Екатеринбург |
|
24 июля 2012 г. |
Дело N А07-18477/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 июля 2012 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 июля 2012 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Платоновой Е.А.,
судей Столярова А.А., Семеновой З.Г.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Сафкуль" (ОГРН: 1070270000756, ИНН: 0270017742; далее - общество "Сафкуль") на постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.04.2012 по делу N А07-18477/2011 Арбитражного суда Республики Башкортостан.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества "Сафкуль" - Дробышева Е.В. (доверенность от 08.12.2011);
Правительства Республики Башкортостан (ОГРН: 1020202553634, ИНН: 0274033209; далее - правительство) - Ступин С.П. (доверенность от 15.12.2010).
Общество "Сафкуль" обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к правительству о признании недействительным распоряжения от 04.07.2011 N 823-р о признании утратившим силу распоряжения правительства от 15.04.2011 N 347-р (с учетом уточнения требований в порядке, предусмотренном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением суда от 18.01.2012 (судья Бобылев М.П.) заявленные требования удовлетворены. Распоряжение правительства от 04.07.2011 N 823-р признано недействительным как не соответствующее Федеральному закону от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Закон о переводе земель из одной категории в другую), Закону Республики Башкортостан от 14.03.2003 N 474-з "О Правительстве Республики Башкортостан".
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.04.2012 (судьи Пивоварова Л.В., Соколова И.Ю., Суспицина Л.А.) решение суда отменено. В удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе общество "Сафкуль" просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судом апелляционной инстанции положений ст. 27, 94 Земельного кодекса Российской Федерации, несоответствие выводов суда апелляционной инстанции фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. По мнению заявителя жалобы, действующее законодательство не предусматривает специального порядка создания особо охраняемых территорий для земель рекреационного назначения и не содержит исчерпывающего перечня оснований для перевода и изменения целевого использования земельного участка. Общество "Сафкуль" полагает, что с заявлением о переводе земли из одной категории в другую вправе обратиться любое заинтересованное лицо, а не только правообладатель данного участка. Кроме того, на момент рассмотрения настоящего спора в отношении спорного участка зарегистрировано право аренды общества "Сафкуль". Заявитель жалобы считает, что суд апелляционной инстанции не исследовал вопрос наличия у общества "Сафкуль" заинтересованности в отношении перевода спорного участка из одной категории в другую. При этом уполномоченный орган ни при обращении общества "Сафкуль" с заявлением о переводе, ни в ходе рассмотрения настоящего дела не оспаривал наличие у данного общества прав и законных интересов в переводе земельного участка в категорию земель особо охраняемых территорий.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 05.06.2007 администрацией муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан (далее - администрация) принято постановление N 6-702 УД о предоставлении обществу "Сафкуль" в аренду сроком на 5 лет земельного участка с кадастровым номером 02:48:16 18 03:0004, площадью 72 000 кв. м из категории земель сельскохозяйственного назначения, находящегося по адресу: муниципальный район Учалинский район, сельское поселение Озерный сельсовет, для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства (п. 1 постановления).
Администрацией (арендодатель) и обществом "Сафкуль" (арендатор) 05.06.2007 подписан договор N 95-07-61зем аренды указанного земельного участка.
В соответствии с п. 2.1 срок действия договора установлен с 05.06.2007 до 04.06.2012.
Договор аренды земельного участка от 05.06.2007 N 95-07-61зем зарегистрирован в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 18.07.2007.
Земельный участок передан арендатору по акту приема-передачи от 05.06.2007.
Администрацией 21.11.2007 принято постановление N 11-1583 УД, в соответствии с которым п. 1 постановления от 05.06.2007 N 6-702 УД изложен в следующей редакции: "Предоставить обществу "Сафкуль" в аренду сроком на 5 лет земельный участок с кадастровым номером 02:48:16 18 03:0004, площадью 72 000 кв. м из категории земель сельскохозяйственного назначения, находящийся по адресу: муниципальный район Учалинский район, сельское поселение Озерный сельсовет, из земель СПК Озонкуль, в том числе 72 000 кв. м естественных пастбищ для ведения сельскохозяйственного производства для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства".
Постановлением администрации от 13.12.2010 N 12-2116 УД в связи с размежеванием земельного участка и изменением вида разрешенного использования земельного участка, на основании заявления общества "Сафкуль" от 01.11.2010 N 44 у данного общества изъята часть земельного участка площадью 12 084 кв. м, расположенного по адресу: Республика Башкортостан, муниципальный район Учалинский район, в 3,2 км на юго-запад от д. Батталово, и передана в ведение сельского поселения Миндякский сельсовет муниципального района Учалинский район (п. 1 постановления). Пункт 1 постановления от 05.06.2007 N 6-702 УД изложен в следующей редакции: "Предоставить обществу "Сафкуль" в аренду сроком на 5 лет земельный участок, относящийся к категории земель сельскохозяйственного назначения, с кадастровым номером 02:48:161803:9, площадью 59 914 кв. м, находящийся по адресу: Республика Башкортостан, муниципальный район Учалинский район, сельское поселение Миндякский сельсовет, в 3 км на юго-запад от д. Батталово, для ведения рыбного хозяйства" (п. 2 постановления).
Согласно кадастровому паспорту от 28.10.2010 N 02/10/1-708488 земельный участок с кадастровым номером 02:48:161803:9 (предыдущий номер 02:48:161803:4), площадью 59 914 кв. м внесен в государственный кадастр недвижимости 13.10.2010. Местоположение земельного участка установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир от д. Батталово. Участок находится примерно в 3 км от ориентира по направлению на юго-запад. Почтовый адрес ориентира: Республика Башкортостан, Учалинский район, с/с Миндякский. Категория земель: земли сельскохозяйственного назначения.
Администрацией и обществом "Сафкуль" 13.12.2010 подписано соглашение N 337 к договору аренды от 05.06.2007 N 95-07-61зем, согласно которому стороны решили в п. 1.1 договора внести следующие изменения: слова "с кадастровым номером 02:48:16 18 03:0004" заменить словами "с кадастровым номером 02:48:161803:9", слова "площадью 72 000 кв. м" заменить словами "площадью 59 914 кв. м", слова "для использования в целях для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства" заменить словами "для ведения рыбного хозяйства", слова "сельское поселение Озерный сельсовет" заменить словами "сельское поселение Миндякский сельсовет, в 3 км на юго-запад от д. Батталово" (п. 1 соглашения).
Соглашение от 13.12.2010 N 337 к договору аренды зарегистрировано в установленном законом порядке 06.10.2011.
Постановлением администрации от 14.12.2010 N 12-2141 УД утвержден акт от 01.12.2010 выбора (обследования) земельного участка площадью 59 914 кв. м с кадастровым номером 02:48:161803:9 для строительства дома отдыха, расположенного на территории сельского поселения Миндякский сельсовет муниципального района Учалинский район, в 3 км на юго-запад от д. Батталово.
В письме от 16.12.2010 N 90 общество "Сафкуль" обратилось в правительство с просьбой о переводе земельного участка площадью 59 914 кв. м с кадастровым номером 02:48:161803:9, находящегося на праве аренды у общества "Сафкуль", из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель особо охраняемых территорий и объектов рекреационного назначения в целях строительства дома отдыха.
Общество "Сафкуль" 11.02.2011 повторно обратилось в правительство с заявлением о переводе указанного земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель особо охраняемых территорий и объектов рекреационного назначения в целях строительства дома отдыха.
Правительством в соответствии со ст. 3, 7, 15 Закона о переводе земель из одной категории в другую, ст. 25.5 Закона Республики Башкортостан от 05.01.2004 N 59-з "О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан" 15.04.2011 вынесено распоряжение N 347-р, которым произведен перевод земельного участка площадью 59 914 кв. м с кадастровым номером 02:48:161803:9 из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель особо охраняемых территорий и объектов в целях строительства дома отдыха в границах, определенных выпиской из государственного кадастра недвижимости о земельном участке (п. 1 постановления).
Администрацией 24.05.2011 принято постановление N 5-1141 УД, в соответствии с которым в п. 2 постановления от 13.12.2010 N 12-2116 УД и в постановление от 05.06.2007 N 6-702 УД внесены изменения: слова "земель сельскохозяйственного назначения" заменены словами "земли особо охраняемых территорий и объектов", слова "для ведения рыбного хозяйства" заменены словами "в целях строительства дома отдыха" (п. 1 постановления).
Согласно представленному в материалы дела кадастровому паспорту земельного участка от 27.04.2011 N 02/11/1-104004 земельный участок площадью 59 914 кв. м, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: Республика Башкортостан, Учалинский район, сельсовет Миндякский, внесен в государственный кадастр недвижимости 13.10.2010, ему присвоен кадастровый номер 02:48:161803:9. Категория земель: земли особо охраняемых территорий и объектов. Разрешенное использование: в целях строительства дома отдыха.
Администрацией и обществом "Сафкуль" 31.05.2011 подписано соглашение N 146 к договору аренды от 05.06.2007 N 95-07-61зем, которым в п. 1.1 договора аренды внесены изменения: слова "земли сельскохозяйственного назначения" заменены словами "земли особо охраняемых территорий и объектов", слова "для ведения рыбного хозяйства" заменены словами "в целях строительства дома отдыха" (п. 1 соглашения).
Общество "Сафкуль" 16.06.2011 обратилось в Управление Росреестра с заявлением о государственной регистрации дополнительных соглашений от 13.12.2010 N 337 и от 31.05.2011 N 146 к договору аренды от 05.06.2007 N 95-07-61зем.
Правительством 04.07.2011 вынесено распоряжение N 823-р о признании утратившим силу распоряжения от 15.04.2011 N 347-р.
Управление Росреестра 13.07.2011 направило в адрес общества "Сафкуль" сообщение об отказе в государственной регистрации дополнительных соглашений в связи с признанием утратившим силу распоряжения правительства от 15.04.2011 N 347-р о переводе вышеуказанного земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель особо охраняемых территорий.
Общество "Сафкуль", полагая, что распоряжение правительства от 04.07.2011 N 823-р является незаконным и необоснованным, нарушает его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, арбитражный суд первой инстанции исходил из того, что фактически оспариваемое распоряжение направлено на изменение категории, к которой отнесен земельный участок с кадастровым номером 02:48:161803:9, без соблюдения процедуры, предусмотренной Законом о переводе земель из одной категории в другую. Суд указал, что правительством в нарушение требований, предусмотренных ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не приведено доказательств несоответствия закону распоряжения от 15.04.2011 N 347-р для его последующей отмены. Кроме того, правительством не подтверждена обоснованность принятого распоряжения от 04.07.2011 N 823-р, не приведены обстоятельства, послужившие основанием для принятия оспариваемого акта. Суд также указал, что представитель правительства в судебном заседании не оспорил заявленные требования о признании недействительным ненормативного акта государственного органа.
Отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд апелляционной инстанции исходил из следующего.
Для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решения и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствия их закону или иным нормативным правовым актам и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно п. 1 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории, в том числе земли сельскохозяйственного назначения и земли особо охраняемых территорий и объектов.
В силу п. 2 указанной статьи правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Перевод земель иных категорий в земли особо охраняемых территорий и объектов осуществляется путем установления или изменения в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации и законодательством об особых экономических зонах, границ туристско-рекреационной особой экономической зоны. Порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами (п. 1 ст. 8 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с п. 3 ст. 8 Земельного кодекса Российской Федерации нарушение установленного данным Кодексом, федеральными законами порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую.
Согласно п. 1 ст. 4 Закона о переводе земель из одной категории в другую перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую не допускается в случае установления ограничения перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо запрета на такой перевод.
Перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, связанных с созданием особо охраняемых природных территорий или с отнесением земель к землям природоохранного, историко-культурного, рекреационного и иного особо ценного назначения (п. 2 ч. 1 ст. 7 Закона о переводе земель из одной категории в другую).
В соответствии с ч. 2 ст. 10 Закона о переводе земель из одной категории в другую перевод земель другой категории или земельных участков в составе таких земель в земли особо охраняемых территорий и объектов (за исключением земель населенных пунктов) допускается в случае создания особо охраняемых территорий, туристско-рекреационных особых экономических зон, а также в иных установленных Земельным кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами случаях.
В силу ч. 1 ст. 94 Земельного кодекса Российской Федерации к землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим.
Из анализа указанных норм следует, что для перевода земель другой категории или земельных участков в составе таких земель в земли особо охраняемых территорий и объектов предполагается установление их особого природоохранного, научного, историко-культурного, эстетического, рекреационного, оздоровительного и иного ценного значения, они должны быть изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота.
Судом апелляционной инстанции установлено и материалами дела подтверждено, что общество "Сафкуль" обратилось с заявлением о переводе земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель особо охраняемых территорий и объектов рекреационного назначения в целях строительства дома отдыха. Между тем сведения о том, что спорному земельному участку установлен статус особо охраняемой территории с объектами рекреационного назначения с определением ему особого правового режима, в материалах дела отсутствуют. Доказательств, свидетельствующих о наличии предусмотренных законом оснований для изменения целевого назначения спорного земельного участка сельскохозяйственного назначения, в материалы дела также не представлено.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для перевода земельного участка с кадастровым номером 02:48:161803:9, площадью 59 914 кв. м из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель особо охраняемых территорий на основании ходатайства общества "Сафкуль".
При этом суд апелляционной инстанции обоснованно указал, что отсутствие в Федеральном законе от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Законе Республики Башкортостан от 14.03.2003 N 474-з "О Правительстве Республики Башкортостан" указания на возможность отмены органами государственной власти субъектов Российской Федерации своих не соответствующих требованиям закона вынесенных ранее актов само по себе не свидетельствует о незаконности такого отменяющего акта.
Установив, что общество "Сафкуль" не представило доказательств нарушения его прав и законных интересов оспариваемым актом, суд апелляционной инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Доводы общества "Сафкуль", изложенные в кассационной жалобе, по существу направлены на переоценку собранных по делу доказательств и сделанных судом апелляционной инстанции на их основании выводов, что выходит за пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, установленные ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Обстоятельства дела исследованы судом апелляционной инстанции полно и всесторонне, спор разрешен в соответствии с действующим законодательством, нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда следует оставить в силе, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.04.2012 по делу N А07-18477/2011 Арбитражного суда Республики Башкортостан оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Сафкуль" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.А. Платонова |
Судьи |
А.А. Столяров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судом апелляционной инстанции установлено и материалами дела подтверждено, что общество "Сафкуль" обратилось с заявлением о переводе земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель особо охраняемых территорий и объектов рекреационного назначения в целях строительства дома отдыха. Между тем сведения о том, что спорному земельному участку установлен статус особо охраняемой территории с объектами рекреационного назначения с определением ему особого правового режима, в материалах дела отсутствуют. Доказательств, свидетельствующих о наличии предусмотренных законом оснований для изменения целевого назначения спорного земельного участка сельскохозяйственного назначения, в материалы дела также не представлено.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для перевода земельного участка с кадастровым номером 02:48:161803:9, площадью 59 914 кв. м из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель особо охраняемых территорий на основании ходатайства общества "Сафкуль".
При этом суд апелляционной инстанции обоснованно указал, что отсутствие в Федеральном законе от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Законе Республики Башкортостан от 14.03.2003 N 474-з "О Правительстве Республики Башкортостан" указания на возможность отмены органами государственной власти субъектов Российской Федерации своих не соответствующих требованиям закона вынесенных ранее актов само по себе не свидетельствует о незаконности такого отменяющего акта.
...
Обстоятельства дела исследованы судом апелляционной инстанции полно и всесторонне, спор разрешен в соответствии с действующим законодательством, нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда следует оставить в силе, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 24 июля 2012 г. N Ф09-6407/12 по делу N А07-18477/2011
Хронология рассмотрения дела:
19.12.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-13496/12
25.10.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-13496/12
01.10.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-13496/12
24.07.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-6407/12
12.04.2012 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-1961/12
18.01.2012 Решение Арбитражного суда Республики Башкортостан N А07-18477/11