Екатеринбург |
|
29 ноября 2012 г. |
Дело N А60-6884/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 ноября 2012 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 ноября 2012 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Оденцовой Ю.А.,
судей Дядченко Л.В., Матанцева И.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Муниципального образования город Ирбит на решение Арбитражного суда Свердловской области от 19.04.2012 по делу N А60-6884/2012 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.07.2012 по тому же делу по иску закрытого акционерного общества "Регионгаз-инвест" к Муниципальному образованию город Ирбит о взыскании 16 084 766 руб. 54 коп.
В судебном заседании приняли участие представители:
Муниципального образования город Ирбит - Майфат А.В. (доверенность от 11.01.2010);
закрытого акционерного общества "Регионгаз-инвест" - Кобякова А.В. (доверенность N 202 от 21.11.2012).
Представители других лиц, участвующих в деле, уведомленных о времени и месте судебного разбирательства посредством почтовых отправлений, а также размещения информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
В Арбитражный суд Свердловской области обратилось закрытое акционерное общество "Регионгаз-инвест" (далее - общество "Регионгаз-инвест", кредитор) с иском к Муниципальному образованию город Ирбит (далее - муниципальное образование) о взыскании 16 084 766 руб. 54 коп. в связи с принятием решения о ликвидации муниципального автономного учреждения "Служба заказчика южного района Муниципального образования город Ирбит" (далее - учреждение) и недостаточностью у учреждения имущества, достаточного для удовлетворения требований всех его кредиторов.
Определением от 20.02.2012 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено учреждение.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 19.04.2012 (судья Краснобаева И.А.) исковые требования удовлетворены полностью.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.07.2012 (судьи Мармазова С.И., Нилогова Т.С., Снегур А.А.) решение оставлено без изменения.
Муниципальное образование не согласно с принятыми судебными актами, в кассационной жалобе просит их отменить, направить дело на новое рассмотрение. Заявитель жалобы ссылается на то, что в силу абз. 6 п. 2 ст. 120 Гражданского кодекса Российской Федерации и п. 12 ст. 33 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" собственник имущества бюджетного учреждения не несет ответственности по обязательствам учреждения, возникшим после 01.01.2011. В связи с этим заявитель полагает, что судам следовало установить дату возникновения обязательств учреждения для разрешения вопроса о возникновении у муниципального образования обязанности нести по ним субсидиарную ответственность. Кроме того, муниципальное образование ссылается на отсутствие в материалах дела доказательств того, что недостаточность имущества учреждения для удовлетворения требований его кредиторов обусловлена действиями муниципального образования.
Общество "Регионгаз-инвест" в отзыве на кассационную жалобу считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными, просит оставить их без изменения.
Как следует из материалов дела, учреждение создано на основании постановления Администрации муниципального образования N 675 от 15.04.2009.
Постановлением Администрации муниципального образования от 17.03.2010 N 319 принято решение о ликвидации учреждения. Сообщение о принятом решении опубликовано в "Вестнике государственной регистрации" от 28.09.2011 N 38 (345).
Общество "Регионгаз-инвест" 07.11.2011 направило ликвидационной комиссии заявление о включении в промежуточный ликвидационный баланс учреждения задолженности в сумме 19 850 938 руб. 96 коп. Уведомление получено ликвидационной комиссией 24.11.2011.
28.12.2011 ликвидационной комиссией утвержден промежуточный баланс, согласно которому сумма активов учреждения составила 5 810 000 руб., а сумма кредиторской задолженности - 30 808 000 руб., в том числе перед поставщиками и подрядчиками - 24 176 000 руб.
Ссылаясь на отсутствие у учреждения, ликвидируемого по решению ответчика, имущества, достаточного для удовлетворения требования общества "Регионгаз-инвест", кредитор обратился в арбитражный суд с иском о взыскании с муниципального образования задолженности ликвидируемого учреждения, на основании ст. 63, 64 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Признавая заявленные требования подлежащими удовлетворению, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что при принятии решения о ликвидации учреждения, имущества которого не достаточно для удовлетворения требований всех кредиторов, муниципальное образование, создавшее учреждение и принявшее решение о его ликвидации, обязано нести ответственность по не исполненным ликвидируемым учреждением обязательствам в порядке субсидиарной ответственности, в соответствии со ст. 63, 64 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Выводы судов являются верными, основанными на правильном применении норм материального права.
Согласно п. 2 ст. 120 Гражданского кодекса Российской Федерации автономное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономным учреждением собственником этого имущества или приобретенных автономным учреждением за счет выделенных таким собственником средств.
В соответствии с п. 6 ст. 63 Гражданского кодекса Российской Федерации при недостаточности у ликвидируемого учреждения денежных средств для удовлетворения требований кредиторов последние вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении оставшейся части требований за счет собственника имущества этого предприятия или учреждения.
В силу пунктов 1, 2, 6 ст. 63 и пункта 5 ст. 64 Гражданского кодекса Российской Федерации правом на привлечение к ответственности собственника имущества ликвидируемого юридического лица обладают кредиторы, заявившие ликвидационной комиссии требования до завершения ликвидации.
Размер и обоснованность требования общества "Регионгаз-инвест" в размере 16 084 766 руб. 54 коп. подтверждена вступившими в законную силу судебными актами: решением Арбитражного суда Свердловской области по делу N А60-51734/2009 от 27.01.2010, решением Арбитражного суда Свердловской области по делу N А60-36909/2011 от 13.01.2012, решением Арбитражного суда Свердловской области по делу N А60-51739/2009 от 26.12.2009, решением Арбитражного суда Свердловской области по делу N А60-37634/2011 от 30.12.2011, решением Арбитражного суда Свердловской области по делу N А60-1207/2010 от 19.02.2010, решением Арбитражного суда Свердловской области по делу N А60-51725/2009 от 22.01.2010, решением Арбитражного суда Свердловской области по делу N А60-36898/2011 от 08.12.2011, решением Арбитражного суда Свердловской области по делу N А60-36900/2011 от 06.12.2011, решением Арбитражного суда Свердловской области по делу N А60-51727/2009 от 28.12.2009, решением Арбитражного суда Свердловской области по делу N А60-36927/2011 от 21.11.2011, решением Арбитражного суда Свердловской области по делу N А60-51753/2009 от 14.01.2010, решением Арбитражного суда Свердловской области по делу N А60-36892/2011 от 05.12.2011, решением Арбитражного суда Свердловской области по делу N А60-9563/2010 от 27.05.2010, решением Арбитражного суда Свердловской области по делу N А60-36893/2011 от 05.12.2011, решением Арбитражного суда Свердловской области по делу N А60-36926/2011 от 28.11.2011, решением Арбитражного суда Свердловской области по делу N А60-70444/2006 от 11.10.2006, решением Арбитражного суда Свердловской области по делу N А60-43781/2009 от 24.11.2009.
Требование о включении указанной задолженности в промежуточный баланс учреждения заявлено кредитором в установленный законом срок (п. 1 ст. 63 гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, средств массовой информации, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами.
Поскольку учреждение создано муниципальным образованием для осуществления возложенных на него публичных полномочий, однако при этом ответственность учреждения по его собственным обязательствам ограничена стоимостью закрепленного за ним на праве оперативного управления имущества за вычетом недвижимого и особо ценного движимого имущества, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу о возникновении у муниципального образования обязанности удовлетворить требование кредитора, для исполнения которого у ликвидируемого по решению муниципального образования учреждения оказалось недостаточно имущества. Обратное свидетельствовало бы о необоснованном уклонении муниципального образования от несения ответственности за результаты деятельности ликвидируемого по его решению учреждения, которому передана часть предусмотренных законодательством публичных обязанностей.
Учитывая изложенное, исковые требования удовлетворены правомерно.
Довод муниципального образования об отсутствии у него обязанности нести субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения, возникшим после 01.11.2011, отклоняется судом кассационной инстанции, поскольку кредитор в рамках рассматриваемого дела обратился с требованием о взыскании с муниципального образования денежных средств не в общем порядке, предусмотренном ст. 120 Гражданского кодекса Российской Федерации, а на основании положений п. 6 ст. 63 Гражданского кодекса Российской Федерации, подлежащих применению в ходе процедуры ликвидации учреждения.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, отклоняются судом кассационной инстанции, поскольку были предметом исследования судов первой и апелляционной инстанции и по существу направлены на переоценку доказательств, оснований для которой у суда кассационной инстанции, в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.
Судами первой и апелляционной инстанций правильно установлены фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, им дана надлежащая правовая оценка, верно применены нормы материального права, регулирующие спорные отношения.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих в соответствии со ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изменение или отмену судебного акта, допущено не было.
С учётом изложенного, решение Арбитражного суда Свердловской области от 19.04.2012 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.07.2012 являются законными, отмене не подлежат. Основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 19.04.2012 по делу N А60-6884/2012 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.07.2012 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Муниципального образования город Ирбит - без удовлетворения.
Председательствующий |
Ю.А. Оденцова |
Судьи |
Л.В. Дядченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, средств массовой информации, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами.
...
Довод муниципального образования об отсутствии у него обязанности нести субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения, возникшим после 01.11.2011, отклоняется судом кассационной инстанции, поскольку кредитор в рамках рассматриваемого дела обратился с требованием о взыскании с муниципального образования денежных средств не в общем порядке, предусмотренном ст. 120 Гражданского кодекса Российской Федерации, а на основании положений п. 6 ст. 63 Гражданского кодекса Российской Федерации, подлежащих применению в ходе процедуры ликвидации учреждения.
...
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих в соответствии со ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изменение или отмену судебного акта, допущено не было.
С учётом изложенного, решение Арбитражного суда Свердловской области от 19.04.2012 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.07.2012 являются законными, отмене не подлежат. Основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 29 ноября 2012 г. N Ф09-10443/12 по делу N А60-6884/2012