Екатеринбург |
N Ф09-4839/12 |
06 июля 2012 г. |
Дело N А07-14227/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 июля 2012 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 июля 2012 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Гусева О.Г.,
судей Вдовина Ю.В., Лимонова И.В.
рассмотрел в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Республики Башкортостан кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 40 по Республике Башкортостан (ИНН: 0274034097, ОГРН: 1040208340160; далее - инспекция, налоговый орган) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 09.11.2011 по делу N А07-14227/2011 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.03.2012 по тому же делу.
В судебном заседании приняли участие представители:
инспекции - Ульмаскулов А.Ф. (доверенность от 10.01.2012);
общества с ограниченной ответственностью "Урал Лото" (ИНН: 0274134415, ОГРН: 1080274009562; далее - общество, налогоплательщик) - Клюжева А.А. (доверенность от 23.04.2012 N 34-12).
Общество обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании недействительным решения инспекции от 10.06.2011 N 24026 о доначислении налога на добавленную стоимость (далее - НДС) в сумме 36 070 244 руб.
Решением суда от 09.11.2011 (судья Крылова Н.И.) заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.03.2012 (судьи Кузнецов Ю.А., Толкунов В.М., Иванова Н.А.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе инспекция просит указанные судебные акты отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам.
По мнению заявителя жалобы, разрешение на проведение региональной негосударственной лотереи, выданное уполномоченным органом субъекта Российской Федерации, является документом, дающим лишь право на проведение лотереи, представляет собой согласие исполнительного органа на проведение лотереи и не относится к решениям высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, на основании которых проводятся лотереи.
Заявитель жалобы полагает, что правовые основания для освобождения общества от уплаты налога на добавленную стоимость (далее - НДС) отсутствуют; в соответствии с подп. 8.1 п. 3 ст. 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) не подлежат налогообложению (в части региональных лотерей) операции по проведению только государственных лотерей, то есть лотерей, проводимых по решению уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, организатором которых является орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено названным Кодексом.
Как следует из материалов дела и установлено судами, по результатам камеральной налоговой проверки декларации по НДС, представленной обществом за 4 кв. 2010 г., инспекцией составлен акт от 03.05.2011 N 49307 и принято решение от 10.06.2011 N 24026 о доначислении НДС в сумме 36 070 244 руб.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Республике Башкортостан от 01.08.2011 N 434\16 обжалуемое решение инспекции оставлено без изменения.
Основанием для доначисления НДС послужил вывод инспекции о необоснованном применении обществом налоговой льготы, предусмотренной подп. 8.1 п. 3 ст. 149 Кодекса.
Общество, полагая, что оспариваемое решение налогового органа нарушает его права и законные интересы, обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Суды, удовлетворяя заявленные требования, исходили из того, что поскольку деятельность по проведению лотерей в соответствии с подп. 8.1 п. 3 ст. 149 Кодекса освобождается от обложения НДС, проведение обществом лотереи на основании разрешения компетентного органа - Комиссии Республики Башкортостан по рынку ценных бумаг не подлежит обложению НДС.
Выводы судов основаны на материалах дела, исследованных согласно требованиям, установленным ст. 65, 71, ч. 4, 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствуют установленным обстоятельствам и действующему законодательству.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 11.11.2003 N 138-ФЗ "О лотереях" организатор лотереи - Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование или созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеющее место нахождения в Российской Федерации и получившее в соответствии с настоящим Федеральным законом право на проведение лотереи юридическое лицо. Организатор лотереи проводит лотерею непосредственно или через оператора лотереи посредством заключения с ним договора (контракта) и несет ответственность перед участниками лотереи за исполнение своих обязательств по договору (контракту); организация лотереи - осуществление мероприятий, связанных с получением права на проведение лотереи; проведение лотереи - осуществление мероприятий, включающих в себя заключение договоров (контрактов) с оператором лотереи, изготовителем лотерейных билетов, изготовителем лотерейного оборудования, программных продуктов и (или) иных необходимых для проведения лотереи договоров (контрактов), распространение лотерейных билетов и заключение договоров с участниками лотереи, розыгрыш призового фонда лотереи, экспертизу выигрышных лотерейных билетов, выплату, передачу или предоставление выигрышей участникам лотереи.
Лотереи, проводимые на территории Российской Федерации, разделены на виды, определяемые в зависимости от способа проведения лотереи, способа формирования призового фонда лотереи, территории проведения лотереи, организатора лотереи и технологии проведения лотереи (ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 11.11.2003 N 138-ФЗ "О лотереях").
В силу ч. 5 ст. 3 Федерального закона от 11.11.2003 N 138-ФЗ "О лотереях" в зависимости от организатора лотереи производится подразделение на государственные и негосударственные лотереи.
Государственная лотерея - лотерея, организатором которой является Российская Федерация или субъект Российской Федерации. От имени Российской Федерации организатором государственной лотереи, проводимой на всей территории Российской Федерации, может быть только федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации. От имени субъекта Российской Федерации организатором государственной лотереи, проводимой на территории одного субъекта Российской Федерации, может быть только уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Организатором негосударственной лотереи может быть муниципальное образование или созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации и имеющее место нахождения в Российской Федерации юридическое лицо. От имени муниципального образования организатором негосударственной лотереи, проводимой на территории одного муниципального образования, может быть только уполномоченный орган местного самоуправления.
Предусмотренная подп. 8.1 п. 3 ст. 149 Кодекса льгота ориентирована не на организатора лотереи, а на способ получения разрешения на ее организацию и проведение.
Согласно ст. 13, 14 Федерального закона от 11.11.2003 N 138-ФЗ "О лотереях" всероссийская государственная лотерея проводится на основании решения Правительства Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации на организацию всероссийской государственной лотереи, региональная государственная лотерея проводится на основании решения высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Муниципальная лотерея, организатором которой является уполномоченный орган местного самоуправления, проводится на основании решения органа местного самоуправления (ст. 15 Федерального закона от 11.11.2003 N 138-ФЗ "О лотереях").
Порядок организации (то есть осуществления мероприятий, связанных с получением права на проведение лотереи - согласно понятию, содержащемуся в п. 7 ст. 2 Федерального закона от 11.11.2003 N 138-ФЗ "О лотереях") негосударственной лотереи (за исключением муниципальной и стимулирующей лотереи) установлен ст. 6 Федерального закона от 11.11.2003 N 138-ФЗ "О лотереях".
Разрешение на проведение лотереи выдается заявителю федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления, по итогам рассмотрения вопроса о выдаче заявителю указанного разрешения. Рассмотрение вопроса о выдаче заявителю разрешения осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти любого уровня в течение двух месяцев со дня подачи заявления о предоставлении указанного разрешения (ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 11.11.2003 N 138-ФЗ "О лотереях").
В соответствии с ч. 3 ст. 6 Федерального закона от 11.11.2003 N 138-ФЗ "О лотереях" рассмотрение вопроса о выдаче заявителю разрешения завершается принятием решения о выдаче разрешения на проведение лотереи или об отказе в выдаче такого разрешения, которое может быть обжаловано в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, на основании ч. 5 ст. 6 данного Закона.
Согласно ст. 6 Федерального закона от 11.11.2003 N 138-ФЗ "О лотереях" негосударственные лотереи (за исключением муниципальной и стимулирующей лотереи) проводятся по решению уполномоченного органа исполнительной власти, вследствие чего операции по проведению таких лотерей не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) на территории Российской Федерации в силу нормы подп. 8.1 п. 3 ст. 149 Кодекса.
Судами установлено, что налогоплательщик на территории Республики Башкортостан проводил негосударственную лотерею "Счастливые сердца" с 01.12.2008 по 31.12.2011 и негосударственную тиражную лотерею "Лото 6 из 40" с 01.06.2009 по 01.06.2014; данные лотереи проводились обществом на основании разрешений, оформленных письмами уполномоченного органа - Комиссии Республики Башкортостан по рынку ценных бумаг, на которую постановлением Правительства Республики Башкортостан от 25.08.2004 N 158 "Об уполномоченном органе исполнительной власти Республики Башкортостан по государственному регулированию отношений, возникающих в области организации региональных лотерей и их проведения на территории Республики Башкортостан" возложены функции по выдаче разрешений на проведение региональных лотерей, по ведению государственного реестра региональных лотерей и контролю за проведением региональных лотерей, в том числе за целевым использованием выручки от проведения лотерей; лотереи включены в государственный реестр региональных лотерей в Республике Башкортостан.
С учетом изложенного суды пришли к правильному выводу об отсутствии у налогового органа оснований для доначисления обществу НДС.
Оснований для переоценки выводов судов, установленных ими фактических обстоятельств и имеющихся в деле доказательств у суда кассационной инстанции в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Доводы налогового органа, изложенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению, так как они направлены на переоценку установленных судами обстоятельств и имеющихся в деле доказательств, были предметом рассмотрения судов и им дана надлежащая правовая оценка.
Нормы материального права применены судами по отношению к установленным ими обстоятельствам правильно, выводы судов соответствуют имеющимся в деле доказательствам, исследованным в соответствии с требованиями, определенными ст. 65, 71, ч. 4, 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.
С учетом изложенного оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы у суда кассационной инстанции не имеется.
Руководствуясь ст. 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 09.11.2011 по делу N А07-14227/2011 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.03.2012 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 40 по Республике Башкортостан - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.Г. Гусев |
Судьи |
Ю.В. Вдовин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судами установлено, что налогоплательщик на территории Республики Башкортостан проводил негосударственную лотерею "Счастливые сердца" с 01.12.2008 по 31.12.2011 и негосударственную тиражную лотерею "Лото 6 из 40" с 01.06.2009 по 01.06.2014; данные лотереи проводились обществом на основании разрешений, оформленных письмами уполномоченного органа - Комиссии Республики Башкортостан по рынку ценных бумаг, на которую постановлением Правительства Республики Башкортостан от 25.08.2004 N 158 "Об уполномоченном органе исполнительной власти Республики Башкортостан по государственному регулированию отношений, возникающих в области организации региональных лотерей и их проведения на территории Республики Башкортостан" возложены функции по выдаче разрешений на проведение региональных лотерей, по ведению государственного реестра региональных лотерей и контролю за проведением региональных лотерей, в том числе за целевым использованием выручки от проведения лотерей; лотереи включены в государственный реестр региональных лотерей в Республике Башкортостан.
...
Доводы налогового органа, изложенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению, так как они направлены на переоценку установленных судами обстоятельств и имеющихся в деле доказательств, были предметом рассмотрения судов и им дана надлежащая правовая оценка.
Нормы материального права применены судами по отношению к установленным ими обстоятельствам правильно, выводы судов соответствуют имеющимся в деле доказательствам, исследованным в соответствии с требованиями, определенными ст. 65, 71, ч. 4, 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 6 июля 2012 г. N Ф09-4839/12 по делу N А07-14227/2011