Екатеринбург |
|
20 мая 2015 г. |
Дело N А76-22742/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 мая 2015 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 мая 2015 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Столярова А.А.,
судей Платоновой Е.А., Лазарева С.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу администрации Копейского городского округа Челябинской области (далее - администрация) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 13.11.2014 по делу N А76-22742/2014 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.01.2015 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебном заседании участие не приняли.
Общество с ограниченной ответственностью "Артем" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к администрации и главе Копейского городского округа о признании незаконным отказ в выборе земельного участка, выраженного в письме администрации от 24.07.2014 N 12662-ПС, обязании администрацию обеспечить выбор земельного участка на основании документов, представленных заявителем 30.06.2014, а также на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями; оформить результаты выбора земельного участка актом о выборе земельного участка для строительства объекта торгово-бытового обслуживания - отдельностоящего по указанному в заявлении общества от 30.06.2014 N 6/06/14 адресу, с приложением утвержденной органом местного самоуправления схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора; принять решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка или об отказе в размещении объекта, и возложении исполнения решения Арбитражного суда на главу Копейского городского округа (с учетом уточнения заявленных требований, принятого судом первой инстанции в порядке, предусмотренном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Определением суда от 25.09.2014 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление по имуществу и земельным отношениям администрации Копейского городского округа (далее - управление).
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 13.11.2014 (судья Мрез И.В.) заявленные требования удовлетворены. Признан незаконным отказ администрации в выборе земельного участка, выраженный в письме от 24.07.2014 N 12662-ПС. На администрацию возложена обязанность обеспечить выбор земельного участка на основании документов, представленных заявителем 30.06.2014, а также на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами; оформить результаты выбора земельного участка актом о выборе земельного участка для строительства объекта торгово-бытового обслуживания по адресу: Челябинская обл., г. Копейск, ул. 4 Пятилетка, д. 71, размещаемого на земельном участке площадью 206 кв. м с приложением утвержденной органом местного самоуправления схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора, и принять решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка или об отказе в размещении объекта в 30-дневный срок с момента вынесения решения.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.01.2015 (судьи Карпачева М.И., Богдановская Г.Н., Ермолаева Л.П.) решение арбитражного суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе администрация просит судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Заявитель указывает на то, что согласно Генеральному плану Копейского городского округа от 29.02.2012 N 476-МО испрашиваемый земельный участок попадает в границы красных линий ул. Томилова. Заявитель также полагает, что оспариваемым отказом права и законные интересы общества не нарушены, поскольку намерение общества на строительство предприятия торгово-бытового обслуживания на испрашиваемом земельном участке не подтверждено материалами дела.
В отзыве на кассационные жалобы облпотребсоюз ссылается на несостоятельность доводов заявителя, считает выводы судов законными и обоснованными, просит судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Как установлено судами, общество обратилось к главе Копейского городского округа с заявлением от 30.06.2014 N 6/06/14 о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта торгово-бытового обслуживания ориентировочной площадью 206 кв. м, предполагаемое место размещения объекта: западнее земельного участка с кадастровым номером 74:30:0102028:203, находящегося по адресу: г. Копейск, ул. 4 Пятилетка, д. 71 (территориальная зона: 03 17 01 В2), испрашиваемое право на земельный участок - аренда.
Администрацией письмом от 27.07.2014 N 12662 пс обществу сообщено о невозможности предоставления земельного участка для строительства объекта торгово-бытового обслуживания западнее земельного участка с кадастровым номером 74:30:0102028:203 ввиду того, что согласно Генеральному плану Копейского городского округа от 29.02.2012 N 476-МО испрашиваемый земельный участок попадает в границы красных линий ул. Томилова. Кроме того, администрация указала на нахождение испрашиваемого земельного участка зоне инженерной и транспортной инфраструктур.
Общество, полагая, что отказ является незаконным и нарушает его права и законные интересы заявителя в области предпринимательской деятельности, обратилось в суд с соответствующим заявлением.
Суды, удовлетворяя заявленные требования, исходил из отсутствия доказательств того, что испрашиваемый участок находится в границах красных линий.
В соответствии с ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200, ч. 2, 3 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Обязанность доказать соответствие обжалуемых ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) закону лежит на принявшим их государственном органе, органе местного самоуправления, ином органе, должностном лице.
В соответствии с п. 2 ст. 11 Земельного кодекса Российской Федерации органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности. При этом общие положения о порядке распоряжения данными земельными участками установлены Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, собственность на которые не разграничена, также осуществляется органами местного самоуправления в пределах их полномочий.
Согласно ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со ст. 9, 10 и 11 названного Кодекса.
Процедура выбора земельного участка для строительства, в том числе с предварительным согласованием места размещения объекта нежилого назначения, урегулирована ст. 30, 31 Земельного кодекса Российской Федерации. Начинается эта процедура с заявления лица, заинтересованного в предоставлении земельного участка для строительства, в котором должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения.
Статьей 1 Земельного кодекса Российской Федерации закреплены основные принципы земельного законодательства, к числу которых относиться деление земель по целевому назначению на категории. Согласно данному принципу правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
В силу п. 2 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли, указанные в пункте 1 данной статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Для этих целей на орган местного самоуправления возложена обязанность по обеспечению выбора земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных или иных условий использования соответствующей территории (п. 2 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: жилым; общественно-деловым; производственным; инженерных и транспортных инфраструктур; рекреационным; сельскохозяйственного использования; специального назначения; военных объектов; иным территориальным зонам. Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне. Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений.
Земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения обозначаются красными линиями (п. 11 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Проект красных линий разрабатывается, согласовывается и утверждается, как правило, в составе градостроительной документации, выполняемой на территорию поселения или части поселения (генерального плана поселения совмещенного с проектом детальной планировки, проекта детальной планировки) и является утверждаемой ее частью, а также на основе проектов планировки и застройки микрорайонов, площадей, улиц и других градостроительных объектов (п. 4.1 Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах Российской Федерации, утвержденной постановлением Госстроя России от 06.04.1998 N 18-30).
В соответствии с п. 1 ст. 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации документами территориального планирования муниципальных образований являются: схемы территориального планирования муниципальных районов; генеральные планы поселений; генеральные планы городских округов.
Как следует из материалов дела, администрацией в письме от 27.07.2014 N 12662 пс отказано обществу в предоставлении земельного участка в порядке предварительного согласования места размещения объекта для строительства объекта торгово-бытового обслуживания, поскольку согласно Генеральному плану Копейского городского округа от 29.02.2012 N 476-МО испрашиваемый земельный участок попадает в границы красных линий ул. Томилова.
Суды, установив, что администрацией в материалы дела не представлено каких-либо надлежащих доказательств, свидетельствующих о том, что испрашиваемый заявителем земельный участок находится в границах красных линий и относится к землям общего пользования, признали данный отказ незаконным, а также нарушающим права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности.
С учетом изложенного требования общества об обязании администрации обеспечить выбор земельного участка, оформить результаты выбора земельного участка актом о выборе земельного участка для строительства объекта торгово-бытового обслуживания, принять решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка или об отказе в размещении объекта в 30-дневный срок с момента вынесения решения, судами правомерно удовлетворены.
Ссылки заявителя на генеральный план Копейского городского округа не принимаются, поскольку данный документ, позволяющий установить факт нахождения испрашиваемого земельного участка в границах красных линий, администрацией в материалы дела не представлен.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся основанием для отмены решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции в соответствии со ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено. Обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 13.11.2014 по делу N А76-22742/2014 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.01.2015 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Копейского городского округа Челябинской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.А. Столяров |
Судьи |
Е.А. Платонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.