Екатеринбург |
|
10 октября 2012 г. |
Дело N А07-1751/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 октября 2012 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 октября 2012 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Василенко С.Н.,
судей Татариновой И.А., Кангина А.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан (ИНН: 0275016083, ОГРН: 1020202556659; далее - фонд, страховщик) на постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.07.2012 по делу N А07-1751/2012 Арбитражного суда Республики Башкортостан.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие: представитель фонда - Файзуллин И.В., доверенность от 10.01.2012 N 6, представитель общества с ограниченной ответственностью "Сангалыкский диоритовый карьер" (ИНН: 0270021121, ОГРН: 1110256002295; далее - общество, страхователь) - Ягудина А.Д., доверенность от 18.06.2012 N 29.
Общество обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании недействительным решения Государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан (Белорецкого филиала N 6) от 08.11.2011 N 17 о привлечении страхователя к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Решением суда от 24.04.2012 (судья Гилязутдинова Р.Х.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.07.2012 (судьи Бояршинова Е.В., Кузнецов Ю.А., Малышев М.Б.) решение суда первой инстанции отменено в части отказа в удовлетворении требований общества о признании недействительным решения фонда от 08.11.2011 N 17 о привлечении страхователя к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в части доначисления страховых взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в сумме 459 709 руб. 84 коп., соответствующих пени в сумме 19 155 руб. 76 коп., штрафа в сумме 91 942 руб. Требования общества в указанной части удовлетворены. В остальной части решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе фонд просит постановление апелляционного суда в части удовлетворения требований общества отменить, решение суда первой инстанции оставить в силе, ссылаясь на неправильное применение судами норм права, несоответствие выводов судов установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам. В обоснование доводов заявитель жалобы указывает, что спорные выплаты, произведенные обществом работникам, занятым на рабочих местах с особыми условиями труда, в том числе с тяжелыми, вредными, опасными и другими, отклоняющимися от нормальных условий являются элементами оплаты труда, не связаны с возмещением дополнительных расходов, следовательно, на указанные выплаты подлежат начислению страховые взносы. Данные выплаты осуществлены не в пределах норм, установленных законодательство Российской Федерации.
Согласно ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции проверяет законность судебных актов в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов.
Законность постановления апелляционного суда проверена судом кассационной инстанции в указанной в жалобе фонда части.
Из материалов дела следует, что фондом проведена документальная выездная проверка общества по вопросам начисления, уплаты страхователем взносов по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний за период с 01.01.2008 по 31.12.2009. В ходе проверки фондом на основании представленных обществом документов была выявлена неполная уплата страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, в связи с невключением компенсационных выплат за вредные условия труда, а также частичной оплаты стоимости питания в столовой.
По результатам проверки фондом составлен акт от 22.09.2011 N 85-н/с и принято решение от 08.11.2011 N 17 о привлечении общества к ответственности, предусмотренной абз. 5 п. 1 ст. 19 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ), в виде штрафа в сумме 104 654 руб. 47 коп., обществу предложено уплатить задолженность по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний за 2008-2009 гг. в сумме 523 272 руб. 82 коп. и пени в сумме 22 624 руб. 89 коп.
Общество обратилось в фонд с апелляционной жалобой на указанное решение.
В удовлетворении данной жалобы общества фондом отказано.
Не согласившись с решением от 08.11.2011 N 17, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из отсутствия правовых оснований для признания оспариваемого решения фонда недействительным.
Апелляционный суд установив, что начисление страховых взносов на выплаты, произведенные обществом за работу на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда, помимо надбавки к заработной плате произведено фондом в нарушение действовавшего в период 2008-2009 г. законодательства, признал решение фонда в данной части недействительным, в связи с чем отменил решение суда в соответствующей части.
Проверив законность обжалуемого судебного акта, суд кассационной инстанции не находит оснований для его отмены.
В силу ч. 1 ст. 65, ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону, законности принятия оспариваемого решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами оспариваемых решений, возлагается на соответствующий орган.
Согласно п. 1 ст. 19 Закона N 125-ФЗ неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов в результате занижения облагаемой базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления сумм страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия) влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов причитающейся к уплате суммы страховых взносов, а умышленное совершение указанных деяний - в размере 40 процентов причитающейся к уплате суммы страховых взносов.
В соответствии со ст. 1 Закона N 125-ФЗ (в редакции законов, действовавшей в спорный налоговый период 2008-2009 г.) обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний является видом социального страхования и предусматривает возмещение вреда, причиненного жизни, здоровью застрахованного при исполнении им обязанностей по трудовому договору (контракту), и в иных установленных данным Федеральным законом случаях путем предоставления застрахованному в полном объеме всех необходимых видов обеспечения по страхованию, в том числе оплату расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию.
Согласно ст. 17 Закона N 125-ФЗ страхователь обязан в установленном порядке и в определенные страховщиком сроки начислять и перечислять страховщику страховые взносы - обязательные платежи по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, рассчитанные исходя из страхового тарифа, скидки (надбавки) к страховому тарифу.
Частью 2 ст. 20 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ) установлено, что страховые взносы начисляются страхователями на начисленную оплату труда по всем основаниям (доходам).
При этом расчетной базой для начисления страховых взносов являются выплаты, начисленные в виде заработной платы, либо иные источники, определяемые в соответствии с законодательством Российской Федерации для граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию.
Страховые взносы начисляются страхователями на начисленную оплату труда по всем основаниям (доходам) и иные определяемые федеральным законом источники доходов, установленные федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Виды выплат, на которые начисляются страховые взносы, определены Правилами начисления учета и расходования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 02.03.2000 N 184 (далее - Правила).
Пунктом 3 Правил предусмотрено, что страховые взносы начисляются на начисленную по всем основаниям оплату труда (доход) работников (в том числе внештатных, сезонных, временных, выполняющих работу по совместительству), лиц, осужденных к лишению свободы и привлекаемых к труду страхователем, а в соответствующих случаях - на сумму вознаграждения по гражданско-правовому договору.
В силу п. 4 Правил страховые взносы не начисляются на выплаты, установленные Перечнем выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 07.07.1999 N 765, за исключением вознаграждения, выплачиваемого гражданам на основании гражданско-правового договора, если указанным договором предусматривается уплата страховых взносов.
В соответствии с п. 10 данного Перечня страховые взносы не начисляются на суммы, выплачиваемые работникам в возмещение расходов, и иные компенсации (в том числе надбавки к компенсации взамен суточных), выплачиваемые им в пределах норм, установленных законодательством Российской Федерации, а также документально подтвержденные фактические расходы (сверх норм) по найму жилого помещения в связи со служебными командировками, переводом, приемом или направлением на работу в другую местность; стоимость рациона бесплатного питания, выдаваемого работникам в случаях и размерах, установленных законодательством Российской Федерации; суммы, выплачиваемые в возмещение дополнительных расходов, связанных с выполнением работниками трудовых обязанностей.
Трудовым кодексом Российской Федерации (далее - Трудовой кодекс) установлено два вида выплат работникам: заработная плата (ст. 129 Трудового кодекса) и компенсации (гл. 24-28, ст. 164 Трудового кодекса) и, соответственно, два вида компенсационных выплат: включаемые в заработную плату и непосредственно компенсации.
В силу ст. 129 Трудового кодекса заработная плата работников состоит из двух основных частей: непосредственно вознаграждения за труд и выплат компенсационного и стимулирующего характера. При этом компенсации в смысле ст. 129 Трудового кодекса являются элементами оплаты труда и не призваны возместить физическим лицам конкретные затраты, связанные с непосредственным выполнением трудовых обязанностей.
К выплатам, входящим в состав заработной платы, относятся выплаты, оплата в повышенном размере труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными, опасными и иными особыми условиями труда (ст. 146 Трудового кодекса).
В ст. 147 Трудового кодекса указано, что оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда устанавливается в повышенном размере по сравнению с тарифными ставками (окладами), установленными для различных видов работ с нормальными условиями труда, но не ниже размеров, установленных законами и иными нормативными правовыми актами.
Перечень тяжелых работ, работ с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда определяется Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Повышение заработной платы по указанным основаниям производится по результатам аттестации рабочих мест. Конкретные размеры повышенной заработной платы устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников либо коллективным договором, трудовым договором.
Следовательно, выплаты, предусмотренные ст. 146, 147 Трудового кодекса, являются составной частью заработной платы работников.
Второй вид компенсационных выплат определен ст. 164 Трудового кодекса, которая содержит понятие компенсаций, под которыми понимаются денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных предусмотренных федеральным законом обязанностей. Эти выплаты не входят в систему оплаты труда и производятся работнику в качестве компенсации его затрат, связанных с выполнением трудовых обязанностей.
Таким образом трудовое законодательство (ст. 219 Трудового кодекса) допускает возможность установления двух видов компенсационных выплат за работу на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда.
При этом выплата, производимая обществом работникам за работу на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда, начисляемая помимо надбавки к заработной плате, предусмотренной ст. 129, 146, 147 Трудового кодекса, является компенсационной в смысле, придаваемом ст. 164 Трудового кодекса, не включается в заработную плату и призвана компенсировать затраты, работника, связанные с исполнением им трудовых функций в условиях, отличных от нормальных, в связи с чем не подлежит обложению страховыми взносами по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Апелляционным судом установлено и материалами дела (п. 2.10 коллективного договора на 2007 - 2009 г.) подтверждено, что работодатель (общество в данных отношениях) выплачивал работникам доплаты к тарифным ставкам за тяжелые и вредные условия труда по результатам аттестации рабочих мест от 8 до 24% в соответствии со ст. 147, 149 Трудового кодекса.
Кроме того, п. 2.13 коллективного договора была предусмотрена выплата компенсации работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда, производимые на основании ст. 210, 219, 164 Трудового кодекса, в целях профилактики профессиональных заболеваний и возмещения затрат здоровья, понесенных работниками.
Из имеющихся в материалах дела ежемесячных сводов по предприятию по начислению и удержанию, следует, что в графе "Вид начисления-удержания" обществом указаны такие категории как "вредность" и "компенсации" с указанием конкретных сумм.
Согласно акту сверки, проведенной сторонами по предложению суда, выплаты, поименованные в сводах по предприятию по начислению и удержанию, в графе "Вид начисления-удержания" как "вредность" представляют собой доплаты к тарифным ставкам за тяжелые и вредные условия труда по результатам аттестации рабочих мест от 8 до 24% в соответствии со ст. 147, 149 Трудового кодекса (п. 2.10 коллективного договора).
При этом апелляционный суд верно отметил, что фондом не оспаривается, что указанные компенсации в сумме 6 330 645 руб. 22 коп. включены в налоговую базу по единому социальному налогу и страховым взносам по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
В связи с изложенным суд пришел к обоснованным выводам, что начисление страховых взносов на компенсационные выплаты, производимые обществом работникам за работу на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда, начисляемые помимо надбавки к заработной плате произведено фондом в нарушение действовавшего в период 2008-2009 г. законодательства.
При таких обстоятельствах апелляционный суд правомерно удовлетворил заявленные обществом требования частично, признав недействительным оспариваемое решение фонда в части доначисления страховых взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в сумме 459 709 руб. 84 коп., соответствующих пени в сумме 19 155 руб. 76 коп., штрафа в сумме 91 942 руб., в связи с чем отменил решение суда первой инстанции в соответствующей части.
При этом апелляционный суд обосновано указал на наличие аналогичной правовой позиции в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.07.2007 N 4419/2007.
Доводы заявителя кассационной жалобы не подтверждают неправильного применения апелляционным судом норм права, основаны на ином толковании норм права, которое из их содержания не следует.
Выводы апелляционного суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, исследованным согласно ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и основаны на правильном применении норм права.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт следует оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.07.2012 по делу N А07-1751/2012 Арбитражного суда Республики Башкортостан оставить без изменения, кассационную жалобу государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан - без удовлетворения.
Председательствующий |
С.Н. Василенко |
Судьи |
И.А. Татаринова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Апелляционным судом установлено и материалами дела (п. 2.10 коллективного договора на 2007 - 2009 г.) подтверждено, что работодатель (общество в данных отношениях) выплачивал работникам доплаты к тарифным ставкам за тяжелые и вредные условия труда по результатам аттестации рабочих мест от 8 до 24% в соответствии со ст. 147, 149 Трудового кодекса.
Кроме того, п. 2.13 коллективного договора была предусмотрена выплата компенсации работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда, производимые на основании ст. 210, 219, 164 Трудового кодекса, в целях профилактики профессиональных заболеваний и возмещения затрат здоровья, понесенных работниками.
...
Согласно акту сверки, проведенной сторонами по предложению суда, выплаты, поименованные в сводах по предприятию по начислению и удержанию, в графе "Вид начисления-удержания" как "вредность" представляют собой доплаты к тарифным ставкам за тяжелые и вредные условия труда по результатам аттестации рабочих мест от 8 до 24% в соответствии со ст. 147, 149 Трудового кодекса (п. 2.10 коллективного договора).
...
Выводы апелляционного суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, исследованным согласно ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и основаны на правильном применении норм права.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт следует оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 10 октября 2012 г. N Ф09-9486/12 по делу N А07-1751/2012
Хронология рассмотрения дела:
06.12.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-15942/12
15.11.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-15942/12
10.10.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-9486/12
09.07.2012 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-5129/12
25.04.2012 Решение Арбитражного суда Республики Башкортостан N А07-1751/12