Екатеринбург |
|
05 июня 2012 г. |
Дело N А76-14267/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 мая 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 05 июня 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Дядченко Л.В.,
судей Соловцова С.Н., Лиходумовой С.Н.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства сельского хозяйства Челябинской области (далее - Министерство) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 07.12.2011 по делу N А76-14267/2011 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.02.2012 по тому же делу.
В судебном заседании принял участие представитель Министерства - Белов М.И. (доверенность от 15.03.2012 N 41).
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Министерство обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Стрелец" (ИНН: 7425746380, ОГРН: 1067425004196); (далее - общество "Стрелец") о взыскании в пользу Челябинской области в лице Министерства представленных субсидий в размере 317 061 руб.
Определением суда от 02.11.2011 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено открытое акционерное общество Банк "Монетный дом" (далее - Банк "Монетный дом").
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 07.12.2011 (судья Шведко Н.В.) в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.02.2012 (судьи Забутырина Л.В., Ершова С.Д., Столяренко Г.М.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Министерство просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства". По мнению заявителя, перечисленные судом документы (устав, выписки из Единого государственного реестра юридических лиц и из реестра сельхозтоваропроизводителей) не свидетельствуют о наличии у ответчика статуса сельскохозяйственного товаропроизводителя, поскольку в силу ч. 1 ст. 3 названного Закона необходим именно доход от реализации сельскохозяйственной продукции не менее, чем 70% за календарный год, доход при этом определяется на основании анализа отчетности за 2009 г.
Как установлено судами и подтверждается материалами дела, общество "Стрелец" зарегистрировано 25.08.2006 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 13 по Челябинской области, в Единый государственный реестр юридических лиц внесена соответствующая запись о создании юридического лица за основным государственным регистрационным номером 1067425004195.
В соответствии с уставом общества "Стрелец" основными видами деятельности данного общества являются выращивание зерновых, технических и прочих сельскохозяйственных культур, не включенных в другие группировки, овощеводство, декоративное садоводство и производство продукции питомников, разведение крупного рогатого скота, разведение овец, коз и свиней.
Аналогичные виды деятельности отражены в сведениях о видах экономической деятельности в Едином государственном реестре юридических лиц.
В целях реализации мероприятий в рамках областной целевой программы "Развития сельского хозяйства" в Челябинской области на 2009-2012 г., утвержденной постановлением Правительства Челябинской области от 22.10.2009 N 272-П и в соответствии с Федеральным законом от 02.12.2009 N 308-ФЗ "О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов", Законом Челябинской области от 26.11.2009 N 510-ЗО "Об областном бюджете на 2010 год" между Министерством и обществом "Стрелец" (получатель) заключено соглашение от 05.08.2010 N 649-01, которым предусмотрена возможность предоставления в 2010 г. субсидий по направлениям, предусмотренным в приложении N 1 к данному соглашению сельскохозяйственным товаропроизводителям и организациям агропромышленного комплекса независимо от их организационно-правовых форм, крестьянским (фермерским) хозяйствам, сельскохозяйственным потребительским кооперативам, организациям, осуществляющим промышленное рыбоводство, организациям потребительской кооперации.
В соответствии с названным соглашением Министерство, как главный распорядитель бюджетных средств на территории Челябинской области, обязалось предоставлять получателю денежные средства, выделяемые из областного и федерального бюджетов в соответствии с нормативно правовыми актами Российской Федерации и Челябинской области (п. 1.2); перечисляет бюджетные средства на расчетный счет получателя на условиях, предусмотренных нормативно-правовыми актами, с учетом предоставления получателем документов, являющихся основанием для выплаты субсидий, путем предоставления в Министерство финансов Челябинской области, Управление Федерального казначейства по Челябинской области, заявки на оплату расходов (п. 2.1.4); не выплачивает либо приостанавливает выплату субсидии, в том числе в случае нарушения получателем правильности оформления представленных документов на получение субсидии в соответствии с нормативно-правовыми актами, не предоставления получателем отчетности в порядке и в сроки, определенные настоящим соглашением (п. 2.1.7).
Получатель, в свою очередь, обязан для получения субсидий в соответствии с настоящим соглашением предоставлять в Министерство документы и справки-расчеты о причитающихся субсидиях по формам, установленным приказами Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, приказами Министерства сельского хозяйства Челябинской области и нормативно-правовыми актами (п. 2.2.1); обязан предоставлять квартальную и годовую бухгалтерскую отчетность о финансово-экономическом состоянии товаропроизводителей АПК по формам, в порядке и сроки, утвержденные приказами Министерства сельского хозяйства Челябинской области (п. 2.2.4).
Между Министерством и обществом "Стрелец" (получатель) заключено соглашение от 02.09.2010 N 1259-01, которым предусмотрена возможность предоставления в 2010 г. субсидий на возмещение части затрат сельскохозяйственным товаропроизводителям Челябинской области, пострадавшим от засухи в 2010 г.
В соответствии с указанным соглашением, Министерство доводит до получателя нормативно-правовые акты и иные документы, необходимые для осуществления финансирования в рамках соглашения, предоставляет бюджетные средства получателям в пределах утвержденных Министерству в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств и предельных объемов финансирования (п. 2.1.1, 2.1.2); получатель обязан представлять квартальную и годовую бухгалтерскую отчетность о финансово-экономическом состоянии товаропроизводителей АПК по формам, в порядке и сроки, утвержденные приказами Министерства сельского хозяйства Российской федерации и нормативно-правовыми актами Министерства сельского хозяйства Челябинской области (п. 2.2.3).
Согласно п. 4 соглашения в случае нарушения получателем условий предоставления субсидий (п. 2.2.1, приложение N 1 к соглашению), суммы перечисленных субсидий подлежат возврату в областной бюджет.
Во исполнение условий указанных соглашений, Министерством перечислены обществу "Стрелец" денежные средства в общей сумме 317 061 руб., в том числе по соглашению от 05.08.2010 N 694-01 - в сумме 146 711 руб., по соглашению от 02.09.2010 N 1259-01 в сумме 170 350 руб.
Полагая, что получение обществом "Стрелец" субсидий на общую сумму 317 061 руб. осуществлено с нарушением условий, поскольку на момент получения субсидий обществом не был подтвержден статус сельскохозяйственного товаропроизводителя ввиду непредоставления отчетности за 2009 г., на основании ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства", Порядка предоставления субсидий на возмещение части затрат по приобретению сельскохозяйственными товаропроизводителями семян сельскохозяйственных культур высших репродукций, утвержденного постановлением Правительства Челябинской области от 30.04.2008 N 119-П (далее - Порядок предоставления субсидий от 30.04.2008 N 119-П), Порядка предоставления субсидий на возмещение части затрат сельскохозяйственным товаропроизводителям Челябинской области, пострадавшим от засухи в 2010 г., утвержденного постановлением Правительства Челябинской области от 30.08.2010 N 128-П (далее - Порядок предоставления субсидий от 30.08.2010 N 128-П) Министерство обратилось в арбитражный суд с соответствующими требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций исходили из следующего.
В соответствии с п. 1 ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Согласно ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организация, индивидуальный предприниматель, осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации, и реализацию этой продукции при условии, что в доходе сельскохозяйственных товаропроизводителей от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации этой продукции составляет не менее чем семьдесят процентов за календарный год.
Порядок предоставления субсидий от 30.04.2008 N 119-П на возмещение части затрат по приобретению сельскохозяйственными товаропроизводителями семян сельскохозяйственных культур высших репродукций и Порядок предоставления субсидий от 30.08.2010 N 128-П на возмещение части затрат сельскохозяйственным товаропроизводителям Челябинской области, пострадавшим от засухи в 2010 г. разработаны в соответствии со ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации и определяют цели и условия предоставления из областного бюджета субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям, а также порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
В соответствии с п. 2 Порядка предоставления субсидий от 30.04.2008 N 119-П субсидии предоставляются сельскохозяйственным товаропроизводителям, ведущим сельскохозяйственную деятельность в отрасли растениеводства; в силу п. 2 Порядка предоставления субсидий от 30.08.2010 N 128-П получателями субсидий являются сельскохозяйственные товаропроизводители, расположенные на территории муниципальных образований Челябинской области, где сложилась чрезвычайная ситуация, и включенные в реестр сельскохозяйственных товаропроизводителей Челябинской области, пострадавших от засухи в 2010 году, сформированный Министерством сельского хозяйства Челябинской области на основании документов, подтверждающих гибель посевов, представленных получателями субсидий, с учетом экспертной оценки Министерства сельского хозяйства Российской Федерации.
Из материалов дела видно, что согласно выписке от 07.11.2011 N 114 общество "Стрелец" включено в реестр сельхозтоваропроизводителей Агаповского районного управления сельского хозяйства и продовольствия Челябинской области 28.12.2006 (т. 2, л. д. 30).
Из справки от 07.11.2011 N 115 следует, что в 2009 г. пашня в обработке общества "Стрелец" составляла 60 га, в том числе пар - 60 га.
В акте обследования объектов растениеводства, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации от 28.06.2010 N 19, составленном комиссионно, утвержденном Главой Агаповского муниципального района и согласованном отделом по делам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций администрации района, отражена информация о площади погибших посевов от засухи общества "Стрелец" в размере 14 га. Комиссией принято решение списать погибшие площади сельхозкультур, обратиться за выделением денежных средств (т. 1, л. д. 134).
В приложении N 1 к постановлению Главы Агаповского муниципального района от 06.07.2010 N 919 отражена информация о списании посевов на территории данного района в результате стихийных бедствий, в том числе организации - общества "Стрелец" и площади погибших посевов от засухи указанной организации в размере 14 га (т. 1, л. д. 132-133).
Кроме того, обществом "Стрелец" 02.07.2010 составлена справка-расчет субсидии на возмещение части затрат по приобретению элитных семян сельскохозяйственных культур из областного бюджета (т. 1, л. д. 14).
Министерством составлены заявки на выплату субсидий обществу на сумму 146 711 и 170 350 рублей (т. 1, л. д. 18, 19).
Денежные средства в размере 170 350 и 146 711 руб. 08.09.2010 и 02.11.2010 поступили на расчетный счет ответчика, открытый в Банке "Монетный дом".
В отчетах за 2010 г. обществом "Стрелец" отражено получение бюджетных субсидий на общую сумму 317 000 руб., а также отражено, что доход от реализации произведенной сельскохозяйственной продукции по отношению к общему доходу от реализации товаров составил 100%. При этом, в графе за аналогичный период предыдущего года информация о проценте дохода не отражена.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, суды установили, что статус общества "Стрелец" как сельскохозяйственного товаропроизводителя подтверждается представленными в материалы дела уставом, выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц, выпиской из реестра сельхозтоваропроизводителей Агаповского районного управления сельского хозяйства и продовольствия Челябинской области.
При этом надлежащих доказательств того, что на момент получения субсидий ответчик не имел статуса сельскохозяйственного производителя, Министерством суду не представлено (ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Кроме того, проанализировав положения утвержденных Порядков предоставления субсидий от 30.04.2008 N 119-П и от 30.08.2010 N 128-П, учитывая, что соглашения N 694-01, N 1259-01 на предоставление субсидии заключены в 2010 г., субсидии предоставлены также в 2010 году, из соглашений не следует, что их действие распространяется на правоотношения сторон с 2009 г., соглашения содержит лишь общие положения о наличии обязательств ответчика по предоставлению отчетности, по формам, утвержденным Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и Министерством сельского хозяйства Челябинской области, без ссылки за какой конкретно период, не содержат требования о предоставлении отчетности за 2009 г. для целей получения субсидии и не устанавливают последствия неисполнения ответчиком указанной обязанности в виде возврата субсидии, суды пришли к выводу о том, что непредставление ответчиком Министерству отчетности за 2009 г. не должно квалифицироваться как нарушение условий предоставления субсидии на возмещение части затрат по приобретению элитных семян сельскохозяйственных культур, влекущее за собой требование о возврате субсидии.
При таких обстоятельства, принимая во внимание вышеизложенное, суды первой и апелляционной инстанций правомерно отказали в удовлетворении заявленных требований.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, судом кассационной инстанции отклоняются, поскольку судами правильно с учетом установленных обстоятельств и имеющихся доказательств указано, что отчетность за 2009 г. не является единственным и необходимым доказательством, подтверждающим статус сельхозпроизводителя, доказательств обратного заявителем не представлено. Кроме того, суд апелляционной инстанции также указал, что министерство не доказало (со ссылкой на нормы права) наличие оснований для расчета доли дохода применительно к предшествующему периоду, мотивов, по которым министерство пришло к выводу о необходимости принять во внимание данные отчетности 2009 г. При этом в 2010 г., как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами, доля дохода от реализации произведенной сельскохозяйственной продукции в общем доходе от реализации товаров составила 100%.
Суд кассационной инстанции полагает, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судами установлены, все доказательства исследованы и оценены в соответствии с требованиями ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Оснований для переоценки доказательств и сделанных на их основании выводов у суда кассационной инстанции не имеется (ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учётом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 07.12.2011 по делу N А76-14267/2011 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.02.2012 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства сельского хозяйства Челябинской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.В. Дядченко |
Судьи |
С.Н. Соловцов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, суды установили, что статус общества "Стрелец" как сельскохозяйственного товаропроизводителя подтверждается представленными в материалы дела уставом, выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц, выпиской из реестра сельхозтоваропроизводителей Агаповского районного управления сельского хозяйства и продовольствия Челябинской области.
При этом надлежащих доказательств того, что на момент получения субсидий ответчик не имел статуса сельскохозяйственного производителя, Министерством суду не представлено (ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Кроме того, проанализировав положения утвержденных Порядков предоставления субсидий от 30.04.2008 N 119-П и от 30.08.2010 N 128-П, учитывая, что соглашения N 694-01, N 1259-01 на предоставление субсидии заключены в 2010 г., субсидии предоставлены также в 2010 году, из соглашений не следует, что их действие распространяется на правоотношения сторон с 2009 г., соглашения содержит лишь общие положения о наличии обязательств ответчика по предоставлению отчетности, по формам, утвержденным Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и Министерством сельского хозяйства Челябинской области, без ссылки за какой конкретно период, не содержат требования о предоставлении отчетности за 2009 г. для целей получения субсидии и не устанавливают последствия неисполнения ответчиком указанной обязанности в виде возврата субсидии, суды пришли к выводу о том, что непредставление ответчиком Министерству отчетности за 2009 г. не должно квалифицироваться как нарушение условий предоставления субсидии на возмещение части затрат по приобретению элитных семян сельскохозяйственных культур, влекущее за собой требование о возврате субсидии."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 5 июня 2012 г. N Ф09-4129/12 по делу N А76-14267/2011