Екатеринбург |
|
24 июля 2012 г. |
Дело N А76-21678/2011 |
См. также Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24 января 2012 г. N 18АП-12367/11
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 25 апреля 2011 г. N Ф05-2798/11 по делу N А40-39072/2010
Резолютивная часть постановления объявлена 17 июля 2012 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 июля 2012 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Татариновой И.А.,
судей Поротниковой Е.А., Ященок Т.П.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Урала" (далее - общество "МРСК Урала", заявитель) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 20.04.2012 по делу N А76-21678/2011.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационных жалоб извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В заседании суда кассационной инстанции 12.07.2012 объявлен перерыв. По окончании перерыва заседание суда возобновлено.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества "МРСК Урала" - Неведрова В.В. (доверенность от 27.12.2011 74 АА 0942489), Чудаков М.Л. (доверенность от 27.12.2011 74 АА 0942503);
открытого акционерного общества "Челябинский электрометаллургический комбинат" (далее - общество "ЧЭМК") - Теплых О.В. (доверенность от 16.12.2011 N 13-юр-421), Филимонов Р.М. (доверенность от 16.12.2011 N 13-юр-422);
Государственного комитета "Единый тарифный орган Челябинской области" (далее - комитет, тарифный орган) - Елисеева С.Г. (доверенность от 27.01.2012), Миклина Ю.Б. (доверенность от 10.01.2012).
В заседании суда кассационной инстанции общество "МРСК Урала" заявило ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительного доказательства - письма общества "МРСК Урала" от 13.06.2012 N 47/01-1/190, адресованного Федеральной службе по тарифам России. Ходатайство судом отклонено, поскольку по правилам гл. 7 и гл. 19 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вопросы, касающиеся оценки доказательств, представленных лицами, участвующими в деле, разрешаются арбитражным судом в ходе рассмотрения арбитражного дела по существу. После выяснения обстоятельств и исследования доказательств по делу рассмотрение дела по существу завершается вынесением окончательного судебного акта. В силу положений ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вопросы, касающиеся исследования и оценки доказательств, имеющихся в материалах дела, в компетенцию суда кассационной инстанции не входят.
Представитель общества "МРСК Урала" в судебном заседании суда кассационной инстанции заявил ходатайство о представлении вышеуказанного письма на обозрение суду. Данное ходатайство судом удовлетворено.
Представителем общества "МРСК Урала" заявлено ходатайство об отложении судебного заседания до получения ответа на письмо общества "МРСК Урала" от 13.06.2012 N 47/01-1/190 от Федеральной службы по тарифам России. Указанное ходатайство судом отклонено.
Общество "ЧЭМК" обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением (с учетом уточнения заявленных требований в порядке, предусмотренном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) о признании недействующими п. 1, подп. 1.2., 1.2.1., 1.2.2. столбец 4 и п. 6, подп. 1.1, 1.2., 1.2.1., 1.2.2 столбец 4 постановления комитета от 23.10.2010 N 49/8 "Об утверждении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии на территории Челябинской области" (далее - постановление N 49/8) в редакции постановления комитета от 30.12.2010 N 52/6 "О внесении изменений и дополнений в постановление Государственного комитета "Единый тарифный орган Челябинской области от 23 декабря 2010 года N 49/8 "Об утверждении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии на территории Челябинской области" (далее - постановление N 52/6) и постановления комитета от 29.04.2011 N 12/1 "О внесении изменений и дополнений в постановление Государственного комитета "Единый тарифный орган Челябинской области от 23 декабря 2010 года N 49/8 "Об утверждении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии на территории Челябинской области" (далее - постановление N 12/1) и постановления комитета от 22.12.2011 N 46/42 "О внесении изменений и дополнений в постановление Государственного комитета "Единый тарифный орган Челябинской области от 23 декабря 2010 года N 49/8 "Об утверждении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии на территории Челябинской области" (далее - постановление N 46/42) - в части утверждения единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии, оказываемых на территории Челябинской области: одноставочный тариф по высокому напряжению в период с 01.01.2011 по 30.04.2011 в размере 765,93 руб./МВтч. (без учета НДС и расходов на энергосбытовую деятельность), по высокому напряжению в период с 01.05.2011 по 30.06.2012 в размере 749,66 руб./МВтч. (без учета НДС и расходов на энергосбытовую деятельность); двухставочный тариф, ставка на содержание электрических сетей: по высокому напряжению в период с 01.01.2011 по 30.04.2011 в размере 231 678,35 руб./МВт./мес. (без учета НДС и расходов на энергосбытовую деятельность); по высокому напряжению в период с 01.05.2011 по 30.06.2012 в размере 228 168,85 руб./МВт./мес. (без учета НДС и расходов на энергосбытовую деятельность); ставка на оплату технологического расхода (потерь) в электрических сетях: по высокому напряжению в период с 01.01.2011 по 30.04.2011 в размере 465,71 руб./МВт.ч. (без учета НДС и расходов на энергосбытовую деятельность); по высокому напряжению в период с 01.05.2011 по 30.06.2012 в размере 453,98 руб./МВт.ч. (без учета НДС и расходов на энергосбытовую деятельность), как не соответствующие ст. 23 Федерального закона Российской Федерации от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ), п. 6, 21 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109 (далее - Правила N 109), п. 9 постановления Правительства Российской Федерации от 27.12.2010 N 1172 "Об утверждении правил оптового рынка электрической энергии и мощности и о внесении изменений в некоторые акты правительства Российской Федерации по вопросам организации функционирования оптового рынка электрической энергии и мощности" (далее - постановление N 1172), п. 4 Порядка формирования сводного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации, утвержденного приказом Федеральной службы по тарифам России от 10.06.2009 N 125-э/1 (далее - Порядок формирования сводного баланса), п. 44, 50, 51 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 N 20-э/2 (далее - Методические указания).
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечено общество "МРСК Урала".
Решением суда от 20.04.2012 (судьи Мрез И.В., Бастен Д.А., Костылев И.В.) заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе общество "МРСК Урала" просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований, заявленных обществом "ЧЭМК", ссылаясь на несоответствие выводов судов установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам, а также на неправильное применение судами норм права. Заявитель жалобы указывает на соответствие оспариваемого нормативного акта требованиям действующего законодательства Российской Федерации в сфере тарифообразования, отмечая при этом, что данный нормативный акт принят комитетом в пределах полномочий, отнесенных к его компетенции и оспаривая выводы суда: о том, что комитет не обладает полномочиями осуществлять расчет единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии на основании произвольных величин, не предусмотренных сводным прогнозным балансом; о передаче обществом "ЧЭМК" обществу "МРСК Урала" необходимых сведений о мощности; о необходимости соответствия структуры полезного отпуска электрической энергии (мощности), учтённой при формировании единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2011 год, показателям сводного прогнозного баланса электрической энергии (мощности) в рамках энергетической системы России по субъектам Российской Федерации; о том, что в сводный прогнозный баланс была включена мощность 485 МВт, согласованная по договору между обществом "ЧЭМК" и обществом "ФСК ЕЭС"; о том, что срок действия тарифов на услуги по передаче электрической энергии на территории Челябинской области на 2012 г., введенных постановлением N 46/42, составляет менее года; о нарушении оспариваемыми положениями нормативного правового акта прав и интересов заявителя. По мнению общества "МРСК Урала", величины в отношении общества "ЧЭМК" сформированы в предложении комитета по формированию сводного прогнозного баланса с учетом положений Порядка формирования сводного баланса. В обоснование данного довода заявитель жалобы указывает на исполнение обществом "МРСК Урала" установленной Порядком обязанности по направлению предложений по утверждению сводного прогнозного баланса и соответсвующего тарифного решения в части определения объемов перетоков электроэнергии и мощности потребителей, запитанных от его сетей, а также объемов потерь электроэнергии в сетях. При этом общество "ЧЭМК", направив в комитет заявку на приобретение электрической энергии и мощности по всем точкам поставки с указанием общей величины мощности в размере 485 МВт, не исполнило обязанность по направлению обществу "МРСК Урала" величины заявленной мощности, планируемой к передаче по сетям 110 кВ, предусмотренную п. 47 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861). Письмом от 26.03.2010 общество "ЧЭМК" сообщило обществу "МРСК Урала" величины мощности по сетям 220 кВ, которые обществу "МРСК Урала" не принадлежат. Величина мощности по распределительным сетям 110 кВ была принята аналогично потреблению предыдущего периода (2010 г.) за вычетом потерь в сетях общества "ЧЭМК". Общество "МРСК Урала" полагает, что действующим законодательством о тарифном регулировании не предусмотрено обязательное соответствие величин из сводного прогнозного баланса величинам, учтенным при принятии тарифного решения. При этом, по мнению общества "МРСК Урала", п. 15 Методических указаний в данных отношениях не применяется, поскольку спорный тариф был рассчитан по методу доходности инвестированного капитала, а не по методу экономически обоснованных расходов (затрат). По мнению заявителя жалобы, величина заявленной мощности в размере 485 МВт, в пределах которой открытое акционерное общество "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" (далее - общество "ФСК ЕЭС") приняло на себя обязательства оказывать услуги по передаче электрической энергии (мощности) по договору от 29.07.2010 N 466/П, была согласована только дополнительным соглашением от 12.05.2011 N 3, следовательно, не могла быть учтена при утверждении в 2010 г. сводного прогнозного баланса на 2011 г. Некорректна также ссылка суда на решение Арбитражного суда города Москвы от 09.08.2010 по делу N А40-39072/2010, которым на общество "ФСК ЕЭС" возложена обязанность заключения с обществом "ЧЭМК" договора оказания услуг по передаче электрической энергии на 2011 г., поскольку данный судебный акт вступил в законную силу после утверждения сводного прогнозного баланса на 2011 г. Общество "МРСК Урала" указывает на соответствие постановления N 49/8 требованиям п. 6 Правил N 109, поскольку данным постановлением в редакции постановления N 46/42 новые тарифы на 2012 г. установлены не были, а лишь продлен срок действия тарифов, установленных на 2011 г., до 30.06.2012. Заявитель жалобы полагает, что оспариваемым нормативным актом права общества "ЧЭМК" не нарушены.
В отзыве общество "ЧЭМК" возражает против удовлетворения кассационной жалобы, просит решение суда оставить без изменения.
В представленном отзыве комитет просит требования кассационной жалобы удовлетворить.
Как следует из материалов дела, 11.02.2010 общество "ЧЭМК" обратилось к обществу "ФСК ЕЭС" с письмом N 10-42-2, содержащим предложение о заключении договора оказания услуг по передаче электрической энергии по линиям: ВЛ 220 кВ "Новометаллургическая - ЧФЗ", 1 цепь, ВЛ 220 кВ "Новометаллургическая-ЧФЗ", 2 цепь, ВЛ 220 кВ "Новометаллургическая-Хромовая", 1 цепь, ВЛ 220 кВ "Новометаллургическая-Хромовая", 2 цепь.
При этом в приложении к данному письму общество "ЧЭМК" указало плановые объемы передачи электроэнергии и мощности по сети общества "ФСК ЕЭС" для общества "ЧЭМК", в частности, мощность на 2011 г. указана в размере 485 МВт в месяц.
Общество "ФСК ЕЭС" 26.03.2010 направило в адрес общества "ЧЭМК" письмо N БР-1735, в котором сообщило об отсутствии возможности заключить с обществом "ЧЭМК" договор оказания услуг по передаче электрической энергии.
Общество "ЧЭМК" 26.03.2010 направило в адрес филиала общества "МРСК Урала" (Челябэнерго) письмо N 10-76-4, где предоставило данные о прогнозных плановых объемах потребления электрической энергии и мощности общества "ЧЭМК" на 2011-2013 гг. по единой национальной (общероссийской) электрической сети общества "ФСК ЕЭС". В данном письме прогнозные объемы потребления мощности общества "ЧЭМК" на 2011-2013 гг. указаны в размере 485 МВт.
Письмом от 31.03.2010 N 10-81-5 общество "ЧЭМК" направило в адрес комитета на согласование заявку на покупку электрической энергии и мощности в 2011 г. для общества "ЧЭМК", где указало с разбивкой по месяцам и план на год покупку мощности с оптового рынка электроэнергии и мощности (далее - ОРЭМ) в объеме 485 МВт.
С иском к ОАО "ФСК ЕЭС" об обязании заключить договор оказания услуг по передаче электрической энергии по вышеуказанным линиям на условиях заявки от 11.02.2010 N 10-42-2 со сроком начала оказания услуг с 01.01.2011 общество "ЧЭМК" обратилось в Арбитражный суд города Москвы 05.04.2010.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда города Москвы от 09.08.2010 по делу N А40-39072/2010 требования общества "ЧЭМК" удовлетворены.
Обществом "ФСК ЕЭС" и обществом "ЧЭМК" заключен договор от 29.07.2010 N 466/П оказания услуг по передаче электрической энергии по единой национальной (общероссийской) электрической сети. К указанному договору общество "ФСК ЕЭС" и общество "ЧЕМК" заключили дополнительное соглашение от 12.05.2011 N 3, согласно которому величина заявленной мощности, в пределах которой общество "ФСК ЕЭС" принимает на себя обязательства, составляет 485 МВт в месяц (Приложение 5 к договору от 29.07.2010 N 466/П, п.1.2.2. дополнительного соглашения).
ФСТ России 06.12.2010 направила органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов выписки из сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации на 2011 г. с учетом изменений, внесенных приказом от 24.11.2010 N 333-э/1, где за обществом "ЧЭМК" числится мощность 441,99 МВт.
Комитет в рамках рассмотрения дела N А76-7873/2011, направил 22.09.201 в Арбитражный суд Челябинской области информацию о том, что при принятии тарифных решений, в том числе, при установлении котловых тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2011 г., комитет руководствуется данными формируемого ФСТ России сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации, а не обращениями потребителей. При этом комитет в названном письме указал, что из общей величины, утвержденной ФСТ России в сводном прогнозном балансе электрической энергии (мощности) на 2011 год, равной 441,991 МВт, исключены объемы по объектам, относящимся к единой национальной электрической сети и в отношении которых по состоянию на 01.01.2011 действует договор оказания услуг по передаче электрической энергии между указанным потребителем и организацией по управлению единой национальной электрической сетью (обществом "ФСК ЕЭС"). Полезный отпуск мощности по обществу "ЧЭМК" для формирования единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2011 г., оказываемые на территории Челябинской области, определен в размере 106,072 МВт.
Общество "ФСК ЕЭС" направило в адрес общества "ЧЭМК" письмо от 05.10.2011 N 51/1662, в котором указало, что решением Арбитражного суда г. Москвы от 09.08.2010 по делу N А40-39072/10 суд обязал общество "ФСК ЕЭС" заключить с ОАО "ЧЭМК" договор оказания услуг по передаче электрической энергии по вышеуказанным линиям на условиях заявки от 11.02.2010 N 10-42-2, со сроком начала оказания услуг с 01.01.2011. При этом из данной заявки следует, что объем заявленной мощности общества "ЧЭМК" на 2011 г. составляет 485 МВт. Объем заявленной мощности общества "ЧЭМК" по договору 29.07.2010 N 466/П в размере 485 МВт был учтен в сводном прогнозном балансе производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации на 2011 г. в составе величины заявленной мощности по территории Челябинской области.
Комитетом издано постановление N 49/8, опубликованное в издании "Южноуральская панорама" от 30.12.2010 N 321, спецвыпуск N 79.
Комитетом издано постановление N 52/6, в соответствии с которым п. 1 постановления N 49/8 изложен в редакции, изменившей размер единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые на территории Челябинской области, на 2011 г. Данное постановление было опубликовано в издании "Южноуральская панорама" от 16.02.2011 N 37.
Комитетом издано постановление N 12/1, в соответствии с которым п. 2 постановления N 49/8 был изложен в следующей редакции: "Тарифы, установленные в п. 1 настоящего Постановления, действуют с 01.01.2011 по 30.04.2011". При этом постановление N 49/8 дополнено п. 6, согласно которому установлены размеры единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые на территории Челябинской области, с 01.05.2011 по 31.12.2011. Постановление N 12/1 опубликовано в издании "Южноуральская панорама" от 27.05.2011 N 131 (спецвыпуск 38).
Комитетом издано постановление N 46/42, в соответствии с которым в постановление N 49/8 внесены следующие изменения и дополнения: п. 1 после слов "на 2011 год" дополнен словами "и первое полугодие 2012 года"; абз. 1 п. 6 изложен в новой редакции: "Установить с 1 мая 2011 года по 30 июня 2012 года единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые на территории Челябинской области в размере". Постановление N 46/42 опубликовано в издании "Южноуральская панорама" от 31.12.2011 N 317 (спецвыпуск 71).
Полагая, что постановление N 49/8 в вышеуказанных редакциях частично не соответствует законодательству и нарушает его права и законные интересы, общество "ЧЭМК" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд исходил из наличия правовых оснований для удовлетворения заявленных обществом "ЧЭМК" требований.
Изучив доводы заявителя кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не усмотрел оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
В соответствии с ч. 1 ст. 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из содержания ч. 4, 5 ст. 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.
Под нормативным правовым актом понимается изданный в установленном порядке акт уполномоченного на то органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, направленные на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений (п. 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части").
С учетом указанного разъяснения арбитражный суд обоснованно указал на наличие у постановления N 49/8 признаков нормативного правового акта, проверка законности которого в порядке судебного нормоконтроля относится к компетенции арбитражного суда.
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) и потребителей электрической и тепловой энергии установлены Законом N 35-ФЗ.
Статьей 23 Закона N 35-ФЗ установлены принципы и методы государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике.
Так, согласно п. 1 ст. 23 Закона N 35-ФЗ государственное регулирование цен (тарифов) осуществляется в порядке, установленном основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации. При этом регулируемые цены (тарифы) могут устанавливаться как в числовом выражении, так и в виде формул или порядка определения таких цен.
Пунктом 2 ст. 23 Закона N 35-ФЗ установлено, что при государственном регулировании цен (тарифов) должны соблюдаться следующие основные принципы: определение экономической обоснованности планируемых (расчетных) себестоимости и прибыли при расчете и утверждении цен (тарифов); обеспечение экономической обоснованности затрат коммерческих организаций на производство, передачу и сбыт электрической энергии; учет результатов деятельности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, по итогам работы за период действия ранее утвержденных цен (тарифов); учет соблюдения требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, в том числе требований о разработке и реализации программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, требований к организации учета и контроля используемых энергетических ресурсов, сокращению потерь энергетических ресурсов; обеспечение открытости и доступности для потребителей, в том числе населения, процесса тарифного регулирования; обязательный раздельный учет организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, объема продукции (услуг), доходов и расходов на производство, передачу и сбыт электрической энергии.
Согласно п. 3 ст. 23 Закона N 35-ФЗ при государственном регулировании цен (тарифов) в электроэнергетике достигается баланс экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии, обеспечивающий доступность электрической энергии при возврате капитала, инвестированного и используемого в сферах деятельности субъектов электроэнергетики, в которых применяется государственное регулирование цен (тарифов), в полном объеме с учетом экономически обоснованного уровня доходности инвестированного капитала при условии ведения для целей такого регулирования раздельного учета применяемых в указанных сферах деятельности активов и инвестированного и использованного для их создания капитала.
Как установлено п. 4 ст. 23 Закона N 35-ФЗ государственное регулирование цен (тарифов) в электроэнергетике может осуществляться на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности соответствующих организаций на срок не менее чем пять лет (на срок не менее чем три года при установлении впервые указанных цен (тарифов), их предельных уровней) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
При этом к долгосрочным параметрам государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике относятся также уровень надежности и качества указанных товаров (услуг), соответствующий долгосрочным инвестиционным программам организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, динамика изменения расходов, связанных с поставками соответствующих товаров (услуг), размер инвестированного капитала, норма доходности, сроки возврата инвестированного капитала и иные параметры.
Для целей такого регулирования могут применяться иные долгосрочные параметры регулирования, полученные с использованием метода сравнения аналогов и других методов.
Государственное регулирование цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые организацией по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью с 01.01.2010, на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые территориальными сетевыми компаниями, созданными в результате реформирования акционерных обществ энергетики и электрификации, с 01.01.2011, осуществляется только в форме установления долгосрочных тарифов на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности таких организаций, в том числе с применением метода обеспечения доходности инвестированного капитала (далее - метод доходности инвестированного капитала). Такие организации обязаны обеспечить достижение показателей надежности и качества поставляемых товаров, оказываемых услуг, определенных в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Долгосрочные тарифы и долгосрочные параметры регулирования деятельности таких организаций подлежат корректировке при недостижении показателей надежности и качества в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Переход к регулированию цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые такими организациями, в форме установления долгосрочных тарифов на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности таких организаций осуществляется с 01.01.2010. Сроки указанного перехода в течение 2010 года определяются Правительством Российской Федерации.
Государственное регулирование цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые иными территориальными сетевыми организациями с 01.01.2012, осуществляется только в форме установления долгосрочных тарифов на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности таких организаций, в том числе с применением метода доходности инвестированного капитала. Такие организации обязаны обеспечить достижение показателей надежности и качества поставляемых товаров, оказываемых услуг, определенных в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Долгосрочные тарифы и долгосрочные параметры регулирования деятельности таких организаций подлежат корректировке при недостижении показателей надежности и качества в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Переход к регулированию цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые такими организациями, в форме установления долгосрочных тарифов на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности таких организаций осуществляется с 01.01.2011.
Правительство Российской Федерации вправе определить перечень организаций, субъектов Российской Федерации, в которых применяются иные методы регулирования.
Методика расчета и определения уровня доходности капитала, инвестированного и используемого в сферах деятельности субъектов электроэнергетики, в которых применяется государственное регулирование цен (тарифов), определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Выбор и применение методов государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике осуществляются в порядке, установленном основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 5 ст. 23 Закона N 35-ФЗ срок действия утвержденных цен (тарифов) не может составлять менее чем двенадцать месяцев, если иное не установлено решением Правительства Российской Федерации.
При установлении для отдельных потребителей льготных цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), предусмотренных законодательством Российской Федерации, не допускается повышение цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) для других потребителей.
Государственное регулирование цен (тарифов) может осуществляться отдельно в отношении электрической энергии, поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей, в пределах социальной нормы потребления и сверх социальной нормы потребления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Социальная норма потребления электрической энергии (мощности) устанавливается уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Постановлением Губернатора Челябинской области от 01.09.2004 N 477 утверждено Положение о комитете, в силу п. 9 которого комитет в частности обязан осуществлять свою деятельность в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Челябинской области.
В соответствии с п. 6 Правил N 109, тарифы и (или) их предельные уровни вводятся в действие с начала очередного года на срок не менее одного года.
При этом действие данного пункта не распространяется на решения регулирующих органов, направленные на приведение ранее принятых решений об установлении тарифов или их предельных уровней в соответствие с законодательством Российской Федерации, на решения об установлении цен (тарифов) на услуги по обеспечению системной надежности, на решения регулирующих органов об установлении тарифов для организаций, в отношении которых ранее не осуществлялось государственное регулирование тарифов, на решения регулирующих органов об установлении тарифов на 2011 г. для организаций, которым в установленном порядке переданы в аренду объекты электросетевого хозяйства, входящие в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть (при условии обеспечения уровня роста среднеотпускной цены (тарифа) на электрическую энергию (мощность) в субъекте Российской Федерации не выше 115 процентов по сравнению с уровнем 2010 г.), а также на решения регулирующих органов об установлении размера платы за технологическое присоединение.
Установленные тарифы могут быть изменены по согласованию с ФСТ России в сторону уменьшения до окончания срока их действия, в том числе в течение финансового года, при соответствующем внесении изменений в закон субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на соответствующий финансовый год, касающихся компенсации за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации выпадающих доходов энергоснабжающих организаций (гарантирующих поставщиков, энергосбытовых организаций).
Решения об установлении цен (тарифов) на услуги по обеспечению системной надежности принимаются в срок, не превышающий 45 дней со дня представления организациями, осуществляющими регулируемую деятельность, полного перечня материалов для расчета тарифов, предусмотренных методическими указаниями по расчету цен (тарифов) на услуги по обеспечению системной надежности, утверждаемыми ФСТ России, и экономического обоснования исходных данных.
Пунктом 21 Правил N 109 установлено, что решение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов принимается по форме, утверждаемой ФСТ России, и включает: величину тарифов и (или) их предельных уровней с разбивкой по категориям (группам) потребителей; даты введения в действие тарифов и (или) их предельных уровней, в том числе с календарной разбивкой.
При этом в данном решении указываются основные показатели деятельности регулируемой организации на расчетный период регулирования (объем необходимой валовой выручки и основные статьи расходов по регулируемым видам деятельности в соответствии с Основами ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации).
В соответствии с п. 4 Порядка формирования сводного баланса, сводный прогнозный баланс формируется в целях: расчетов тарифов (цен) на электрическую энергию и мощность и размеров платы за указанные в Основах ценообразования услуги, устанавливаемых Федеральной службой по тарифам и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов; заключения участниками ОРЭМ договоров купли-продажи электрической энергии и мощности на оптовом рынке в соответствии с Правилами оптового рынка.
Порядком формирования сводного баланса подробно регламентирована процедура формирования сводного баланса, в частности: сроки утверждения и согласования; круг субъектов, участвующих в формировании; источники показателей, учитываемых при формировании баланса.
Тарифы рассчитываются комитетом способами, установленными Методическими указаниями.
Методические указания разработаны в соответствии с Федеральным законом "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" от 14.04.1995 N 41-ФЗ, Законом N 35-ФЗ, "Основами ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии" от 26.02.2004 N 109, Правилами N 109.
В соответствии с п. 44 Методических указаний размер тарифа на услуги по передаче электрической энергии рассчитывается в виде экономически обоснованной ставки, которая, в свою очередь, дифференцируется по четырем уровням напряжения в точке подключения потребителя (покупателя, другой энергоснабжающей организации) к электрической сети рассматриваемой организации: на высоком напряжении: (ВН) 110 кВ и выше; на среднем первом напряжении: (СН1) 35 кВ; на среднем втором напряжении: (СН 11) 20 - 1 кВ; на низком напряжении: (НН) 0,4 кВ и ниже.
Пунктами 50, 51 Методических указаний определены способы расчета двухставочных и одноставочных единых котловых тарифов, соответственно. При расчете тарифов отмеченными способами используются показатели заявленной мощности потребителей, учтенные в сводном прогнозном балансе производства и поставок электрической энергии.
В соответствии с п. 9 постановления N 1172 органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов с 01.05.2011 предписано пересмотреть установленные на 2011 г. тарифы на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), поставляемую покупателям на розничных рынках на территориях, не объединенных в ценовые зоны оптового рынка, за исключением электрической энергии (мощности), поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей, а также сбытовые надбавки гарантирующих поставщиков с учетом подп. "а", абз. первого и второго подп. "б" п. 6 постановления N 1172 и исходя из увеличения среднего по субъекту Российской Федерации одноставочного тарифа на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, и сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков не более чем на 15 процентов. По согласованию с ФСТ России органы исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов вправе распространить действие решений о снижении указанных в данном пункте тарифов и сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков на правоотношения, возникшие с 01.01.2011.
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что согласно сводному прогнозному балансу на 2011 г. по Челябинской области, утвержденному приказом ФСТ России от 24.11.2010 N 333-э/1, объем покупки электрической энергии с ОРЭМ составил 25234,92 млн.кВтч, технологический расход электрической энергии (потери) в электрических сетях - 2928,93 млн.кВтч, расчетный объем полезного отпуска электрической энергии на территории Челябинской области составляет 22305,99 млн.кВтч, объем заявленной мощности потребителей услуг - 19162 МВт.
Исследовав и оценив в соответствии с требованиями ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела письменные доказательства и доводы сторон, суд установил, что тарифы на услуги по передаче электрической энергии на территории Челябинской области были рассчитаны исходя из объемов полезного отпуска - 19131,10 млн.кВтч и заявленной мощности 2326,69 МВт, что не соответствует объемам, утвержденным в сводном прогнозном балансе.
Приняв во внимание, что комитет не обладает полномочиями осуществлять расчет единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии на основании произвольных величин, не предусмотренных сводным прогнозным балансом производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации, суд пришел к правильному выводу о правомерности заявленных обществом "ЧЭМК" требований.
Кроме того, с учетом п. 6 Правил N 109, п. 9 постановления N 1172, а также верно отметив, что фактически срок действия тарифов, установленных на 2011 г. и пересмотренных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в соответствии с названными нормами с 01.05.2011, составляет восемь месяцев, суд обоснованно отметил, что исключение из общего правила о введении в действие с начала очередного года на срок не менее одного года применяется только для тарифных решений 2011 г., принятых во исполнение п. 9 постановления N 1172.
Таким образом, для решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов на 2012 г. применению подлежит общее правило.
При этом с учетом п. 21 Правил, а также приняв во внимание, что датой введения в действие единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии на территории Челябинской области на 2012 г. является дата вступления в силу изменений, внесенных постановлением N 46/42, суд пришел к правильному выводу о том, что комитет ввел в действие единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые на территории Челябинской области, до начала очередного года и на срок менее одного года, что противоречит перечисленным выше нормам в области государственного регулирования тарифов.
Помимо изложенного, суд верно отметил, что ФСТ России в адрес комитета 22.03.2012 было направлено требование об отмене постановлений N 46/42, 12/1, 52/6, 49/8.
Кроме того, судом установлено и материалами дела подтверждено, что общество "МРСК Урала" обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с исковым заявлением о взыскании с общества "ЧЭМК" неосновательного обогащения, составляющего стоимость услуг по передаче электрической энергии по линиям 110 кВ, к которым общество "ЧЭМК" присоединено опосредованно, и линиям 110 кВ по непосредственному присоединению, за период с 01.01.2011 по 30.06.2011 в размере 156 105 881,91 руб. При этом, в качестве одного из оснований заявленных требований в части осуществления расчета стоимости услуг по передаче электрической энергии, оказанных для общества "ЧЭМК", общество "МРСК Урала" указывает величину заявленной мощности и размер тарифов на 2011 г., установленные оспариваемыми постановлениями. Указанное заявление принято к производству Арбитражного суда Челябинской области, делу присвоен номер N А76-14841/2011, на дату рассмотрения настоящего дела окончательный судебный акт по названному делу не принят.
Таким образом, установив, что общество "МРСК Урала" при обращении в суд с требованием о взыскании неосновательного обогащения применяет тариф, рассчитанный регулирующим органом, учитывая, что тариф не был отменен, изменен или признан недействующим по заявлениям заинтересованных лиц, суд пришел к обоснованному выводу о нарушении прав и законных интересов общества "ЧЭМК" оспариваемым в части постановлением N 49/8.
При таких обстоятельствах суд правомерно удовлетворил заявленные обществом "ЧЭМК" требования о признании недействующим постановления N 49/8 в оспариваемой части.
Доводы заявителя кассационной жалобы являлись предметом рассмотрения Арбитражного суда Челябинской области и получили надлежащую правовую оценку, оснований для её непринятия суд кассационной инстанции не усматривает.
Нарушений или неправильного применения судом норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт следует оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 20.04.2012 по делу N А76-21678/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Урала" - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.А. Татаринова |
Судьи |
Е.А. Поротникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Помимо изложенного, суд верно отметил, что ФСТ России в адрес комитета 22.03.2012 было направлено требование об отмене постановлений N 46/42, 12/1, 52/6, 49/8.
Кроме того, судом установлено и материалами дела подтверждено, что общество "МРСК Урала" обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с исковым заявлением о взыскании с общества "ЧЭМК" неосновательного обогащения, составляющего стоимость услуг по передаче электрической энергии по линиям 110 кВ, к которым общество "ЧЭМК" присоединено опосредованно, и линиям 110 кВ по непосредственному присоединению, за период с 01.01.2011 по 30.06.2011 в размере 156 105 881,91 руб. При этом, в качестве одного из оснований заявленных требований в части осуществления расчета стоимости услуг по передаче электрической энергии, оказанных для общества "ЧЭМК", общество "МРСК Урала" указывает величину заявленной мощности и размер тарифов на 2011 г., установленные оспариваемыми постановлениями. Указанное заявление принято к производству Арбитражного суда Челябинской области, делу присвоен номер N А76-14841/2011, на дату рассмотрения настоящего дела окончательный судебный акт по названному делу не принят.
Таким образом, установив, что общество "МРСК Урала" при обращении в суд с требованием о взыскании неосновательного обогащения применяет тариф, рассчитанный регулирующим органом, учитывая, что тариф не был отменен, изменен или признан недействующим по заявлениям заинтересованных лиц, суд пришел к обоснованному выводу о нарушении прав и законных интересов общества "ЧЭМК" оспариваемым в части постановлением N 49/8.
При таких обстоятельствах суд правомерно удовлетворил заявленные обществом "ЧЭМК" требования о признании недействующим постановления N 49/8 в оспариваемой части."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 24 июля 2012 г. N Ф09-5430/12 по делу N А76-21678/2011
Хронология рассмотрения дела:
23.11.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-15011/12
30.10.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-15011/12
24.07.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-5430/12
24.07.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-5430/12
20.04.2012 Решение Арбитражного суда Челябинской области N А76-21678/11