Екатеринбург |
|
20 сентября 2012 г. |
Дело N А07-9010/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 сентября 2012 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 сентября 2012 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Гавриленко О.Л.,
судей Анненковой Г.В., Лимонова В.М.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 40 по Республике Башкортостан (далее - инспекция, налоговый орган) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 28.09.2011 по делу N А07-9010/2011 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.12.2011 по тому же делу.
Определением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 29.03.2012 производство по данной кассационной жалобе приостановлено до размещения Постановления Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации по делу N ВАС-15474/11 (N А07-19656/2010) в полном объеме на сайте Высшего Арбитражного суда Российской Федерации.
Определением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 20.08.2012 производство по кассационной жалобе инспекции возобновлено.
В судебном заседании, проведенном 18.09.2012 путем использования систем видеоконференц-связи, организованной Арбитражным судом Республики Башкортостан, принял участие представитель инспекции - Родина Н.Б. (доверенность от 10.01.2012 N 15-08/6).
В судебном заседании Федерального арбитражного суда Уральского округа принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью "Урал Лото" (ИНН: 0274134415, ОГРН: 1080274009562); (далее - общество, налогоплательщик) - Клюжева А.А. (доверенность от 23.04.2012 N 34-12).
Общество обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к инспекции о признании недействительным решения от 17.03.2011 N 23168 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением суда от 28.09.2011 (судья Искандаров У.С.) заявленное требование удовлетворено.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.12.2011 (судьи Толкунов В.М., Дмитриева Н.Н., Малышев М.Б.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе инспекция просит указанные судебные акты отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, а также на неправильное применение судами подп. 8.1 п. 3 ст. 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и Федерального закона от 11.11.2003 N 138-ФЗ "О лотереях" (далее - Закон о лотереях), поскольку рассматриваемая налоговая льгота касается проведения региональных лотерей по решению уполномоченного органа субъекта Российской Федерации, подразумевающего издание высшим органом исполнительной власти региона соответствующего нормативного правового акта, которым определяется организатор и порядок проведения лотереи. По мнению инспекции, в настоящем деле такого решения не принято, обществу выдано лишь разрешение на проведение лотереи, Комиссия Республики Башкортостан по рынку ценных бумаг (далее - комиссия) не принимала решение о проведении спорных лотерей и не могла принимать такого решения ввиду отсутствия полномочий. Судами не учтено, что принятие решения на выдачу разрешения на проведение лотереи и принятие самого решения на проведение лотереи не являются тождественными и имеют различную правовую природу. Инспекция считает, что, устанавливая освобождение от уплаты налога для государственных лотерей, законодатель исходил из того, что мероприятия по их проведению финансируются за счет средств федерального (республиканского) бюджета, доход от их проведения получает также соответствующий бюджет. По мнению инспекции, ссылки суда апелляционной инстанции на письма Министерства Финансов Российской Федерации являются необоснованными.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения, жалобу - без удовлетворения. По его мнению, инспекция ошибочно полагает, что рассматриваемая налоговая льгота относится только к проведению государственных лотерей. Кроме того, налоговый орган в своих суждениях не принимает во внимание норму п. 3 ст. 6 Закона о лотереях, исходя из которой применительно к рассматриваемой ситуации сообщение комиссии в адрес общества об отсутствии возражений против проведения лотерей и явилось предусмотренным Законом уведомлением общества о принятии уполномоченным органом соответствующего решения. Общество также считает, что позиция налогового органа о том, что рассматриваемая льгота предоставляется только при проведении лотереи государством, противоречит принципам равенства форм собственности и недопустимости установления налоговых льгот в зависимости от формы собственности (ст. 8 Конституции Российской Федерации, ст. 3 Кодекса).
Как следует из материалов дела, инспекцией по результатам камеральной налоговой проверки общества по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) за III квартал 2010 г. составлен акт от 02.02.2011 N 47319 и с учетом возражений налогоплательщика вынесено решение от 17.03.2011 N 23168 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым предложено уплатить недоимку по НДС в сумме 18 129 235 руб.
Основанием для принятия указанного решения послужил вывод инспекции о неправомерном применении обществом налоговой льготы, предусмотренной подп. 8.1 п. 3 ст. 149 Кодекса, при проведении на территории Республики Башкортостан негосударственной региональной бестиражной лотереи "Счастливые сердца" и негосударственной региональной тиражной лотереи "Лото 6 из 40".
При этом начисление пени и привлечение к налоговой ответственности не произведено в результате применения инспекцией положений п. 8 ст. 75, подп. 3 п. 1 ст. 111 Кодекса, освобождающих от начисления пени и привлечения к налоговой ответственности в связи с выполнением налогоплательщиком письменных разъяснений по вопросам применения законодательства о налогах и сборах.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Республике Башкортостан от 29.04.2011 N 237/16 апелляционная жалоба налогоплательщика оставлена без удовлетворения, решение инспекции утверждено.
Не согласившись с решением инспекции, общество обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленное требование, суды исходили из того, что рассматриваемая налоговая льгота ориентирована не на организатора лотереи, а на способ получения разрешения на ее организацию и проведение, в связи с чем, установив выдачу комиссией разрешений на проведение лотерей, на основе оценки конкретных обстоятельств дела признали наличие у общества права на применение спорной льготы.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, суд кассационной инстанции находит выводы судов обеих инстанций соответствующими фактическим обстоятельствам дела и нормам гражданского законодательства.
Как установлено судами и следует из материалов дела, общество, основным видом деятельности которого является проведение лотерей, для получения разрешения на проведение на территории Республики Башкортостан негосударственных лотерей обратилось в Комиссию Республики Башкортостан по рынку ценных бумаг, на которую Правительством Республики Башкортостан возложены функции по выдаче разрешений на проведение региональных лотерей, ведению государственного реестра и контролю за осуществлением региональных лотерей (постановление Правительства Республики Башкортостан от 25.08.2004 N 158 "Об уполномоченном органе исполнительной власти Республики Башкортостан по государственному регулированию отношений, возникающих в области организации региональных лотерей и их проведения на территории Республики Башкортостан").
Названная комиссия по результатам рассмотрения заявления общества, прилагаемых к нему условий проведения негосударственных лотерей, утвержденных директором общества, и других необходимых документов сообщила обществу о выдаче разрешения на проведение лотерей и о включении таких лотерей в государственный реестр региональных лотерей в Республике Башкортостан (письма от 25.11.2008 N 36-614/01 и от 30.01.2009 N 40-40/01).
Согласно подп. 8.1 п. 3 ст. 149 Кодекса не подлежит обложению НДС проведение лотерей, проводимых по решению уполномоченного органа исполнительной власти, включая оказание услуг по реализации лотерейных билетов.
Подпункт 8.1 п. 3 ст. 149 Кодекса не содержит положений, прямо исключающих применение рассматриваемой льготы для негосударственных лотерей и указывающих на ее распространение только в отношении государственных и муниципальных лотерей.
Указание в данной норме на освобождение от обложения НДС лотерей, проводимых по решению уполномоченного органа исполнительной власти, означает, что эта льгота применяется в отношении как государственных и муниципальных лотерей, организуемых в соответствии со ст. 13, 14, 15 Закона о лотереях, так и негосударственных лотерей, проводимых в порядке, установленном ст. 6 Закона о лотереях, на основании разрешения, выдаваемого заявителю - юридическому лицу соответствующим уполномоченным органом исполнительной власти или уполномоченным органом местного самоуправления.
При данном подходе рассматриваемая льгота не применяется в отношении стимулирующих лотерей, на проведение которых согласно ст. 7 Закона о лотереях не требуется получение разрешения уполномоченного органа исполнительной власти (органа местного самоуправления). Такие лотереи проводятся на основании не разрешения, а уведомления, направляемого уполномоченному органу исполнительной власти (органу местного самоуправления), содержащего в соответствии с ч. 2 ст. 7 Закона о лотереях информацию об организаторе, сроке, способе, территории ее проведения и наименовании товара (услуги), с реализацией которого непосредственно связано проведение стимулирующей лотереи.
Нераспространение рассматриваемой льготы в отношении стимулирующих лотерей обусловлено целью данных лотерей как мероприятий, направленных на формирование и поддержание интереса потребителей к соответствующим товарам (услугам), то есть взаимосвязью этих лотерей с операциями по реализации товаров (услуг).
Таким образом, операции по проведению негосударственных лотерей (за исключением стимулирующей лотереи) не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) на территории Российской Федерации согласно подп. 8.1 п. 3 ст. 149 Кодекса.
При таких обстоятельствах суды обоснованно удовлетворили заявленные требования о признании недействительным решения инспекции.
Указанные выводы соответствуют правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 07.06.2012 N 15474/2011.
Доводы инспекции, основанные на различии целей, преследуемых при проведении государственных (привлечение дополнительных денежных средств в бюджет для финансирования социально значимых программ) и негосударственных (получение прибыли) лотерей, не могут служить основанием для иного толкования подп. 8.1 п. 3 ст. 149 Кодекса, поскольку получение прибыли либо, напротив, совершение операций в целях реализации некоммерческих проектов не определено в гл. 21 Кодекса в качестве самостоятельных критериев, в зависимости от которых разрешается вопрос об исключении тех или иных операций из числа подлежащих обложению НДС.
Иные доводы инспекции, изложенные в кассационной жалобе, судом кассационной инстанции отклоняются, поскольку также не свидетельствуют о нарушении судами норм права и сводятся лишь к переоценке установленных по делу обстоятельств. Суд кассационной инстанции считает, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судами первой и апелляционной инстанций установлены, все доказательства исследованы и оценены. Оснований для переоценки доказательств и сделанных на их основании выводов у суда кассационной инстанции не имеется.
Нормы материального права применены судами по отношению к установленным ими обстоятельствам правильно, выводы судов соответствуют имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 28.09.2011 по делу N А07-9010/2011 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.12.2011 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 40 по Республике Башкортостан - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.Л. Гавриленко |
Судьи |
Г.В. Анненкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Нераспространение рассматриваемой льготы в отношении стимулирующих лотерей обусловлено целью данных лотерей как мероприятий, направленных на формирование и поддержание интереса потребителей к соответствующим товарам (услугам), то есть взаимосвязью этих лотерей с операциями по реализации товаров (услуг).
Таким образом, операции по проведению негосударственных лотерей (за исключением стимулирующей лотереи) не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) на территории Российской Федерации согласно подп. 8.1 п. 3 ст. 149 Кодекса.
При таких обстоятельствах суды обоснованно удовлетворили заявленные требования о признании недействительным решения инспекции.
Указанные выводы соответствуют правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 07.06.2012 N 15474/2011.
Доводы инспекции, основанные на различии целей, преследуемых при проведении государственных (привлечение дополнительных денежных средств в бюджет для финансирования социально значимых программ) и негосударственных (получение прибыли) лотерей, не могут служить основанием для иного толкования подп. 8.1 п. 3 ст. 149 Кодекса, поскольку получение прибыли либо, напротив, совершение операций в целях реализации некоммерческих проектов не определено в гл. 21 Кодекса в качестве самостоятельных критериев, в зависимости от которых разрешается вопрос об исключении тех или иных операций из числа подлежащих обложению НДС."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 20 сентября 2012 г. N Ф09-1569/12 по делу N А07-9010/2011