Екатеринбург |
|
10 декабря 2012 г. |
Дело N А76-4787/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 декабря 2012 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 декабря 2012 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Мындря Д.И.,
судей Лазарева С.В., Купреенкова В.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления муниципальной собственности администрации города Троицка Челябинской области (далее - Управление муниципальной собственности) на постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.08.2012 по делу N А76-4787/2012 Арбитражного суда Челябинской области.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом путём направления в их адреса копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Управление муниципальной собственности обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании недействительным сообщений Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области (далее - Управление Росреестра) от 08.02.2012 N 35/109/2011-494, 35/091/2011-187, 35/091/2011-185 об отказе в государственной регистрации права собственности на нежилое помещение N 2 общей площадью 28,4 кв. м, нежилое помещение N 3 общей площадью 53,1 кв. м, нежилое помещение N 4 общей площадью 21,6 кв. м, расположенные по адресу: Челябинская обл., г. Троицк, ул. Т.Д. Дерибаса, д. 30А, и об обязании Управления Росреестра устранить допущенное нарушение права путем осуществления государственной регистрации права муниципальной собственности на названные нежилые помещения и выдачи свидетельств о государственной регистрации права собственности в установленный законом срок.
На основании ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация г. Троицка.
Решением суда от 25.05.2012 (судья Мрез И.В.) заявленные требования удовлетворены. Признаны недействительными сообщения Управления Росреестра об отказе в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 08.02.2012 N 35/109/2011-494, N 35/091/2011-187, N 35/091/2011-185. На Управление Росреестра возложена обязанность в месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу зарегистрировать право муниципальной собственности на нежилые помещения N 2, 3, 4, расположенные по адресу: Челябинская обл., г. Троицк, ул. Т.Д. Дерибаса, д. 30А.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.08.2012 (судьи Ермолаева Л.П., Богдановская Г.Н., Пивоварова Л.В.) решение суда отменено, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Управление муниципальной собственности просит постановление апелляционного суда отменить, решение суда первой инстанции оставить в силе, ссылаясь на неправильное применение апелляционным судом ст. 6, 17 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним"), постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (далее - постановление Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1), распоряжения Президента Российской Федерации от 18.03.1992 N 114-рп "Об утверждении Положения об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности" (далее - распоряжение Президента Российской Федерации от 18.03.1992 N 114-рп), несоответствие выводов апелляционного суда фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Заявитель полагает, что на государственную регистрацию права муниципальной собственности на спорный объект недвижимости им представлены все необходимые документы. По мнению заявителя, право муниципальной собственности на нежилое помещение возникло в силу прямого указания закона - постановление Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1, в связи с чем отсутствует необходимость представления на государственную регистрацию права собственности документов, свидетельствующих о соблюдении предусмотренной распоряжением Президента Российской Федерации от 18.03.1992 N 114-рп процедуры передачи объекта в муниципальную собственность в порядке разграничения государственной собственности, в том числе решения Совета народных депутатов, содержащего перечень передаваемых в муниципальную собственность объектов. Заявитель полагает, что документом, подтверждающим возникновение права муниципальной собственности, является постановление Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации г. Троицка от 22.10.1992 N 79 о передаче нежилых помещений, в том числе спорного помещения, с баланса муниципального унитарного предприятия "Троицкжилремэксплуатация" на баланс названного комитета.
Как установлено судами и следует из материалов дела, постановлением Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации г. Троицка от 22.10.1992 N 79 во исполнение Указа Президента РСФСР от 05.11.1991 N 166 "О первоочередных мерах по обеспечению деятельности органов управления российских городов" муниципальному предприятию "Троицкжилремэксплуатация" предписано передать на баланс Комитета по управлению имуществом в срок до 30.10.1992 нежилые помещения, здания согласно приложению N 1.
В приложении N 1 к названному постановлению указаны, в частности, нежилые помещения общей площадью 179,3 кв. м, расположенные по адресу: ул. Дерибаса, 30А.
Согласно выпискам из реестра муниципального имущества г. Троицка от 28.11.2011 нежилые помещения N 2 площадью 28,4 кв. м, N 3 площадью 53,1 кв. м, N 4 площадью 21,6 кв. м, расположенные по адресу: г. Троицк, ул. Т.Д. Дерибаса, 30А, 22.10.1992 включены в реестр муниципальной собственности. В качестве основания приобретения права указаны постановление Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1, постановление Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации г. Троицка от 22.10.1992 N 79.
Управление муниципальной собственности 09.12.2011 обратилось в Управление Росреестра с заявлением о государственной регистрации права муниципальной собственности на названные нежилые помещения. К заявлению Управлением муниципальной собственности приложены, в том числе, постановление Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации города Троицка от 22.10.1992 N 79, выписки из реестра муниципального имущества г. Троицка от 28.11.2011 N 676, 677, 674.
В сообщениях 08.02.2012 N 35/109/2011-494, 35/091/2011-187, 35/091/2011-185 Управление Росреестра отказало Управлению муниципальной собственности в государственной регистрации права собственности на указанные объекты на основании абз. 4, 10 п. 1 ст. 20 Закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" в связи с непредставлением документов, подтверждающих возникновение права муниципальной собственности, а именно - предусмотренного п. 9 Положения об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности, утвержденного распоряжением Президента Российской Федерации от 18.03.1992 N 114-рп (далее - Положение, утвержденное распоряжением Президента Российской Федерации от 18.03.1992 N 114-рп), решения уполномоченного органа о передаче объектов недвижимости соответствующему муниципальному образованию и зарегистрированный перечень объектов. Управлением Росреестра указано, что постановление Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации г. Троицка от 22.10.1992 N 79 не может рассматриваться в качестве надлежащего основания возникновения права собственности, так как в соответствии с данным постановлением имущество передается с баланса муниципального предприятия "Троицкжилремэксплуатация" на баланс Комитета.
Управление муниципальной собственности, полагая, что отказы Управления Росреестра в государственной регистрации права муниципальной собственности на спорные нежилые помещения не соответствуют действующему законодательству и нарушают его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что спорные нежилые помещения в силу прямого указания закона (абз. 2 п. 1 приложения N 3 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1) относятся к муниципальной собственности, уже внесены в реестр объектов муниципальной собственности, спора о праве на данное имущество не имеется, в связи с чем на государственную регистрацию права муниципальной собственности Управлением муниципальной собственности были представлены необходимые документы. С учетом этого суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии у Управления Росреестра оснований для отказа в государственной регистрации права муниципальной собственности, предусмотренных абз. 4, 10 п. 1 ст. 20 Закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд апелляционной инстанции исходил из следующего.
Согласно ч. 1 ст. 198, ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания ненормативного акта (решения), действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц недействительными (незаконными) необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствия их закону и иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ст. 16 Закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав производится на основании заявления правообладателя и документов, необходимых для ее проведения.
В соответствии с п. 1 ст. 17 Закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются, в том числе, акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, а также иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
На основании п. 1 ст. 18 названного Закона документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав.
Пунктом 2 ст. 17 Закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением указанных в п. 1 ст. 17 Закона, если представленные им документы отвечают требованиям ст. 18 данного Федерального закона и если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
В государственной регистрации прав может быть отказано, в том числе, в случаях, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства либо не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав (абз. 4, 10 п. 1 ст. 20 Закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним").
В рассматриваемом случае оспариваемые отказы Управления Росреестра в государственной регистрации мотивированы тем, что в нарушение абз. 4, 10 п. 1 ст. 20 Закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" регистрирующему органу не представлены документы, подтверждающие возникновение права муниципальной собственности на спорные объекты, а именно - предусмотренные действующим законодательством решение уполномоченного органа о передаче объектов недвижимости соответствующему муниципальному образованию и зарегистрированный перечень объектов.
Согласно п. 2 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 объекты государственной собственности, указанные в приложении N 3 к названному постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов и районов.
В соответствии с абз. 2 п. 1 приложения N 3 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1, к объектам муниципальной собственности относятся жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении исполнительных органов местных Советов народных депутатов (местной администрации), в том числе здания и строения, ранее переданные ими в ведение (на баланс) другим юридическим лицам, а также встроенно-пристроенные нежилые помещения, построенные за счет 5- и 7-процентных отчислений на строительство объектов социально-культурного и бытового назначения.
На основании п. 5 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 оформление передачи объектов, указанных в п. 2 настоящего постановления, в муниципальную собственность осуществлялось в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
В силу с п. 9 Положения, утвержденного распоряжением Президента Российской Федерации от 18.03.1992 N 114-рп для передачи объектов в муниципальную собственность города (кроме городов районного подчинения), района (кроме районов в городах) соответствующий Комитет по управлению имуществом города, района разрабатывает перечень объектов. В перечень объектов, передаваемых в муниципальную собственность, могут быть включены только объекты, относящиеся к муниципальной собственности, в соответствии с приложением N 3 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1. Совет народных депутатов города, района утверждает перечни объектов, передаваемых в муниципальную собственность.
Утвержденные и оформленные в указанном порядке перечни объектов, передаваемых в муниципальную собственность, представляются в соответствующий комитет по управлению имуществом республики в составе Российской Федерации, края, области, автономной области, автономного округа. Комитет регистрирует представленные перечни объектов в день их поступления и осуществляет проверку соответствия представленных перечней требованиям, установленным приложением N 3 к названному постановлению от 27.12.1991 N 3020-1. При обнаружении в перечнях объектов, не соответствующих указанному требованию, они исключаются из регистрационного перечня, о чем Комитет по управлению имуществом в недельный срок со дня регистрации перечня уведомляет орган, утвердивший перечень. Объекты, полностью соответствующие требованиям приложения N 3 указанного постановления, подлежат передаче в муниципальную собственность в двухмесячный срок со дня регистрации перечня (п. 9 Положения).
Принимая во внимание отсутствие в документах, представленных для осуществления государственной регистрации права, утвержденного Советом народных депутатов перечня объектов, передаваемых в муниципальную собственность, суд апелляционной инстанций пришел к выводу об отсутствии у Управления Росреестра возможности осуществить государственную регистрацию права по заявленным правовым основаниям и представленным документам.
С учетом этого суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу о законности отказов Управления Росреестра в государственной регистрации права муниципальной собственности.
Доводы заявителя кассационной жалобы о том, что правовые основания для возникновения права муниципальной собственности имеются, рассмотрены и отклонены судом апелляционной инстанции, которым указано, что в данном случае рассматривается спор о законности действий регистрирующего органа, который нарушений закона при осуществлении своей деятельности не допустил. Спор о праве предметом рассмотрения по настоящему делу не является.
Нарушений норм материального или процессуального права, влекущих отмену постановления суда апелляционной инстанции (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учётом изложенного обжалуемый судебный акт следует оставить в силе, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.08.2012 по делу N А76-4787/2012 Арбитражного суда Челябинской области оставить без изменения, кассационную жалобу Управления муниципальной собственности администрации города Троицка Челябинской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Д.И. Мындря |
Судьи |
С.В. Лазарев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу с п. 9 Положения, утвержденного распоряжением Президента Российской Федерации от 18.03.1992 N 114-рп для передачи объектов в муниципальную собственность города (кроме городов районного подчинения), района (кроме районов в городах) соответствующий Комитет по управлению имуществом города, района разрабатывает перечень объектов. В перечень объектов, передаваемых в муниципальную собственность, могут быть включены только объекты, относящиеся к муниципальной собственности, в соответствии с приложением N 3 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1. Совет народных депутатов города, района утверждает перечни объектов, передаваемых в муниципальную собственность.
Утвержденные и оформленные в указанном порядке перечни объектов, передаваемых в муниципальную собственность, представляются в соответствующий комитет по управлению имуществом республики в составе Российской Федерации, края, области, автономной области, автономного округа. Комитет регистрирует представленные перечни объектов в день их поступления и осуществляет проверку соответствия представленных перечней требованиям, установленным приложением N 3 к названному постановлению от 27.12.1991 N 3020-1. При обнаружении в перечнях объектов, не соответствующих указанному требованию, они исключаются из регистрационного перечня, о чем Комитет по управлению имуществом в недельный срок со дня регистрации перечня уведомляет орган, утвердивший перечень. Объекты, полностью соответствующие требованиям приложения N 3 указанного постановления, подлежат передаче в муниципальную собственность в двухмесячный срок со дня регистрации перечня (п. 9 Положения)."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 10 декабря 2012 г. N Ф09-10258/12 по делу N А76-4787/2012
Хронология рассмотрения дела:
13.03.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-2037/13
18.02.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-2037/13
10.12.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-10258/12
16.08.2012 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-7443/12
25.05.2012 Решение Арбитражного суда Челябинской области N А76-4787/12