Екатеринбург |
|
03 августа 2012 г. |
Дело N А76-18347/11 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 августа 2012 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 августа 2012 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Вербенко Т.Л.,
судей Черкасской Г.Н., Тимофеевой А.Д.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ИРМИ-ЖКХ" (далее - общество "ИРМИ-ЖКХ") на постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.03.2012 по делу N А76-18347/2011 Арбитражного суда Челябинской области.
В судебном заседании принял участие представитель общества "ИРМИ-ЖКХ" - Пак А.Н. (доверенность от 08.11.2011).
Представители общества с ограниченной ответственностью "Тепло и Сервис" (далее - общество "Тепло и Сервис"), надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Общество "Тепло и Сервис" обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с иском к обществу "ИРМИ-ЖКХ" о принятии условий договора на отпуск и передачу тепловой энергии от 01.09.2011: "п. 4.2. Расчеты за тепловую энергию производятся в зависимости от количества, переданной тепловой энергии, которое определяется ежемесячно по расчету пункта 2.1.1 и тарифу в размере 1041 руб. 60 коп. за Гкал, увеличенному на сумму налога на добавленную стоимость, путем перечисления денежных средств на расчетный счет энергоснабжающей организации. Ориентировочная сумма на момент заключения договора составляет 3 333 557 руб. 55 коп. в год с НДС.
Тарифы утверждаются Государственным комитетом "Единый тарифный орган Челябинской области", изменение тарифа допускается в случаях и на условиях, предусмотренных законом, изменение тарифа не требует переоформления договора.
Приложение N 2 по тексту договора".
Решением суда от 20.01.2012 (судья Воронин А.Г.) пункт 4.2 договора на отпуск и передачу тепловой энергии от 01.09.2011 принят в редакции: "Расчеты за тепловую энергию производится в зависимости от количества, переданной тепловой энергии, которое определяется ежемесячно по расчету пункта 2.1.1 и тарифу 1 041 руб. 60 коп. за Гкал (без учета НДС) 1229 руб. 09 коп. (с учетом НДС) для бюджетных и юридических предприятий; и 1011 руб. 82 коп. с учетом НДС (из расчета 1306 руб. 92 коп. х 77,42%) для населения ЖСК и частного сектора.
Ориентировочная сумма на момент заключения договора составляет 3 183 587 руб. 95 коп. с учетом НДС.
Тарифы утверждаются Государственным комитетом "Единый тарифный орган Челябинской области", изменение тарифа допускается в случаях и на условиях, предусмотренных законом, изменение тарифа не требует переоформления договора.
Приложение N 2 к договору от 01.09.2011 в редакции: Температурный график сетевой воды от котельной N 9 общества "Тепло и сервис" и от ЦТП общества "ИРМИ-ЖКХ".
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.03.2012 (судьи Рачков В.В., Логиновских Л.Л., Вяткин О.Б.) решение суда отменено, исковые требования удовлетворены (с учетом определения Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда об исправлении опечаток от 30.03.2012). Условия договора на отпуск и передачу тепловой энергии от 01.09.2011 между обществом "Тепло и Сервис" и обществом "ИРМИ-ЖКХ" приняты в редакции истца: "п. 4.2. Расчеты за тепловую энергию производятся в зависимости от количества, переданной тепловой энергии, которое определяется ежемесячно по расчету пункта 2.1.1 и тарифу в размере 1041 руб. 60 коп. за Гкал, увеличенному на сумму налога на добавленную стоимость, путем перечисления денежных средств на расчетный счет энергоснабжающей организации. Ориентировочная сумма на момент заключения договора составляет 3 333 557 руб. 55 коп. в год с НДС.
Тарифы утверждаются Государственным комитетом "Единый тарифный орган Челябинской области", изменение тарифа допускается в случаях и на условиях, предусмотренных законом, изменение тарифа не требует переоформления договора.
Приложение N 2:
ТЕМПЕРАТУРНЫЙ ГРАФИК
сетевой воды котельной N 9 ООО "Тепло и сервис"
Температура наружного воздуха, С° |
Температура воды в падающем трубопроводе, С° |
Температура воды в обратном трубопроводе, С° |
Расход теплоносителя, G, т/ч |
12 |
70 |
62 |
175 |
8 |
70 |
62 |
|
6 |
70 |
61 |
230 |
4 |
70 |
60 |
|
2 |
70 |
59 |
|
0 |
70 |
58 |
|
-3 |
70 |
57 |
|
-5 |
70 |
56 |
|
-8 |
73 |
58 |
320 |
-11 |
76 |
60 |
|
-14 |
79 |
62 |
420 |
-17 |
82 |
64 |
|
-20 |
85 |
66 |
|
-23 |
88 |
68 |
450 |
-26 |
91 |
70 |
|
-29 |
94 |
72 |
|
-32 |
97 |
74 |
|
-34 |
100 |
75 |
В кассационной жалобе общество "ИРМИ-ЖКХ" просит постановление апелляционного суда отменить, условия договора принять в редакции ответчика. В обоснование доводов кассационной жалобы заявитель поясняет, что спор возник из-за разницы между тарифами, установленными для населения и для обществ "Тепло и Сервис" и "ИРМИ-ЖКХ". Население Копейского городского округа производит оплату теплоэнергии по единому тарифу, который включает в себя и производство, и передачу тепловой энергии: 1306,92 руб./Гкал (с учетом НДС). Поскольку, по мнению заявителя, размер данного тарифа недостаточен для возмещения расходов ответчика на покупку теплоэнергии у истца (по тарифу, установленному органом регулирования, - 1229,09 руб./Гкал с учетом НДС), кассатор полагает справедливым установить в договоре оплату купленной у истца теплоэнергии по цене 1011 руб. 82 коп. с учетом НДС (что составляет 77,42% от установленного органом регулирования тарифа - 1306 руб. 92 коп.) в части покупки энергии для населения ЖСК и частного сектора.
Общество "ИРМИ-ЖКХ" указывает на то, что температурный график, представленный истцом, не соответствует предписанию инспектора Ростехнадзора от 24.06.2011 N П-34-265-ч-4788, не может обеспечить необходимую температуру квартального теплоносителя от центрального теплового пункта.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела, общество "Тепло и Сервис" на основании договора аренды от 28.12.2009 N 54/31-09 владеет производственным зданием котельной в комплекте с паровыми котлами, работающими на местных бурых углях и иным оборудованием (имущество), которое использует для выработки тепловой энергии по адресу: г. Копейск, р.п. Бажова (производственная площадка ликвидированной шахты "Подозерная"). Функциональное назначение имущества: производство, бесперебойная передача, распределение тепловой энергии и горячей воды, эксплуатация и обслуживание отопительной инфраструктуры объектов жилищно-коммунального назначения пос. Бажова.
Ответчик на основании договора аренды от 16.04.2009 N 50/5-09 владеет объектами недвижимости и движимым имуществом, в том числе, расположенном в р.п. Бажова, которое использует для производства, бесперебойной передачи, распределения тепловой энергии и горячей воды; эксплуатации и обслуживания отопительной инфраструктуры Копейского городского округа.
Между обществом "Тепло и Сервис" (энергоснабжающая организация) и обществом "ИРМИ-ЖКХ" (поставщик) 01.09.2011подписан договор на отпуск и передачу тепловой энергии с протоколом разногласий.
Протокол согласования от 07.09.2011 протокола разногласий к договору от 01.09.2011 по пункту 4.2 и приложения N 2 со стороны ответчика подписан с протоколом урегулирования согласований.
Пункт 4.2 обществом "ИРМИ-ЖКХ" изложен в редакции: "Расчеты за тепловую энергию производятся в зависимости от количества переданной тепловой энергии, которое определяется ежемесячно по расчету пункта 2.1.1 и тарифу 1 041 руб. 60 коп. за Гкал, увеличенную на сумму НДС, для бюджетных и юридических предприятий и 1 011 руб. 82 коп. с НДС для населения (1 306 руб. 92 коп. за Гкал х 77,42%). Ориентировочная сумма на момент заключения договора составляет 3 183 587 руб. 95 коп. с НДС. Данный пункт действует до решения вопроса по компенсации убытков из-за разницы в тарифах". Приложение N 2 "Температурный график" ответчик предлагает привести в соответствие с Правилами технической эксплуатации тепловых энергоустановок (далее - ПТЭ ТЭ) тепловых энергоустановок согласно пункту 6.2.58 и предписаний Ростехнадзора для обеспечения среднесуточной температуры теплоносителя в подающем трубопроводе от ЦТП не ниже 70°С.
Ссылаясь на возникшие разногласия при заключении договора на отпуск и передачу тепловой энергии от 01.09.2011, общество "Тепло и Сервис" обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Суд первой инстанции, исследовав представленные в материалы дела доказательства, указал, что редакция пункта 4.2 договора от 01.09.2011, предложенная ответчиком, не противоречит действующему законодательству, а также поскольку истец не представил документы в обоснование температурного графика из расчета расхода теплоносителя 450 куб. м в час, приложение N 2 "Температурный график" подлежит принятию в редакции общества "ИРМИ-ЖКХ".
Отменяя решение суда и удовлетворяя исковые требования, апелляционный суд исходил из того, что законом не предусмотрено произведение оплаты тепловой энергии в размере, исчисленном в процентном отношении от установленного государственным органом тарифа, в связи с чем не подлежит применению предлагаемое ответчиком условие об установлении размера оплаты тепловой энергии в размере 77,42% от тарифа для населения. Поскольку температурный график соответствует требованиям ПТЭ ТЭ и предписаний Ростехнадзора, апелляционный суд пришел к выводу об отсутствии оснований для его отклонения.
Выводы апелляционного суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам и действующему законодательству.
Пунктом 1 ст. 424 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что в предусмотренных законом случаях применяются цены, устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
Из ст. 8 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" также следует, что тарифы на тепловую энергию подлежат государственному регулированию.
Согласно ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере теплоснабжения относятся, в частности, реализация предусмотренных ч. 3 ст. 7 данного Федерального закона полномочий в области регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения.
В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" федеральный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения устанавливает предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям.
Государственное регулирование цен (тарифов) на тепловую энергию (мощность) осуществляется на основе принципов, установленных настоящим Федеральным законом, в соответствии с основами ценообразования в сфере теплоснабжения, правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами и методическими указаниями, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения (ст. 10 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении").
В ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" определены полномочия, которые Федеральный орган исполнительной власти в области регулирования тарифов и надбавок осуществляет в области тарифообразования.
Из анализа указанных норм права следует, что определение стоимости тепловой энергии подлежит государственному регулировании и производится уполномоченным на то федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования.
В постановлении от 18.11.2010 N 39/25 Государственный комитет "Единый тарифный орган Челябинской области" с 01.01.2011 для потребителей Копейского городского округа установил тарифы на тепловую энергию, отпускаемую обществом "Тепло и Сервис" (котельная на территории шахты "Подозерная") по сетям общества "ИРМИ-ЖКХ" для группы потребителей: потребители, оплачивающие производство и передачу тепловой энергии, одноставочный тариф (бюджетные потребители; иные потребители) - 1587 руб. 48 коп. за Гкал (с учетом НДС); потребители, оплачивающие производство тепловой энергии (получающие тепловую энергию на коллекторах производителей) одноставочный тариф (бюджетные потребители; иные потребители) - 1229 руб. 09 коп. за Гкал (с учетом НДС).
Исследовав представленные в материалы дела доказательства, апелляционный суд пришел к обоснованному выводу о том, что оплата обществом "ИРМИ-ЖКХ" должна производиться по тарифу, утвержденному постановлением Государственного комитета "Единый тарифный орган Челябинской области" от 18.11.2010 N 39/25.
Данный тариф ответчиком не оспорен, не отменен, не изменен, не признан недействительным.
Апелляционным судом верно отмечено, что законом не предусмотрено произведение оплаты тепловой энергии в размере, исчисленном в процентном отношении от установленного тарифным органом тарифа, в связи с чем предлагаемое ответчиком условие об установлении размера оплаты тепловой энергии 77,42% от тарифа для населения, неприемлемо ввиду противоречия действующему законодательству в области регулирования правоотношений по теплоснабжению.
При таких обстоятельствах апелляционный суд правомерно удовлетворил исковые требования о принятии п. 4.2 договора в редакции истца.
Ссылка суда апелляционной инстанции на нормы Федерального закона "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" от 14.04.1995 N 41-ФЗ подлежит исключению из мотивировочной части постановления ввиду утраты данным законом силы с 01.01.2011 (Федеральный закон от 26.03.2003 N 36-ФЗ в редакции Федерального закона от 26.07.2010 N 187-ФЗ). Указанный недостаток не привел к принятию апелляционным судом неправильного решения.
В п. 6.2.58. приказа Минэнерго РФ от 24.03.2003 N 115 "Об утверждении Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок" установлено: для двухтрубных водяных тепловых сетей в основе режима отпуска теплоты предусматривается график центрального качественного регулирования. При наличии нагрузки горячего водоснабжения минимальная температура воды в подающем трубопроводе сети предусматривается для закрытых систем теплоснабжения не ниже 70°С; для открытых систем теплоснабжения горячего водоснабжения не ниже 60°С.
В предписании от 24.06.2011 N П-34-265-ч-4788 об устранении нарушений, выявленных Уральским управлением Ростехнадзора, указано на то, что температурный график подачи теплоносителя после ЦТП4, ЦТП5, ЦТП21 и ЦТП "Подозерная", утвержденный директором общества "ИРМИ-ЖКХ", не соответствует требованиям п. 6.2.58 ПТЭ ТЭ, температурным графиком предусмотрена температура воды в подающей линии водяной тепловой сети ниже 70°С при наличии водоподогревателей в ИТП потребителей и нагрузки горячего водоснабжения в закрытой системе теплоснабжения; предписано устранить недостатки до 01.08.2011.
Оценив представленный истцом в материалы дела температурный график, апелляционный суд установил, что в нем соблюдены требования п. 6.2.58 ПТЭ ТЭ, предписаний Ростехнадзора, в связи с чем отсутствуют основания для его отклонения.
Поскольку указанный истцом в температурном графике расход теплоносителя не оспорен ответчиком надлежащими доказательствами, в обоснование предлагаемого ответчиком расхода теплоносителя доказательств не представлено, апелляционный суд правомерно удовлетворил исковые требования в части принятия приложения N 2 в редакции общества "Тепло и Сервис".
Оснований для переоценки выводов суда апелляционной инстанций у суда кассационной инстанции в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Постановление суда апелляционной инстанций принято на основе всестороннего и полного исследования имеющихся в материалах дела доказательств и установления всех обстоятельств, имеющих существенное значение для рассмотрения дела.
Нарушений норм материального либо процессуального права, являющихся в соответствии со ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного постановление апелляционного суда подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.03.2012 по делу N А76-18347/2011 Арбитражного суда Челябинской области оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ИРМИ-ЖКХ" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т.Л. Вербенко |
Судьи |
Г.Н. Черкасская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Государственное регулирование цен (тарифов) на тепловую энергию (мощность) осуществляется на основе принципов, установленных настоящим Федеральным законом, в соответствии с основами ценообразования в сфере теплоснабжения, правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами и методическими указаниями, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения (ст. 10 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении").
В ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" определены полномочия, которые Федеральный орган исполнительной власти в области регулирования тарифов и надбавок осуществляет в области тарифообразования.
...
Ссылка суда апелляционной инстанции на нормы Федерального закона "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" от 14.04.1995 N 41-ФЗ подлежит исключению из мотивировочной части постановления ввиду утраты данным законом силы с 01.01.2011 (Федеральный закон от 26.03.2003 N 36-ФЗ в редакции Федерального закона от 26.07.2010 N 187-ФЗ). Указанный недостаток не привел к принятию апелляционным судом неправильного решения.
В п. 6.2.58. приказа Минэнерго РФ от 24.03.2003 N 115 "Об утверждении Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок" установлено: для двухтрубных водяных тепловых сетей в основе режима отпуска теплоты предусматривается график центрального качественного регулирования. При наличии нагрузки горячего водоснабжения минимальная температура воды в подающем трубопроводе сети предусматривается для закрытых систем теплоснабжения не ниже 70°С; для открытых систем теплоснабжения горячего водоснабжения не ниже 60°С."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 3 августа 2012 г. N Ф09-5800/12 по делу N А76-18347/2011