Екатеринбург |
|
10 августа 2012 г. |
Дело N А50-24850/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 августа 2012 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 августа 2012 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Семеновой З.Г.,
судей Столярова А.А., Мындря Д.И.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Пермская коммунальная компания" (ОГРН: 1035900082790, ИНН: 5902192211, далее - общество "Пермская коммунальная компания") на решение Арбитражного суда Пермского края от 05.03.2012 по делу N А50-24850/2011 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.05.2012 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационных жалоб извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняла участие представитель общества "Пермская коммунальная компания" - Кобякова М.Б. (доверенность от 30.01.2012).
Общество "Пермская коммунальная компания" обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании недействительными действий департамента земельных отношений администрации г. Перми (далее - департамент) по перерасчету арендной платы за 2010 и 2011 годы по договорам аренды земельных участков от 21.07.2008 N 037-08Д, N 038-08Д, N 039-08Д, N 040-08Д, N 041-08Д, N 042-08Д, N 043-08Д, от 12.11.2008 N 066-08Д, N 067-08Д и по направлению уведомлений от 06.09.2011 N И-21-01-09-16261 и от 09.09.2011 N И-21-01-09-16494 по названным договорам аренды.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 05.03.2012 (судья Елизарова И.В.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.05.2012 (судьи Дюкин В.Ю., Панькова Г.Л., Голубцова Ю.А.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество "Пермская коммунальная компания" просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на нарушение судами ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Заявитель считает неправомерным вывод судов о ненадлежащем способе защиты, так как именно избранный им способ приведет к восстановлению нарушенных прав, а именно: снимет с него обязанность по уплате дополнительных платежей по аренде земельных участков, а также повлияет на дальнейшее начисление арендной платы в соответствии с действующим законодательством. Кроме того, общество "Пермская коммунальная компания" считает несостоятельным вывод судов о том, что при перерасчете арендных платежей департамент выступает в качестве стороны по договорам аренды, полагая, что в данном случае он действует как орган местного самоуправления, устанавливающий обязательный для уплаты размер арендных платежей, на что заявитель, как арендатор земельных участков, повлиять не может.
Как установлено судами и следует из материалов дела, на основании договоров аренды от 21.07.2008 N 037-08Д, N 038-08Д, N 039-08Д, N 040-08Д, N 041-08Д, N 042-08Д, N 043-08Д, от 12.11.2008 N 066-08Д, N 067-08Д общество "Пермская коммунальная компания" является арендатором земельных участков, расположенных по улице Кронштадтской в Дзержинском районе города Перми, с кадастровым номером 59:01:4410223:46 площадью 2970 кв. м., с кадастровым номером 59:01:4410223:53 площадью 4110 кв. м., с кадастровым номером 59:01:4410223:54 площадью 3780 кв. м., с кадастровым номером 59:01:4410223:55 площадью 4044 кв. м., с кадастровым номером 59:01:4410223:57 площадью 4025 кв. м., с кадастровым номером 59:01:4410223:62 площадью 5074 кв. м., с кадастровым номером 59:01:4410223:58 площадью 4887 кв. м., с кадастровым номером 59:01:4410223:63 площадью 4578 кв.м. и с кадастровым номером 59:01:4410223:47 площадью 4105 кв.м.
Указанные земельные участки переданы арендатору по актам приема-передачи.
Согласно п. 2.2.3 договоров арендодатель обязан ежегодно направлять уведомление о размере арендной платы с указанием реквизитов для перечисления с учетом п. 4.6 данного договора.
В пункте 4.5 договоров установлено, что в случае централизованного изменения цен и тарифов, сроков уплаты, изменения методики расчетов арендных платежей, изменения нормативной цены на землю на основе оценочного зонирования территории, кадастровой стоимости, базовых ставок арендной платы, а также изменения нормативных актов Российской Федерации, Пермского края, города Перми, регулирующих исчисление размера арендной платы и вида деятельности арендатора, арендодатель вправе изменить размер арендной платы, сроки уплаты в бесспорном и одностороннем порядке.
В пункте 4.6 договоров установлено, что арендодатель уведомляет арендатора об изменении арендной платы официальным извещением с указанием реквизитов для перечисления денежных средств. В случае неполучения уведомления до 01 апреля каждого финансового года арендатор обращается в адрес департамента самостоятельно.
Уведомлениями от 06.09.2011 и от 09.09.2011 департамент сообщил заявителю, что арендная плата на 2010-2011 годы за земельные участки рассчитана в соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 1 Закона Пермского края от 07.04.2010 N 604-ПК "Об установлении размера арендной платы, порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Пермского края, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, расположенные на территории Пермского края" и устанавливается равной 4 % от кадастровой стоимости земельных участков на период с 10.12.2008 по 31.12.2012, но не более 2,3 размера арендной платы, рассчитанной для 2007 года.
Общество "Пермская коммунальная компания", полагая, что оснований для изменения размера арендной платы, предусмотренного пунктами 2.2.3, 4.5, 4.6. заключенных договоров, у департамента не имелось, и размер арендной платы за земельные участки должен составлять 0,3 процента от кадастровой стоимости, рассчитанных в соответствии с п. 4.1 ч. 1 указанного Закона Пермского края, обратилось с рассматриваемым заявлением в арбитражный суд в порядке гл. 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды обоснованно исходили из следующего.
Согласно ч. 1 ст. 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
В статье 11 Гражданского кодекса Российской Федерации установлены особенности защиты гражданских прав в судах Российской Федерации.
Защита гражданских прав осуществляется перечисленными в ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации способами и иными способами, предусмотренными законом, в том числе путем признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления.
Гражданский кодекс Российской Федерации не ограничивает субъекта в выборе способа защиты нарушенного права; граждане и юридические лица в силу ст. 9 Гражданского кодекса Российской Федерации вправе осуществить этот выбор по своему усмотрению, однако избранный лицом способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и спорного правоотношения, и в конечном итоге привести к восстановлению нарушенного права.
Обществом "Пермская коммунальная компания" в рамках настоящего дела заявлены требования в порядке гл. 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Рассмотрение дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, должностных лиц, осуществляется в порядке гл. 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Участниками данных отношений выступают, с одной стороны, государственный орган, орган местного самоуправления или должностные лица, наделенные властными полномочиями на осуществление своей деятельности, с другой стороны, граждане, организации и иные лица, права и законные интересы которых затрагиваются решениями и действиями указанных органов.
Согласно п. 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" к действиям органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных или муниципальных служащих относится властное волеизъявление названных органов и лиц, которое не облечено в форму решения, но повлекло нарушение прав и свобод граждан и организаций или создало препятствия к их осуществлению.
В ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что гражданское законодательство определяет основания возникновения и порядок осуществления вещных прав, регулирует договорные и иные обязательства; участниками регулируемых гражданским законодательством отношений являются граждане и юридические лица, в таких отношениях могут участвовать также Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования.
В силу п. 1 ст. 124 Гражданского кодекса Российской Федерации названные субъекты выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами.
В данном случае департамент, направляя в адрес общества "Пермская коммунальная компания" уведомления об изменении размера арендной платы по заключенным между сторонами договорам аренды земельных участков, использовал не свои властные полномочия по отношению к заявителю, а выступал в силу ст. 124 Гражданского кодекса Российской Федерации как контрагент договорных отношений (равноправный субъект гражданских правоотношений).
В рассматриваемом деле заявленные обществом "Пермская коммунальная компания" требования основаны на несогласии с перерасчетом размера арендной платы по спорным договорам аренды, то есть спор фактически возник между сторонами в рамках существующих договорных отношений и связан с несогласием арендатора с размером арендной платы по договорам аренды.
Таким образом, действия департамента, выразившиеся в перерасчете размера арендной платы, не могут быть оспорены в порядке гл. 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Защита прав заявителя, которые он считает нарушенными, должна осуществляться в порядке гражданского судопроизводства.
Поскольку в судебных заседаниях заявитель настаивал на рассмотрении спора в порядке гл. 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а возможность защиты своих прав и интересов по спору, вытекающему из гражданско-правовых отношений у заявителя не утрачена, суды обоснованно отказали в удовлетворении заявленных требований.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, отклоняются судом кассационной инстанции в силу изложенных обстоятельств, а также в связи с тем, что основаны на неправильном толковании закона.
Материалы дела исследованы судами полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемых судебных актах выводы соответствуют обстоятельствам дела и нормам права.
Оснований для отмены судебных актов не имеется.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции, постановление апелляционного суда следует оставить в силе, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Пермского края от 05.03.2012 по делу N А50-24850/2011 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.05.2012 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества "Пермская коммунальная компания" - без удовлетворения.
Председательствующий |
З.Г. Семенова |
Судьи |
А.А. Столяров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно п. 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" к действиям органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных или муниципальных служащих относится властное волеизъявление названных органов и лиц, которое не облечено в форму решения, но повлекло нарушение прав и свобод граждан и организаций или создало препятствия к их осуществлению.
В ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что гражданское законодательство определяет основания возникновения и порядок осуществления вещных прав, регулирует договорные и иные обязательства; участниками регулируемых гражданским законодательством отношений являются граждане и юридические лица, в таких отношениях могут участвовать также Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования.
В силу п. 1 ст. 124 Гражданского кодекса Российской Федерации названные субъекты выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами.
В данном случае департамент, направляя в адрес общества "Пермская коммунальная компания" уведомления об изменении размера арендной платы по заключенным между сторонами договорам аренды земельных участков, использовал не свои властные полномочия по отношению к заявителю, а выступал в силу ст. 124 Гражданского кодекса Российской Федерации как контрагент договорных отношений (равноправный субъект гражданских правоотношений)."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 10 августа 2012 г. N Ф09-6512/12 по делу N А50-24850/2011