно не наделено полномочиями по приватизации федерального имущества, а лишь по поручению Федерального агентства по управлению государственным имуществом осуществляет полномочия собственника по приватизации федерального имущества, продаже земельных участков, находящихся в федеральной собственности, был предметом рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанций и ему дана надлежащая правовая оценка. Оснований для переоценки собранных по делу доказательств и сделанных на их основании судами выводов у суда кассационной инстанции в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты следует оставить в силе, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 04.10.2011 по делу N А71-8873/2011 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.12.2011 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Удмуртской Республике - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.А. Купреенков |
Судьи |
А.Ю. Смирнов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу п. 6 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации в месячный срок со дня поступления заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в п. 1 ст. 20 Земельного кодекса Российской Федерации, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Судами установлено, что предприниматель предоставил в Территориальное управление Росимущества все необходимые документы, предусмотренные Перечнем. Доказательств того, что в установленный законом срок для рассмотрения заявления о предоставлении в собственность земельного участка заинтересованным лицом было принято решение по существу вопроса, материалы дела не содержат.
При таких обстоятельствах суды пришли к обоснованному выводу о том, что нерассмотрение заинтересованным лицом заявления предпринимателя по существу в установленный срок и непринятие по нему решения в отсутствие на то законных оснований свидетельствует о незаконном бездействии Территориального управления Росимущества, не соответствующем положениям Земельного кодекса Российской Федерации и нарушающим права предпринимателя.
С учетом п. 3 ч. 5 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды обоснованно указали, что надлежащим способом устранения допущенного нарушения права предпринимателя в рассматриваемом случае будет являться возложение на Территориальное управление Росимущества обязанности в 10-дневный срок со дня вступления решения в законную силу подготовить проект договора купли-продажи указанного земельного участка и направить его предпринимателю."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 17 апреля 2012 г. N Ф09-2002/12 по делу N А71-8873/2011