Екатеринбург |
|
03 декабря 2012 г. |
Дело N А60-12242/2012 |
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 27 декабря 2012 г. N Ф09-12283/12 по делу N А60-4181/2012
См. также Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24 августа 2012 г. N 17АП-8215/12
Резолютивная часть постановления объявлена 28 ноября 2012 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 декабря 2012 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Платоновой Е.А.,
судей Лазарева С.В., Сулейменовой Т.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Департамента лесного хозяйства Свердловской области (ИНН 6670324273, ОГРН 1106670035834; далее - департамент) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 18.05.2012 по делу N А60-12242/2012 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.08.2012 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
Поступившее 08.11.2012 в адрес Федерального арбитражного суда Уральского округа от департамента ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие его представителя судом кассационной инстанции рассмотрено и удовлетворено на основании ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью "Карпинсклес" (ИНН 6614005379, ОГРН 1026601102274; далее - общество "Карпинсклес") - Микурова М.А. (доверенность от 10.08.2012).
Общество "Карпинсклес" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с иском к департаменту об урегулировании разногласий при подписании дополнительного соглашения от 23.12.2011 к договору аренды лесного участка от 20.10.2008 N 231 (с учетом принятого арбитражным судом уточнения исковых требований в порядке, предусмотренном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 18.05.2012 (судья Краснобаева И.А.) исковые требования удовлетворены, дополнительное соглашение от 23.12.2011 изложено в редакции истца (с учетом определения об исправлении опечатки в резолютивной части решения).
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.08.2012 (судьи Гулякова Г.Н., Савельева Н.М., Сафонова С.Н.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе департамент просит обжалуемые судебные акты отменить, изложить дополнительное соглашение от 23.12.2011 в редакции ответчика, ссылаясь на нарушение судами ст. 8, 309, 310, п. 1 ст. 424, ст. 606, п. 1 ст. 610, п. 1 ст. 614 Гражданского кодекса Российской Федерации, ч. 3 ст. 71, ч. 2, 4 ст. 73, ст. 94 Лесного кодекса Российской Федерации, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела доказательствам, неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела. По его мнению, подготовленные им расчеты арендной платы не противоречат постановлению Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" (далее - постановление от 22.05.2007 N 310). Заявитель полагает, что судами не принято во внимание, что расстояние до места вывозки древесины с арендуемого обществом "Карпинсклес" лесного участка составляет не более 20 км. Департамент считает ошибочным представленный истцом контррасчет арендной платы по санитарным рубкам. Кроме того, заявитель указывает на необходимость применения ставки платы на 2011 год с коэффициентом 1,3, установленным Федеральным законом от 13.12.2010 N 357-ФЗ "О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов".
В отзыве на кассационную жалобу общество "Карпинсклес" возражает против изложенных в ней доводов, считает их необоснованными, просит оставить в силе обжалуемые судебные акты.
Как установлено судами, согласно Указу Губернатора Свердловской области от 02.11.2010 "О реорганизации Министерства природных ресурсов Свердловской области" Министерство природных ресурсов Свердловской области реорганизовано путем выделения из него исполнительного органа государственной власти Свердловской области - департамента с передачей ему полномочий в области лесных отношений на территории Свердловской области.
В соответствии с Положением, утвержденным постановлением Правительства Свердловской области от 28.12.2010 N 1905-ПП "Об утверждении Положения, структуры и предельного лимита штатной численности департамента" департамент является правопреемником Министерства природных ресурсов Свердловской области по всем обязательствам в области лесных отношений в соответствии с действующим законодательством.
На основании договора аренды лесного участка от 20.10.2008 N 231 истец является арендатором земельного участка имеющего местоположение: Свердловская область, муниципальное образование г. Карпинск, государственное учреждение Свердловской области "Карпинское лесничество" Веселовское участковое лесничество Валенторский участок, кварталы N 4-10, 15-20, 23, 24, 27, 29-36, 38, 45-58, 61-77, 80-96, 99-108, 110-113, 116-120, 123, 124, 126, 127, 129, 130, 132-134, 136-140, площадью 59433 га; Кытлымское участковое лесничество, Кытлымский участок кварталы N 25-28, 34-38, 59, площадью 8810 га.
Срок действия договора составляет 49 лет (п. 21 договора аренды).
Названный договор зарегистрирован в установленном законом порядке.
Согласно разд. 2 указанного договора арендная плата составляет 4 300 000 руб. в год, приложением N 4 к договору (сроки внесения арендной платы) установлено, что расчетным периодом является квартал - арендная плата вносится арендатором ежеквартально равными частями.
Дополнительным соглашением от 20.02.2009 N 1 к договору арендная плата установлена в размере 4 945 000 руб. в год, то есть 1 236 250 руб. в квартал, которое зарегистрировано в установленном законом порядке 15.12.2009.
Арендатором 23.12.2011 от арендодателя получен проект дополнительного соглашения к договору аренды лесного участка от 20.10.2008 N 231. В соответствии с указанным проектом дополнительного соглашения к договору п. 5 договора изложен в следующей редакции: "п. 5 Арендная плата по настоящему договору составляет 4 192 500 руб. в год".
Арендатор, рассмотрев представленный проект дополнительного соглашения к договору аренды лесного участка, выразил несогласие по некоторым пунктам дополнительного соглашения, направил в адрес ответчика протокол разногласий 28.12.2011, предложив в том числе:
п. 5 договора изложить в следующей редакции: "Арендная плата по настоящему договору составляет 2 624 100 руб. в год. Арендная плата по настоящему договору определяется в соответствии со ст. 73 Лесного кодекса Российской Федерации, ставками платы за единицу объема лесных ресурсов и ставками платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, утвержденными постановлением от 22.05.2007 N 310";
исключить абз. 2 п. 9 дополнительного соглашения;
приложение N 4/3 к договору аренды лесного участка в редакции арендодателя к проекту дополнительного соглашения заменить приложением N 4/3 к договору аренды лесного участка в редакции арендатора".
Арендодателем в адрес арендатора направлен ответ от 30.01.2012 N 24-01-95-377/12, в котором указано, что условия протокола разногласий департамент не принимает и настаивает на первоначальной редакции дополнительного соглашения к договору аренды лесного участка от 20.10.2008 N 231.
Ссылаясь на наличие разногласий, возникших между сторонами договора, общество "Карпинсклес" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с рассматриваемым иском.
Удовлетворяя исковые требования, суды пришли к выводу о наличии оснований для урегулирования разногласий, возникших между сторонами договора, путем изложения дополнительного соглашения от 23.12.2011 к договору аренды лесного участка от 20.10.2008 N 231 в редакции, предложенной истцом.
В соответствии с п. 2 ст. 445 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий. При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.
Согласно ст. 94 Лесного кодекса Российской Федерации использование лесов в Российской Федерации является платным.
В силу п. 1 ст. 424 Гражданского кодекса Российской Федерации в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
Частью 4 ст. 73 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
В соответствии с ч. 1, 2 ст. 73 Лесного кодекса Российской Федерации размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с ч. 2, 3 и 4 настоящей статьи.
При использовании лесного участка с изъятием лесных ресурсов минимальный размер арендной платы определяется как произведение ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и объема изъятия лесных ресурсов на арендуемом лесном участке.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 утверждены, в том числе, ставки платы за единицу объема древесины лесных насаждений (основные породы), которые применяются для определения минимального размера арендной платы при использовании лесного участка, находящегося в федеральной собственности, с изъятием лесных ресурсов и минимального размера платы по договору купли-продажи лесных насаждений при проведении сплошных рубок на лесных участках, находящихся в федеральной собственности.
Согласно ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 24.11.2008 N 204-ФЗ "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов" ставки платы за единицу объема древесины, заготавливаемой на землях, находящихся в федеральной собственности, установленные Правительством Российской Федерации в 2007 году, применяются с 2009 года с коэффициентом 1,3.
Проект освоения лесов изготовлен в 2009 году, прошел государственную экспертизу, утвержден приказом Министерства природных ресурсов Свердловской области от 25.02.2009 N 319, а также утвержден приказом департамента от 21.01.2011 N 21.
На момент рассмотрения разногласий по дополнительному соглашению к договору аренды у сторон имелись исходные данные по товарной структуре эксплуатационного фонда, находящегося на лесном участке, предоставленном в аренду истцу.
Объем изъятия лесных ресурсов определяется договором аренды лесного участка отдельно для каждого вида рубок (сплошных и выборочных) по каждой категории целевого назначения лесов (эксплуатационных и защитных) и отражен в приложении N 3 к договору аренды лесного участка от 20.10.2008 N 231.
При таких обстоятельствах суды сделали вывод о неправомерном использовании арендодателем при определении размера арендной платы среднего показателя ставки платы ввиду несоответствия требованиям постановления от 22.05.2007 N 310, устанавливающего плату за единицу объема древесины лесных насаждений.
В соответствии с п. 4 постановления от 22.05.2007 N 310 (в редакции от 14.02.2012) выбор разряда такс производится для каждого лесного квартала исходя из расстояния от центра лесного квартала до ближайшего пункта, откуда возможна погрузка и перевозка древесины железнодорожным транспортом, водным транспортом или сплав древесины.
В соответствии с письмом Министерства природных ресурсов Свердловской области от 25.12.2007 N 09-29/12787 "О распределении лесов по лесотаксовым разрядам", для расчета ставок платы указанным постановлением Правительства Российской Федерации установлено распределение лесов по разрядам такс в зависимости от расстояния вывозки древесины.
Из таблицы N 1 постановления от 22.05.2007 N 310 следует, что в Северо-Уральском и Центральном Уральском таксовом районе при расстоянии свыше 40 км присваивается разряд такс "4".
С учетом изложенного суды верно отметили, что доводы департамента о том, что необходимо учитывать расстояние до 20 км, исчисляя его от арендуемого склада, противоречат прямому указанию постановления от 22.05.2007 N 310, определяющего расстояние от центра лесного квартала до ближайшего пункта, откуда возможна погрузка и перевозка древесины железнодорожным транспортом, водным транспортом или сплав древесины.
Учитывая, что ответчиком не представлено доказательств того, что расстояние от центра лесного квартала до ближайшего пункта, откуда возможна погрузка и перевозка древесины железнодорожным транспортом, водным транспортом или сплав древесины менее 40 км (ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), суды признали обоснованным довод истца о необходимости при расчете арендной платы применения разряда такс "4".
Сумма оплаты древесины, заготавливаемой арендатором в связи с проведением на лесном участке санитарных рубок лесных насаждений, пострадавших в результате лесных пожаров определяется в соответствии с примечанием 10 к таблице 1 постановления от 22.05.2007 N 310, при заготовке древесины в порядке проведения сплошных рубок лесных насаждений, поврежденных вредными организмами, ветром, пожарами и в результате других стихийных бедствий, ставки корректируются с учетом степени повреждения насаждений путем их умножения на следующие коэффициенты:
а) 0,9 - при степени повреждения лесных насаждений до 10 %;
б) 0,8 - при степени повреждения лесных насаждений до 20 %;
в) 0,7 - при степени повреждения лесных насаждений до 30 %;
г) 0,6 - при степени повреждения лесных насаждений до 40 %;
д) 0,5 - при степени повреждения лесных насаждений до 50 %;
е) 0,4 - при степени повреждения лесных насаждений до 60 %;
ж) 0,3 - при степени повреждения лесных насаждений до 70 %;
з) 0,2 - при степени повреждения лесных насаждений до 80 %;
и) 0,1 - при степени повреждения лесных насаждений до 90 %;
к) 0 - при степени повреждения лесных насаждений до 100 %.
Применение усредненного коэффициента 0,5 % указанное постановление не предусматривает.
Корректирующий коэффициент и процент выборки деревьев указаны в актах проверки санитарного и лесопатологического состояния лесного участка. Планы корректировки утверждены уполномоченным лицом заместителем директора департамента, акты проверки санитарного и лесопатологического состояния лесного участка составлены комиссией государственного учреждения Свердловской области "Карпинское лесничество".
Проверив представленный истцом в материалы дела расчет, суды отметили, что данный расчет соответствует проценту выборки, установленному в актах.
В обоснование требования об исключении абз. 2 п. 9 дополнительного соглашения общество "Карпинсклес" ссылалось на то, что действующее законодательство не содержит возможности изменения арендной платы без согласования с арендатором, кроме того, ст. 614 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает возможность изменения арендной платы по согласованию сторон не чаще одного раза в год.
Из представленного в материалы дела проекта дополнительного соглашения и протокола разногласий усматривается, что предложенная ответчиком редакция п. 9 состоит из трех абзацев следующего содержания:
"Размер арендной платы подлежит изменению пропорционально изменению ставок платы за единицу объема лесных ресурсов или за единицу площади лесного участка, устанавливаемых в соответствии со ст. 73 Лесного кодекса Российской Федерации, без согласования с арендатором и без внесения соответствующих изменений и/или дополнений в договор.
В этом случае арендодатель направляет арендатору заказным письмом с уведомлением о вручении либо вручает ему под роспись уведомление об изменении размера арендной платы (с указанием основания для изменения и размера арендной платы), которое является неотъемлемой частью договора и обязательным для арендатора.
Арендатор обязан уплачивать арендную плату в соответствии с уведомлением об изменении размера арендной платы с момента, указанного в нормативном правовом акте, которым изменяются ставки платы за единицу объема лесных ресурсов, либо, если в нормативном правовом документе не указано с какого момента применяются ставки, то с момента вступления его в силу (вступления в силу его соответствующей части)".
Учитывая, что в рассматриваемом случае спор между сторонами основан на порядке изменения размера арендной платы, суд апелляционной инстанции признал необоснованным вывод суда первой инстанции в указанной части об отсутствии оснований для включения в договор ответственности, не предусмотренной законом, в соответствии с положениями ст. 329, 330, 332 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Абзац 2 п. 9 дополнительного соглашения предусматривает направление арендатору заказным письмом или личное вручение уведомления об изменении размера арендной платы на основании изменения ставок платы, установленных в соответствии со ст. 73 Лесного кодекса Российской Федерации, при этом указанное уведомление является неотъемлемой частью договора.
Включение названного пункта в договор аренды не предусмотрено приказом Федерального агентства лесного хозяйства Российской Федерации от 26.07.2011 N 319. Кроме того, порядок изменения размера арендной платы, изложенный в п. 7 Формы примерного договора, утвержденного данным приказом, устанавливает срок направления подобного уведомления.
Иные абзацы п. 9 соответствуют требованиям законодательства.
В соответствии с ч. 3 ст. 71 Лесного кодекса Российской Федерации к договорам аренды лесного участка, если иное не установлено этим Кодексом, применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации.
В силу ч. 4 ст. 73 Лесного кодекса Российской Федерации для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Приказом Федерального агентства лесного хозяйства Российской Федерации от 26.07.2011 N 319 утверждена Форма примерного договора аренды лесного участка, пунктом 7 которой предусмотрена возможность перерасчета арендодателем размера арендной платы.
Учитывая, что абзацы 1 и 3 п. 9 дополнительного соглашения истцом не оспаривались, суд апелляционной инстанции отклонил довод департамента о неправомерном исключении из дополнительного соглашения пункта 9.
Отклоняя довод ответчика о необходимости применения ставки платы на 2011 год с коэффициентом 1,3, установленным Федеральным законом от 13.12.2010 N 357-ФЗ "О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов", суд апелляционной инстанции верно отметил, что само по себе не указание в договоре индексации размера арендной платы при установлении в п. 9 дополнительного соглашения возможности перерасчета арендной платы при изменении размера ставок не влечет несоответствие соответствующих положений договора, принятых судом первой инстанции в редакции истца, требованиям действующего законодательства.
С учетом изложенного отклоняется довод заявителя кассационной жалобы о том, что подготовленные им расчеты арендной платы не противоречат постановлению Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 18.05.2012 по делу N А60-12242/2012 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.08.2012 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента лесного хозяйства Свердловской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.А. Платонова |
Судьи |
С.В. Лазарев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Учитывая, что абзацы 1 и 3 п. 9 дополнительного соглашения истцом не оспаривались, суд апелляционной инстанции отклонил довод департамента о неправомерном исключении из дополнительного соглашения пункта 9.
Отклоняя довод ответчика о необходимости применения ставки платы на 2011 год с коэффициентом 1,3, установленным Федеральным законом от 13.12.2010 N 357-ФЗ "О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов", суд апелляционной инстанции верно отметил, что само по себе не указание в договоре индексации размера арендной платы при установлении в п. 9 дополнительного соглашения возможности перерасчета арендной платы при изменении размера ставок не влечет несоответствие соответствующих положений договора, принятых судом первой инстанции в редакции истца, требованиям действующего законодательства.
С учетом изложенного отклоняется довод заявителя кассационной жалобы о том, что подготовленные им расчеты арендной платы не противоречат постановлению Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 3 декабря 2012 г. N Ф09-11273/12 по делу N А60-12242/2012