Екатеринбург |
|
30 ноября 2012 г. |
Дело N А60-11695/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 ноября 2012 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 ноября 2012 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Купреенкова В.А.,
судей Сулейменовой Т.В., Семёновой З.Г.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Комитета по управлению имуществом Верхнесалдинского городского округа (далее - комитет) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 25.06.2012 по делу N А60-11695/2012 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.08.2012 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
комитета - Петренко Р.Г., председатель (распоряжение от 13.09.2005 N 61), Овчинникова С.В. (доверенность от 03.09.2012);
открытого акционерного общества "Верхнесалдинский хлебокомбинат" (далее - хлебокомбинат) - Середкина С.Ю. (доверенность от 25.10.2012 N 8).
Хлебокомбинат (ИНН: 6607001648, ОГРН: 1026600785782) обратился в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к комитету (ИНН: 6607002810) о признании незаконным отказа, оформленного письмом от 30.01.2012 N 78, в предоставлении хлебокомбинату преимущественного права выкупа арендуемого помещения, расположенного по адресу: Свердловская обл., г. Верхняя Салда, ул. Карла Либкнехта, д. 20.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 25.06.2012 (судья Подгорнова Г. Н.) заявленные требования удовлетворены. Признан незаконным отказ комитета в реализации хлебокомбинатом преимущественного права на выкуп арендуемого помещения, расположенного по адресу: Свердловская обл., г. Верхняя Салда, ул. Карла Либкнехта, д. 20, оформленный письмом от 30.01.2012 N 78. На комитет возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем совершения действий, предусмотренных ст. 9 Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 159-ФЗ).
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.08.2012 (судьи Голубцова Ю.А., Дюкин В.Ю., Скромова Ю. В.) решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе комитет просит отменить обжалуемые судебные акты, дело направить на новое рассмотрение, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела. Заявитель считает, что хлебокомбинат не соответствует требованиям, установленным в ст. 9 Закона N 159-ФЗ. Комитет указывает на то, что на момент вступления закона N 159-ФЗ хлебокомбинат не являлся субъектом малого и среднего предпринимательства, поскольку доля участия в его уставном капитале государственного унитарного предприятия Свердловской области "Агентство по развитию рынка продовольствия" составляла 49,8 %. Кроме того дополнительное соглашение к договору аренды от 12.12.2007 о продлении срока действия договора не зарегистрировано в установленном законом порядке, в связи с чем, как считает заявитель, неправомерен вывод судов о том, что хлебокомбинат владел помещением на момент приятия Закона N 159-ФЗ.
При рассмотрении спора судами установлено и материалами дела подтверждено, что 28.04.1997 между комитетом (арендодатель) и хлебокомбинатом (арендатор) заключен договор N 78 магазина общей площадью 270 кв. м, расположенного по адресу: Свердловская обл., г. Верхняя Салда, ул. Карла Либкнехта, д. 20, на срок с 01.05.1997 по 01.12.2007. Государственная регистрация договора произведена 25.09.2000.
Дополнительным соглашением от 12.12.2007 сторонами предусмотрено, что договор заключен на неопределенный срок.
Хлебокомбинат 01.12.2011 обратился в комитет с заявлением о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого помещения.
В письме от 30.01.2012 N 78 комитет отказал хлебокомбинату в реализации преимущественного права на приобретение арендуемого муниципального имущества в собственность в связи с тем, что на день вступления в силу Закона N 159-ФЗ заявитель не являлся субъектом малого и среднего предпринимательства, поскольку доля участия ГУП Свердловской области "Агентство по развитию рынка продовольствия" превышала 25%.
Хлебокомбинат, считая, что отказ в приватизации арендуемого имущества противоречит положениям Закона N 159-ФЗ, нарушает его права и законные интересы, обратился в Арбитражный суд Свердловской области с соответствующим заявлением.
Согласно ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со ст. 3 Закона N 159-ФЗ субъекты малого и среднего предпринимательства, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, указанных в ч. 3 ст. 14 от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", и субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих добычу и переработку полезных ископаемых (кроме общераспространенных полезных ископаемых), при возмездном отчуждении арендуемого имущества из государственной собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности пользуются преимущественным правом на приобретение такого имущества по цене, равной его рыночной стоимости и определенной независимым оценщиком в порядке, установленном Федеральным законом от 29.06.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации". При этом такое преимущественное право может быть реализовано при условии, что:
1) арендуемое имущество находится в их временном владении и (или) временном пользовании непрерывно в течение двух и более лет до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в соответствии с договором или договорами аренды такого имущества;
2) отсутствует задолженность по арендной плате за такое имущество, неустойкам (штрафам, пеням) на день заключения договора купли-продажи арендуемого имущества в соответствии с ч. 4 ст. 4 настоящего Федерального закона, а в случае, предусмотренном частью 2 ст. 9 настоящего Федерального закона, - на день подачи субъектом малого или среднего предпринимательства заявления о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества;
3) площадь арендуемых помещений не превышает установленные законами субъектов Российской Федерации предельные значения площади арендуемого имущества в отношении недвижимого имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности;
4) арендуемое имущество не включено в утвержденный в соответствии с ч. 4 ст. 18 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства.
На основании п. 1 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в Единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям:
1) для юридических лиц - суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать двадцать пять процентов (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать двадцать пять процентов (данное ограничение не распространяется на хозяйственные общества, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) таких хозяйственных обществ - бюджетным научным учреждениям или созданным государственными академиями наук научным учреждениям либо бюджетным образовательным учреждениям высшего профессионального образования или созданным государственными академиями наук образовательным учреждениям высшего профессионального образования);
2) средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:
а) от ста одного до двухсот пятидесяти человек включительно для средних предприятий;
б) до ста человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до пятнадцати человек;
3) выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные
Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.
Судами установлено, что хлебокомбинат был образован в процессе приватизации путем преобразования государственного предприятия "Верхнесалдинский хлебокомбинат", 3260 обыкновенных акций общества (49,8%) до 30.07.2010 находились в государственной собственности Свердловской области и были закреплены за ГУП Свердловской области "Агентство по развитию рынка продовольствия".
Согласно постановлению Правительства Свердловской области от 20.10.2009 N 1524-ПП "О приватизации относящихся к казне Свердловской области акций ОАО "Верхнесалдинский хлебокомбинат" принадлежащие Свердловской области акции в количестве 3260 шт. приватизированы путем продажи на аукционе с открытой формой подачи предложений. Данные акции приобретены ЗАО "Салда-хлеб".
С учетом изложенного судами сделан вывод о том, что с 30.10.2010 хлебокомбинат соответствует критериям, установленным в ст. 4 Федерального закона N 209-ФЗ к субъектам среднего предпринимательства.
Поскольку на момент обращения с заявлением о выкупе арендуемого помещения хлебокомбинат являлся субъектом среднего предпринимательства, что комитетом не оспаривается, то обстоятельство, что общество до 30.10.2010 не соответствовало данному критерию, не является основанием для отказа в реализации права, предусмотренного Законом N 159-ФЗ. Данная позиция согласуется с правовой позицией, отраженной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 20.12.20101 N 22-ПП.
Оценив представленные в дело доказательства в порядке, предусмотренном ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды установили, что помещение находилось во владении и пользовании хлебокомбината с 1997 года на основании договора аренды; на момент обращения с заявлением о реализации преимущественного права у заявителя отсутствовала задолженность по арендной плате; площадь арендуемого помещения не превышает установленные Законом Свердловской области от 19.12.2008 N 134-ОЗ предельные значения площади арендуемого имущества; помещение не включено в перечень муниципального имущества, не подлежащего приватизации.
С учетом изложенного судами сделан вывод о том, что хлебокомбинат соответствует предусмотренным ст. 3 Закона N 159-ФЗ требованиям, в связи с чем обоснованно признали неправомерным оспариваемый отказ комитета в реализации обществом преимущественного права на приватизацию арендуемого помещения.
Довод комитета о том, что дополнительное соглашение к договору аренды от 12.12.2007, определяющее, что данный договор заключен на неопределенный срок, не зарегистрирован в установленном законом порядке, отклоняется. Данное обстоятельство не являлось основанием для отказа в реализации преимущественного права хлебюокомбината на выкуп занимаемого помещения. Кроме того, договор аренды от 28.04.1997 зарегистрирован в установленном порядке и в силу п. 2 ст. 621 Гражданского кодекса Российской Федерации считается продленным на неопределенный срок.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 25.06.2012 по делу N А60-11695/2012 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.08.2012 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Комитета по управлению имуществом Верхнесалдинского городского округа - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.А. Купреенков |
Судьи |
Т.В. Сулейменова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Оценив представленные в дело доказательства в порядке, предусмотренном ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды установили, что помещение находилось во владении и пользовании хлебокомбината с 1997 года на основании договора аренды; на момент обращения с заявлением о реализации преимущественного права у заявителя отсутствовала задолженность по арендной плате; площадь арендуемого помещения не превышает установленные Законом Свердловской области от 19.12.2008 N 134-ОЗ предельные значения площади арендуемого имущества; помещение не включено в перечень муниципального имущества, не подлежащего приватизации.
С учетом изложенного судами сделан вывод о том, что хлебокомбинат соответствует предусмотренным ст. 3 Закона N 159-ФЗ требованиям, в связи с чем обоснованно признали неправомерным оспариваемый отказ комитета в реализации обществом преимущественного права на приватизацию арендуемого помещения.
Довод комитета о том, что дополнительное соглашение к договору аренды от 12.12.2007, определяющее, что данный договор заключен на неопределенный срок, не зарегистрирован в установленном законом порядке, отклоняется. Данное обстоятельство не являлось основанием для отказа в реализации преимущественного права хлебюокомбината на выкуп занимаемого помещения. Кроме того, договор аренды от 28.04.1997 зарегистрирован в установленном порядке и в силу п. 2 ст. 621 Гражданского кодекса Российской Федерации считается продленным на неопределенный срок."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 30 ноября 2012 г. N Ф09-10989/12 по делу N А60-11695/2012