г. Екатеринбург |
N Ф09-2366/12 |
18 апреля 2012 г. |
А07-10287/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 апреля 2012 года.
В полном объеме постановление изготовлено 18 апреля 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Смирнова А.Ю.,
судей Маликовой Э.М., Купреенкова В.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Савичевой А.А.,
рассмотрел в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Башкортостан (далее - Росимущество) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 27.10.2011 по делу N А07-10287/2011 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.12.2011 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
Росимущества - Имгирова А.А. (доверенность от 30.12.2011 N 335д);
Военного комиссариата Республики Башкортостан (далее - Комиссариат республики) - Сафонова О.В. (доверенность от 20.10.2011 N 44);
Министерства обороны Российской Федерации (далее - Минобороны) - Диденко А.А. (доверенность от 02.09.2011 N 207/385д), Перминов Т.Н. (доверенность от 06.02.2012N 212/1058);
Управления Судебного департамента в Республике Башкортостан (далее - судебный департамент) - Шипов Б.Р. (доверенность от 17.01.2012 N 23).
Минобороны обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Росимуществу о признании недействительным распоряжения от 31.12.2010 N 679 "О передаче на баланс и закреплении федерального имущества на праве оперативного управления за Управлением Судебного департамента в Республике Башкортостан", об обязании Росимущества передать административное здание по адресу: г. Уфа, ул. Кирова, д. 101/4 Минобороны по акту приема-передачи.
Определением суда от 27.07.2011 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены судебный департамент и Комиссариат республики.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 27.10.2011 (судья Ахметова Г.Ф.) заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.12.2011 (судьи Карпачева М.И., Богдановская Г.Н., Румянцев А.А.) решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Росимущество просит судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение ст. 131, 216, 299 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации права на недвижимое имущество и сделок с ним", ст. 65, 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также несоответствие выводов судов обстоятельствам дела и представленным доказательствам. Заявитель считает, что оспариваемое распоряжение Росимущества не затрагивает прав и законных интересов Минобороны, поскольку спорное здание не находится в хозяйственном ведении или оперативном управлении у учреждений Вооруженных Сил Российской Федерации. Кроме того, в заявлении Минобороны о признании недействительным данного распоряжения также не указано каким образом нарушаются его права и законные интересы. Росимущество указывает, что Минобороны не представило документов, подтверждающих государственную регистрацию права на названное здание, то есть доказательств возникновения права на это имущество.
Как установлено судами при рассмотрении спора, постановлением Правительства Республики Башкортостан от 29.12.2005 N 291 в федеральную собственность согласно приложению безвозмездно передано имущество, находящееся в пользовании военных комиссариатов Республики Башкортостан. К данному постановлению приложен перечень федеральных государственных учреждений, имущество которых безвозмездно передается в федеральную собственность.
Между Министерством имущественных отношений Республики Башкортостан и Территориальным управлением 28.03.2006 подписан акт приема-передачи государственного имущества Республики Башкортостан, находящегося в пользовании военных комиссариатов, в федеральную собственность. К данному акту приложен перечень федеральных государственных учреждений, имущество которых безвозмездно передается в федеральную собственность.
Как следует из указанного акта, в федеральную собственность переданы, в том числе, административные здания военных комиссариатов Советского и Октябрьского районов г. Уфы, расположенные по адресу: Уфа, ул. Кирова, 101/4, ул. Менделеева, 221.
Распоряжением Росимущества от 07.06.2006 N 90 за Военным комиссариатом Советского района г. Уфы на праве оперативного управления закреплено административное здание, литера А, находящееся по адресу г. Уфа, ул. Кирова, 101/4.
Право оперативного управления Военного комиссариата Советского района г. Уфы на указанное административное здание зарегистрировано 27.06.2006, запись о регистрации N 02-04-01/167/2006-090, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 04 АА N 820793.
В Единый государственный реестр юридических лиц 11.09.2006 внесены записи о прекращении деятельности юридических лиц - Военного комиссариата Советского района г. Уфы и Военного комиссариата Октябрьского района г. Уфы в связи с реорганизацией в форме слияния.
В этот же день произведена государственная регистрация юридического лица - Военного комиссариата Октябрьского и Советского районов г. Уфа Республики Башкортостан.
За Военным комиссариатом Октябрьского и Советского районов г. Уфы 23.04.2007 зарегистрировано право постоянного бессрочного пользования земельным участком площадью 1586 кв. м с кадастровым номером 02:55:01 06 07:0144, расположенным по адресу г. Уфа Советский район, ул. Кирова, 101/4.
Прекращение деятельности Военного комиссариата Октябрьского и Советского районов г. Уфа Республики Башкортостан в связи с реорганизацией в форме слияния зарегистрировано 07.09.2007.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц правопреемником данного Военного комиссариата является Военный комиссариат Орджоникидзевского, Калининского и Октябрьского районов г. Уфы, зарегистрированный в качестве юридического лица 07.09.2007.
Распоряжением Росимущества от 30.04.2009 N 198 с баланса Военного комиссариата Октябрьского и Советского районов г. Уфы снято относящееся к федеральной собственности имущество, указанное в приложениях N 1,2, а также прекращено право оперативного управления указанного лица на данное имущество. Согласно п. 2 распоряжения указанное в приложении имущество передано на баланс и закреплено в оперативное управление за Военным комиссариатом Орджоникидзевского, Калининского и Октябрьского районов г. Уфы.
В приложении N 2 к распоряжению территориального управления указано административное здание, расположенное по адресу: г. Уфе по ул. Кирова, 101/4.
По акту приема-передачи Военный комиссариат Октябрьского и Советского районов г. Уфы передал, а Военный комиссариат Орджоникидзевского, Калининского и Октябрьского районов г. Уфы принял федеральное имущество согласно приложениям N 1, 2 к распоряжению от 30.04.2009 N 198.
В Единый государственный реестр юридических лиц 17.08.2010 внесена запись о прекращении деятельности Военного комиссариата Орджоникидзевского, Калининского и Октябрьского районов г. Уфы в связи с реорганизацией в форме присоединения, наряду с иными Военными комиссариатами он вошел в состав Комиссариата республики.
Распоряжением Росимущества от 01.04.2010 N 183 административное здание, расположенное по адресу: г. Уфа, ул. Кирова, 101/4, принято в государственную казну Российской Федерации; отделу учета управления поручено внести данное имущество в реестр федерального имущества в качестве имущества государственной казны Российской Федерации; распоряжение Росимущества от 30.04.2009 N 198 признано утратившим силу.
Распоряжением Росимущества от 31.12.2010 N 679 указанное здание передано на баланс и закреплено на праве оперативного управления за судебным департаментом.
Полагая, что данное распоряжение принято Росимуществом с превышением полномочий, поскольку правомочия собственника в отношении названного здания осуществляет Минобороны, и нарушает права и законные интересы Минобороны, оно обратилось в арбитражный суд с заявлением по рассматриваемому делу.
Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из следующего.
Для признания ненормативного правового акта недействительным, незаконными решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие его закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8).
Согласно п. 1 ст. 299 Гражданского кодекса Российской Федерации право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.
На основании п. 1 ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных данным Кодексом и иными законами.
В соответствии с п. 2 ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.
Как следует из разъяснений, содержащихся в п. 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", иной момент возникновения права установлен, в частности, для приобретения права на недвижимое имущество в порядке реорганизации юридического лица. Так, если реорганизованному юридическому лицу (правопредшественнику) принадлежало недвижимое имущество на праве собственности, это право переходит к вновь возникшему юридическому лицу независимо от государственной регистрации права на недвижимость.
Вступившими в законную силу судебными актами по делу N А07-15282/2010 по заявлению Минобороны о признании недействительным распоряжения Росимущества от 01.04.2010 N 183 о принятии спорного административного здания в казну Российской Федерации установлено, что Комиссариат Республики является правопреемником реорганизованных Военного комиссариата Советского района г. Уфы и Военного комиссариата Октябрьского района г. Уфы и ему принадлежит право оперативного управления на спорное здание.
Данные обстоятельства не подлежат доказыванию вновь при рассмотрении настоящего дела в силу ч. 2 ст. 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Подпунктом 71 п. 7 Положения о Минобороны, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 1082, предусмотрено, что Минобороны осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами, а также правомочия в отношении земель, лесов, вод и других природных ресурсов, предоставленных в пользование Вооруженным Силам;
Принимая во внимание изложенное, суды пришли к обоснованному выводу о том, что оспариваемое распоряжение принято Росимуществом с превышением имеющихся у него полномочий и правомерно удовлетворили заявленные требования.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, по существу направлены на переоценку собранных по делу доказательств и сделанных на их основании судами выводов, что выходит за пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, установленные ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Кроме того, соответствующие доводы являлись предметом оценки в апелляционном суде и обоснованно отклонены.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основаниями для отмены судебных актов (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учётом изложенного решение Арбитражного суда Республики Башкортостан и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда являются законными и отмене не подлежат. Оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 27.10.2011 по делу N А07-10287/2011 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.12.2011 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Башкортостан - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.Ю. Смирнов |
Судьи |
Э.М. Маликова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как следует из разъяснений, содержащихся в п. 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", иной момент возникновения права установлен, в частности, для приобретения права на недвижимое имущество в порядке реорганизации юридического лица. Так, если реорганизованному юридическому лицу (правопредшественнику) принадлежало недвижимое имущество на праве собственности, это право переходит к вновь возникшему юридическому лицу независимо от государственной регистрации права на недвижимость.
...
Подпунктом 71 п. 7 Положения о Минобороны, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 1082, предусмотрено, что Минобороны осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами, а также правомочия в отношении земель, лесов, вод и других природных ресурсов, предоставленных в пользование Вооруженным Силам;
...
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основаниями для отмены судебных актов (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учётом изложенного решение Арбитражного суда Республики Башкортостан и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда являются законными и отмене не подлежат. Оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 18 апреля 2012 г. N Ф09-2366/12 по делу N А07-10287/2011