Екатеринбург |
|
22 мая 2015 г. |
Дело N А07-1620/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 мая 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 мая 2015 года.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Смирнова А. Ю.,
судей Лазарева С. В., Беляевой Н. Г.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества Авиакомпания "Лайт Эйр" (далее - общество Авиакомпания "Лайт Эйр") на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 16.12.2014 по делу N А07-1620/2013 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.02.2015 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
Министерства обороны Российской Федерации (далее - Министерство обороны) - Полевец И.М. (доверенность от 28.04.2015 N 212/2/518), Черненков В.А. (доверенность от 21.01.2015 N 212/2/100);
Федерального государственного казенного учреждения "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (далее - учреждение) - Башкова О.В. (доверенность от 17.06.2014 N 141/4-5589);
общества Авиакомпания "Лайт Эйр" - Комаров Н.А. (доверенность от 18.02.2015 N 170).
Министерство обороны обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с исковым заявлением к обществу Авиакомпания "Лайт Эйр" (до переименования закрытое акционерное общество "Авиационная компания "Уфимские авиалинии" (далее - общество "Авиационная компания "Уфимские авиалинии") и учреждению с требованиями:
1) признать недействительным зарегистрированное право собственности в отношении объектов недвижимости, расположенных по адресу: Республика Башкортостан, Уфимский район, с. Булгаково, ул. Строителей, 1, корпус 1 (предыдущий адрес: Республика Башкортостан, г. Уфа, Кировский район, аэропорт), восстановить прежние регистрационные записи;
2) признать недействительной (ничтожной) сделку - акт приема-сдачи казарменно-жилищного фонда, коммунальных сооружений и оборудования, квартирного имущества, топлива и территории военного городка от 23.06.2014 N 62 по отчуждению федерального имущества здания казармы и хранилища для техники, между учреждением и обществом "Авиационная компания "Уфимские авиалинии" и приказ начальника Уфимского гарнизона от 23.06.2010 N 14;
3) истребовать из чужого незаконного владения общества Авиакомпания "Лайт Эйр" здание казармы общей площадью 430,4 кв. м, инвентарный номер 23232, литера А, и хранилище для техники общей площадью 60,6 кв. м, инвентарный номер 23232, литера Б, расположенные по адресу: Республика Башкортостан, Уфимский район, с. Булгаково, ул. Строителей, 1, корпус 1;
4) признать право собственности Российской Федерации на здание казармы общей площадью 430,4 кв. м, инвентарный номер 23232, литера А, и хранилище для техники общей площадью 60,6 кв. м, инвентарный номер 23232, литера Б, расположенные по адресу: Республика Башкортостан, Уфимский район, с. Булгаково, ул. Строителей, 1, корпус 1 (с учетом принятого арбитражным судом в порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, уточнения исковых требований, привлечения к участию в деле второго ответчика определением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 25.11.2014, а также выделения в отдельное производство требований о взыскании неосновательного обогащения в размере 5 591 586 рублей (дело N А07-8546/2013).
Определением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 28.03.2014 принят к производству встречный иск общества Авиакомпания "Лайт Эйр" к Министерству обороны Российской Федерации о признании отсутствующим права оперативного управления Министерства обороны Российской Федерации, зарегистрированного в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 04.05.2007, регистрационная запись N 02-04-01/020/2007-445, на казарму общей площадью 448,50 кв. м, инвентарный номер 1480, литера А, по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, Кировский район, ул. Аэропорт, кадастровый номер 02-04-01/020/2007-445 (свидетельство о государственной регистрации права от 04.05.2007 серии 04 АА N 918236), и права оперативного управления Министерства обороны Российской Федерации, зарегистрированного в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 04.05.2007, регистрационная запись N 02-04-01/020/2007-446, на хранилище для техники общей площадью 60,60 кв. м, инвентарный номер 1480, литера Б, по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, Кировский район, Аэропорт, кадастровый номер 02-04-01/020/2007-446 (свидетельство о государственной регистрации права от 04.05.2007 серии 04 АА N 918235).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан (далее - Управление Росреестра) и Территориальное Управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Республике Башкортостан (далее - Управление Росимущества).
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 16.12.2014 (судья Воронкова Е.Г.) первоначальные исковые требования удовлетворены в части признания права собственности Российской Федерации на здание казармы общей площадью 430,4 кв. м, инвентарный номер 23232, литера А, и хранилище для техники общей площадью 60,6 кв. м, инвентарный номер 23232, литера Б, расположенных по адресу: Республика Башкортостан, Уфимский район, с. Булгаково, ул. Строителей, 1, корпус 1. Признана недействительной сделка по передаче федерального имущества здания казармы и хранилища для техники обществу "Авиационная компания "Уфимские авиалинии", оформленная приказом начальника Уфимского гарнизона от 23.06.2010 N 14 и актом приема-сдачи казарменного-жилищного фонда, коммунальных сооружений и оборудования, квартирного имущества, топлива и территории военного городка от 23.06.2014 N 62. Из незаконного владения общества Авиакомпания "Лайт Эйр" истребовано федеральное имущество: здание казармы общей площадью 430,4 кв. м, инвентарный номер 23232, литера А, и хранилище для техники общей площадью 60,6 кв. м, инвентарный номер 23232, литера Б, расположенные по адресу: Республика Башкортостан, Уфимский район, с. Булгаково, ул. Строителей, 1, корпус 1.
В удовлетворении требования Министерства обороны о признании недействительным зарегистрированного права собственности в отношении объектов недвижимости, расположенных по адресу: Республика Башкортостан, Уфимский район, с. Булгаково, ул. Строителей, 1, корпус 1, восстановлении прежних регистрационных записей, а также встречных исковых требований общества Авиакомпания "Лайт Эйр" отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.02.2015 (судьи Соколова И.Ю., Богдановская Г.Н., Суспицина Л.А.) решение суда в части удовлетворения первоначальных исковых требований о признании права собственности Российской Федерации на здание казармы общей площадью 430,4 кв. м, инвентарный номер 23232, литера А, и хранилище для техники общей площадью 60,6 кв. м, инвентарный номер 23232, литера Б, расположенные по адресу: Республика Башкортостан, Уфимский район, с. Булгаково, ул. Строителей, 1, корпус 1; признания недействительной сделки по передаче федерального имущества: здания казармы и хранилища для техники обществу "Авиационная компания "Уфимские авиалинии", оформленной приказом начальника Уфимского гарнизона от 23.06.2010 N 14 и актом приема-сдачи казарменного-жилищного фонда, коммунальных сооружений и оборудования, квартирного имущества, топлива и территории военного городка от 23.06.2014 N 62, а также отнесения на общество Авиакомпания "Лайт Эйр" государственной пошлины в сумме 8 000 рублей за рассмотрение дела судом первой инстанции отменено. В удовлетворении исковых требований Министерства обороны Российской Федерации в названной части отказано. Резолютивная часть решения в части удовлетворения первоначальных исковых требований изложена в следующей редакции: из незаконного владения общества Авиакомпания "Лайт Эйр" в пользу Министерства обороны Российской Федерации истребовано федеральное имущество: здание казармы общей площадью 430,4 кв. м, инвентарный номер 23232, литера А, и хранилища для техники общей площадью 60,6 кв. м, инвентарный номер 23232, литера Б, расположенные по адресу: Республика Башкортостан, Уфимский район, с. Булгаково, ул. Строителей, 1, корпус 1. В остальной части решение суда первой инстанции оставлено без изменения. С общества Авиакомпания "Лайт Эйр" в доход федерального бюджета взыскана государственная пошлина в сумме 4000 рублей за рассмотрение дела судом первой инстанции.
В кассационной жалобе общество Авиакомпания "Лайт Эйр" просит обжалуемые судебные акты отменить, отказать в удовлетворении первоначального иска, встречные исковые требования удовлетворить, ссылаясь на нарушение судами статей 209, 214, 218, 301 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 2, 6 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", неправильное применение пункта 12 статьи 1 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне", пункта 2 раздела 2 приложения N 1 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность". Заявитель указывает на отсутствие доказательств права собственности Российской Федерации на спорные объекты недвижимости, а также принадлежности спорного имущества Вооруженным силам Российской Федерации. Общество Авиакомпания "Лайт Эйр" также ссылается на отсутствие оснований для возникновения права оперативного управления ввиду отсутствия доказательств возникновения права государственной собственности на спорное имущество. Заявитель полагает, что Министерство обороны само по себе как уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных сил Российской Федерации не может являться субъектом (носителем) права оперативного управления. Кроме того, общество Авиакомпания "Лайт Эйр" считает ошибочным применение положений статьи 301, 302 Гражданского кодекса Российской Федерации, учитывая необходимость применения последствий недействительности сделки при признании такой сделки недействительной.
В отзыве на кассационную жалобу Министерство обороны возражает против изложенных в ней доводов, считает их необоснованными, просит оставить в силе постановление суда апелляционной инстанции.
Как установлено судами, распоряжением Министерства имущественных отношений Российской Федерации от 19.12.2003 N 7110-р "О закреплении имущества за Уфимской квартирно-эксплуатационной частью Приволжско-Уральского военного округа Министерства обороны России" за Уфимской квартирно-эксплуатационной частью Приволжско-Уральского военного округа Министерства обороны России закреплено находящееся у нее на учете имущество, в состав которого вошли: здание казармы и здание хранилища для техники, расположенные по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, в/г 62, аэропорт. Передача имущества произведена по акту от 21.11.2006.
Поскольку Уфимская квартирно-эксплуатационная часть района в качестве федерального государственного учреждения зарегистрирована 23.04.2008, указанные обстоятельства послужили основанием для осуществления 04.05.2007 государственной регистрации права оперативного управления на здание казармы и здание хранилища для техники за Министерством обороны Российской Федерации (свидетельства о государственной регистрации права от 04.05.2007 серии 04АА N 918236 и серии 04АА N 918235).
Между Территориальным управлением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Республике Башкортостан (арендодатель), Уфимской квартирно-эксплуатационной частью (балансодержатель) и обществом "Авиационная компания "Уфимские авиалинии" (арендатор) заключен договор о передаче объектов федерального недвижимого имущества в аренду без права выкупа от 01.10.2007 N 154/07 на встроенные нежилые помещения на 1 этаже (литера А, помещения N 1 - 6, 8, 9, 12, 15 - 30, 30а, 31) 1 этажного здания, отдельно стоящее одноэтажное кирпичное здание (литера Б, помещение N 1), расположенные по адресу: г. Уфа, Кировский район, Аэропорт, общей площадью 448, 9 кв. м, для использования в целях: административная деятельность, гараж. Передача имущества произведена по акту приема-передачи 01.10.2007. Государственная регистрация договора аренды произведена 21.12.2007.
Приказом начальника Уфимского территориального гарнизона от 23.06.2010 N 14 осуществлена передача на баланс общества "Авиационная компания "Уфимские авиалинии" зданий: N 1 - казарма (инвентарный номер 1), хранилище для техники, расположенные по адресу: г. Уфа, микрорайон Аэропорт, Уфимский район.
Комиссией в составе председателя - главного инженера федерального государственного учреждения "Уфимская квартирно-эксплуатационная часть района" и членов комиссии ведущего инженера технического отдела федерального государственного учреждения "Уфимская квартирно-эксплуатационная часть района", а также экономиста учреждения и заместителя по производству общества "Авиационная компания "Уфимские авиалинии" составлен акт приема-сдачи казарменно-жилищного фонда, коммунальных сооружений и оборудования, квартирного имущества, топлива и территории военного городка от 23.06.2010 N 62. Утвержден акт начальником КЭУ ПУрВО Карповым В.В. и командующим войсками Приволжско-Уральского военного округа.
Акт подписан председателем и членами комиссии. В графе "сдал" подписан акт со стороны учреждения начальником Болло В.Г., в графе "принял" подписан генеральным директором общества "Авиационная компания "Уфимские авиалинии" Шангареевым Б.Н. без указания о принятии на баланс. К акту оформлена опись N 1 с указанием наименования зданий и сооружений (казарма и хранилище для техники).
Распоряжением федерального государственного учреждения "Уфимская квартирно-эксплуатационная часть района" от 24.06.2010 N 19 "Об исключении из оперативного управления Министерства обороны Российской Федерации зданий казармы и хранилища для техники" здания казармы и хранилища для техники исключены из оперативного управления Министерства обороны Российской Федерации.
Названный акт приемки-сдачи от 23.06.2010 послужил основанием для осуществления государственной регистрации права собственности общества "Авиационная компания "Уфимские авиалинии" на спорные здания казармы 1976 года постройки площадью 430,4 кв. м (кадастровый паспорт от 17.04.2008) и хранилища для техники площадью 60,6 кв. м 1985 года постройки (кадастровый паспорт от 17.04.2008). Из представленных в материалы дела свидетельств о государственной регистрации права усматривается, что записи о правах на спорное имущество внесены в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним 12.11.2010.
Из пояснений общества Авиакомпания "Лайт Эйр" и представленных им доказательств проведения строительных работ усматривается осуществление владения спорными объектами названным лицом.
В ходе проведенной по делу судебно-строительной экспертизы, производство которой было поручено федеральному бюджетному учреждению "Башкирская лаборатория судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации", установлено, что изменение технических характеристик здания казармы, расположенного по адресу: Республика Башкортостан, Уфимский район, с. Булгаково, ул. Строителей, 1, корп. 1, указанных в техническом паспорте по состоянию на 10.12.2003, произведено с 2007 по 2011 годы и отражено в предоставленных документах в соответствии с нормами, действующими в период их производства, не является реконструкцией здания.
Полагая, что отчуждение федерального имущества в частную собственность произведено по безвозмездной сделке, выраженной приказом начальника Уфимского гарнизона и актом передачи имущества от 23.06.2010 и совершенной неполномочными лицами, Министерство обороны обратилось в арбитражный суд с первоначальным иском.
Общество Авиакомпания "Лайт Эйр", считая неправомерным осуществление государственной регистрации права оперативного управления Министерством обороны, которое не может являться обладателем права оперативного управления в отсутствие подтверждения права федеральной собственности и соответствующего акта собственника о закреплении имущества, обратилось в арбитражный суд с встречным иском.
Удовлетворяя первоначальные исковые требования в части признания права собственности Российской Федерации на спорные объекты, признания недействительной сделки по передаче федерального имущества здания казармы и хранилища для техники обществу "Авиационная компания "Уфимские авиалинии", а также истребования из незаконного владения общества Авиакомпания "Лайт Эйр" названного имущества, суд первой инстанции пришел к выводу о принадлежности спорных зданий казармы и хранилища для техники к имуществу вооруженных сил, которое в силу закона является федеральной собственностью. Установив, что Министерством обороны, действующим от имени Российской Федерации в решении вопросов отчуждения высвобождаемого военного имущества не дано согласие на совершение оспариваемой сделки, которой не предшествовала оценка имущества и проведение аукциона, суд первой инстанции признал сделку отчуждения имущества ничтожной. Сделав на основании результатов проведенной экспертизы вывод об отсутствии реконструкции находящегося во владении ответчика имущества, суд первой инстанции удовлетворил виндикационные требования Министерства обороны. Отказывая в удовлетворении встречных исковых требований, суд первой инстанции сделал вывод об отсутствии подлежащих судебной защите прав в отношении спорного имущества, основанных на ничтожной сделке.
Отменяя решение суда первой инстанции в части удовлетворения требований Министерства обороны о признания права собственности Российской Федерации на спорные объекты, признания недействительной сделки по передаче федерального имущества, отказывая в удовлетворении названных требований, суд апелляционной инстанции исходил из следующего.
Исследовав имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции указал, что отчуждение спорного имущества в собственность общества Авиакомпания "Лайт Эйр", оформленное посредством издания распорядительных документов - приказа начальника Уфимского территориального гарнизона от 23.06.2010 N 14 об осуществлении передачи на баланс общества "Авиационная компания "Уфимские авиалинии" зданий казармы и хранилище для техники, распоряжения федерального государственного учреждения "Уфимская квартирно-эксплуатационная часть района" от 24.06.2010 N 19 об исключении названных зданий из оперативного управления Министерства обороны Российской Федерации и оформления акта приема-передачи имущества от 23.06.2010, содержит существенные условия (перечень имущества подлежащего передаче) и выражает согласованную волю сторон, направленную на установление и прекращение прав и обязанностей в отношении передаваемого имущества. Указанное применительно к статье 153 Гражданского кодекса Российской Федерации является гражданско-правовой сделкой.
В силу пункта 1 статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка недействительна по основаниям, установленным настоящим Кодексом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
В соответствии со статьей 168 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей на дату совершения сделки) сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
Согласно пункту 1 статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Права на распоряжение имуществом принадлежат собственнику имущества (статья 209 Гражданского кодекса Российской Федерации).
От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (статья 125 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Полномочия Министерства обороны Российской Федерации определены Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 1082, утвердившим Положение о Министерстве обороны Российской Федерации (далее - Положение о Министерстве обороны).
Согласно пункту 1 Положения о Министерстве обороны, Министерство обороны является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных ему организаций.
В силу пункта 12 статьи 1 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне" имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
Оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, имеющиеся в материалах дела доказательства, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отнесении здания казармы и хранилища 1976 и 1985 года постройки, закрепленных за Уфимской квартирно-эксплуатационной частью Приволжско-Уральского военного округа Министерства обороны, к имуществу Вооруженных Сил Российской Федерации.
Согласно пункту 2 раздела II приложения N 1 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" имущество Вооруженных Сил относится исключительно к федеральной собственности.
В соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом", Министерство обороны является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению, в том числе, федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 N 1054 "О порядке высвобождения недвижимого военного имущества Вооруженных Сил Российской Федерации" определено, что решения о высвобождении недвижимого военного имущества, находящегося у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а также имущества, находящегося в хозяйственном ведении или оперативном управлении предприятий и организаций, подведомственных Министерству обороны Российской Федерации, принимает Министерство обороны Российской Федерации в лице компетентного органа.
Каких-либо указаний на передачу спорного имущества Директива Министерства обороны Российской Федерации от 06.10.2006 N 80, ссылка на которую приведена в приказе начальника Уфимского гарнизона от 23.06.201 N 14, не содержит.
Установив, что передача государственного имущества в частную собственность произведена с нарушением установленного законодательством порядка, в том числе без решения уполномоченного органа, суды пришли к обоснованному выводу о недействительности сделки, послужившей основанием для осуществления государственной регистрации права собственности ответчика на здания казармы и хранилища.
В силу статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.
Между тем указанная сделка, совершенная и исполненная федеральным государственным учреждением "Уфимская квартирно-эксплуатационная часть района" и обществом Авиакомпания "Лайт Эйр", повлекла осуществление государственной регистрации права собственности последнего.
Учитывая особенности совершения анализируемой сделки, совершенной без участия Министерства обороны, а также отсутствие предусмотренных законом оснований для возврата имущества федеральному государственному учреждению "Уфимская квартирно-эксплуатационная часть района, государственная регистрация права оперативного управления которого на спорные объекты не производилась, а также принимая во внимание, что федеральное государственное учреждение "Уфимская квартирно-эксплуатационная часть района" реорганизовано путем присоединения к федеральному государственному казенному учреждению "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны, суды правомерно обязали ответчика возвратить имущество истцу.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 58 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", лицо, считающее себя собственником находящегося в его владении недвижимого имущества, право на которое зарегистрировано за иным субъектом, вправе обратиться в суд с иском о признании права собственности. Вопрос о праве собственности на имущество лица, считающего себя собственником спорного имущества, не обладающего зарегистрированным правом на него и фактически не владеющего им, может быть разрешен только при рассмотрении виндикационного иска с соблюдением правил, предусмотренных статьями 223 и 302 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Материалами дела подтверждается факт нахождения спорного имущества во владении общества Авиакомпания "Лайт Эйр", что исключает удовлетворение иска о признании права федеральной собственности.
Следовательно, восстановление прав истца как представителя собственника имущества влечет удовлетворение виндикационного иска, что является основанием для внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Поскольку вопросы о наличии права собственности истца на спорное имущество и проверка материально-правовых оснований возникновения права у общества Авиакомпания "Лайт Эйр" (недействительности сделки), подлежат разрешению при рассмотрении виндикационного требования, оснований для удовлетворении искового требования о признании права собственности истца на спорные объекты недвижимости, а также недействительности сделки заявленных в качестве самостоятельных требований не имеется.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции пришел к выводу о наличии оснований для отказа в удовлетворении требований о признании права собственности Российской Федерации на спорное имущество и признания сделки по передаче федерального имущества недействительной.
В ходе рассмотрения дела судом первой инстанции ответчиком заявлено о пропуске истцом срока исковой давности для защиты права в порядке пункта 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 195 Гражданского кодекса Российской Федерации, исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
Общий срок исковой давности устанавливается в три года (статья 196 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Из материалов дела следует, что спорное имущество поступило во владение общества Авиакомпания "Лайт Эйр" 23.06.2010. Государственная регистрация права собственности произведена 12.11.2010.
Поскольку с настоящим иском Министерство обороны обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан 01.02.2013, срок исковой давности истцом не пропущен.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого решения в части удовлетворения виндикационных требований.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от 05.07.2001 N 154-О, государственная регистрация как формальное условие обеспечения государственной защиты прав лица, объектом которых является недвижимое имущество, не затрагивая самого содержания указанного гражданского права, призвана лишь удостоверить со стороны государства юридическую силу соответствующих правоустанавливающих документов.
В отсутствие правовых оснований для государственной регистрации перехода права собственности на объект недвижимого имущества, государственная регистрация права собственности указанных обществ не подтверждает существование такового в действительности.
Поскольку зарегистрированное право общества Авиакомпания "Лайт Эйр" на здание казармы и хранилища для техники основаны на ничтожной сделке, не влекущей возникновение права собственности и прекращение федеральной собственности, суды обоснованно отказали в удовлетворении встречных требований компании.
В силу статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отсутствие нарушений прав общества Авиакомпания "Лайт Эйр", которые могут быть восстановлены признанием отсутствующим зарегистрированного права оперативного управления Министерства обороны, является самостоятельным и достаточным для отказа в удовлетворении таких требований.
Довод заявителя кассационной жалобы об отсутствии доказательств права собственности Российской Федерации на спорные объекты недвижимости направлен на переоценку имеющихся в деле доказательств и установленных судом апелляционной инстанции фактических обстоятельств дела.
Ссылка общества Авиакомпания "Лайт Эйр" на отсутствие оснований для возникновения права оперативного управления Министерства обороны отклоняется. Судами не установлено запретов в законодательстве на регистрацию права оперативного управления за Министерством обороны.
Довод заявителя кассационной жалобы об ошибочности применения положений статьи 301, 302 Гражданского кодекса Российской Федерации при признании сделки недействительной отклоняется. Данное обстоятельство не опровергает выводов судов о необходимости возвращения незаконно удерживаемого имущества. Поскольку у общества Авиакомпания "Лайт Эйр" права на спорное имущество не возникли, способ защиты права не повлиял на результат рассмотрения спора и не привел к нарушению прав истца.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.02.2015 по делу N А07-1620/2013 Арбитражного суда Республики Башкортостан оставить без изменения, кассационную жалобу закрытого акционерного общества Авиакомпания "Лайт Эйр" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.Ю.Смирнов |
Судьи |
С.В.Лазарев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В ходе рассмотрения дела судом первой инстанции ответчиком заявлено о пропуске истцом срока исковой давности для защиты права в порядке пункта 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 195 Гражданского кодекса Российской Федерации, исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
Общий срок исковой давности устанавливается в три года (статья 196 Гражданского кодекса Российской Федерации).
...
Довод заявителя кассационной жалобы об ошибочности применения положений статьи 301, 302 Гражданского кодекса Российской Федерации при признании сделки недействительной отклоняется. Данное обстоятельство не опровергает выводов судов о необходимости возвращения незаконно удерживаемого имущества. Поскольку у общества Авиакомпания "Лайт Эйр" права на спорное имущество не возникли, способ защиты права не повлиял на результат рассмотрения спора и не привел к нарушению прав истца."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 22 мая 2015 г. N Ф09-2679/15 по делу N А07-1620/2013
Хронология рассмотрения дела:
07.02.2018 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-2679/15
16.10.2017 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-11752/17
22.05.2015 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-2679/15
24.02.2015 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-793/15
16.12.2014 Решение Арбитражного суда Республики Башкортостан N А07-1620/13
14.07.2014 Определение Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-8115/14