Екатеринбург |
|
17 апреля 2012 г. |
Дело N А60-31314/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 апреля 2012 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 апреля 2012 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Ященок Т.П.,
судей Кангина А.В., Василенко С.Н.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Луняева Алексея Сергеевича (ИНН 667116100107, ОГРН 30866713540044; далее - предприниматель) на постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.12.2011 по делу N А60-31314/2011 Арбитражного суда Свердловской области.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие: предприниматель Луняев А.С., представитель предпринимателя - Зыков Е.Е. (доверенность от 27.09.2010 N 66АА 0197202).
В заседании суда кассационной инстанции 09.04.2012 объявлен перерыв до 11.04.2012 до 10 час. 30 мин. По окончании перерыва и возобновлении судебного заседания в нем принял участие предприниматель Луняев А.С.
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г. Екатеринбурга (ИНН 6661102940, ОГРН 1026605228154; далее - учреждение, страховщик) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о взыскании с предпринимателя 1039 руб. 20 коп. финансовых санкций за несвоевременное представление сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за 2010 г., начисленных на основании абз.3 ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ).
Решением суда от 19.10.2011 (судья Яговкина Е.Н.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.12.2011 (судьи Борзенкова И.В., Гулякова Г.Н., Савельева Н.М.) решение суда первой инстанции отменено в части. Суд апелляционной инстанции, применив п. 4 ч. 1 ст. 44 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ), постановил взыскать с предпринимателя в пользу учреждения штраф в сумме 100 руб. за нарушение срока представления сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета за 2010 г.
В кассационной жалобе предприниматель просит постановление суда апелляционной инстанции отменить, в оставить в силе решение суда первой инстанции, ссылаясь на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права. Предприниматель считает, что учреждением нарушены требования постановления Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 07.07.2010 N 166п, так как предприниматель работает без найма работников и на основании п. 68, 71 указанного постановления освобожден от обязанности предоставлять в Пенсионный фонд Российской Федерации данные по форме С3В-6-1 и по описи сведений АДВ-6-2.
Кроме того, заявитель кассационной жалобы указывает на существенные нарушения учреждением порядка рассмотрения материалов проверки.
Изучив доводы заявителя кассационной жалобы, суд кассационной инстанции полагает, что постановление апелляционного суда подлежит отмене по следующим основаниям.
При исследовании обстоятельств настоящего дела судами первой и апелляционной инстанций установлено, что предпринимателем нарушен срок представления сведений за 2010 год на 41 день, что подтверждается описью сведений, передаваемых страхователем в Пенсионный фонд Российской Федерации (форма АДВ-6-2) и сведениями о начисленных и уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование и страховом стаже застрахованного лица (форма СЗВ-6-1), о факте правонарушения учреждением составлен акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе пенсионного страхования от 11.04.2011 N 308, принято решение от 26.05.2011 N 308 о привлечении лица к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, а также заинтересованному лицу направлено требование от 23.06.2011 N 308 об уплате финансовых санкций в Пенсионный фонд Российской Федерации за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
В соответствии с п. 1 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.
Согласно п. 5 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ (в редакции Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ) физическое лицо, самостоятельно уплачивающее страховые взносы в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, один раз в год, но не позднее 1 марта года, следующего за истекшим календарным годом, представляет следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета, фамилию, имя и отчество, сумму уплаченных страховых взносов обязательного пенсионного страхования, другие сведения, необходимые для правильного назначения трудовой пенсии.
Согласно ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся соответственно за отчетный период и за истекший календарный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ индивидуальный (персонифицированный) учет - организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации;
В соответствии с абз. 5 ст. 1 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ индивидуальные предприниматели, уплачивающие страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, в порядке, установленном Федеральным законом Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ являются застрахованными лицами - физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы.
Пунктом 1 ст. 10 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ предусмотрено, что физическое лицо, самостоятельно уплачивающее страховые взносы, представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения, предусмотренные подп. 1 - 8 п. 2 ст. 6 названного Федерального закона, в следующих случаях: при начальной регистрации его для индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования; при первичной регистрации застрахованного лица в качестве страхователя; при снятии с учета в качестве страхователя; при утрате им страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования в соответствии с п. 5 ст. 7 названного Федерального закона; при изменении сведений, предусмотренных подп. 2 - 5 п. 2 ст. 6 названного Федерального закона, содержащихся в его индивидуальном лицевом счете.
Суд первой инстанции, рассматривая заявление предпринимателя, пришёл к выводу, что поскольку отсутствуют доказательства осуществления предпринимателем приема на работу работников по трудовому договору, а также заключения договоров гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в силу законодательства Российской Федерации начисляются страховые взносы, предприниматель к страхователям в смысле, придаваемом данному термину Федеральным законом от 01.04.1996 N 27-ФЗ, не относится, а у физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы, отсутствует обязанность ежегодно до 1 марта представлять сведения индивидуального (персонифицированного) учета в орган Пенсионного фонда Российской Федерации, в связи с этим в удовлетворении требований учреждения отказал.
Суд апелляционной инстанции признал выводы суда первой инстанции неправильными и пришёл к выводу о том, что предприниматель обязан был представить в Пенсионный фонд Российской Федерации сведения, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, за 2010 г. в срок не позднее 01.03.2011.
Рассмотрев доводы предпринимателя, изложенные в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции исходит из следующего.
Пунктом 3 ст. 1 Федерального закона от 03.12.2011 N 379-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам установления тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды", вступившим в силу 01.01.2012, признаны утратившими силу п. 5 и 6 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ, устанавливающие обязанность физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, представлять в Пенсионный фонд Российской Федерации перечисленные в названных нормах сведения (документы).
Таким образом, обязанность по представлению, физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, сведений индивидуального учета в отношении себя с 01.01.2012 устранена. Соответственно, при отсутствии обязанности по представлению соответствующих сведений нет оснований и для привлечения к ответственности.
В силу ст. 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" законодательство Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, состоит в том числе, из Конституции Российской Федерации.
В соответствии с общим принципом, предусмотренным ст. 54 Конституции Российской Федерации, никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.
Таким образом, закон, смягчающий или отменяющий ответственность либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого решение о наложении штрафа не исполнено.
Статья 54 Конституции Российской Федерации имеет прямое действие. Ее нормы подлежат применению и в тех случаях, когда в том или ином законе или нормативном правовом акте они не нашли соответствующего отражения.
Согласно п. 4.3 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 20.04.2006 N 4-П императивное по своему характеру правило ч. 2 ст. 54 Конституции Российской Федерации, предписывающее применять новый закон в случаях, когда после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, не предполагает наличие у суда или иного органа, применяющего закон, дискреционных полномочий, которые позволяли бы ему в таких случаях игнорировать действие этого закона.
Следовательно, государство, обязанное в силу ст. 2 Конституции Российской Федерации признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина, должно обеспечивать на практике действие механизма приведения в соответствие с ним ранее принятых судебных решений независимо от наличия просьбы со стороны заинтересованных лиц.
При таких обстоятельствах, учитывая, что на момент рассмотрения кассационной жалобы предпринимателя в суде кассационной инстанции предприниматель не может быть подвергнут санкции за неисполнение обязательства, которое отменено федеральным законодателем, суд кассационной инстанции приходит к выводу о необходимости отмены постановления суда апелляционной инстанции.
Что касается решения суда первой инстанции, то в связи с вышеизложенным его следует оставить в силе, изменению подлежит лишь мотивировочная часть.
Таким образом, постановление суда апелляционной инстанции следует отменить, решение суда первой инстанции - оставить в силе.
Руководствуясь ст. 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ
постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.12.2011 по делу N А60-31314/2011 Арбитражного суда Свердловской области отменить.
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 19.10.2011 по данному делу оставить в силе.
Возвратить из федерального бюджета индивидуальному предпринимателю Луняеву Алексею Сергеевичу 100 рублей, уплаченных в качестве госпошлины по чеку-ордеру от 13.02.2012.
Председательствующий |
Т.П. Ященок |
Судьи |
А.В. Кангин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с общим принципом, предусмотренным ст. 54 Конституции Российской Федерации, никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.
...
Статья 54 Конституции Российской Федерации имеет прямое действие. Ее нормы подлежат применению и в тех случаях, когда в том или ином законе или нормативном правовом акте они не нашли соответствующего отражения.
Согласно п. 4.3 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 20.04.2006 N 4-П императивное по своему характеру правило ч. 2 ст. 54 Конституции Российской Федерации, предписывающее применять новый закон в случаях, когда после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, не предполагает наличие у суда или иного органа, применяющего закон, дискреционных полномочий, которые позволяли бы ему в таких случаях игнорировать действие этого закона.
Следовательно, государство, обязанное в силу ст. 2 Конституции Российской Федерации признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина, должно обеспечивать на практике действие механизма приведения в соответствие с ним ранее принятых судебных решений независимо от наличия просьбы со стороны заинтересованных лиц.
...
постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.12.2011 по делу N А60-31314/2011 Арбитражного суда Свердловской области отменить."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 17 апреля 2012 г. N Ф09-1715/12 по делу N А60-31314/2011