Екатеринбург |
|
09 июля 2012 г. |
Дело N А50-21987/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 июля 2012 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 июля 2012 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Ященок Т.П.,
судей Поротниковой Е.А., Василенко С.Н.,
при ведении протокола помощником судьи Зелёной С.А., рассмотрел в судебном заседании в помещении Федерального арбитражного суда Уральского округа, расположенного по адресу: г. Екатеринбург, пр. Ленина, д. 32/27, путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Семнадцатого арбитражного апелляционного суда кассационную жалобу государственного учреждения - Пермского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (ОГРН 1026604952252, ИНН 6660013279; далее - учреждение, отделение фонда) на решение Арбитражного суда Пермского края от 31.01.2012 по делу N А50-21987/2011 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.04.2012 по тому же делу.
Для участия в судебном заседании Федерального арбитражного суда Уральского округа с применением видеоконференц-связи в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд прибыл представитель учреждения - Малиновская Л.И. (доверенность от 24.11.2011 N 01-03/04/56751).
Представители открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727; далее - ОАО "РЖД", общество, заявитель), участвующего в деле, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы путем направления в его адрес копии определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации в сети "Интернет" на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
ОАО "РЖД" в лице филиала - Свердловская железная дорога обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением (с учетом уточнения требований в порядке, определенном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) о признании недействительным решения учреждения, оформленного письмом от 28.07.2011 N 03-19/03/36115, адресованное Эксплуатационному вагонному депо Березники-Сортировочные - структурному подразделению Свердловской железной дороги - филиала ОАО "РЖД", об отказе в финансовом обеспечении в 2011 году предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами.
Решением суда первой инстанции от 31.01.2012 (судья Байдина И.В.) заявленные требования удовлетворены. Оспариваемое решение учреждения, оформленное письмом от 28.07.2011 N 03-19/03/36115, признано недействительным как не соответствующее положениям п. 8 Правил финансового обеспечения в 2011 году предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 11.02.2011 N 101н. Суд также обязал учреждение устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.04.2012 (судьи Борзенкова И.В., Голубцов В.Г., Полевщикова С.Н.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе учреждение просит указанные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных обществом требований, ссылаясь на неправильное применение (толкование) судами норм материального права и несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам.
В обоснование жалобы учреждение указывает на то, что Эксплуатационное вагонное депо Березники-Сортировочные - структурное подразделение Свердловской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" представило в отделение фонда документы, содержащие недостоверную информацию, поскольку с 01.04.2011 данное структурное подразделение исключено из перечня структурных подразделений Свердловской железной дороги, соответственно, утратило статус обособленного структурного подразделения Свердловской железной дороги и не имеет право обращаться в отделение фонда с заявлением о финансировании предупредительных мер. Заявитель жалобы отмечает, что данное заявление мог подать страхователь - ОАО "РЖД" по месту своей регистрации либо Эксплуатационное вагонное депо Пермь-Сортировочная - структурное подразделение Свердловской дирекции инфраструктуры - структурного подразделения Свердловской железной дороги - филиала ОАО "РЖД", являющееся правопреемником Эксплуатационного вагонного депо Березники-Сортировочные - структурного подразделения Свердловской железной дороги в части прав на использование средств на финансирование предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний в 2011 году, в пределах ранее утвержденных сумм. Учреждение считает неправомерным вывод судов о том, что отделение фонда лишило страхователя возможности получить обеспечение в 2011 году, поскольку страхователь сам своими действиями, выразившимися в несвоевременной регистрации нового структурного обособленного подразделения - Эксплуатационного вагонного депо Пермь-Сортировочная, лишился права на получение финансирования. Заявитель жалобы отмечает также, что Эксплуатационное вагонное депо Березники-Сортировочные не имеет возможности реализовать утвержденную сумму финансового обеспечения предупредительных мер в размере 61 248 руб. 14 коп. за счет сумм страховых взносов, подлежащих перечислению в установленном порядке страхователем в Фонд социального страхования Российской Федерации в текущем календарном году, поскольку таковых не имеется. Следовательно, право страхователя на получение страхового обеспечения не нарушено, так как он не смог бы им воспользоваться, в связи с тем, что им не начислялись страховые взносы в размере, который мог бы покрыть сумму финансового обеспечения в сумме 61 248 руб. 14 коп. в 4-м квартале 2011 года. Таким образом, право на получение финансового обеспечения предупредительных мер не может быть восстановлено.
Проверив законность судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Как установлено судами и следует из материалов дела, общество (Эксплуатационное вагонное депо Березники-Сортировочные - структурного подразделения Свердловской железной дороги - филиала ОАО "РЖД") обратилось в учреждение с заявлением о финансовом обеспечении в 2011 году предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний своих работников, с приложением необходимого пакета документов, которое поступило в отделение фонда 12.07.2011.
Учреждением обществу отказано в финансовом обеспечении предупредительных мер. Основанием для отказа послужили факты того, что в Свердловской железной дороге (открытого акционерного общества "Российские железные дороги") была проведена реорганизация, в результате которой Эксплуатационное вагонное депо Березники - Сортировочный исключено из перечня структурных подразделений Свердловской железной дороги; с мая текущего года оно прекратило выплаты в пользу работников и начисление страховых взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний (письмо от 28.07.2011 N 03-19/03/36115).
Считая данный отказ учреждения незаконным, нарушающим его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из отсутствия у отделения фонда правовых оснований для отказа в удовлетворении поступившего в его адрес заявления о финансовом обеспечении предупредительных мер.
Выводы судов соответствуют материалам дела и нормам действующего законодательства.
В силу ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд признает ненормативный правовой акт недействительным, решение, действие (бездействие) незаконным, если они не соответствуют закону и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 1 ст. 1 Федерального закона от 27.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" предусмотрено, что обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний является видом социального страхования и предусматривает, в том числе, обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату указанного Федерального закона следует читать как 24 июля 1998 г.
Согласно п. 7 ч. 1 ст. 7 Федерального закона "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов" в 2011 году фонд вправе принимать решения о направлении страхователем до 20 процентов сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, начисленных за предшествующий год, за вычетом расходов на выплату обеспечения по указанному виду страхования в предшествующем году, на финансирование предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами.
Правительство Российской Федерации по согласованию с Фондом социального страхования Российской Федерации на каждый календарный год устанавливает правила финансового обеспечения таких мер.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2010 N 1232 "О порядке финансового обеспечения в 2011 году предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами" приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 11.02.2011 N 101н утверждены Правила финансового обеспечения в 2011 году (далее - Правила).
Данные Правила определяют порядок и условия финансового обеспечения страхователем в 2011 году предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами (п. 1 Правил).
Пунктом 2 Правил закреплено, что финансовому обеспечению в 2011 году за счет сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний подлежат расходы страхователя.
Для получения финансового обеспечения страхователь обращается с заявлением о финансовом обеспечении предупредительных мер в территориальный орган фонда по месту своей регистрации в срок до 01.08.2011 с приложением перечисленных в нем документов (п. 4 Правил).
В силу п. 6 Правил решение о финансовом обеспечении предупредительных мер, объеме финансового обеспечения или об отказе в финансовом обеспечении принимается: а) в отношении страхователей, у которых сумма страховых взносов, начисленных за предшествующий год, составляет до 6 000,0 тыс. руб. включительно - территориальным органом фонда в течение 10 рабочих дней со дня получения полного комплекта документов, указанных в п. 4 Правил; б) в отношении страхователей, у которых сумма страховых взносов, начисленных за предшествующий год, составляет более 6 000,0 тыс. руб. - территориальным органом фонда после согласования с Фондом социального страхования Российской Федерации.
В этом случае территориальный орган фонда в течение 3 рабочих дней со дня получения полного комплекта документов, указанных в п. 4 Правил, направляет их на согласование в Фонд социального страхования Российской Федерации, который согласовывает представленные документы в течение 15 рабочих дней со дня их поступления.
В соответствии с п. 8 Правил территориальный фонд принимает решение об отказе в финансовом обеспечении предупредительных мер в следующих случаях:
а) если у страхователя имеются недоимка по уплате страховых взносов, пени и штрафы, не погашенные на день подачи страхователем заявления в территориальный орган фонда по месту своей регистрации;
б) представленные документы содержат недостоверную информацию.
Отказ в финансовом обеспечении предупредительных мер по другим основаниям не допускается.
Как следует из материалов дела и установлено судами, заявление о финансовом обеспечении в 2011 году предупредительных мер подано страхователем в отделение фонда своевременно, то есть до 01.08.2011, о чем свидетельствует штамп входящей корреспонденции учреждения.
В заявлении от 12.07.2011 Эксплуатационное вагонное депо Березники-Сортировочные - структурное подразделение Свердловской железной дороги сумму финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний указало в размере 61 248 руб. 14 коп., что составило 20 % от уплаченных страховых взносов за 2010 год. В счет уплаты текущих страховых взносов представлен план финансового обеспечения в 4-м квартале 2011 года предупредительных мер, в соответствии с которыми запланированы расходы на приобретение работникам Эксплуатационного вагонного депо Березники-Сортировочные средств индивидуальной защиты (зимняя одежда). Основанием для отказа в удовлетворении заявления общества послужило проведение реорганизации в Свердловской железной дороге и структурное подразделение - Эксплуатационное вагонное депо Березники - Сортировочный снято с учета (письмо от 28.07.2011 N 03-19/03/36115).
Постановку в отделение фонда по месту нахождения Эксплуатационного вагонного депо Березники-Сортировочные как подразделения Свердловской железной дороги - филиала общества (06.08.2010) и постановку в отделение фонда по месту нахождения Эксплуатационного вагонного депо Пермь-Сортировочная как структурного подразделения Свердловской дирекции инфраструктуры - структурного подразделения Свердловской железной дороги - филиала общества (16.09.2011) осуществило ОАО "РЖД".
При названных обстоятельствах обоснован вывод суда первой инстанции о том, что вне зависимости от изменений в структуре юридического лица, страхователем в любом случае является само юридическое лицо, а именно - ОАО "РЖД", которое в силу положений п. 4 Правил обращается в территориальный орган фонда с заявлением о финансовом обеспечении предупредительных мер.
При этом ссылки учреждения на недостоверность представленных обществом сведений о страхователе правомерно отклонены судами как не подтвержденные материалами дела; правовые основания для отказа в финансовом обеспечении предупредительных мер у отделения фонда отсутствовали (п. 8 Правил).
Правильным также является вывод судов о том, что, не согласовывая обществу план финансового обеспечения в 2011 году, страховщик фактически лишил страхователя - ОАО "РЖД" возможности получить обеспечение за этот период.
При таких обстоятельствах суды правомерно удовлетворили заявленные обществом требования.
Всем доказательствам, представленным сторонами, обстоятельствам дела, а также доводам, которые тождественны изложенным в кассационной жалобе, судами первой и апелляционной инстанций дана надлежащая правовая оценка.
Доводы учреждения, изложенные в кассационной жалобе, судом кассационной инстанции отклоняются как основанные на неправильном толковании норм материального права и по существу направлены на переоценку установленных судами обстоятельств дела и представленных доказательств, что в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся основаниями для отмены судебных актов в соответствии со ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Пермского края от 31.01.2012 по делу N А50-21987/2011 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.04.2012 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу государственного учреждения - Пермского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т.П. Ященок |
Судьи |
Е.А. Поротникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"а) если у страхователя имеются недоимка по уплате страховых взносов, пени и штрафы, не погашенные на день подачи страхователем заявления в территориальный орган фонда по месту своей регистрации;
б) представленные документы содержат недостоверную информацию.
...
Постановку в отделение фонда по месту нахождения Эксплуатационного вагонного депо Березники-Сортировочные как подразделения Свердловской железной дороги - филиала общества (06.08.2010) и постановку в отделение фонда по месту нахождения Эксплуатационного вагонного депо Пермь-Сортировочная как структурного подразделения Свердловской дирекции инфраструктуры - структурного подразделения Свердловской железной дороги - филиала общества (16.09.2011) осуществило ОАО "РЖД".
При названных обстоятельствах обоснован вывод суда первой инстанции о том, что вне зависимости от изменений в структуре юридического лица, страхователем в любом случае является само юридическое лицо, а именно - ОАО "РЖД", которое в силу положений п. 4 Правил обращается в территориальный орган фонда с заявлением о финансовом обеспечении предупредительных мер.
При этом ссылки учреждения на недостоверность представленных обществом сведений о страхователе правомерно отклонены судами как не подтвержденные материалами дела; правовые основания для отказа в финансовом обеспечении предупредительных мер у отделения фонда отсутствовали (п. 8 Правил)."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 9 июля 2012 г. N Ф09-4681/12 по делу N А50-21987/2011
Хронология рассмотрения дела:
09.07.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-4681/12
05.07.2012 Определение Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-2485/12
12.04.2012 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-2485/12
31.01.2012 Решение Арбитражного суда Пермского края N А50-21987/11