Екатеринбург |
|
19 октября 2012 г. |
Дело N А76-905/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 октября 2012 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 октября 2012 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Смирнова А.Ю.,
судей Столярова А.А., Семёновой З.Г.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Главного управления лесами Челябинской области (далее - Управление лесами) на постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.06.2012 по делу N А76-905/2012 Арбитражного суда Челябинской области.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области (далее - Управление Росреестра) - Молофеева А.Е. (доверенность от 19.01.2012 N 23);
Управления лесами - Голубков О.В. (доверенность от 10.12.2010 N 67-38).
В судебном заседании, назначенном на 15.10.2012 на 12 час. 00 мин., объявлен перерыв до 15.10.2012 до 17 час. 00 мин. После перерыва судебное заседание продолжено при участии тех же представителей лиц, участвующих в деле.
Управление лесами обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании незаконными действий Управления Росреестра, выразившихся в письмах от 14.11.2011 N 32/030/2011-478, 32/030/2011-479, 32/030/2011-481, 32/030/2011-480 по тказу в проведении государственной регистрации права собственности Российской Федерации на лесные (земельные) участки, а также по отказу в проведении государственной регистрации прекращения права собственности Российской Федерации на лесной (земельный) участок (исх. N 32/030/2011-477); возложении на Управление Росреестра обязанности провести государственную регистрацию права собственности Российской Федерации на вновь образуемые лесные участки с кадастровыми номерами 74:32:0000000:203, 74:32:0000000:209, а также на лесные участки с номерами учетной записи в государственном лесном реестре 171-2010-08 и 172-2010-08; возложении на Управление Росреестра обязанности провести государственную регистрацию прекращения права собственности Российской Федерации на лесной участок площадью 303 826 260 кв. м с условным номером 74-74-32/002/2010-425, расположенный по адресу: Челябинская область, г. Кыштым, государственное учреждение "Кыштымское лесничество", Кыштымское участковое лесничество, квартала с 1-161 в связи с его преобразованием.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Челябинское областное бюджетное учреждение "Кыштымское лесничество", Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Челябинской области (далее - Управление Росимущества).
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 23.04.2012 (судья Наконечная О.Г.) заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.06.2012 (судьи Ермолаева Л.П., Пивоварова Л.В., Суспицина Л.А.) решение суда первой инстанции отменено, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Управление лесами просит постановление суда апелляционной инстанции отменить, решение суда первой инстанции оставить в силе, ссылаясь на неправильное толкование ст. 83 Лесного кодекса Российской Федерации, нарушение ст. 9, 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 8 Лесного кодекса Российской Федерации, ст. 16, 17 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Федеральный закон от 21.07.1997 N 122-ФЗ). Заявитель указывает на наличие у него полномочий на принятие решения об образовании земельных участков из состава земель лесного фонда.
В отзыве на кассационную жалобу Управление Росреестра возражает против изложенных в ней доводов, считает их необоснованными, просит оставить в силе постановление суда апелляционной инстанции.
Как установлено судами, 05.03.2010 произведена государственная регистрация права собственности Российской Федерации на лесной участок площадью 303826260 кв. м с условным номером 74-74-32/002/2010-425, расположенный по адресу: Челябинская область, г. Кыштым, областное государственное учреждение "Кыштымское лесничество", Кыштымское участковое лесничество, квартала с 1-161.
Управлением лесами принято распоряжение от 18.07.2011 N 352-р "О формировании земельных участков областному государственному учреждению "Кыштымское лесничество", которым предписано сформировать из указанного лесного участка четыре лесных участка, в том числе с кадастровыми номерами 74:32:0000000:203, 74:32:0000000:209, а также участки площадью 5000 кв. м с номером учетной записи 171-2010-08 для рекреационной деятельности и площадью 300143538 кв. м с номером учетной записи 172-2010-08 для заготовки древесины.
Пунктом 2 названного распоряжения руководителю областного государственного учреждения "Кыштымское лесничество" Батину А.Н. предписано обеспечить регистрацию права собственности Российской Федерации на вновь сформированные лесные участки.
26.11.2011 на государственный кадастровый учет поставлены два земельных участка земель лесного фонда - с кадастровым номером 74:32:0000000:203 площадью 2265026 кв. м, разрешенным использованием для заготовки древесины, по адресу: Челябинская область, г. Кыштым, областное государственное учреждение "Кыштымское лесничество", Кыштымское участковое лесничество, квартал 46, и участок с кадастровым номером 74:32:0000000:209 площадью 1308462 кв. м, разрешенным использованием для заготовки древесины, расположенный по тому же адресу квартал 68.
16.09.2011 представитель Управления лесами Батин А.Н., действующий на основании доверенности от 12.04.2011 N 1976, обратился в Управление Росреестра с заявлениями о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на вновь образуемые лесные участки с кадастровыми номерами 74:32:0000000:203, 74:32:0000000:209, а также участки с номером учетной записи 171-2010-08 площадью 5000 кв. м и номером учетной записи 172-2010-08 площадью 300143538 кв. м. Представителем Управления лесами также были сданы документы на государственную регистрацию прекращения права собственности Российской Федерации в связи с преобразованием лесного участка площадью 303 826 260 кв. м с условным номером 74-74-32/002/2010-425.
27.09.2011 Управление Росреестра сообщило о приостановлении государственной регистрации прав на указанные объекты недвижимого имущества на срок до 27.10.2011 по причине наличия сомнений регистратора в отсутствии препятствий для проведения государственной регистрации.
14.11.2011 Управление Росреестра уведомило об отказе в государственной регистрации прав на вновь образуемые земельные участки, а также в государственной регистрации прекращения права собственности Российской Федерации в связи с преобразованием лесного участка с условным номером 74-74-32/002/2010-425 по причине непредставления доверенности от уполномоченного органа на регистрацию права собственности Российской Федерации, прекращения права собственности Российской Федерации на лесные участки.
Полагая, что действия Управления Росреестра, выразившиеся в отказе в проведении государственной регистрации, являются незаконными, Управление лесами обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции указал на наличие у Управления лесами полномочий по управлению и распоряжению земельными участками в составе земель лесного фонда, в том числе, на принятие решений об образовании земельных участков из состава земель лесного фонда, в силу чего пришел к выводу о наличии у него полномочий на государственную регистрацию прав на земельные участки, образуемые при разделе, объединении, перераспределении таких земельных участков.
Отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд апелляционной инстанции исходил из следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 1 ст. 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
В силу п. 1 ст. 9 Земельного кодекса Российской Федерации Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью).
Частью 1 ст. 83 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что субъектам Российской Федерации переданы полномочия по ведению государственного лесного реестра; осуществлению на землях лесного фонда государственного лесного надзора; организации использования лесов и их охраны; разработку и утверждение лесных планов субъектов Российской Федерации, лесохозяйственных регламентов, выдаче разрешений на выполнение работ по геологическому изучению недр на землях лесного фонда.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 83 Лесного кодекса Российской Федерации субъектам Российской Федерации переданы полномочия по предоставлению в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование, а также по заключению договоров купли-продажи лесных насаждений, в том числе по организации и проведению соответствующих аукционов.
Из системного толкования указанных норм права следует, что перечень передаваемых субъектам Российской Федерации полномочий устанавливается федеральными законами и расширительному толкованию не подлежит.
Данное обстоятельство свидетельствует о том, что субъектам Российской Федерации переданы лишь те полномочия по управлению и распоряжению земельными участками из состава земель лесного фонда, которые прямо поименованы в норме ст. 83 Лесного кодекса Российской Федерации.
В силу п. 1 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со ст. 9, 10 и 11 настоящего кодекса.
В соответствии с п. 2 ст. 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации решения об образовании земельных участков, указанных в п. 1 настоящей статьи, могут быть приняты на основании заявлений землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки.
Лесным законодательством не установлено случаев, при которых принятие решений об образовании земельных участков, предусмотренных п. 1 ст. 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации, не требуется.
В силу п. 1 ст. 22.2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ решение о разделе или об объединении находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков является основанием для осуществления государственной регистрации прав на образуемые земельные участки.
В силу п. 2 ст. 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, из которых при разделе, объединении, перераспределении образуются земельные участки, прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки в порядке, установленном Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ.
Таким образом, образование земельных участков путем раздела, объединения, перераспределения, предполагающее необходимость государственной регистрации прав на них, вносит изменения в правовой режим преобразуемого имущества и, соответственно, непосредственно затрагивает права собственника данного имущества.
Из материалов дела следует, что Управление лесами, реализуя свои полномочия, предусмотренные п. 2 ч. 1 ст. 83 Лесного кодекса Российской Федерации, сформировало и поставило на государственный кадастровый учет вновь образованные земельные участки из состава земель лесного фонда.
Вместе с тем процесс образования земельных участков предполагает совершение действий по государственной регистрации прав на указанные участки (п. 2 ст. 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации, п. 1 ст. 22.2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ).
Согласно ст. 17 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в частности, являются акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания.
В рассматриваемой ситуации таким документом представлено распоряжение от 18.07.2011 N 352-р "О формировании земельных участков областному государственному учреждению "Кыштымское лесничество", принятое Управлением лесами.
В соответствии с п. 1 ст. 16 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом, а также по требованию судебного пристава-исполнителя. В случаях, предусмотренных федеральным законом, государственная регистрация прав проводится на основании заявления органа государственной власти, органа местного самоуправления или организации.
В силу п. 2 ст. 16 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ к заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.
Согласно п. 2 ст. 22.2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ государственная регистрация прав на земельные участки, образуемые при разделе, объединении или перераспределении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании заявления исполнительного органа государственной власти, органа местного самоуправления или действующего по их поручению лица либо на основании заявления лиц, которым такие земельные участки предоставлены в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.
Из названных правовых норм следует, что полномочия на обращение с заявлением о государственной регистрации прав (их возникновение, прекращение) принадлежат правообладателю имущества, которым в отношении лесных участков в составе земель лесного фонда в соответствии с ч. 1 ст. 8 Лесного кодекса Российской Федерации является Российская Федерация.
От имени Российской Федерации полномочия правообладателя федерального имущества вправе осуществлять соответствующий уполномоченный орган исполнительной власти Российской Федерации.
Функцию управления федеральным имуществом от имени его собственника согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом" выполняет Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, осуществляющее свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.
В соответствии с п. 13 Методических рекомендаций об особенностях государственной регистрации прав, ограничений (обременений) прав на лесные участки и сделок с ними, утвержденных приказом Федеральной регистрационной службы от 19.11.2007 N 255, на государственную регистрацию права собственности Российской Федерации на лесной участок из земель лесного фонда предоставляются заявление о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на лесной участок, содержащее указание на ч. 1 ст. 8 Лесного кодекса Российской Федерации, являющуюся основанием для регистрации права собственности на земельный участок.
Согласно п. 4 ст. 16 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ лицо, имеющее право действовать без доверенности от имени уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника в сфере управления имуществом Российской Федерации, предъявляет документ, удостоверяющий его личность, а представитель уполномоченного органа - документ, подтверждающий его полномочия действовать от имени уполномоченного органа, или нотариально удостоверенную копию этого документа.
Из материалов дела следует, что к заявлению о регистрации права Российской Федерации на земельные участки доверенность органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника в сфере управления имуществом Российской Федерации, приложена не была.
В силу отсутствия у Управления лесами полномочий по управлению федеральной собственностью от имени ее собственника представленная в регистрирующий орган доверенность от 12.04.2011 N 1976, выданная на имя Батина А.Н., обоснованно расценена государственным регистратором как не подтверждающая полномочия обратившегося с заявлением лица на осуществление соответствующего юридически значимого действия.
Сообщением от 27.09.2011 регистрирующий орган уведомил заявителя о необходимости представления в срок до 27.10.2007 доверенности от лица, уполномоченного представлять интересы Российской Федерации при регистрации права собственности - Управления Росимущества.
В указанный срок названная доверенность заявителем представлена не была.
В соответствии с абз. 10 п. 1 ст. 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ в государственной регистрации прав может быть отказано, если не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
При таких обстоятельствах решение регистрирующего органа об отказе в совершении регистрационных действий соответствуют требованиям п. 1, 2 ст. 16, п. 2 ст. 22.2, абз. 10 п. 1 ст. 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены постановления суда апелляционной инстанции, судом кассационной инстанции не установлено, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.06.2012 по делу N А76-905/2012 Арбитражного суда Челябинской области оставить без изменения, кассационную жалобу Главного управления лесами Челябинской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.Ю. Смирнов |
Судьи |
А.А. Столяров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно п. 4 ст. 16 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ лицо, имеющее право действовать без доверенности от имени уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника в сфере управления имуществом Российской Федерации, предъявляет документ, удостоверяющий его личность, а представитель уполномоченного органа - документ, подтверждающий его полномочия действовать от имени уполномоченного органа, или нотариально удостоверенную копию этого документа.
...
В соответствии с абз. 10 п. 1 ст. 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ в государственной регистрации прав может быть отказано, если не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
При таких обстоятельствах решение регистрирующего органа об отказе в совершении регистрационных действий соответствуют требованиям п. 1, 2 ст. 16, п. 2 ст. 22.2, абз. 10 п. 1 ст. 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 19 октября 2012 г. N Ф09-9535/12 по делу N А76-905/2012
Хронология рассмотрения дела:
21.02.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-2139/13
19.10.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-9535/2012
29.06.2012 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-5641/12
23.04.2012 Решение Арбитражного суда Челябинской области N А76-905/12