Екатеринбург |
|
18 октября 2012 г. |
Дело N А76-2998/2012 |
См. также Определение Федерального арбитражного суда Уральского округа от 20 сентября 2012 г. N Ф09-9964/12 по делу N А76-2998/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 11 октября 2012 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 октября 2012 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Кангина А.В.,
судей Василенко С.Н., Ященок Т.П.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Челябинской области (далее - кадастровая палата) на постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.07.2012 по делу N А76-2998/2012 Арбитражного суда Челябинской области.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказными письмами с уведомлением, а также размещения данной информации в электронной сети "Интернет" на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Управление муниципальной собственности администрации г. Троицка (далее - управление) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Федеральному бюджетному учреждению "Кадастровая палата" по Челябинской области о признании недействительными решения об отказе в учете изменений объекта недвижимости от 30.12.2011 N Ф7400/11-1-22686, решения о приостановлении осуществления кадастрового учета от 04.02.2012 N Ф7400/12-9638 и обязании принять решение о государственном кадастровом учете изменений земельного участка, расположенного по адресу: Челябинская область, г. Троицк, севернее ул. Сиреневая, кадастровый номер 74:35:1900002:71, на основании заявления от 13.01.2012 в пятнадцатидневный срок с момента вступления решения суда в законную силу.
Определением суда к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области (далее - Управление Росреестра по Челябинской области), некоммерческое партнерство "Содействие в малоэтажном строительстве" (далее - НП "Содействие в малоэтажном строительстве"), администрация города Троицка Челябинской области.
Решением суда от 03.05.2012 (судья Бастен Д.А.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.07.2012 (судьи Карпачева М.И., Ермолаева Л.П., Пивоварова Л.В.) решение суда отменено в части отказа в признании недействительным решения о приостановлении осуществления кадастрового учета от 04.02.2012 N Ф7400/12-9638. Резолютивная часть решения изложена в следующей редакции: "Заявленные требования Управления муниципальной собственности администрации города Троицка Челябинской области удовлетворить частично. Признать недействительным, не соответствующим положениям Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" решение Федерального бюджетного учреждения "Кадастровая палата" по Челябинской области от 04.02.2012 N Ф7400/12-9638 о приостановлении осуществления кадастрового учета. В удовлетворении требования о признании недействительным решения Федерального бюджетного учреждения "Кадастровая палата" по Челябинской области об отказе в учете изменений объекта недвижимости от 30.12.2011 N Ф7400/11 1-22686 отказать".
В кассационной жалобе кадастровая палата, ссылаясь на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального права, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, просит обжалуемый судебный акт отменить в части признания недействительным решения о приостановлении осуществления кадастрового учёта от 04.02.2011. Заявитель жалобы полагает, что для осуществления государственного кадастрового учёта изменений сведений о разрешённом использовании земельного участка в орган кадастрового учёта необходимо представить самостоятельный акт органа местного самоуправления, подтверждающий изменение вида разрешённого использования земельного участка. Заявитель жалобы поясняет, что надлежащий документ об изменении вида разрешённого использования в орган кадастрового учёта управлением представлен не был, в связи с чем правомерно принято оспариваемое решение о приостановлении осуществления кадастрового учёта.
В отзыве на кассационную жалобу управление отклоняет доводы заявителя кассационной жалобы, считая обжалуемый судебный акт законным. Управление полагает, что постановление администрации г. Троицка от 24.10.2011 N 2122 является документом, устанавливающим иной вид разрешённого использования земельного участка; заявление о кадастровом учёте и документы, приложенные к нему, полностью соответствуют требованиям Закона.
Законность судебного акта проверена судом кассационной инстанции в обжалуемой части исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы (ч. 1 ст. 286 Кодекса).
Для признания незаконными решения и действия (бездействия) государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица в силу ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации требуется наличие в совокупности двух условий: несоответствия обжалуемого решения и действия (бездействия) закону и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 4 ст. 21 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ) орган кадастрового учета не вправе требовать от заявителя или его представителя представлять документы, не установленные настоящим Федеральным законом, а также документы, которые в соответствии со ст. 22 настоящего Федерального закона запрашиваются в порядке межведомственного информационного взаимодействия.
Пунктом 9 ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ указано, что если иное не следует из настоящего Федерального закона, необходимые для кадастрового учета документы представляются заявителем вместе с заявлением. Необходимым для кадастрового учета документом является копия документа, подтверждающего в соответствии с федеральным законом установленное разрешенное использование земельного участка (при кадастровом учете земельного участка в связи с изменением указанных в п. 14 ч. 2 ст. 7 настоящего Федерального закона сведений), - запрашивается органом кадастрового учета в порядке, установленном ч. 8 ст. 15 настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ постановка на учет объекта недвижимости, учет изменений объекта недвижимости, учет части объекта недвижимости, учет адреса правообладателя или снятие с учета объекта недвижимости осуществляется в случае принятия органом кадастрового учета соответствующего решения об осуществлении кадастрового учета.
В силу п. 2 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) земли в Российской Федерации используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Согласно положениям ч. 1-5 ст. 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс) разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: основные виды разрешенного использования; условно разрешенные виды использования; вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними. Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Из ч. 4 ст. 37 Градостроительного кодекса следует самостоятельный выбор правообладателем земельного участка основного и вспомогательного вида разрешенного использования.
В соответствии с ч. 3 ст. 37 Градостроительного кодекса изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
Виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются в градостроительных регламентах, которые вместе с положениями об изменении таких видов являются составной частью Правил землепользования и застройки территорий (ст. 30 Градостроительного кодекса).
Пунктом 3 ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" установлено, что вплоть до принятия в установленном Градостроительным кодексом порядке правил землепользования и застройки (частью которых является градостроительный регламент) решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования принимается главой местной администрации, за исключением случаев изменения одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид разрешенного использования земельных участков, предусматривающий жилищное строительство, а также случаев, предусмотренных п. 5 настоящей части и ст. 4.1 настоящего Федерального закона, с учетом результатов публичных слушаний.
Исследуя обстоятельства дела, судами установлено, что на государственный кадастровый учет 08.08.2011 поставлен земельный участок площадью 68 260 кв.м, местоположение: Челябинская область, г. Троицк, севернее ул. Сиреневая, площадью 68 260 кв.м, с разрешенным видом использования земельного участка - для проектирования квартала малоэтажной застройки. Земельному участку присвоен кадастровый номер 74:35:1900002:71.
При постановке на государственный кадастровый учет указанного земельного участка постановлением администрации от 17.12.2009 установлено разрешенное использование земельного участка - для проектирования квартала малоэтажной застройки.
Постановлением Администрации от 24.10.2011 N 2122 земельный участок с кадастровым номером 74:35:1900002:71 предоставлен некоммерческому партнерству "Содействие в малоэтажном строительстве" в аренду сроком на 5 лет для комплексного освоения в целях жилищного строительства.
Управление 29.11.2011 обратилось к кадастровой палате с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета изменений земельного участка с кадастровым номером 74:35:1900002:71 в части изменения вида разрешенного использования.
При осуществлении государственного кадастрового учета изменений интересы управления представляла Калашникова Е.А. действующая на основании доверенности выданной 06.11.2009, удостоверенной нотариально. При обращении с указанным заявлением представлены доверенность от 06.11.2009 и постановление администрации от 24.10.2011 N 2122.
Решением от 30.12.2011 N Ф7400/11-1-22686 кадастровая палата отказала в учете изменений объекта недвижимости со ссылкой на п. 5 ч. 2 ст. 27 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ. Управление 13.01.2012 повторно обратилось с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета изменений земельного указанного участка в части изменения вида разрешенного использования.
При осуществлении государственного кадастрового учета изменений интересы заявителя представляла Калашникова Е.А., действующая на основании доверенности, выданной 06.11.2009, удостоверенной нотариально, в которую внесены исправления, а именно: "дополнительных сведений об объекте недвижимости или иных любых сведений указанных в ст. 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ". При обращении с указанным заявлением представлены доверенность от 06.11.2009 с указанным исправлением и постановление администрации от 24.10.2011 N 2122.
Кадастровой палатой 04.02.2012 принято решение N Ф7400/12-9638 о приостановлении осуществления кадастрового учета, в котором указано, что для проведения государственного кадастрового учета изменений в отношении разрешенного использования земельного участка необходимо представить градостроительный регламент либо акт органа местного самоуправления.
Признавая правомерным решение кадастровой палаты о приостановлении осуществления кадастрового учёта, суд первой инстанции исходил из того, что при повторном обращении с заявлением о проведении государственного кадастрового учета изменений сведений о земельном участке управление не представило в кадастровую палату документ, подтверждающий изменение разрешенного использования земельного участка, как того требует п. 9 ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ.
Суд апелляционной инстанции, исследовав доказательства согласно требованиям ст. 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установил, что при первичной постановке на государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 74:35:1900002:71 в орган кадастрового учета представлялось постановление администрации от 17.12.2009 N 2263, в котором сформированы границы участка и установлен вид разрешенного использования земельного участка - для проектирования квартала малоэтажной застройки. При повторном обращении 13.01.2012 управления с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета изменений указанного земельного участка в части изменения вида разрешенного использования, управлением представлено постановление от 24.10.2011 N 2122, из содержания которого следует, что данный земельный участок предоставляется НП "Содействие в малоэтажном строительстве" в аренду сроком на 5 лет для комплексного освоения в целях жилищного строительства.
Судом апелляционной инстанции установлено, что в постановлении администрации от 24.10.2011 чётко усматривается воля уполномоченного органа на установление вида разрешенного использования, постановление является актом, подтверждающим волю уполномоченного органа в отношении вида разрешенного использования, следовательно, принятие дополнительного акта в данном случае не требуется.
Таким образом, правильно установив обстоятельства дела, приняв во внимание наличие оснований для признания недействительным решения от 04.02.2012 о приостановлении осуществления кадастрового учета, суд апелляционной инстанции обоснованно удовлетворил требование управления.
Суд кассационной инстанции полагает, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судом апелляционной инстанции установлены, все доказательства исследованы и оценены в соответствии с требованиями гл. 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Оснований для переоценки доказательств и установления новых обстоятельств у суда кассационной инстанции не имеется (ст. 286 и ч. 2 ст. 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Нормы материального права применены апелляционным судом правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, не выявлено.
С учетом изложенного постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.07.2012 по делу N А76-2998/2012 Арбитражного суда Челябинской области следует оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.07.2012 по делу N А76-2998/2012 Арбитражного суда Челябинской области оставить без изменения, кассационную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Челябинской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.В. Кангин |
Судьи |
С.Н. Василенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Признавая правомерным решение кадастровой палаты о приостановлении осуществления кадастрового учёта, суд первой инстанции исходил из того, что при повторном обращении с заявлением о проведении государственного кадастрового учета изменений сведений о земельном участке управление не представило в кадастровую палату документ, подтверждающий изменение разрешенного использования земельного участка, как того требует п. 9 ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ.
...
Суд кассационной инстанции полагает, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судом апелляционной инстанции установлены, все доказательства исследованы и оценены в соответствии с требованиями гл. 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Оснований для переоценки доказательств и установления новых обстоятельств у суда кассационной инстанции не имеется (ст. 286 и ч. 2 ст. 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Нормы материального права применены апелляционным судом правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, не выявлено.
С учетом изложенного постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.07.2012 по делу N А76-2998/2012 Арбитражного суда Челябинской области следует оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 18 октября 2012 г. N Ф09-9964/12 по делу N А76-2998/2012
Хронология рассмотрения дела:
18.10.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-9964/12
20.09.2012 Определение Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-9964/12
05.07.2012 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-5864/12
03.05.2012 Решение Арбитражного суда Челябинской области N А76-2998/12