Екатеринбург |
|
31 января 2013 г. |
Дело N А60-50182/11 |
См. дополнительную информацию к настоящему постановлению
Резолютивная часть постановления объявлена 30 января 2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 января 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Токмаковой А. Н.,
судей Гавриленко О. Л., Жаворонкова Д. В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 31 по Свердловской области на постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.11.2012 по делу N А60-50182/2011 Арбитражного суда Свердловской области.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе публично, путем размещения соответствующей информации на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
В судебном заседании принял участие представитель инспекции - Чиков А.В. (доверенность 28.12.2012 N 07-02).
Общество с ограниченной ответственностью "Металлайн" (далее - общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о взыскании с Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Екатеринбурга 404 567 руб. 55 коп. излишне уплаченных налогов, сборов и пеней (с учетом уточнения заявленных требований в порядке, определенном ст. 49 АПК РФ).
В порядке ст. 48 АПК РФ судом произведена замена заинтересованного лица Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Екатеринбурга на ее правопреемника Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 31 по Свердловской области (далее - инспекция, налоговый орган).
Определением от 06.03.2012 производство по делу приостановлено до вступления в законную силу судебного акта по делу N А60-49005/2012.
Определением от 25.06.2012 производство по делу возобновлено.
Решением суда от 24.08.2012 (судья Савина Л.Ф.) заявленные требования удовлетворены частично: обществу возвращены излишне уплаченные пени по единому социальному налогу из федерального бюджета в сумме 67 030 руб. 01 коп., из Федерального фонда обязательного медицинского страхования в сумме 10 591 руб. 43 коп., из Территориального фонда обязательного медицинского страхования в сумме 26 337 руб. 26 коп. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.11.2012 (судьи Васева Е.Е., Борзенкова И.В., Сафонова С.Н.) решение суда изменено, резолютивная часть изложена в следующей редакции:
"Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 31 по Свердловской области (ОГРН 1126672000014, ИНН 6685000017) в пользу общества с ограниченной ответственностью "Металлайн" (ОГРН 1026602964211, ИНН 6659065515) излишне уплаченные налоги, сборы и пени в сумме 391 981 руб. 10 коп.
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать".
В кассационной жалобе инспекция просит отменить постановление суда апелляционной инстанции в части удовлетворения требований о возврате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и пеней, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
Как следует из материалов дела, общество обратилось в инспекцию с заявлением о возврате сумм излишне уплаченных налогов, а именно:
- страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой части трудовой пенсии в размере 267 руб.;
- пеней по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемым в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой части трудовой пенсии в размере 52 640 руб. 43 коп.;
- пеней по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемым в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату накопительной части трудовой пенсии в размере 10 614 руб. 60 коп.;
- налога на имущество организаций в сумме 1912 руб. 00 коп.;
- пеней по налогу на имущество организаций в сумме 52 руб. 76 коп.;
- пеней по налогу на имущество организаций в сумме 14 455 руб. 82 коп.;
- пеней по единому социальному налогу, зачисляемому в федеральный бюджет, в сумме 67 030 руб. 01 коп.;
- единого социального налога, зачисляемого в Фонд социального страхования, в сумме 211 582 руб. 34 коп.;
- пеней по единому социальному налогу, зачисляемому в Фонд социального страхования, в сумме 12 918 руб. 03 коп.;
- пеней по единому социальному налогу, зачисляемому в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, в сумме 10 591 руб. 43 коп.;
- пеней по единому социальному налогу, зачисляемому в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования, в сумме 28 646 руб. 42 коп.
Решением от 25.08.2011 N 15-25/1943/1944 налоговым органом отказано в осуществлении возврата страховых взносов, зачисленных в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, со ссылкой на отсутствие правовых оснований.
Решением от 25.08.2011 N 15-25/1941/1942 налоговым органом отказано в возврате налога на имущество до представления пояснений либо исправлений в декларациях.
Решениями от 25.08.2011, 29.08.2011 и 30.08.2011 налоговым органом отказано в возврате единого социального налога и пени со ссылкой на отсутствие переплаты в указанных в заявлении суммах, а также на отсутствие подтверждающих документов по периоду образования переплаты, по факту уплаты денежных средств, по исчисленным за каждый конкретный период суммам налогов.
Полагая, что отказ налогового органа нарушает его права и законные интересы, налогоплательщик обратился в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении требований в части возврата излишне уплаченных пеней в сумме 102 492 руб. 88 коп. и излишне уплаченных страховых взносов в сумме 267 руб., суд первой инстанции исходил из того, что возврат этих взносов самостоятельно налоговый орган осуществлять не вправе, решение о возврате взносов территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации не принималось.
Судом апелляционной инстанции установлено, что при уточнении предмета спора общество определило сумму, подлежащую взысканию с налогового органа на основании акта сверки по состоянию на 24.07.2012. В указанном акте сверки переплата по пеням по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в сумме 102 492 руб. 88 коп. не числится. В акте сверки отражена переплата по пеням по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на выплату страховой части трудовой пенсии в сумме 52 640 руб. 43 коп., переплата по пеням по страховым взносам на обязательное на обязательное пенсионное страхование, зачисляемым в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату накопительной части трудовой пенсии - в сумме 10 614 руб. 60 коп. Суд также установил, что общество после уточнения предмета спора, принятого судом первой инстанции, не заявляло требований, превышающих, отраженные в акте сверки суммы.
Удовлетворяя требования в части отказа инспекцией в возврате переплаты по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в сумме 267 р. и пеням в суммах 52 640 руб. 43 р. и 10 614 руб. 60 коп., суд апелляционной инстанции исходил из следующего.
В соответствии с подп. 5 п. 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщики имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов, которому корреспондирует обязанность налоговых органов, установленная подп. 7 п. 1 ст. 32 НК РФ, принимать решения о возврате налогоплательщику сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов и осуществлять зачет сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном НК РФ.
Порядок возврата излишне уплаченных налогов и пеней установлен положениями ст. 78 НК РФ.
В силу п. 1 ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.
Сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.
Возврат налогоплательщику суммы излишне уплаченного налога при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных НК РФ, производится только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности) (п. 6 ст. 78 НК РФ).
В соответствии с п. 7 ст. 78 НК РФ заявление о возврате (зачете) суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.
В соответствии с п. 22 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" налогоплательщик вправе также обратиться в суд с иском о возврате или зачете излишне уплаченных сумм налогов и пеней в случае отказа налогового органа в удовлетворении заявления налогоплательщика о возврате или зачете указанных сумм.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 21.06.2001 N 173-О указал, что содержащаяся в п. 8 ст. 78 НК РФ (п. 7 ст. 78 НК РФ в редакции Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ) норма не препятствует в случае пропуска указанного в ней срока обратиться в суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства и в этом случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности - со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (п. 1 ст. 200 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Судом апелляционной инстанции установлено, что срок для обращения в суд с заявлением о возврате излишне уплаченных сумм налогов, сборов и пеней налогоплательщиком не пропущен.
Довод о том, что оснований для возврата спорных сумм у инспекции не имелось в связи с отсутствием подтверждения наличия у общества переплаты и решения на возврат этих сумм от уполномоченного органа (пенсионный фонд Российской Федерации), рассмотрен судом апелляционной инстанции и отклонен.
Суд установил, что наличие у налогоплательщика переплаты в спорных суммах подтверждено инспекцией в акте сверки по состоянию на 24.07.2012.
С 01.01.2010 вступил в законную силу Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ), которым предусмотрен порядок зачета или возврата сумм излишне уплаченных страховых взносов, пеней и штрафов, возврат излишне взысканных страховых взносов, пеней и штрафов.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе, в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются Федеральным законом "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования", если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Согласно п. 3 ст. 60 Федерального закона N 212-ФЗ суммы излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по состоянию на 31.12.2009 включительно подлежат зачету (возврату) в порядке, предусмотренном ст. 26 и 27 данного Федерального закона.
Согласно п. 3 ст. 62 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ к правоотношениям, возникшим до дня вступления в силу названного Федерального закона, положения данного Федерального закона применяются в части прав и обязанностей, которые возникнут после вступления его в силу, то есть после 01.01.2010.
Судом установлено, что переплата по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, направляемым на выплату страховой части пенсии, пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, направляемым на выплату страховой части трудовой пенсии, пени по страховым взносам на обязательное на обязательное пенсионное страхование, направляемым на выплату накопительной части трудовой пенсии, образовалась по кодам бюджетной классификации Российской Федерации 1821020202006100160, 1821020201006100160.
Согласно п. 2 ст. 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации полномочиями по принятию решения о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов, а также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, и представлению поручения в орган Федерального казначейства для осуществления возврата в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации, обладает администратор доходов бюджета.
В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 30.11.2009 N 307-ФЗ "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов", приложением N 1 к нему и Приказом Минфина России от 30.12.2009 N 150н "Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации" главным администратором доходов бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за расчетные периоды 2002-2009 гг. является ФНС России, главным администратором доходов бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 гг. по главе 182 является Федеральная налоговая служба, по главе 392 - Пенсионный фонд Российской Федерации.
Таким образом, Пенсионный фонд Российской Федерации является главным администратором доходов бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, уплаченных на КБК по главе 392 в 2010 году и на плановый период 2011 и 2012 гг., а Федеральная налоговая служба является главным администратором доходов бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, уплаченных на КБК по главе 182, как за расчетные периоды 2002-2009 гг., так и в 2010 году и на плановый период 2011 и 2012 гг.
В этой связи Федеральная налоговая служба и Пенсионный фонд Российской Федерации разработали порядок осуществления возврата излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, пеней и штрафов, зачисленных в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации за расчетные периоды с 2002 года по 2009 год включительно, на коды бюджетной классификации Российской Федерации, главным администратором которых является ФНС России (Письмо ФНС РФ N ЯК-17-8/58, ПФ РФ N АД-30-24/8509@ от 11.08.2010).
Указанный порядок предусматривает представление плательщиком страховых взносов заявления о возврате излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, пеней и штрафов в территориальный орган ПФР по месту регистрации в качестве плательщика страховых взносов.
По результатам рассмотрения заявления территориальные органы ПФР принимают решение о возврате излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов (пеней, штрафов), которое направляется с копией заявления плательщика о возврате страховых взносов, пеней и штрафов в налоговый орган по месту учета этого лица в качестве налогоплательщика.
Налоговый орган в течение пяти рабочих дней со дня получения решения территориального органа ПФР о возврате оформляет заявку на возврат суммы страховых взносов и направляет ее в установленном порядке в орган Федерального казначейства по месту обслуживания для осуществления возврата страхователю в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу, что органом, уполномоченным принимать решение о возврате возникшей переплаты, является территориальное подразделение фонда.
Вместе с тем, признав подтвержденным факт наличия у налогоплательщика переплаты и доказанным ее размер, установив, что обязанность по возврату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплаченных на КБК, администратором которых является налоговый орган, возложена на налоговый орган, суд пришел к выводу о том, что требования общества о взыскании с инспекции страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и пеней в спорных суммах подлежат удовлетворению.
Оснований для переоценки выводов суда и установленных им фактов у суда кассационной инстанции не имеется.
С учетом изложенного, руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.11.2012 по делу N А60-50182/2011 Арбитражного суда Свердловской области оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 31 по Свердловской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.Н.Токмакова |
Судьи |
О.Л.Гавриленко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 30.11.2009 N 307-ФЗ "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов", приложением N 1 к нему и Приказом Минфина России от 30.12.2009 N 150н "Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации" главным администратором доходов бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за расчетные периоды 2002-2009 гг. является ФНС России, главным администратором доходов бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 гг. по главе 182 является Федеральная налоговая служба, по главе 392 - Пенсионный фонд Российской Федерации.
Таким образом, Пенсионный фонд Российской Федерации является главным администратором доходов бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, уплаченных на КБК по главе 392 в 2010 году и на плановый период 2011 и 2012 гг., а Федеральная налоговая служба является главным администратором доходов бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, уплаченных на КБК по главе 182, как за расчетные периоды 2002-2009 гг., так и в 2010 году и на плановый период 2011 и 2012 гг.
В этой связи Федеральная налоговая служба и Пенсионный фонд Российской Федерации разработали порядок осуществления возврата излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, пеней и штрафов, зачисленных в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации за расчетные периоды с 2002 года по 2009 год включительно, на коды бюджетной классификации Российской Федерации, главным администратором которых является ФНС России (Письмо ФНС РФ N ЯК-17-8/58, ПФ РФ N АД-30-24/8509@ от 11.08.2010).
...
Налоговый орган в течение пяти рабочих дней со дня получения решения территориального органа ПФР о возврате оформляет заявку на возврат суммы страховых взносов и направляет ее в установленном порядке в орган Федерального казначейства по месту обслуживания для осуществления возврата страхователю в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 31 января 2013 г. N Ф09-14095/12 по делу N А60-50182/2011