Екатеринбург |
|
14 ноября 2012 г. |
Дело N А60-55619/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 ноября 2012 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 ноября 2012 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Гайдука А.А.,
судей Макарова В.Н., Васильченко Н.С.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Государственного учреждения "Военный комиссариат Свердловской области" (ИНН: 6661014490, ОГРН: 1036603981006; далее - Военный комиссариат Свердловской области) на постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.08.2012 по делу N А60-55619/2011 Арбитражного суда Свердловской области.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель Военного комиссариата Свердловской области - Павлова И.И. (доверенность от 17.09.2012 N 4/4380).
Общество с ограниченной ответственностью "СУБР-Строй" (далее - общество "СУБР-Строй") обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с иском к Военному комиссариату Свердловской области о взыскании 247 руб. 44 коп. компенсации страховых взносов.
Решением суда от 13.04.2012 (судья Бикмухаметова Е.А.) в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.08.2012 (судьи Сафонова С.Н., Голубцов В.Г., Савельева Н.М.) решение суда отменено, исковые требования удовлетворены. С Военного комиссариата Свердловской области в пользу общества "СУБР-Строй" взыскано 247 руб. 44 коп. в качестве компенсации уплаченных страховых взносов.
В кассационной жалобе Военный комиссариат Свердловской области просит обжалуемый судебный акт отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции. По мнению заявителя жалобы, выплаты гражданам в случае их участия в проведении мероприятий, связанных с реализацией Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ), производятся не за счет средств работодателя, а за счет средств федерального бюджета и не являются объектом обложения страховыми взносами. Военный комиссариат Свердловской области полагает, что выплаченные работнику суммы среднего заработка в связи с прохождением работником медицинского освидетельствования при подготовке к военной службе, призыву на военную службу, призыву на военные сборы не подлежат обложению страховыми взносами. В связи с этим заявитель жалобы полагает, что у общества "СУБР-Строй" отсутствовали основания для предъявления исковых требований.
Проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, предусмотренном ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции установил, что оснований для его отмены не имеется.
Как следует из материалов дела и установлено судами, работник общества "СУБР-Строй" Гаранин Василий Александрович 18.04.2011 проходил медицинское освидетельствование в военном комиссариате г. Североуральска.
На основании п. 1 ст. 6 Закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ общество "СУБР-Строй" выплатило Гаранину В.А. среднюю заработную плату в сумме 709 руб. 54 коп., которая была компенсирована в полном объеме Военным комиссариатом Свердловской области.
На сумму средней заработной платы общество "СУБР-Строй" исчислило и уплатило страховые взносы в государственные внебюджетные фонды; сумма взносов составила 247 руб. 44 коп.
В целях компенсации указанной суммы общество "СУБР-Строй" направило Военному комиссариату Свердловской области счет от 28.06.2011 N 527.
Отказ Военного комиссариата Свердловской области в компенсации страховых взносов в сумме 247 руб. 44 коп. послужил основанием обращения общества "СУБР-Строй" в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Судом первой инстанции сделан вывод о том, что суммы среднего заработка, выплачиваемые за счет средств федерального бюджета гражданам, вызванным в военный комиссариат по повестке для исполнения обязанностей военной службы, не являются выплатами, осуществляемыми работодателем по трудовому договору. В связи с этим указанные выплаты не подлежат обложению страховыми взносами.
С учетом изложенного суд первой инстанции сделал вывод об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции не согласился.
Судом апелляционной инстанции сделан вывод о том, что в период прохождения медицинского освидетельствования трудовые отношения между работником и работодателем не прекращаются. В связи с этим выплата работникам среднего заработка в период прохождения медицинского освидетельствования является объектом обложения страховыми взносами и подлежит компенсации.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции сделал вывод о необходимости компенсации Военным комиссариатом Свердловской области обществу "СУБР-Строй" страховых взносов в сумме 247 руб. 44 коп. В связи с этим решение суда первой инстанции отменено, исковые требования общества "СУБР-Строй" удовлетворены.
Выводы суда апелляционной инстанции соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и действующему законодательству.
Согласно п. 1 ст. 6 Закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ граждане на время медицинского освидетельствования, медицинского обследования или лечения для решения вопросов о постановке их на воинский учет, об обязательной подготовке к военной службе, о призыве или добровольном поступлении на военную службу, призыве на военные сборы, а также на время исполнения ими других обязанностей, связанных с воинским учетом, обязательной подготовкой к военной службе, призывом или добровольным поступлением на военную службу и призывом на военные сборы, освобождаются от работы или учебы с сохранением за ними места постоянной работы или учебы и выплатой среднего заработка или стипендии по месту постоянной работы или учебы, им возмещаются расходы, связанные с наймом (поднаймом) жилья и оплатой проезда от места жительства (работы, учебы) и обратно, а также командировочные расходы.
В соответствии с п. 7 ст. 1 Закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ компенсация расходов, понесенных организациями и гражданами в связи с исполнением данного Федерального закона, является расходным обязательством Российской Федерации и осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
В подпункте "а" п. 25 Положения о проведении военных сборов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.05.2006 N 333, предусмотрено, что финансовое обеспечение предусматривает выплату (возмещение) за время участия в мероприятиях, связанных с призывом на военные сборы: среднего заработка (пособия) с учетом соответствующих начислений в фонд оплаты труда по месту постоянной работы (учета в государственном учреждении службы занятости населения) или минимального размера оплаты труда для граждан, не работающих и не состоящих на учете в государственном учреждении службы занятости населения.
Осуществление указанных расходов производится военными комиссариатами в порядке, установленном Правилами компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 704 (далее - Правила от 01.12.2004 N 704).
Как следует из содержания подп. 5 п. 2 указанных Правил, компенсации подлежат расходы организаций и граждан, связанные с выплатой среднего заработка (стипендии, пособия) с учетом соответствующих начислений в фонд оплаты труда по месту постоянной работы (учебы, учета в государственном учреждении службы занятости населения) - для работающих граждан, учащихся, а также граждан, состоящих на учете в государственном учреждении службы занятости населения.
В соответствии со ст. 170 Трудового кодекса Российской Федерации, работодатель обязан освобождать работника от работы с сохранением за ним места работы (должности) на время исполнения им государственных или общественных обязанностей в случаях, если в соответствии с названным Кодексом и иными федеральными законами эти обязанности должны исполняться в рабочее время.
Согласно п. 1 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров.
Перечень выплат и иных вознаграждений физическим лицам, не подлежащих обложению страховыми взносами, установлен в ст. 9 указанного Закона. Средний заработок, сохраняемый на время прохождения работающего гражданина медицинского освидетельствования при подготовке к военной службе, призыву на военную службу, призыву на военные сборы, в названном перечне не указан.
На основании изложенного судом апелляционной инстанции обоснованно сделан вывод о том, что расходы работодателя по уплате страховых взносов подлежат компенсации в порядке, установленном Правилами от 01.12.2004 N 704.
Аналогичные выводы содержатся в определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19.10.2012 N ВАС-13062/12.
В связи с этим судом кассационной инстанции отклоняется довод заявителя жалобы о том, что выплаченные работнику суммы среднего заработка в связи с прохождением работником медицинского освидетельствования при подготовке к военной службе, призыву на военную службу, призыву на военные сборы не подлежат обложению страховыми взносами, следовательно, отсутствуют основания для их компенсации.
Кроме того, довод заявителя жалобы об отсутствии у общества "СУБР-Строй" оснований для предъявления исковых требований был предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции и ему дана надлежащая правовая оценка. В соответствии с нормами ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, определяющими пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, переоценка доказательств не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Постановление суда апелляционной инстанции принято на основе всестороннего и полного исследования имеющихся в материалах дела доказательств и установления всех обстоятельств, имеющих существенное значение для рассмотрения дела.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба Государственного учреждения "Военный комиссариат Свердловской области" - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.08.2012 по делу N А60-55619/2011 Арбитражного суда Свердловской области оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного учреждения "Военный комиссариат Свердловской области" - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.А. Гайдук |
Судьи |
В.Н. Макаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно п. 1 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров.
Перечень выплат и иных вознаграждений физическим лицам, не подлежащих обложению страховыми взносами, установлен в ст. 9 указанного Закона. Средний заработок, сохраняемый на время прохождения работающего гражданина медицинского освидетельствования при подготовке к военной службе, призыву на военную службу, призыву на военные сборы, в названном перечне не указан.
На основании изложенного судом апелляционной инстанции обоснованно сделан вывод о том, что расходы работодателя по уплате страховых взносов подлежат компенсации в порядке, установленном Правилами от 01.12.2004 N 704.
Аналогичные выводы содержатся в определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19.10.2012 N ВАС-13062/12."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 14 ноября 2012 г. N Ф09-10419/12 по делу N А60-55619/2011