Екатеринбург |
|
30 ноября 2012 г. |
Дело N А50-24391/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 ноября 2012 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 ноября 2012 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Купреенкова В.А.,
судей Лазарева С.В., Семеновой З.Г.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Альянс" (далее - общество "Альянс") на решение Арбитражного суда Пермского края от 03.05.2012 по делу N А50-24391/2011 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.07.2012 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Ходатайство министерства по управлению имуществом и земельным отношениям Пермского края (ранее - агентство по управлению имуществом Пермского края) о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие его представителя, рассмотрено судом кассационной инстанции и удовлетворено на основании ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Общество "Альянс" обратилось в арбитражный суд Пермского края к агентству по управлению имуществом Пермского края, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю (далее - Управление Росреестра) с заявлением о признании недействительным приказа от 17.11.2010 N СЭД-31-02-1835 (в редакции приказа от 25.04.2011 N СЭД-31-02-515), в части наложения ограничений (обременений) в виде установления охранных зон (зон с особым использованием) газопроводов "Ярино-Пермь", "ГЗУ-ТЭЦ-6" "Каменный Лог-Пермь" (пункты 17, 22, 23 и 37 приложения к приказу "Характеристика землепользований, входящих в границы охранной зоны газопроводов - зоны с особым условием использования - охранной зоны газопровода "Ярино-Пермь", "ГЗУ-ТЭЦ-6" "Каменный Лог-Пермь" ООО "Пермнефтегазпереработка") на принадлежащие заявителю на праве собственности земельные участки: с кадастровым номером 59:01:0000000:0462 общей площадью 856 012,13 кв.м (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под земли сельскохозяйственного использования), расположенный по адресу: г. Пермь, Мотовилихинский р-н, северо-восточнее жилого района Запруд 2, участок 2; с кадастровым номером 59:01:09120010:44 общей площадью 183 059 кв.м (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под земли сельскохозяйственного использования), расположенный по адресу: г. Пермь, Мотовилихинский р-н, севернее ФГУП "Пермское НПО "Биомед" по ул. Братская, участок 36; о признании незаконными действий Управления Росреестра по проведению государственной регистрации ограничения на указанные земельные участки (регистрационные записи 59-59-01/010/2011-891 от 19.08.2011 и N 59-59-01/010/2011-894 от 18.08.2011) и о возложении на Управление Росреестра обязанности аннулировать данные регистрационные записи (с учетом уточнений требований, принятых судом в порядке, предусмотренном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены: общество с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-Пермнефтегазпереработка" (далее - общество "ЛУКОЙЛ-Пермнефтегазпереработка") и общество с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ" (далее - общество "ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ").
Решением Арбитражного суда Пермского края от 03.05.2012 (судья Елизарова И.В.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.07.2012 (судьи Зеленина Т.Л., Скромова Ю.В., Усцов Л.А.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество "Альянс" просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на нарушение судами ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ст. 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела. Заявитель не согласен с выводом судов об отсутствии нарушения оспариваемыми действиями его прав и законных интересов, полагая, что в результате государственной регистрации обременения на всю площадь земельных участков влечет установление дополнительных запретов и исключает возможность фактического использования земельных участков в соответствии в видами их разрешенного использования. При этом заявитель ссылается, что Правилами охраны магистральных трубопроводов, утвержденными постановлением Госгортехнадзора России от 22.04.1992 N 9 (далее - Правила охраны магистральных трубопроводов), установлены нормативы определения охранной зоны магистральных трубопроводов, в связи с чем при отсутствии кадастрового учета соответствующих частей земельных участков, относящихся к охранной зоне, у регистрирующего органа имелись все основания для отказа в государственной регистрации соответствующих обременений. Общество "Альянс" также ссылается на неправомерность принятия агентством по управлению имуществом приказа от 17.11.2010 N СЭД-31-02-1835 об установлении охранных зон газопровода.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату указанного постановления следует читать как "24 апреля 1992 г"
В отзывах на кассационную жалобу Управление Росреестра, министерство по управлению имуществом и земельным отношениям Пермского края, общество "ЛУКОЙЛ-Пермнефтегазпереработка", общество "ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ", ссылаясь на несостоятельность доводов заявителя, просят оставить в силе обжалуемые судебные акты.
Как установлено судами и следует из материалов дела, общество "Альянс" является собственником следующих земельных участков: площадью 183 059 кв. м (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под земли сельскохозяйственного использования) с кадастровым номером 59:01:09120010:44, расположенного по адресу: г. Пермь, Мотовилихинский р-н, севернее ФГУП "Пермское НПО "Биомед" по ул. Братская, участок 36; площадью 856 012,13 кв. м (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под земли сельскохозяйственного использования) с кадастровым номером 59:01:0000000:0462, расположенного по адресу: г. Пермь, Мотовилихинский р-н, северо-восточнее жилого района Запруд 2, участок 2.
Приказом агентства по управлению имуществом от 17.11.2010 N СЭД-31-02-1835 (с учетом изменений, внесенных приказом от 25.04.2011 N СЭД-31-02-515) утверждены границы охранных зон (зон с особым условием использования) газопроводов "ГЗУ-ТЭЦ6", "Ярино-Пермь", "Каменный Лог-Пермь", "Кокуй-Пермский ГПЗ", "Кыла-сово-Пермь", "Каменный лог-Пермь" от крана N 7 и установлены ограничения (обременения) прав на входящие в охранные зоны газопроводов земельные участки, в том числе, в отношении частей земельных участков, входящих в единое землепользование с кадастровым номером 59:01:0000000:0462: части земельного участка с кадастровым номером 59:01:0912004:21 площадью 10 204 кв. м, части земельного участка с кадастровым номером 59:01:0912004:20 площадью 236 кв. м, части земельного участка с кадастровым номером 59:01:4019087:142 площадью 84 363 кв. м, а также в отношении части земельного участка с кадастровым номером 59:01:09120010:44 площадью 19 222 кв. м.
Согласно уведомлениям от 24.08.2011 Управлением Росреестра 18.08.2011 и 19.08.2011 в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним были внесены записи об ограничениях (обременениях) земельных участков общества "Альянс", частично расположенных в охранной зоне газопровода "ГЗУ-ТЭЦ-6", "Ярино-Пермь", "Каменный лог-Пермь".
Общество "Альянс", ссылаясь на нарушение указанными действиями его прав и законных интересов, обратилось в суд с рассматриваемыми требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных обществом "Альянс" требований, суды обоснованно исходили из следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 198, ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания ненормативного акта (решения), действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц недействительными (незаконными) необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствия их закону и иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ст. 1 Закона о государственной регистрации прав N 122-ФЗ для целей настоящего Федерального закона термин ограничения (обременения) определяется как наличие установленных законом или уполномоченными органами в предусмотренном законом порядке условий, запрещений, стесняющих правообладателя при осуществлении права собственности либо иных вещных прав на конкретный объект недвижимого имущества (сервитута, ипотеки, доверительного управления, аренды, концессионного соглашения, ареста имущества и других).
В силу ст. 4 названного Закона наряду с государственной регистрацией вещных прав на недвижимое имущество подлежат государственной регистрации ограничения (обременения) прав на него, в том числе сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда. Ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество, возникающие на основании договора либо акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, подлежат государственной регистрации в случаях, предусмотренных законом.
Суды обоснованно указали, что из данных положений норм права следует, что перечень ограничений (обременений) прав на земельные участки, подлежащих государственной регистрации в порядке, установленном Законом о государственной регистрации прав N 122-ФЗ, является открытым. При этом, ограничения прав собственников земельных участков, расположенных в охранных зонах трубопроводов, возникают в связи с установлением охранных зон таких объектов на основании указанных норм права, то есть на основании Закона. Данные ограничения (обременения) подлежат обязательной государственной регистрации.
В соответствии с п. 2 ст. 13 Закона о государственной регистрации прав N 122-ФЗ государственная регистрация ограничений (обременений) права собственности и иных вещных прав правами третьих лиц может проводиться по инициативе правообладателей или приобретающих указанные права лиц. Если ограничение (обременение) регистрируется не правообладателем, его регистрация проводится по правилам, предусмотренным ст. 16 данного Закона для регистрации договоров и сделок, при обязательном уведомлении правообладателя (правообладателей) о зарегистрированном ограничении (обременении).
Статья 16 указанного Закона предусматривает заявительный характер государственной регистрации ограничений (обременений).
В ст. 17 Закона о государственной регистрации прав N 122-ФЗ установлены основания для государственной регистрации ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество, в состав которых входят акты (в том числе нормативные правовые), подтверждающие ограничение (обременение) прав.
В соответствии со ст. 56 Земельного кодекса Российской Федерации права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным настоящим Кодексом, федеральными законами. В состав ограничений прав на землю входят, в том числе, особые условия использования земельных участков и режим хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах;
иные ограничения использования земельных участков в случаях, установленных настоящим Кодексом, федеральными законами. Ограничения
прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления или решением суда. Ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в порядке, установленном Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
На основании п. 6 ст. 90 Земельного кодекса Российской Федерации в целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов трубопроводного транспорта могут предоставляться земельные участки для установления охранных зон с особыми условиями использования земельных участков. Границы охранных зон, на которых размещены объекты системы газоснабжения, определяются на основании строительных норм и правил, правил охраны магистральных трубопроводов, других утвержденных в установленном порядке нормативных документов.
В соответствии с п.1.1 Правил охраны магистральных трубопроводов, они вводятся в целях обеспечения сохранности, создания нормальных условий эксплуатации и предотвращения несчастных случаев на магистральных трубопроводах, транспортирующих нефть, природный газ, нефтепродукты, нефтяной и искусственный углеводородные газы, сжиженные углеводородные газы, нестабильный бензин и конденсат.
В силу п. 4.1, 4.2 названных Правил для исключения возможности повреждения трубопроводов (при любом виде их прокладки) устанавливаются охранные зоны: вдоль трасс трубопроводов, транспортирующих нефть, природный газ, нефтепродукты, нефтяной и искусственный углеводородные газы, - в виде участка земли, ограниченного условными линиями, проходящими в 25 метрах от оси трубопровода с каждой стороны; вдоль трасс многониточных трубопроводов - в виде участка земли, ограниченного условными линиями, проходящими на указанных выше расстояниях от осей крайних трубопроводов. Земельные участки, входящие в охранные зоны трубопроводов, не изымаются у землепользователей и используются ими для проведения сельскохозяйственных и иных работ с обязательным соблюдением требований настоящих Правил.
Пункты 4.3, 4.4 Правил охраны магистральных трубопроводов устанавливают перечень ограничений при использовании земельных участков, входящих в охранные зоны трубопроводов.
Суды, исследовав и оценив в порядке, предусмотренном ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в материалы дела доказательства, и установив, что земельные участки с кадастровыми номерами 59:01:0000000:0462, 59:01:09120010:44, принадлежащие обществу "Альянс", входят в границы охранных зон газопроводов "ГЗУ-ТЭЦ-6", "Ярино-Пермь", "Каменный лог-Пермь", принадлежащих обществу "ЛУКОЙЛ-Пермнефтегазпереработка", пришли к верному выводу о законности действий по внесению в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним записей об ограничении (обременении) прав общества "Альянс" на данные земельные участки.
Тот факт, что агентство по управлению имуществом, принимая оспариваемый приказ от 17.11.2010 N СЭД-31-02-1835 об установлении охранных зон газопровода, вышло за пределы своих полномочий, не имеет правового значения, так как наличие охранной зоны для обеспечения эксплуатации магистральных трубопроводов установлено законом и не зависит от принятия специального акта органами государственной власти.
Кроме того, суды не установили нарушений оспариваемыми действиями прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Доводы заявителя кассационной жалобы были предметом исследования и оценки судов первой и апелляционной инстанций и обоснованно отклонены ими. Оснований для переоценки доказательств и установленных судами обстоятельств дела у суда кассационной инстанции в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции, постановление апелляционного суда следует оставить в силе, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Пермского края от 03.05.2012 по делу N А50-24391/2011 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.07.2012 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Альянс" - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.А. Купреенков |
Судьи |
С.В. Лазарев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с п.1.1 Правил охраны магистральных трубопроводов, они вводятся в целях обеспечения сохранности, создания нормальных условий эксплуатации и предотвращения несчастных случаев на магистральных трубопроводах, транспортирующих нефть, природный газ, нефтепродукты, нефтяной и искусственный углеводородные газы, сжиженные углеводородные газы, нестабильный бензин и конденсат.
В силу п. 4.1, 4.2 названных Правил для исключения возможности повреждения трубопроводов (при любом виде их прокладки) устанавливаются охранные зоны: вдоль трасс трубопроводов, транспортирующих нефть, природный газ, нефтепродукты, нефтяной и искусственный углеводородные газы, - в виде участка земли, ограниченного условными линиями, проходящими в 25 метрах от оси трубопровода с каждой стороны; вдоль трасс многониточных трубопроводов - в виде участка земли, ограниченного условными линиями, проходящими на указанных выше расстояниях от осей крайних трубопроводов. Земельные участки, входящие в охранные зоны трубопроводов, не изымаются у землепользователей и используются ими для проведения сельскохозяйственных и иных работ с обязательным соблюдением требований настоящих Правил.
Пункты 4.3, 4.4 Правил охраны магистральных трубопроводов устанавливают перечень ограничений при использовании земельных участков, входящих в охранные зоны трубопроводов."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 30 ноября 2012 г. N Ф09-10893/12 по делу N А50-24391/2011